Исследовательская деятельность детей 5-7 лет в условиях дополнительного образования.
статья на тему

Тимахова Татьяна Александровна

статья 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. Особенно характерно это для одаренных детей. Организовывать учебно-исследовательскую деятельность надо по законам проведения научных изысканий и строиться она должна как самостоятельный творческий поиск.

В современной педагогике выделяют три уровня реализации «исследовательского обучения»:

- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения;

- решение предстоит самостоятельно найти ребенку - педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

- на третьем, высшем уровне, постановка проблемы, поиск методов исследования и поиск решения осуществляются детьми самостоятельно.

Обобщая дидактические разработки различных авторов (Репьев С.А., Рыжова Н., Крейг А., Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., Савенков А., Немов Р.С., Подласый И.П. и пр.) выделили для работы с дошкольниками следующие этапы, характерные для научного исследования:

- выявление (видение) проблемы, выбор темы исследования;

- знакомство с литературой, сбор материала, подбор оборудования по данной теме;

- постановка проблемы, формулирование вопросов;

- формулирование гипотезы исследования;

- сбор собственных данных (наблюдения, простейшие опыты и эксперименты, перевод с языка слов на язык символов и знаков, работа с простейшей измерительной аппаратурой, моделирование);

- подведение итогов, регистрация результатов в рисунках, сериациях, схемах, моделях;

- обобщение полученных данных, простейшие выводы и умозаключения;

- подготовка проекта (сообщение, макет и пр.);

- защита проекта.

На всех этапах исследовательской работы педагог должен ясно осознавать, что основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Предлагаем несколько общих правил для педагога, выполнение которых позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения и подходить к работе творчески:

  1. Учите детей действовать независимо, избегайте прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за детей того, что они смогут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогайте детям учиться, управлять процессом усвоения знаний, т.е.

а) прослеживать связи между предметами, явлениями и событиями;

б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

в) учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению.

Учебное исследование в  группе предшкольного развития и образования можно планировать в несколько этапов.

  1. этап - «тренировочные занятия». Это могут быть 2-3 фронтальных занятия с подгруппой дошкольников, что необходимо для того, чтобы каждый ребенок познакомился с «техникой» исследования.
  2. этап - «самостоятельные учебные исследования». На этом этапе привлекается вся группа, исследование проводится в рамках одного занятия.

Для более качественной исследовательской деятельности рекомендуем предусмотреть в предметно-развивающей среде организацию детской лаборатории. Основные требования к ее оборудованию совпадают с требованиями к игрушкам и пособиям для детского сада. Оборудование должно быть безопасно, функционально, привлекательно, доступно, легко содержаться в чистоте. Оборудование может быть как общим, так и сгруппированным по развивающим центрам, например, центр естествознания, центр элементарных математических представлений и логики, центр ИЗО-деятельности и т.д.

Как педагогическая технология, учебное исследование может быть использовано на всех предметных занятиях как часть и, примерно 1 раз в месяц (в зависимости от материала и вида деятельности) как основная составляющая занятия. Важно так же, учитывать, что работать дети могут не только индивидуально, но и в микроподгруппах (вдвоем или втроем).

Если оборудована лаборатория, то совместная работа педагога с детьми планируется 1 раз в неделю по 25-30 минут. Основная форма проведения экспериментальной работы - игра. Можно использовать в одной игре как опыты из разных областей знаний, так и по 2-3 опыта (эксперимента) объединять по тематике (например, «звук», «свойства воды», «испытание магнита, опыты с глиной и песком» и пр.). При планировании учебно-исследовательской деятельности в общей схеме развивающе - образовательной работы детей 5 – 7 лет можно учитывать следующую схему:

виды деятельности

учебно-исследовательская деятельность

на занятиях

вне занятий

Ознакомление с окружающим миром.

1 раз в 2 месяца самостоятельное занятие; 1-2 раза в месяц как часть; постоянно как основной метод обучения. (сравнительное наблюдение за объектом, моделирование).

Наблюдение, игры-эксперименты, простейшие опыты, детские игры, моделирование - по логике образовательного процесса (предварительная и последующая работа).

Ознакомление с природой.

1 раз в месяц самостоятельное занятие; еженедельно, как часть занятия (с обязательной регистрацией результатов в календаре погоды и дальнейший анализ данных).

Ежедневно наблюдения, труд, дежурство - регистрация данных в календаре погоды, природы;- организованные опыты в мини-лаборатории, длительные исследования (растения).

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

1 раз в неделю как часть занятия (обратить особое внимание на опыты со звуком, моделирование) по логике образовательной задачи.

Предварительная и последующая работа, игры-эксперименты в мини-лаборатории.

Развитие элементарных математических представлений.

На каждом занятии как основной метод обучения, используя все формы (измерение жидких и сыпучих веществ; объема, формы). Работа с множеством.

Ежедневно, индивидуально или в мини-подгруппах игры-эксперименты в мини-лаборатории.

Художественно-продуктивная.

На каждом занятии как основной метод обучения, используя все формы (сравнение цвета, формы, смешивание, использование нестандартных материалов и оборудования).

2-3 раза в неделю работа в мини-подгруппах в детской лаборатории. Обязательно фиксировать результаты в детских работах.

Повседневная

жизнь:

-игры;

- физическая активность;

- труд.

Еженедельно игра-эксперимент

по любому предмету, виду

деятельности.

- 1-2 раза в месяц - обучение;

- наблюдение, посильное участие, фиксации наблюдений - 1-2 раза в месяц.

Все виды игр, свойства воды, песка, глины, бумаги, ткани и пр.

- обучение п/и с элементами модификации;

- ежедневно, во время прогулки (с учетом сезона).

Работа родителями.

- на родительских конференциях, собраниях;

- совместный труд, игры;

- продолжение работы в домашней лаборатории.

Педагогу необходимо помнить, что учебно-исследовательская работа детей 5-7 лет способствует развитию их познавательной активности в первую очередь с учетом национально-регионального компонента в контексте воздействия зон развития.


Литература, рекомендованная в помощь воспитателю:

1.

Балова Н. Домашняя лаборатория // «Игра и дети», 2001г. № 10, с. 6.

2.

Большая энциклопедия дошкольника — М:, Олма-Пресс, 1999.

3.

Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду - СПБ:, Детство - Пресс, 2000.

4.

Иванова Л. «Волшебное ведро» и другие игры //»Обруч», 2001 г. №5, с. 19.

5.

Коменский Я. А. Избранное сочинение - т. 1, М:,1939.

6.

Крейг А., Росни К. Наука энциклопедия - М:, Росмэн, 1999.

7.

Машкова Т. Пруд, пруд, пруд // «Обруч», 1999 г.№ 5, с. 27.

8.

Метелина Н.О. Слушайте во все уши (опыты со звуком) // «Мастерилка», 1996.

9.

Немов Р.С. Психология в трех книгах - М:, Владос, 1999.

10.

Организация работы Центра науки для детей дошкольного возраста «Институт. Открытое общество»,  Региональный центр развития образования - Новгород,1997.

11.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс - М:, Владос, 1999.

12.

«Почувствуйте ветер» // «Обруч», 2000 г. № 3, с.23.

13.

Репьев С.А. Забавные химические опыты //»Мастерилка», 1998.

14.

Репьев С.А. Забавные физические опыты //»Мастерилка», 1998.

15.

Рыжкова Н. Знакомим детей с почвой //»Дошкольное воспитание», 1998 г. № 4, с. 53.

16.

Рыжова Н. Опыты с песком и глиной // «Обруч»,1997 г. №6, с. 18.

17.

Савенков А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики // «Дошкольное воспитание», 2000 г., № 2, с. 8.

18.

Сикорук Л.Л. Физика для малышей - М:, Педагогика, 1983.

19.

Смирнов Ю.И. Мир физики. Хочу все знать. – С-ПБ Мим - экспресс, 1995.

20.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев, 1974, с. 29.

21.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Б. Игра - экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // «Дошкольная педагогика», 2001 г. № 1, с. 33.

22.

Харитонова А. Исследовательская деятельность дошкольника // «Дошкольное воспитание», 2001 г. № 7, с. 32.

23.

«Эксперименты на плавучесть» // «Обруч», 2001 г. №2, с. 37.

24.

Экспериментируют дети. // «Дошкольное образование», сентябрь, октябрь, ноябрь, 2001.

25.

Юдин Г. Букваренок - М:, Росмэн, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность школьников как ресурс образовательного процесса в дополнительном образовании

Статья об организации проектной и исследовательской деятельности в условиях экологического объединения "Ритмы природы" МОУ ДОД ЗЦДЮТ...

Развитие творческого мышления детей в условиях дополнительного образования детей

Понятие «творческое мышление»охватываетмыслительныепроцессы, приводящиек получению решений, созданию необычныхи оригинальных идей, обобщений, теорий, а такжехудожественных форм.У многих из нас творчес...

Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования

В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...

"Организация деятельности детского кафе в условиях дополнительного образования детей"

Работа содержит теоретический и практический материал по организации деятельности детского кафе и может быть полезна педагогам - организаторам общеобразовательных учреждений и учреждений дополни...

Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования

Проект как творческая задача интеллектуального и практического характераПорядок выполнения проектовКритерии оценки проектаСтруктура творческого проекта...

Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования (презентация к выступлению)

1 слайд: Проект – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.2 слайд: Основные составляющие учебного проекта: ...3 слайд: Учебный проект - определен...

Профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования детей

В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы...