Роль музея как института социально-культурной деятельности в воспитании и образовании дошкольников
статья на тему

Верховых Ирина Александровна

Совершенно очевидно, что воспитание и образование детей дошкольного возраста – необходимое условие подготовки маленького человека к его будущей деятельности. Одна из наиболее востребованных и, бесспорно, перспективных областей музейной деятельности является работа с детской аудиторией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_volgograd_2011.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

И.А.Верховых (г. Санкт-Петербург)

Роль музея как института социально-культурной деятельности в воспитании и образовании дошкольников.

...Я поведу тебя в музей!, - сказала мне сестра.

С.Михалков

Дети – это наш самый ценный ресурс. То, чем мы наделим малышей, обогатит каждого из нас.

Ирина Бокова, Генеральный директор ЮНЕСКО

Дошкольное образование – основа процветания нации.

Элеонора Митрофанова,Исполнительный директор ЮНЕСКО

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Совершенно очевидно, что воспитание и образование детей дошкольного возраста – необходимое условие подготовки маленького человека к его будущей деятельности. Одна из наиболее востребованных и, бесспорно, перспективных областей музейной деятельности является работа с детской аудиторией.

И тому есть ряд причин:

  • Стабильность и разнообразие детской аудитории (представлены все возрастные категории).
  • Реализация городских музейно-образовательных программ, ориентированных на поэтапное приобщение детей разных возрастов к культурно-историческому наследию и художественной культуре.
  • Создание адресованных детской и семейной аудитории специализированных музеев, центров, постоянно действующих выставок.
  • Проведение крупномасштабных акций, которые адресованы детской аудитории и одновременно являются средством консолидации музейных педагогов России (например, Всероссийский фестиваль «Детские дни в Петербурге»).
  • Все более возрастающий уровень теоретического осмысления работы с детьми, чему способствуют постоянно действующие семинары и конференции по проблемам музейного образования (например, Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение», Творческая лаборатория «Музейная педагогика» кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма); деятельность музейно-педагогических центров (например, Российский центр музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, Республиканский детский музейный центр Карелии); крупномасштабные совместные проекты (например, проект «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока», инициируемый Российским центром музейной педагогики и детского творчества ГРМ); исследования, публикации, учебные пособия по музейной педагогике (например, Столяров Б.А. «Музейная педагогика», Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей»). [5].

Большинство родителей часто задают себе вопрос – когда и куда начать водить ребёнка, чтобы правильно, вовремя и достойно его развивать. С. Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя»  описывает опыт воспитания своих пятерых детей. В возрасте 1,5 – 2 лет её дети уже посещали художественные музеи и выставки. А.В.Бакушинский, и С.Т.Шацкий доказывали необходимость приобщения к музейной культуре  детей младшего возраста.

Кто-то уже с годовалым малышом путешествует по музеям родного города, а то и мира. А кто-то полагает, что галереи требуют серьезного и подготовленного зрителя, с некоторыми сформировавшимися установками. Это две крайности, а золотая середина для каждого ребенка своя. Психологи и педагоги дошкольного воспитания – как ратующие за «раннее развитие», так и те, кто яростно против – единодушны в одном – необходимо чувствовать ребёнка, «держать руку на пульсе».

Встречи маленького человека с «очагами культуры» должны быть желанными и эмоции от посещения музеев положительными. Для этого родителям, педагогам ДОУ необходимо: 1.ориентироваться в многообразии музеев, их предложений; 2.учитывать психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста при посещении музея; 3.заранее готовиться к походу в музей. Важна серьезная предварительная работа, направленная на эмоциональную подготовку, на расширение знаний и представлений ребенка, на формирование навыков музейного поведения. 4.закрепление новой информации.

1. Итак, какие музеи бывают? Можно пофантазировать с детьми на обратную тему: каких музеев не бывает. Придумать музей, которого еще нет — прекрасная творческая задача для развития мышления. Ведь музеев существует очень много и самых разных. Есть музеи естественнонаучные, где можно проникнуть в тайны окружающего нас мира и живых организмов, заглянуть за край Земли, проникнуть в прошлое. В Санкт-Петербурге это, например, Зоологический музей, Этнографический музей, музей «Начало начал» при Музеи истории религии, Планетарий, музей Арктики и Антарктики и т.д.

Есть музеи, посвященные технике. В Петербурге, например, Музей железнодорожного транспорта, Музей городского электротранспорта, музей Метро, Музей телевидения, музей космонавтики и ракетной техники. Технические музеи — это интересно, грандиозно, удивительно, ведь все это создано людьми. А как в городе на Неве не посетить крейсер «Аврора», ледокол «Красин», подводную лодку «Народоволец»

Существуют мемориальные музеи, посвященные жизни и творчеству выдающихся людей самых разных творческих специальностей: писателей, поэтов, художников, актеров, певцов. Среди них есть музеи-квартиры, позволяющие проникнуться жизнью автора и музеи, полные необычных и таинственных вещей. Краеведческие и исторические музеи познакомят с бытом и историей города и страны. В Санкт-Петербурге это Детский исторический музей, музейный центр исторического воспитания «Болотная, 13» – филиалы музея политической истории, мемориальный музей «Разночинный Петербург». Музеи искусств и декоративно-прикладного творчества тоже найдут, чем удивить и поразить ребенка: Русский музей, Эрмитаж в Санкт Петербурге. Знаменита школа ремёсел в Этнографическом музее, где ребята постигают азы народного, традиционного, старого ремесла.

Есть музей «одной темы», побывать в которых также очень интересно и познавательно: в Северной столице музей «Вселенная воды», музей Хлеба, музей циркового искусства, музей пожарного дела, музей кукол, музей стекла... Интересно и весело можно познакомиться с законами физики и химии в музее «ЛабиринтУм». Попасть в настоящую сказку, в буквальном смысле потрогать сказку руками, можно в интерактивном музее-театре «Сказкин Дом». Встреча с известными мультгероями ждёт в интерактивном музее-театре мультфильмов "Тарабум".

А еще есть музеи-усадьбы, есть парки, в которых ведётся экскурсионная работа и организуются детские программы. Есть места, где можно познакомиться с живыми организмами, необычными и уникальными, тоже своего рода "музеи": сад живых бабочек, Ботанический сад, зоопарк, океанариум...

Нет такого ребёнка и такой семьи, для которой не нашлось бы интересного музея. Сегодня можно отметить Детский день рождения в музее, регулярно посещать художественные детские студии при музеях, мастер-классы, детские программы выходного дня или семейные клубы. Теперь экскурсия — это не просто прогулка с экскурсоводом по тихим залам музея. Создавая привлекательный имидж музея, работники разрабатывают специальные игровые программы, адаптированные для разных возрастов. Детский музейный центр, детский образовательный центр при музеях, центр музейной педагогики, школьный центр музея, кружки при музеях – все это не редкость в музеях сегодняшнего дня, а для самых «kids-friendly» музеев, работа с детьми – это особенная, важная часть музейной работы. Свои специальные детские программы ведут и главные музеи страны, так что не удивляют словосочетания «Эрмитаж» детям и «Русский музей» детям. Например, Детские дни в музеях Санкт-Петербурга проводятся каждый год, и с каждым годом становятся только популярнее. Не будем забывать об образовательной роли музеев. Там можно не только поиграть, но и купить полезные книги, открытки или развивающие игры, пройти по залам, выполняя задания, посвященные экспозиции, приобрести на память открытки или значки, наклейки или обучающие диски.

2. В реальной и потенциальной детской музейной аудитории значительно возросла доля посетителей, которые привыкли, жить в интерактивном пространстве. Использование технологии интерактивности в музее, предполагает, прежде всего, отказ от монологического принципа общения с посетителем в пользу насыщенного диалога (посетителя с экспозицией, музейного педагога с аудиторией, детей со взрослыми и друг с другом), ибо традиционная экскурсия все более теряет свою привлекательность для ребенка. Но интерактивность – это не только проблема экскурсионной методики. Она требует создания особой образовательной среды: интерактивных зон, творческих мастерских, игровых комнат, где можно организовать активность ребенка и осуществить принцип «знание через руки».

В дошкольном возрасте поведение детей определяет повышенная эмоциональная и познавательная активность, стремление к деятельности, эмоциональная отзывчивость. Поэтому, чтобы все воспринималось легче, надо привлекать к восприятию эмоциональную сферу ребенка. [3, с.4].Играть с ним.

Детям дошкольного возраста очень интересны яркие контрастные цвета (без оттенков), четко выраженные объёмные формы (экспонат можно обойти со всех сторон), самые простые, но выразительные и динамичные композиции (особенно на картинах), всем знакомые образы и сюжеты (либо их связь с нашей повседневной жизнью), материал, из которого сделан экспонат, интересные мелкие детали. Интерес ребенка всегда можно поддержать с помощью простых вопросов, вовлекающих в игру, например: «Какое название ты дал бы этой кукле, картине, скульптуре, композиции? Почему?», «Что ты чувствуешь, рассматривая экспозицию?», «Какие ассоциации у тебя вызывает данный экспонат?» и т. п. Совместно с ребёнком можно  придумать сказку или историю, которая могла бы произойти с увиденным героем. Для формирования у ребёнка разностороннего восприятия сюжетов стоит выбрать, на его взгляд, самую радостную и самую грустную картину, куклу или скульптуру. Попросить ребёнка самостоятельно угадать, для чего используется тот или иной предмет искусства или технический агрегат. В этом возрасте дети воспринимают информацию не только глазами, но и через ощущения. Она вызывает у них двигательную реакцию: жестикуляцию, мимическое подражание увиденному. Возможно, ребенок захочет позой, движениями, выражением лица изобразить то, что он увидел. Особенно хороши такие задания при рассматривании картин, скульптур или жанровых сцен. Заметим, у дошкольников вызывает живой интерес декоративно-прикладное творчество, так как эти выставки всегда яркие, объёмные, на них представлены предметы разнообразных форм [2].Особенностью детского восприятия является синкретичность — неумение выделять существенное и устанавливать связи между элементами объекта. Следовательно, при работе с музейный предметом необходимо, выделив наиболее значимые его свойства, дать детям возможность внимательно разглядеть его, а затем помочь объединить впечатления и постепенно подвести ребенка к более сложным, но доступным их пониманию обобщениям. [4].

3. Необходимо подготовить ребёнка к походу в музей. Например, самым маленьким можно сказать, что вы идёте в гости в дом, где живут красивые картины или старинные волшебные вещи, а дети постарше поймут и более прозаичное объяснение. Во-первых, это нужно для того, чтобы ребёнок был готов к тому, что вы идёте не просто играть, а смотреть на что-то интересное и необычное, и мог воспринять правила поведения в музее. Лет с 3-х многие дети любят рассматривать книги про животных или альбомы по искусству, узнавать подробности о предметах и явлениях. Не надо заставлять ребёнка запоминать названия, но поддерживать это любопытство стоит. Читая сказки, показывайте на картинках незнакомые предметы, рассказывайте о них, пусть они станут понятными и знакомыми. Можно придумывать сказки про героев картин или предметы, читать или сочинять с детьми мифы, рисовать картинки — "копии" известных полотен. В процессе бесед, рассматривания иллюстраций, наблюдений на прогулках, праздниках создавать проблемные ситуации. Таким образом, происходит постепенное накопление  информации о различных предметах с целью их последующего узнавания в музейных экспонатах. Наиболее интересной и запоминающейся будет игровая форма усвоения правил поведения в музее: картинки-вопросы, комиксы, занимательные упражнения. [1].

4. Основной задачей после посещения музея является обобщение и закрепление впечатлений детей. Наблюдения, беседы, анализ детских работ показывают, насколько у ребенка сформировался “образ музея”, развилась зрительная память, художественное мышление и воображение. Формы закрепления полученной информации: беседа, коллекционирование, создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т.д., оформление альбомов, подбор и чтение специальной литературы, игры и игровые упражнения. Воспитание красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Стоит помочь ребенку выразиться, т.е. “выдохнуть” в рисунке, в поделке, в игре или в слове свой внутренний мир, дать ему возможность сделать это непосредственно и свободно, выразить все то, что он хочет и как он хочет. 

Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства, обладает огромными потенциальными возможностями в деле воспитания и образования детей. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценностный потенциал музея для ребенка чрезвычайно велик. Музейные среда и атмосфера способствуют становлению его личности, формируя общую культуру, развивая ценностные ориентации, духовную культуру. Таким образом, музей выступает как институт социализации личности ребенка

Литература:

  1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001. 208 с.
  2. Гуружапов В.А. Идем в музей с ребенком. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.danilova.ru/publication/aest_20.htm
  3. Рева Н.Д. Методические рекомендации к циклу экскурсий для младших школьников. СПб., Азбука, 1991. - 15 с.
  4. Столяров Б. А. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.-С. 201-207.
  5. Юхневич М.Ю. Музей для детей? Дети для музея? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=2101&ids=157


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лицейский центр профилактики» Программа прикладного характера в социально-культурной сфере, направленная на воспитание подростков и молодежи

Основная идея проекта – формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни через включение в активную исследовательскую деятельность посредствам ИКТ, а также объединение усилий уча...

Роль Музея Боевой Славы гимназии в духовно-нравственном воспитании обучающихся

В современных условиях  роль  школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно вклю...

Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности обучающегося при реализации образовательной программы по литературе.

2020 – год 150-летнего юбилея русского писателя И. А. Бунина. В настоящее время на территории нашей страны функционирует несколько музеев, посвященных писателю, в том числе Литературно-мемориаль...

Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах

Информация всегда играла важную роль в жизни человека. Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдума...

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования)Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образован.

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования).Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образовани...

Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образовании».

Сертификат участника Международного онлайн-форума  для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образовании»....

Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника

Современное школьное образование многогранно и включает в себя не только образовательную, но и обширную воспитательную работу по развитию личности. Одной из основных задач школы — формирование г...