Урок по черчению "Анализ геометрической формы предмета" в технологии АМО. 8 класс.
план-конспект урока (8 класс) по теме

Шувалова Ольга Валерьевна

Урок разработан в соответствии с новым ФГОС. Дана технологическая карта урока, конспект  урока, аналитическая информация.  Каким образом данный урок будет содействовать реализации  новых ФГОС?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru 

Факультет технологий интерактивного обучения - www.moi-amour.ru 

Открытый профессиональный конкурс педагогов «Технология активных методов обучения – технология для ФГОС», 2014

  1. Приложение 3
  2. Технологическая карта урока

 (размещается только в папке с конкурсным материалом)

Организационная информация

Предмет

черчение

Класс/группа, количество человек

Класс 24 человека

Тема

Анализ геометрической формы предмета

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Шувалова Ольга Валерьевна

Должность

Учитель черчения

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ №657

Республика/край

Россия

Город/поселение

Москва

Описание урока/мероприятия/занятия

Экспертами оцениваются: Эффективность реализации учебной программы (анализ цели урока, анализ образовательной функции урока, анализ развивающей функции урока, анализ воспитательной функции урока)

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок изучения нового материала

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 минут

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Освоить практические навыки анализа геометрических форм предметов на основе их характерных признаков, научить учащихся в  детали находить простые геометрические тела, читать их чертежи; развивать пространственные представления и мышление, умение работать с информационными источниками; воспитывать чувство времени, ответственности работы в группе, слышать мнение товарищей.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • Знать, какими проекциями изображаются на чертеже основные геометрические тела
  • Уметь осуществлять геометрический анализ формы предмета, читать чертёж

Личностные: осознать свою роль работы в группе, смысла деятельности, принятие чужого мнения, умение отстаивать своё мнение 

Метапредметные: опираясь на знания, полученные на уроках математики, какие бывают геометрические тела, ознакомясь с понятием  «Графическое меню», смогут осуществлять геометрический анализ окружающих предметов.

УУД

которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия

  • Личностные УУД:  развитие познавательных интересов учебных мотивов, желание совершенствовать имеющиеся умения, осознание своих трудностей и стремление их преодолеть
  •  Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно
  •  Коммуникативные УУД: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, вступая в диалог с учителем и одноклассниками; формирование умения слушать и слышать; осуществление деятельности с учетом конкретной учебно-познавательной задачи.
  • Познавательные УУД: умение сформулировать цель работы и находить пути решения, научатся  вносить  необходимые дополнения и коррективы в способы действия;  готовность осуществлять обработку информации

Каким образом данный урок (занятие, мероприятие) будет содействовать реализации новых ФГОС? Опишите подробно.

Экспертами оценивается: 1. Соответствие новым ФГОС. 2. Степень реализации принципов современного образования 3. Качество описания урока/занятия/мероприятия.

1.На первом этапе урока- инициации происходит эмоциональный настрой на работу. Формируются УУД: регулятивные- нацеливание на успешную деятельность, личностные- выражать положительное отношение к процессу познания,  коммуникативные: формирование  умения слушать и слышать

2. Вхождение или погружение в тему. Коррекция опорных знаний, необходимость заинтересовать учащихся новой темой. Из курса математики учащиеся знакомы с названиями геометрических тел, их формообразованием. УУД: регулятивные- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, личностные- проявлять желание узнавать новое, коммуникативные: формирование  умения слушать и слышать, познавательные - постановка и решение проблемы

3.Формирование ожиданий учащихся. УУД: личностные- самооценка учащимися своих учебных возможностей.

4.Работа над темой. Интерактивная лекция. Коллективный анализ геометрических форм деталей. Фронтальная работа. УУД: регулятивные- постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; познавательные - учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; личностные - желание приобретать новые знания.

5.Проработка содержания темы. Учащиеся представляют результаты обсуждений в мини- группах, закрепляют полученные теоретические знания на практике. УУД: познавательные- выдвижение гипотез и их обоснование, внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия, структурирование знаний; личностные-  участие в творческом созидательном процессе, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению; коммуникативные- вступать в диалог с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения.

6.Разминка. Эмоциональное расслабление учащихся. УУД: личностные- здоровье сбережение учащихся

7.Подведение итогов. Критический анализ урока учащимися посредством рефлексии. УУД: познавательные-      рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; регулятивные  -оценка, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; личностные- происходит осознание, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Аналитическая  информация.

Обоснование целесообразности использования  технологии активных методов обучения (АМО) для данного урока/занятия/мероприятия.

Экспертами оценивается: 1. Соблюдение условия эффективного применения активных методов обучения. 2. Степень достижения образовательных эффектов урока/занятия/мероприятия.

Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока?

Эффективность модерации  определяется тем, что используемые приемы направлены на активизацию аналитической деятельности обучающихся, развитие исследовательских способностей и навыков работы в команде. В процессе совместной работы осуществляются различные интеракции:

Учитель-ученик. Показ презентации при погружении в тему и объяснении нового материала.

Ученик-ученик. Работа в группах при проведении практической работы.

Малая группа - малая группа. Выступление групп, дискуссия, анализ выполненных заданий.

Учитель-класс. Подведение итогов урока.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока) за счет использования технологии АМО?

 Технология интерактивного обучения помогла полноценно координировать образовательный процесс; наблюдалась активность, эмоциональность, заинтересованность   учащихся не краткосрочная, как это часто бывает на традиционном уроке, а в течение всего урока. С помощью дискуссии, с элементами «мозгового штурма», цели урока были достигнуты. При подведении итогов использовался метод «Корзина яблок»: 87% учащихся отметили, что узнали для себя много нового, отметили, что общение на уроке было продуктивным, дали положительную оценку уроку.

Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия

При формировании групп  учитывались индивидуальные особенности ребенка, настрой обучающихся.  Важна организация обратной связи между учителем и классом, между детьми в малых группах. Роль учителя – помощник, наставник, консультант. Важна мотивация всех участников урока, а мотивирующие факторы- работа в команде, игровые моменты, использование визуальных форм при подаче нового материала (источники информации на уроке: презентация, раздаточный материал), смена работы веселой разминкой. Важен  позитивный настрой учителя, который поддерживает командную игру, инициативу, творчество детей.

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и материалы

Мультимедиопректор,  стикеры в виде цветных яблок :красных, оранжевых, зелёных; нарисованные из бумаги дерево, корзина.

Список учебной и дополнительной литературы

1.Мой университет. Образовательный портал. Копилочка активных методов обучения

2.А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. Технология. Черчение и графика 8-9. М.2009.

3.Н.Г. Преображенская Черчение 9 класс. М.2011

4.Карточки- задания по черчению 7 класс. Пособие под ред. В.В.Степаковой. М.Просвещение 1999

5. Ботвинников, А. Д. Методическое пособие по черчению [Текст]: к учебнику А. Д. Ботвинникова [и др.] «Черчение. 7-8 классы» / А. Д. Ботвинников [и др.]. – М.: Астрель: АСТ, 2003.

6. Черчение. 7 - 8 кл. Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С., серия: "Учебная литература", 2003 г., Изд.: АСТ, АСТ-ПРЕСС. ОБРАЗОВАНИЕ, Астрель, Харвест

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Мультимедийная презентация, карточки- задания по черчению, тетрадь учащихся

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://www.kazedu.kz/referat/94300

http://ivngimn.ivanovo.by/index.php?option=com_content&view=article&id=152:shersh&catid=32:metodkopilka&Itemid=33

http://nsportal.ru/shkolnyy-apgreyd

Дополнительная необходимая информация


Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Образовательное мероприятие должно содержать все три фазы и каждая его фаза должна содержать минимум 1 этап, включающий  АМО

Экспертами оценивается: 1. Эффективность организации педагогической деятельности (анализ структуры и организации урока, анализ содержания урока, анализ методики проведения урока, анализ применения технологии АМО на уроке, анализ работы учащихся на уроке, психологический анализ урока). 2. Соответствие урока/занятия/мероприятия технологии активных методов обучения. 3. Качество описания активных методов обучения на каждом этапе.

Фаза урока/занятия/

мероприятия

Этап урока

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме[1]:

- Название метода

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.),  которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

  -  Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап/ы (в зависимости от типа урока)  – нужное выбрать: 

- инициация (приветствие, знакомство)

- вхождение или погружение в тему (целеполагание),

- формирование ожиданий обучающихся

Инициация

5 мин

Метод медитации

Учитель по лицам, жестам оценивает эмоциональное состояние учащихся, с которым они пришли на урок и предлагает эмоционально настроиться на работу.

Закрыли глаза повторяем:
Я в школе на уроке
  Сейчас я начну работать
  Я радуюсь этому
  Внимание моё растёт
  Я, как разведчик, всё замечу
  Память моя крепка
  Голова мыслит ясно
  Я хочу узнать новое, полезное для   работы
  Я готов к работе
  Я работаю

вхождение или погружение в тему (целеполагание

6 мин

Формирование ожиданий учащихся

1 мин

Цель: повторить ранее изученный материал «Технический рисунок»,  коррекция опорных знаний, вызвать интерес к обсуждаемой теме.

Презентация (готовит учитель)

При формировании групп следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Толерантность и принятие чужого мнения, взаимоподдержка  должны формироваться в результате взаимодействия детей.

Метод «Дерево ожиданий»

У учащихся заранее разложены на партах яблоки(стикеры) 3 цветов: красный- урок будет интересным, я узнаю много нового; оранжевый- безразличие, мне всё равно; зелёный- будет сложно, я ничего не пойму

Проведение: «Теряя форму, гибнет красота. А форма чётко требует закона».

Слайд 1: Вспомнить определение технического рисунка, с помощью каких приёмов на рисунке придаётся объём? (фронтальная работа)

Слайд 2: На какие группы можно разделить геометрические тела?

Слайд 3: Группы: весь класс, по вариантам Вспомнить название геометрических тел. :1. выписать в тетрадь номера изображений  геометрических тел, имеющие грани и их названия.2. : выписать в тетрадь номера изображений геометрических тел вращения и их названия

Посмотрите на деталь (Слайд 4). Можете сказать, на какие геометрические тела мы можем мысленно разобрать эту деталь? Испытываете затруднения? Из простейших геометрических форм можно собрать (сконструировать) любую самую сложную фигуру. Будем называть её составной. 5,6 слайды:

При этом простейшие фигуры выполняют роль конструкционных геометрических «кирпичиков». Их набор будем называть графическим меню.

Формулировка цели урока совместно с учащимися.Возвращаемся к изображению детали на слайде 4.Анализ формы детали. Фронтально. 7слайд

Учащиеся крепят одно выбранное яблоко из трёх предложенных на нарисованное дерево, которое закреплено на доске.

Фаза 2 «Работа над темой»

Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:

- интерактивная лекция (инпут),

- проработка содержания темы

интерактивная лекция

12 мин

Метод «Инфо-угадайка»

Цель: структурирование материала, направить деятельность учащихся на овладение изучаемого материала, вызвать интерес  к ней.

Ученик воспринимает интерактивную лекцию с помощью органов слуха и зрения, а затем видит новую информацию на слайде в виде схемы.

  На доске или плакате  в центре пишется тема урока, остальное пространство разделено на пронумерованные секторы. В процессе лекции сектора заполняются. Таким образом наглядно представлены белые пятна, которые постепенно заполняются.

Этапы лекции:

1.Назначение анализа геометрической формы предмета. Рассмотрим примеры создания, т.е. конструирования, форм различных предметов. Коллективный анализ геометрических форм деталей.

8 слайд

2. Чертежи геометрических тел. Как легче определить геометрическую форму по чертежу?

9 слайд

Определив проекции частей предмета, можно составить проекцию всего предмета.

10-11 слайды

3. Проекции группы геометрических тел. Задание №1 ,№2 учащиеся выполняют фронтально, анализируя изображение

Проработка содержания темы

11 мин

Метод «Презентации. Доска объявлений»

Цель: представить результаты обсуждений, закрепить полученные теоретические знания на практике

Группы: все участники

Роль учителя – помощник, наставник, консультант

Важен настрой обучающихся, их чувства. При необходимости следует внести определенные коррективы. На любых этапах урока необходимо следить за работой в группах: похвалить одних, подбодрить – других. Стараться избегать негативных моментов.

Группы: по 4 человека.:

Проведение:

У каждой группы конверт с раздаточным материалом: 1) укажите в каких случаях из объёма А удалили объём Б 2)Отметьте номера элементов, из которых получена деталь. 3) творческое задание группам: выполнить наглядное изображение чудо-животного по словесному описанию. "В зоопарк привезли новое животное. Вот как оно выглядит: туловище-конус, на вершине которого голова в виде правильной треугольной призмы: на ее гранях - два шарообразных глаза. У него также два цилиндрических рога, уши - полуовальные пластины, а ноги высокие параллелепипеды".

(анализ - веселые образы, отметить правильность изображения)

На выполнение задания- 5 минут.

Анализ выполненных группами заданий , выслушиваются мнения участников остальных групп.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:

- разминка (релаксация),

- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),

Разминка (релаксация)

2 мин

Метод «Физкультминутка»

Цель: эмоционально расслабить учащихся.

Группы: весь класс

Проведение:

  • Упражнение для глаз «Бабочка»
  • Упражнение для шейных мышц «Тыква»
  • Упражнение для спины «Сердитый ёжик»

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

3 мин

Метод «Корзина яблок».

Цель: выяснить  впечатления учащихся от

прошедшего урока.

Осмысление и критический анализ поступающей информации посредством рефлексии позволяет обучающемуся достигать необходимого уровня понимания нового материала. Самооценка себя, своего поведения, своей роли способствует самоопределению учащегося, лучшему пониманию своих потребностей и возможностей. Красное яблоко- было очень продуктивное общение, узнал много нового и т.п.

Зелёное яблоко- устал, много ненужной информации, зря потраченное время.

Оранжевое яблоко- я и так всё это знаю; я как «рыба в воде» в этой теме; мне всё равно.

Наглядно учащиеся видят дерево с плодами, которое они создали вначале урока (свои ожидания и опасения), а рядом корзину, что они вместе с учителем «собрали» по итогам урока.

Домашнее задание: не задано


[1] Пример описания АМО по установленной схеме см. в Приложении 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "АНАЛИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРЕДМЕТА"(презентация на семинаре учителей ИЗО и черчения РСО – Алания

Цель урока.  Научить учащихся уверенно различать модели геометрических тел,  правильно  называть  их, а также мысленно расчленять предмет на составляющие его геометрические тела с ...

Презентация к уроку черчения в 8 классе по теме "Анализ геометрической формы предмета"

Презентация содержит основные понятия по теме  "Анализ геометрической формы предмета"...

Разработка урока по черчению в 8 классе по теме "Анализ геометрической формы предмета"

Разработка урока рекомендована для проведения урока в 8 классе "Анализ геометрической формы предмета" с приложением призентация к уроку.                   ...

Анализ геометрической формы предмета

Конспект урока по черчению в 9 классе на тему "Анализ геометрической формы предмета"....

Урок по черчению в 8 классе по теме :Анализ геометрической формы предмета (с презентацией)

Представляю вашему вниманию авторский урок в разделе  технология  черчение. Урок был впервые проведен в рамках школьного семинара по использованию ЦОР в образовательном процессе март 2014г И...

Методическая разработка к уроку «Предметы искусства и коллекции в интерьере». Предмет – технология, 7 класс.

Комментарий к методической разработке Уважаемые коллеги. Работаю я учителем технологии 3-й год, для этого пройдя обучение на курсах переподготовки. Общий педагогический стаж – 25 лет. ...