Диагноз: неуспеваемость
учебно-методический материал на тему

Барулина Наталья Шамильевна

Советы учителям и родителям неуспевающих и слабоуспевающих детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины снижения успеваемости обучающихся

C:\Users\Наталья\Desktop\Опять двойка.jpg

«Опять двойка» — картина советского художника Ф.П.Решетникова, созданная в 1952 году.

Позиции обучающихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их совместной деятельности по ликвидации причин неуспеваемости.

Учащиеся объясняют неуспеваемость:

  • наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т.е. индивидуальными особенностями;
  • сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
  • профессиональной некомпетентностью учителей.

Учителя считают, что:

  • школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
  • родители плохо помогают детям в учебе;
  • программы обучения слишком сложны.

Родители называют такие причины:

  • недоступность программы, ее сложность;
  • высокие требования, предъявляемые педагогами обучающимся;
  • недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Рекомендации родителям обучающихся

Родителям необходимо помнить:

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.

2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:

  • уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
  • задачи ставить ясно и четко;
  • обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).

3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т.е.:

  • иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
  • повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
  • способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
  • относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
  • постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

Рекомендации родителям обучающихся начальных классов

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?»,»Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.

3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.

4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.

6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.

11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.

12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.

13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.

14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.

15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.

Рекомендации родителям обучающихся средних и старших классов

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

  • бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
  • эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.;
  • культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, внеурочной деятельности, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.

5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.

6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.

7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.

8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону и через Internet: уточняют, обсуждают, спорят.

9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.

10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов - до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.



Предварительный просмотр:

Причины низкой успеваемости в учебе и способы их устранения

Неуспеваемость в учебном процессе является следствием многих причин, таких как низкий уровень сообразительности ученика, слабость физического здоровья, психическое расстройство, низкое социальное или семейное положение ученика.

Низкий уровень сообразительности ученика

Успеваемость в учебном процессе напрямую связана со степенью интеллекта ученика, и часто ученик терпит неудачу в приобретении знаний, если от него требуют усвоить информацию, количество которой превышает уровень его умственных способностей. Существует взаимосвязь между сообразительностью и успехом в учебе, и нет сомнения в том, что успех в учебе в большой степени зависит от уровня смышлености ученика. Чем выше этот уровень, тем больше шансов у ученика добиться успехов в учебе, а низкий уровень смышлености неизбежно ведет к неуспеваемости в постижении знаний. Поэтому преподаватель должен объективно оценить умственные способности каждого ученика для определения уровня его смышлености и уровня присущих ему умственных способностей.

Если преподаватель убедился, что уровень смышлености ученика настолько низок, что соответствует уровню малоразвитых детей (это когда тест на смышленость показывает результаты между 3 и 4 баллами, соответственно классификации уровня смышлености), то он может исправить подобное положение, следуя некоторым методам обучения:

1.      Приводите больше примеров, разъясняющих основные темы урока и некоторые сведения в различных учебных предметах, чаще используйте различные учебные пособия, которые помогут упрощенно объяснить тему или привести больше примеров по теме, чтобы помочь ученику представить и понять ее.

2.      Применяйте разнообразные методы исполнения, использование различных методик и способов, возбуждающих интерес ученика и притягивающих его внимание.

3.      Используйте различного рода упражнения, практические занятия, помогающие ученику понять и усвоить основные правила, догмы и необходимую информацию по учебному предмету.

4.      Принимайте ограниченных в мышлении учеников такими, какие они есть, не избегая их, не испытывая к ним неприязни и не указывайте на их недостатки. Напротив, учитель должен помочь им посредством терпения и кротости во взаимоотношениях с ними. Если педагог будет осмотрительным и, не спеша переходить от одного пункта темы к другому, вместо того, чтобы быстро пройти всю тему, и если он будет объяснять несколько раз, используя различные методы, он поможет своим ученикам освоить всю необходимую учебную программу.

5.      Применяйте как можно больше методов обучения, и выберите из них наиболее подходящие к уровню ваших учеников, если ваша прежняя методика неспособна осуществить требуемые цели обучения.

6.      Лучше всего объединить учеников с одинаковыми способностями в один класс, чтобы иметь возможность следовать лучшим методам, соответствующим интеллектуальному уровню всех учеников класса. 

Примечание: Если учитель обнаружил, что  уровень смышлености неуспевающего ученика ниже «3» баллов, то администрация школы должна серьезно заняться его положением, рассмотреть причины столь низкого показателя, и постановить решение по поводу его дальнейшей школьной учебы.

Если показатель смышлености отстающего ученика более «4» баллов, то этот уровень уже считается средним или выше среднего. В таком случае причина его отставания не связана с низким уровнем сообразительности, а исходит из других признаков.

Общее состояние здоровья

Ученик, имеющий слабое здоровье и находящийся в непригодной физической форме, не может сосредоточить свое внимание на уроках в течение долгого времени, потому что он чувствует усталость, утомление и недомогание даже от небольшого усилия на учебных занятиях. Поэтому его внимание быстро рассеивается, он теряет способность быть внимательным к учителю, объясняющему урок, и этот урок для него остается непонятым. Из-за этого он не может исполнить домашнее задание, повторить предыдущие темы, и становится отстающим в программе от своих одноклассников, обладающих прекрасным физическим здоровьем, и не жалующихся на слабость и недомогание.

Учитель, насколько это возможно, должен помочь ученику вылечиться от своих болезней, которые влияют на процесс его обучения, и вернуться в состояние здорового, способного воспринимать учебную программу человека.

Может случиться и так, что ученик подвергается душевным расстройствам в период учебного процесса или до него по причине болезней жизненных органов (печень, сердце, легкие, или эндемических болезней, как бильгарциоз) и отстает по причине этого от учебной программы. Снижается уровень его успеваемости из-за болезни или долгого отсутствия в школе, но такие ученики способны быстро нагнать учебную программу, если им предоставить дополнительный шанс.

Учителю необходимо помочь таким ученикам посредством дополнительного объяснения, повторения прошедших уроков, чтобы они смогли догнать по программе своих здоровых одноклассников.

Также существуют ученики, имеющие слабое зрение, слабый слух или глухие на одно ухо. Они испытывают затруднения в усвоении информации и в получении навыков наряду со здоровыми учениками. Поэтому они будут отставать в учебе, если учитель не будет уделять им особого внимания.

 

Психологические расстройства из-за низкого социального и семейного положения

Ученики, живущие в не очень благополучной общественной среде, в большинстве своем испытывают расстройства из-за нестабильного социального и семейного положения. Причиной этого является неустойчивое семейное положение, или неправильные методы воспитания в семье: избалованность, излишняя забота, или, наоборот, невнимание к ребенку, безразличие, или отчужденность по отношению к нему. Подобные неправильные методы воспитания ведут к излишнему волнению, расстройству, что мешает ребенку чувствовать безопасность и стабильность, и отрицательно отражается на его внимании в процессе восприятия школьной программы.

Поэтому, учитель должен изучить социальные и психологические условия семьи.  Узнать в каких родственных отношениях находятся члены семьи, а также, какова способность или неспособность семьи предоставить ученику соответствующие и необходимые для его учебы психологические условия, чтобы он почувствовал безопасность и не был подвержен душевному беспокойству, тревоге, которые и являются причиной его неуспеваемости в школе.

Учитель также может воспользоваться биографией ученика и его характеристикой, записанной в его индивидуальной карточке, где находятся данные о его семье. Это может также помочь учителю найти причину неуспеваемости этого ученика.

Условия жизни и одежда также могут вызывать беспокойство ученика и привести его к отставанию от школьной программы. В таком случае преподаватель может обратиться к школьному специалисту-социологу для предоставления рекомендаций родителям и указания им на причины отставания их ребенка от школьной программы. Когда будут выявлены эти причины, то не составит труда найти способы исправления положения, а также психологических и социальных условий жизни ученика.

Также бывает, что ученики живут в условиях тяжелого экономического положения в семье, живут во вредных для здоровья неблагоустроенных домах, не имея возможности комфортно отдохнуть, или могут быть условия, когда недостаточно солнца и свежего воздуха, или ученики не получают полноценного питания. Так или иначе, но все они подвержены психическим расстройствам, являющимся причиной их неуспеваемости. Поэтому администрации школы необходимо предоставить свободное пространство, например, площадку во дворе школы, где ученики могли бы устраивать спортивные игры на свежем воздухе, а также необходимо давать ученикам полноценное питание в столовой школы. Преподавателям необходимо решить эти вопросы, опираясь на индивидуальные карточки учеников, затем связаться с родителями, с предложением исправить положение дел, помочь их ребенку ощутить безопасность и стабильность, чтобы он имел возможность догнать своих одноклассников как можно раньше.

Причины неуспеваемости по некоторым предметам в школе

Бывает так, что ученик отстает от программы в одном или нескольких, но не во всех школьных предметах. Этому явлению также есть объяснение:

Отношения между учителем предмета и учеником

Иногда причиной отставания ученика является его отношение с учителем определенного предмета. Например, если учитель неспособен использовать в своей педагогической деятельности различные методы преподавания из-за недостаточного опыта или по причине его неосведомленности о динамике поведения человека, или из-за использования им различных видов наказания и устрашения учеников. Действительно, в таком случае трудно говорить о правильных, положительных отношениях между учителем и учеником, что ведет к потере уверенности ученика в нем, а затем – к непониманию и отставанию в учебе.

Поэтому учителю необходимо восстановить взаимное доверие между ним и его учениками, использовать различные методики преподавания, работать над повторением и закреплением тем прошлых уроков каждый раз, как только появится интерес учеников, а также проводить практические занятия по ним. Также необходимо прекратить использовать наказание или устрашение как метод для усвоения ими программы и заучивания его предмета.

Постоянные пропуски учеником одних и тех же предметов

Одной из причин неуспеваемости по некоторым предметам может явиться отсутствие ученика на нескольких уроках одного и того же предмета, в течение которых изучались основные темы предмета, усвоение которых необходимо для того, чтобы перейти к другим темам. Это ведет к неспособности ученика в понимании не только этой темы, но и последующих. Например, если ученик отсутствовал во время прохождения темы определения металлов и неметаллов, их особенностей, или во время объяснения важного правила превращения простой дроби в десятичную, или некоторых правил родного или иностранного языка, он не сможет, не поняв этих важных уроков, перейти к следующим. Это ведет к его неуспеваемости по предмету, что подталкивает его к осознанию безнадежности положения. Необходимо помочь ученику, дать понять ему пропущенную тему путем повторного объяснения темы или используя упрощенный способ объяснения сущности темы, либо прибегнуть к другим методам, принимая во внимание специфику темы и психологическое состояние ученика, особенно если он имел веский довод отсутствия. 

Неспособность ученика к усвоению определенного предмета

Еще одной из причин неуспеваемости по некоторым предметам является низкий уровень усвоения или нежелание, неспособность познать определенный предмет. Если ученик не имеет способностей к музыке, искусству, механике или к другим предметам в силу своей природной несообразительности, по сравнению с его одноклассниками, имеющими к нему способности, то он, в силу своих природных свойств, никогда не достигнет по этому предмету уровня своих сверстников. Некоторые ученики отстают от программы по некоторым предметам, которые требуют повышенной способности к запоминанию аксиом, знаков, цифр, таблицы умножения или химических и физических формул, т.е. не имеют способности к быстрому запоминанию.

К таким ученикам учителю необходимо относиться, принимая во внимание личностные различия, оказывающие влияние на уровень усвоения ими школьного предмета. Целью обучения не может быть уравнивание всех учеников в понимании и усвоение ими всех предметов на одном уровне. Один ученик может отставать от своих одноклассников в одном предмете, но показывать лучшие результаты в другом.

Также учитель должен проявить терпение и использовать множество различных методов обучения, чтобы помочь ученику выучить требуемую информацию, правила и формулы, и применять больше практических упражнений, решение задач, для повышения уровня усвоения предмета учениками.

Таким образом, можно облегчить исправление неуспеваемости в учебе по некоторым предметам, причиной которой является различие индивидуальных способностей учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки «Система работы с детьми 5-7 лет с диагнозом «Общее недоразвитие речи» по развитию фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии с использованием современных технологий и методик

Данные методические разработки дают возможность использовать в работе учителя-логопеда современные технологии и методики для формирования необходимых навыков фонематических представлений как залог усп...

Статья на тему «Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии у детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (из опыта работы учителя-логопеда Анкудиновой Нины Фёдоровны)

Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё...

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

презентация к нетрадиционному педсовету "Диагноз:неуспеваемость"

презентация к нетрадиционному педсовету "Диагноз:неуспеваемость"...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Доклад на тему: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их ус...