Историко-патриотическое воспитание учащихся в условиях самодеятельного туристского клуба
статья на тему

Верховых Ирина Александровна

Историко–патриотическое воспитание учащейся молодежи  способно оптимизировать процесс формирования национально–культурной идентичности личности и развития межкультурной толерантности. Эффективность историко-патриотического воспитания мо­жно существенно повысить на базе единой педагогической методологии, способной востребовать и интегрировать педагогические ресурсы самодеятельного туризма и возможности досугового объединения.  Значительные педагогические ресурсы в системе историко–патриотического воспитания содержит самодеятельный туризм, осуществляемый в форме поисково-исследовательского клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_verhovyh-vak2.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Верховых Ирина Александровна,

СПб ГУКИ

Историко-патриотическое воспитание  учащихся

в условиях самодеятельного туристского  клуба

Историко–патриотическое воспитание учащейся молодежи  способно оптимизировать процесс формирования национально–культурной идентичности личности и развития межкультурной толерантности. Эффективность историко-патриотического воспитания можно существенно повысить на базе единой педагогической методологии, способной востребовать и интегрировать педагогические ресурсы самодеятельного туризма и возможности досугового объединения.  Значительные педагогические ресурсы в системе историко–патриотического воспитания содержит самодеятельный туризм, осуществляемый в форме поисково-исследовательского клуба.

Historical and patriotic education of students is able to optimize the formation of national and cultural identity of the individuality and the development of intercultural tolerance. The effectiveness of the historical and patriotic education can be significantly increased by basing on a single teaching methodology that can reclaim and integrate educational resources and opportunities for amateur tourism leisure associations. Amateur tourism, that is implemented in the form of search and research team, includes significant educational resources in the system of historical and patriotic education.

Ключевые слова: историко–патриотическое воспитание, национально–культурная идентичность, культурные традиции, самодеятельный туризм, досуговое объединение.

Tags: historical and patriotic education, national and cultural identity, cultural traditions, amateur tourism, leisure pool.

Интерес к вопросам теории и практики историко–патриотического воспитания обусловлен его важнейшими функциями в сохранении культурной преемственности поколений и духовном развитии личности. С одной стороны, в современном обществе усиливаются процессы «духовной мутации», происходит отчуждение человека от корневых основ культуры своего народа, утрата «иммунитета» к антисистемному воздействию идеалов «общества потребления», ведущих к искажению самой природы культуры, ее духовно-созидательных начал. Нарушены принципы традиционной культуры, обеспечивавшие последовательное развитие гуманистических начал в человеке. С другой стороны, сохранение национальной культуры рассматривается сегодня в качестве базовой предпосылки духовной безопасности общества, а отечественная культура осознается как важнейшее условие развития личности, фактор душевного здоровья нации. Культура выступает системообразующей основой национально–культурной преемственности поколений. Разрушение этого консолидирующего мира ведет к расколу социума, утрате смысла существования человека и общества.

Историко–патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить осознанное и многомерное овладение национальными традициями своего народа, создать предпосылки для обретения идентичности, конструктивного диалога и взаимопонимания между разными этническими группами. Особым педагогическим ресурсом обладают историко-культурные традиции, обращение к которым будет содействовать становлению личности через воссоздание общности судеб человека и его народа, обеспечивать трансляцию социального опыта, национально–культурную самоидентификацию и преемственность духовных ценностей.

На протяжении десятилетий историко–патриотическое воспитание выходило из сферы интересов государственных органов, при этом уменьшение государственной поддержки образовательных и досуговых институтов совпало с периодом резкого изменения социокультурной ситуации, кризиса традиционных теоретических моделей образовательной и досуговой деятельности. Отсутствие продуманной целенаправленной политики в образовательной и культурно-досуговой сферах становится фактором десоциализации подрастающего поколения, нарушения баланса между аксиологическими блоками национально-культурной и общечеловеческой самоидентификацией. Содержание образования все больше ориентируется на общеевропейские традиции, недооценивая педагогическую роль народной культуры. Культурно–досуговые учреждения, работая в жестких условиях рынка, специализируются в русле зрелищно–развлекательных программ, что в конечном итоге не способствует востребованности гуманистических традиций народной культуры. В сложившейся ситуации оптимизация историко–патриотического воспитания предполагает объединение ресурсов различных социально–культурных институтов, в том числе и в сфере дополнительного образования, которое предполагает свободный выбор сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие и самоосуществление личности.

Эффективность историко-патриотического воспитания определяется его способностью востребовать воспитательные возможности культурных традиций. Традиция в широком смысле, как наследование культуры, выступает как универсальная характеристика человеческого способа быть [1, с.113], как «сгусток социального опыта», а ее функциональную модель раскрывается через связь функций накопления, передачи социального опыта с функцией социальной регуляции, причем на первое место выдвигает социально-регулятивную функцию традиции [2,с.98].

Различают три ракурса взгляда на традицию: как деятельность, в которой реализуется передача общественного наследования; как объект, составляющий содержание передаваемого общественного наследия; как субъект, принимающий прошлое в качестве ценности, прошлое как таковое или его конкретные формации и деятельно утверждающий эти ценности в историческом праксисе. Наиболее «традиционными» в указанном смысле являются такие ценности, как семья, дети, воспитание, Отечество, вера, народ, предки, отчий дом, родная земля, родной язык, уклад, семейные и народные предания. Однако субъект традиции может по-своему интерпретировать эти ценности, включать их в более обширную систему, сопрягать с тем, что несовместимо с ними: с идеалами личной независимости, свободы, корпоративной солидарности, моральной правоты. Список традиционных ценностей постоянно обновляется, поскольку они создаются в процессе деятельности субъекта. «Любовь к предкам» выступает в качестве реального и сильного переживания, которое пробуждает в человеке сознание нравственных обязательств в отношении к роду, народу, Родине, побуждает его искать правду о прошлом и «продолжать дело отцов», наделяя ценностным содержанием непрерывность общего дела из поколения в поколение. Данные аксиологические потенциалы традиции становится мощным ресурсом педагогических практик.

Традиции народной культуры имеют значительный потенциал историко–патриотического воспитания подрастающего поколения. Педагогический потенциал народной культуры определяется ее способностью обеспечить познание окружающего мира, передать накопленный поколениями духовный опыт и ценностных ориентаций, стандарты и нормы личностной идентичности. Погружение личности в мир народной культуры способно гармонизировать процессы формирования национально–культурной идентичности личности и развития толерантности, являющейся важным условием межкультурного диалога и общественной солидарности. Традиционная культура есть «внегенетический механизм наследования социального опыта» (Ю.М Лотман), она одержит своеобразный духовной генофонд, фиксирующий и сохраняющий язык нации, картину мира, свойственную тому или иному культурному сообществу, определяющий способ мировосприятия, уклад жизни и смысл человеческого существования. В многочисленных исследованиях подчеркивается роль народной культуры в становлении моделей этнического поведения, усваиваемых человеком в процессе взросления и принятия своей культурной роли (Ф. Боас, Р. Бенедикт), воспитании и социализации личности (А.Кардинер, И.С. Кон), формировании через бессознательные установки детства групповых и индивидуальных стереотипов (М. Мид, Д. Матсумото), формировании специфического для культуры «образа мира» (Д.С.Лихачев, Ю.В.Степанов). Мировоззренческое пространство культуры создается и отражается в языке, религии, национальных традициях, народном искусстве. Социальная миссия культурных традиций состоит в оптимизации форм и способов социальной коммуникации между людьми, интеграции и консолидации социума, регуляции совместной жизнедеятельности и межличностных взаимодействий.

Педагогические возможности традиций в системе историко–патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время используются не в полной мере в силу ряда причин: недостаточная теоретическая разработанность феномена историко–патриотического воспитания в новом социально–культурном контексте; кадровая необеспеченность образовательных и досуговых программ, созданных на материале народной культуры региона. В этой связи возникает потребность в теоретическом обосновании условий оптимизации воспитательного процесса в соответствии с объективными социально–культурными реалиями, учетом региональной специфики, пониманием сущности традиций народной культуры как важнейшего механизма трансляции и воспроизводства ценностей, норм, идеалов и смысла человеческой жизни. В сложившейся ситуации оптимизация историко–патриотического воспитания предполагает объединение ресурсов учреждений дополнительного образования и различных институтов социально–культурной сферы – музеев, библиотек, культурно–досуговых и фольклорно–этнографических центров, школ традиционных ремесел и народного творчества. Педагогические возможности интеграции различных социальных институтов возрастают: дополнительное образование детей выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие и самоосуществление личности; реализация возможностей досуговой деятельности позволит обеспечить максимально эффективные условия для социализации и творческой самореализации детей и подростков. Необходимость выработки новых воспитательных концепций обусловлена также современными проблемами и противоречиями функционирования социально–культурных институтов образования и культурно–досуговой сферы, к числу которых можно отнести: кризис системы духовного самовоспроизводства общества, деформация традиционных каналов социализации  и культурной преемственности; разрушение базовых духовно–нравственных основ социального бытия и традиционной ценностно–нормативной структуры; слабая ориентация педагогических практик на выращивание личности, их неспособность обеспечить дифференцированный подход в соответствии с индивидуальными потенциалами и особенностями. В такой ситуации содержание деятельности культурно–досуговых и образовательных систем значительно усложняется. Помимо решения воспитательных задач, они должны ориентироваться на широкий спектр проблем, выходящих за границы традиционно понимаемого культурно–досугового и образовательного пространства, содействовать целостному развитию личности, обеспечению ее национально–культурной идентичности и формированию толерантного мировосприятия.

Проблема воспроизводства базовых ценностных ориентаций особенно актуальна в «пороговые» состояния культуры, когда с особой остротой встает тема мобилизации ресурсов преображения и саморазвития, активизации созидательных сил народа. При этом культурные традиции всегда выступали базовым источником общественного самосознания, но интенциональная направленность самосознания при этом нередко окрашивалась тематикой патриотизма. Данная проблематика имеет глубокие корни в истории отечественного социально–гуманитарного знания, она фундаментально представлена в культурологических концепциях отечественных мыслителей, исследующих проблематику национальной идеи, патриотизма[1].

Богатый опыт реализации педагогического потенциала историко-культурных традиций, накопленный учреждениями социально–культурной сферы, нашел свое отражение в специальных исследованиях. В то же время социально–культурный контекст последних лет показал недостаточность теоретического осмысления тех аспектов, которые связаны с историко–патриотическим воспитанием, разработкой условий реализации ресурсов культурно–досуговой деятельности, осуществляемой в форме самодеятельного туризма. Совершенствованию воспитательных практик препятствует негативное отношение средств массовой коммуникации к истории, культуре, традициям России, и, прежде всего советского периода, и одновременно некритичное заимствование ценностей западной культуры и образа жизни. Обращение к данной проблеме продиктовано также тем, что практически невостребованным в ходе реформирования страны остается огромный человекотворческий потенциал ценностей, норм и способов жизнедеятельности, содержащихся в культурных традициях регионального масштаба.

Значительный педагогический ресурс в системе историко-патриотического воспитания имеет целенаправленно организованная туристская деятельность учащихся. Осуществляемая в форме туристского клуба, она позволяет осуществить переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели историко-патриотического воспитания. Воспитательный потенциал самодеятельного туризма, осуществляемого в форме досуговой общности, определяется: клубным характером общения и самодеятельной природой туристской деятельности; восприятием молодежью досуга как добровольного и свободного пространства самовыражения и признания; компенсаторными возможностями досуга, создающего дополнительное пространство развития, условия социализации и самореализации личности. Мы считаем, что поисково-исследовательская туристская деятельность в форме клубной общности, реализующая потенциал региональных культурных традиций, способна гармонизировать процессы социализации и творческой самореализации детей и подростков.

В то же время педагогический потенциал самодеятельного туризма как средства историко-патриотического воспитания реализуется не в полной мере: имеющиеся программы организации самодеятельного туризма разработаны без учета специфики и сущности историко-патриотического воспитания, в котором ценностно–ориентационные и поведенческие аспекты неразрывно связаны в единое целое; отсутствуют способы общественного признания результатов поисково-исследовательской деятельности, позиционирования общественно–полезного характера личностной активности, что снижает общую мотивацию участия.

Включение подростков в деятельность туристского клуба является важнейшей предпосылкой реализации педагогического потенциала досуга, его возможностей в системе историко-патриотического воспитания. Досуговая общность показана как субкультурная микросреда и педагогическая система пространство социализации и самореализации личности. Участие в деятельности объединения, с одной стороны, создает дополнительные возможности личностной самореализации, с другой компенсирует дефициты условий социализации других социально культурных институтов. В качестве ведущих социально психологических факторов возникновения и развития подростковой общности клубного типа выступают личностные проблемы, решение которых затруднено в других сферах социальной жизни (например, аутсайдерство, непризнание ближайшим окружением и т.д.). Приход подростка в объединение может быть связан также с потребностями в самореализации, самовыражении, самоутверждении, доминировании, лидерстве; в социально психологической включенности, безопасности, в подчинении, покровительстве; в социально психологической и этнокультурной идентичности, принадлежности. Потребности подростка в общении, признании, самовыражении, осознании своей индивидуальности, неповторимости наиболее плодотворно могут реализоваться в клубной общности экологической направленности, в которой подростки под руководством педагога, осуществляя природоохранную деятельность, одновременно развиваются как личности, учась проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность за свои дела, за себя, своих товарищей. В силу своих творческих потенциалов и коллективного характера объединение способно удовлетворить интересы растущего человека, его социальные потребности, предоставить возможность быть принятым сообществом сверстников и стать значимым для других, обеспечить защищенность от прессинга и равнодушия взрослых, жестокости некоторой части сверстников. Самодеятельная общность – это та часть жизненного пространства подростка, где он имеет больше возможностей познать себя на различных уровнях - «Я реальное», «Я идеальное», «Я социальное», «Я телесное». Важную роль в формировании индивидуальности подростка играют виды общественно полезной деятельности, которые стимулируют социальную активность подростка, формируя тем самым его социальное самосознание. Условиями реализации социально педагогического потенциала самодеятельного объединения являются самодеятельный и добровольный характер деятельности, синтез общения и игры, наличие интереса к виду деятельности, развитая система самоуправления, возможность смены ролей, творческий социально психологический климат, показателями которого выступают благоприятные условия для межличностного общения, развитая система поощрений, внимание и уважение к участникам объединения со стороны руководителя, положительные эмоциональные связи между участниками объединения.

Педагогические возможности туристского клуба как разновидность досугового объединения определяются совокупностью ресурсов, истоки которых коренятся как в формах организации путешествий, максимально полно учитывающих личностный интерес, так и в самой природе туристской деятельности. Туристский клуб способен создать эмоционально значимое и жизненно необходимое для старшего школьника программное содержание, позволяет ориентировать процесс воспитания на формирование экологически здоровых потребностей, побуждений и привычек поведения, на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды. Туристский клуб – это педагогическая субкультурная среда, позволяющая осуществлять различные подходы и модели историко-патриотического воспитания личности: личностно ориентированный, реализующий потенциал педагогических технологий; деятельностно–творческий, способствующий освоению опыта воспроизводства патриотической культуры; функционально–исторический        , формирующий научно-познавательное отношение к социокультурнгой среде, показывающий значения культурного наследия в жизни общества и отдельной личности, способствующий овладению системой моральных и правовых норм, формированию знаний, умений и навыков деятельности.

Реализация педагогического потенциала туристского объединения предполагает выстраивание диалогичных отношений в клубе, обеспечивающая позитивные социальные ожидания, оценку, признание все его участников; совместное целеполагание руководителя и участников; возможности самоопределения участников объединения в рамках основного репертуара «клубных ролей»; формирование и продвижение референтных участников клуба (лидеров), задающих планку творческой самореализации и позиционирующих экологически оптимальную систему норм и ценностей; содержательное многообразие коллективной деятельности («веер дел»), позволяющее каждому члену общности найти вид деятельности, соответствующий психологическим особенностям; организация позитивного отношения внешней социокультурной среды к природоохранным видам деятельности участников. К педагогически эффективным видам деятельности можно отнести те, которые пробуждают у подростка интерес к прошлому своего города, страны, формируют доброжелательное отношение к людям, формируют направленность подростков на усвоение и соблюдение нравственных, общечеловеческих ценностей, уважительное отношение к пожилым людям, чужому труду, обучают подростков нормам и правилам общественного поведения, побуждают к самоанализу и самоконтролю, помогают осознать свою неповторимость, индивидуальность. При этом направленность, содержание и формы организации клубной деятельности, помимо природоохранных мероприятий, определяются на основе индивидуальных интересов и свободного выбора участников. Условия для реализации социально педагогического потенциала клубного объединения создают добровольный характер деятельности в самодеятельной общности, включение каждого участника в процесс коллективного творчества, развитая система самоуправления. Педагогический процесс в туристском клубе, направленный на экологическое воспитание старшеклассника, представлен как многофункциональная система, обеспечивающая освоение культуры как общественной и личностно значимой ценности в процессе активной деятельности субъекта ее носителя. Образовательные программы в туристском клубе в содержательном плане детерминируются историко–региональными особенностями, экологическими характеристиками региона, а также личностными особенностями участников клуба. В их основу должна быть положена концепция опережающего обучения, позволяющая «погружать» школьника в гуманистические ценности и подводить его через творческие формы деятельности к решению доступных его возрасту проблем. Клубная деятельность туристских объединений позволяет осуществить синтез обучения и творчества, самореализации и социализации личности, клубное общение создает дополнительные условия для компенсации участия семьи и социума в становлении личности участника, развитии его способностей, реализации потребности в общении, творческого самораскрытия и признания.

С учетом специфики туристского клуба как педагогической системы можно сформулировать принципы оптимизации воспитательного процесса: принцип национально-культурной идентичности, ориентирующий деятельность в рамках программ на понимание учащимися своих духовных корней, формирование интереса, любви и уважения к традициям «малой родины»; принцип поликультурности, сочетающий патриотизм с интернационализмом; принцип личностно–ориентированной направленности педагогического процесса, предполагающий учет индивидуальных и возрастных особенностей, целостный подход к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности; принцип самодеятельности, позволяющей максимально развить и реализовать личностные потенциалы, используя потенциал форм и средств народной культуры; проектная направленность педагогического процесса, его ориентация на формирование и реализацию личностных перспектив развития, формирование и информационно–технологическое оснащение жизненных стратегий и программ учащихся в зависимости от их возраста; принцип оптимизации социально-психологической среды жизнедеятельности личности – повседневного пространства обитания человека, включающего исторически сложившиеся формы общения, духовные ценности, значимые события и символы - предполагающий организацию коллективного творчества как формы сотрудничества взрослых и детей, разновозрастного объединения, воспроизводящего «коллективное ядро» жизнедеятельности.

Таким образом, значительные педагогические ресурсы в системе историко–патриотического воспитания содержит самодеятельный туризм, осуществляемый в форме поисково-исследовательского клуба как  целенаправленно регулируемой коммуникативной среды, обеспечивающей органичное освоение потенциалов культуры в единстве информационного, ценностного и деятельностного аспектов. Историко–патриотическое воспитание учащейся молодежи путем погружения личности в мир культурных традиций  является оптимальным с позиции личности и социума – здесь формирование национально–культурной идентичности подрастающего поколения дополняется воспитанием толерантности, являющейся важным элементом сознания современного человека. Историко–патриотическое воспитание на материале поисково-исследовательской деятельности предполагает целенаправленную организацию социокультурной среды туристского объединения как содержательно и ценностного контекста, сохраняющего и воспроизводящего культурную память, которая является способом существования любого общества и выступает основой «духовной оседлости» личности.

Эффективность историко-патриотического воспитания учащейся молодежи можно существенно повысить на базе единой педагогической методологии, способной востребовать и интегрировать педагогические ресурсы самодеятельного туризма и возможности досугового объединения.  Эффективность воспитательного процесса в туристском клубе определяется целенаправленно формируемыми педагогическими условиями, востребованностью современных педагогических технологий, обеспечивающих соответствие содержания, форм и методов организации совместной деятельности специфике возраста и личностным особенностям.

Литература:


[1].. Захарченко М. В. Традиция в истории: опыт типологической интерпретации. - СПб.: СПбГУПМ, 2002 – 192 с.

2.  Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. / рос. Акад. Управления. – М.: Луч, 1994. – 134 с.

3. См.  работы И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, К.Н.Леонтьева, П.Флоренского, Вл.Соловьева, Н.А.Бердяева и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

Программа историко-патриотического кружка.

программа рассчитана на 3 года и содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование....

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии  МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ историко-патриотического ОБЪЕДИНЕНИЯ "ГРАЖДАНИН" АМОУ СОШ п. Парфино 2013/2014 учебный год

Историко-патриотическое объединение «Гражданин»создано 2013-2014 учебном году.Для его деятельности  была составлена  программа.Цель программы:  сформировать у учащихся такие ценностные...

Туристская деятельность как средство историко-патриотического воспитания учащихся

Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить осознанное и многомерное овладение национальн...

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ ДЛЯ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить овладение национальными традициями своего нар...