"Моя школа в период Великой отечественной войны"
материал на тему

Долгих Анна Викторовна

Что мы знаем о войне?!

 – Немного…
По рассказам бабушек и мам
Знаем, что надежда и тревога
Об руку ходили по домам.

Материал содержит проектную работу по краеведению,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_voyny-_shkola_novoe1.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа с. Алымовка»

Что мы знаем о войне?!

 – Немного…
По рассказам бабушек и мам
Знаем, что надежда и тревога
Об руку ходили по домам.

Участники: Суханова Надежда  (11 класс), Рубцова Маргарита  (10 класс),

Солодова Александра (9 класс), Егорова Кристина (6 класс).

Руководители: Долгих Анна Викторовна,

                          Чудинова Евгения Александровна

с. Алымовка, Киренский район

апрель – октябрь, 2011

Оглавление

Введение                                                                            

3

Школа в период Великой Отечественной войны. Учителя.

5

Школьные воспоминания директора школы А. Ф. Оболкина

12

Воспоминания учеников школы во время Великой Отечественной войны

17

1. Вострецова А. П.(Вычужина)

2. Дауркина М. Р.

3. Рубцова М.И

4. Суханов А.Н.

5. Львова Т.В.

6. Соснина Л.А.

7. Вострецова А.Е.

8.  Никулина А.С.

9. Горнакова А.А.

10. Рукавишникова Г.Д.

11. Кузнецов В.И.

12. Кузнецов В.С.

Заключение

32

Список использованной литературы

34

Приложения

35

Введение

Исторические знания играют большую роль в воспитании чувства патриотизма и причастности каждого к судьбе своего народа, в познании законов и перспектив развития общества. Знание своего прошлого позволяет нам правильно понять происходящие события. В этой работе, мы бы хотели подробнее раскрыть и показать работу краеведческого музея по теме «Моя школа в период Великой отечественной войны»

Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Мы  вспоминаем тяжелые годы войны, вспоминаем ветеранов с благодарностью за их подвиги, вспоминаем все то, что олицетворяет слово "ПОБЕДА".

  Решив углубить раздел «История села и школы» нашей большой учебно-исследовательской работы «Родное село! В истории твоей отражена судьба всей Алымовки, всей России!», мы изучили, проанализировали в первую очередь краеведческую литературу, которая в той или иной мере отражает роль предприятий, тружеников и жителей, в обеспечении продовольствием, обувью. Некоторые из этих источников являются экспонатами школьного музея.

Но основное внимание в данной работе мы уделили людям, сегодняшним жителям нашей маленькой страны, которые делали и делают ее историю, тем, через судьбы которых прошла война, а так как эта тема не отражена в изучаемых нами источниках, то мы получили эти сведения, факты, истории в результате поисковых операций, собирательских Акций.

Источниками многих историй стали соседи, знакомые, родные. Материалы, собранные учащимися школы, дополненные фотографиями героев, копиями документов, стали экспонатами школьного музея. Часть из них вошла в данную работу.  

Научная актуальность темы связана с отсутствием комплексного исследования, посвященного школе во время Великой Отечественной войны села Алымовка, Киренского района, Иркутской области.

Целью исследовательской работы является – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края

Объектом исследования является история Алымовской школы во время Великой Отечественной войны.

Предметом – школа в Великую Отечественную войну

Для проведения исследования и выполнения поставленной цели, мы выделяем следующие задачи: 

  • Проанализировать и сгруппировать теоретический материал, который находиться в краеведческом музее;
  • Показать жизнь школы во время Великой Отечественной войны на основе воспоминаний людей;
  • Опросить и записать воспоминания людей, которые учились в период Великой Отечественной войны;
  • Воспитывать личность самостоятельную, творческую, духовно-нравственную, прививать любовь к Родине.

Материал будет использоваться для проведения экскурсий, внеклассных мероприятий в школе, на уроках истории.

Школа в период Великой Отечественной войны.

Учителя

Тема Великой Отечественной войны – необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспомнить только названия произведений.

Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память, история с ней слились воедино.

Мы, как и все наши ровесники, не знают войны. Не знают и не хотят войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше, ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей…

Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. То было 22 июня 1941 года. Война…

Но как мало мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, как мало мы знаем о тех, кто приближал победу, работая до изнеможения в тылу…

Знаем ли мы, помним ли мы о героях, простых солдатах и полководцах, сражавшихся под Москвой, защищавших Сталинград, освобождавших Ленинград, дошедших до Берлина.

 Знаем ли мы, помним ли мы о поэтах и писателях, талант которых убила фашистская пуля?.. 

Знаем ли мы, помним ли мы о наших земляках, благодаря которым над нами сейчас  простирается чистое небо?..
Имена... Имена... Имена... Все молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине. Ведь что ни фамилия, что ни строчка - то молодая, оборванная  войной жизнь.

Вот поэтому, сегодня мы и обращаемся к истории, чтобы помнить и знать, что же происходило в то время.

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Организованная эвакуация в тыл страны, забота государства и милосердие многих людей позволили спасти детей. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод, и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Юные герои вместе с воинами Красной Армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках.

Любой человек любит рассказывать  о собственном детстве. Может ли война, горе и все то, что принято называть вихрем истории, — вообще лишить человека детства? У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 65 – 82 -летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Всех объединяет  память, которую мы обязаны передавать из поколения в поколение.

Здесь мы хотели бы подробно рассказать об истории школы и учителях в военное время. 

1941 год – начало Великой Отечественной войны самой кровопролитной войны. Алымовская школа была закрыта, т. к. все мужчины школы ушли защищать свое отечество.

Вспомним их всех поименно:

  • Исаков Иннокентий Григорьевич (1919- 1941г)

Родился в деревне Горбово Киренского района Иркутской области. До войны работал учителем Алымовской школы. Призван Киренским РВК в ряды Р.К.К.А. в сентябре 1940 года.

В первые дни войны получил тяжёлые ранения на границе Белоруссии.

Умер в госпитале 28 октября 1941 года.

(Архив Р.В.К.)

  • Однокурцев Константин Федорович (1920 - )

Родился в деревне Кудрино Киренского района. Окончил среднюю школу №1 в 1939 году, работал преподавателем русского языка и литературы в Петропавловске, а учебный год 1940 – 1941 г. в с. Алымовка. С января 1942 года на фронте. Имеет 16 правительственных наград, в том числе медаль «За боевые заслуги», ордена «Красной Звезды», «Отечественной войны I степени», «Красного знамени».

Проживает в г. Красноярске.

  • Глазунов Василии Яковлевич (1904 – 1942)

Родился в городе Вольске Саратовской области. До войны работал учителем и директором Алымовской школы.

Призван в армию в 1942 году Киренским Р.В.К. Пропал без вести в декабре 1942 года.

(Архив Р.В.К.)

  • Арзамазов Михаил Апполонович (1919 - 1944) (приложение 5, 8)

Учитель математики Алымовской школы крестьянской молодежи. В 1939 году призван в ряды РККА. Гвардии старший лейтенант командир батареи 76 мм. пушки. 12 гвардии стрелкового полка пятой главной стрелковой дивизии. Награжден орденами «Отечественной войны», «Красной Звезды», «Красного знамени». Погиб в 1944 году в боях за Латвию.

  • Потапов Алексей Федорович (1910 - 1952)

По окончании школы Алексей Федорович поступил в Киренское педучилище.  Поступление в педучилище совпало с вступлением в Поворотнинскую коммуну. По окончании педучилища А.Ф. Потапов работал учителем и заведующим Кривошапкинской школы. Затем его направили в Алымовскую школу крестьянской молодежи (1931 – 1932 учебный год). Перед призывом в армию А.Ф. Потапов работал уже инспектором Райно. В 1932 году он был призван в РККА. После демобилизации работал в школе, а затем поступил в Иркутский Педагогический институт, по окончании которого был оставлен там для научной работы при кафедре всеобщей истории. В июле 1941 года А.Ф. Потапов командир РККА. Офицер А.Ф. Потапов удостоился трех орденов «Отечественной войны». Дважды награждался второй степенью этого ордена, а в 1945 году приказом по пятой армии он был награжден первой степенью ордена «Отечественной войны», медалью «За боевые заслуги». Девятью правительственными наградами был награжден к концу войны подполковник А.Ф. Потапов.

В начале 1952 года А.Ф. Потапова не стало. Умер в Иркутске.

  • Горбунов Михаил Петрович (1911 - 1942)

Родился в деревне Половинка (ныне с. Алымовка). До войны работал учителем Паршинской начальной школы. Призван в РККА. 11 августа 1941 года Р.В.К. Рядовой 149 стрелкового полка. Умер от ран 9 октября 1942 года. Похоронен на кладбище г. Энгельса Саратовской области.

  • Бобряков Николай  Алексеевич (1921 - 1982)

Родился в с. Алымовка в крестьянской семье. По окончании Киренского педучилища несколько лет работал учителем начальных классов. С 1943 года по 1946 года находился в рядах Советской Армии.

Скончался 16 января 1982 года в городе Иркутске.

  • Мурзин Алексей Яковлевич (1916 - 1944)

Учитель Алымовской школы. Призван РККА в 1940 году. Погиб в 1944 году на Западном фронте.

  • Ланг Константин Оскарович (1918 - 1943)

До войны работал учителем иностранного языка (немецкого) в Алымовской школе. Затем студент политехнического института. Призван в армию Иркутским РВК.

В 1943 году пропал без вести.

  • Рукавишников Павел Дмитриевич (1918 - )

Павел Дмитриевич закончил Киренское педагогическое училище. Призван в Армию на действительную службу. Участник боевых операций против немецко – фашистских захватчиков. После демобилизации работал военруком в Алымовской семилетней школе. Уехал в г. Ленск.

  • Бобряков Виктор Михайлович(1922 - )

Секретарь парткома воинской части. Полковник. Член КПСС с 1946года. Алымовскую семилетнюю школу окончил 1937 году, а в 1940 году окончил Киренское педагогическое училище. До призыва в Красную Армию работал преподавателем русского языка и литературы в Киренске и Алымовке.  Призван в ряды РККА в июне 1942 года. Участник боев за освобождение Белоруссии, Польши ее столицы Варшавы. Участник боев и штурма Берлина. В составе своей части дошел до р. Эльба, где произошла встреча с американцами. Воевал в должности командира артиллерийского взвода разведки. За боевые заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны награжден орденом «Красной звезды» и двенадцатью медалями. Закончил службу в должности начальника полит. отдела г. Виница.

  • Пласкеев Иван Миронович (?)

Закончил в 1938 году Иркутский учительский институт. В 1938 – 1939 учебном году преподавал  в Алымовской семилетней школе историю и химию.

В октябре1939 года был призван в ряды РККА участвовал в боевых операциях Великой Отечественной войны.

Инвалид войны II группы.

  • Чудинов Константин Алексеевич (23 мая 1923 г)

Окончил Алымовскую школу, поступил в Киренское педучилище, окончить которое помешала война. В 1942 году был призван в Армию. Службу проходил на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1946 году. Работал учителем начальных классов в Алымовской школе. Заочно окончил Киренское педагогическое училище в 1968 году по специальности физрук. Но из школы пришлось уйти. Работал председателем Алымовского сельпо, затем сторожем на ГСМ совхоза «Алымовский». В данное время живет в г. Ангарске.

Награды:

Медаль «За Отвагу»

Медаль «За победу над Германией»

Орден «Отечественной войны»

Юбилейные медали

Ушли на фронт учителя и ученики. Многие не вернулись.            

И только через год школа открыла свои двери для ребят, и главные решения принимались директорами, а именно:

  • Горнаков Прокопий Михайлович (1942 – 1943 гг.)

Прокопий Михайлович родился в 1917 в д. Половинка (ныне с. Алымовка) Киренского района Иркутской области в семье крестьянина – бедняка. Окончил церковно – приходскую школу в д. Подкаменка. Выпускник Киренского педагогического училища 1937 года. Затем был направлен заведующим Сполошенской начальной школы, работал преподавателем Петропавловской семилетней школы. В 1940 году был призван в ряды РККА. С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в боевых операциях против немецких оккупантов. Участник контрнаступления советских войск под Москвой, где был ранен. По состоянию здоровья был демобилизован из армии и направлен директором неполной средней школы с. Алымовка. По окончании 1942 – 1943 учебного года был направлен зав. Орг. Отделом Киренского РК КПСС, депутат районного совета, представитель колхоза «Россия».

Прокопий Михайлович награжден орденами «Красной Звезды»,  «Ленина», медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией».

  • Оболкин Аркадий Федорович (1911 г.)  (Приложение № 7)

Родился в крестьянской семье в д. Оболкино Марковской волости Усть – Кутского уезда Иркутской губернии. Окончил школу крестьянской молодёжи в д. Марково, продолжил получать образование в Киренском педагогическом техникуме. Заочно окончил Иркутский Государственный Педагогический Университет.  

Школьные воспоминания директора школы А. Ф. Оболкина

В школу я прибыл в августе 1943г. Принял школу от завуча Бобряковой Валентины Петровны (Уроженка Алымовки). В то время семилетка обслуживала в основном два сельских совета. Алымовский с/ совет – с колхозом Алымовский, с деревеньками – две Козловки и Лужки, Салтыковская  с/ хоз. артель, Подкаменская с/ артель, Банщиковский с/совет.
Было 4 – е колхоза: Чугуевский, Банщиковский, Горбовский и Никулинский. Это все были крепкие, многочисленные деревни. Почти каждая семья держалась с годовым запасом хлеба, и имели свое подсобное хозяйство, каждое подворье держали скот. В каждом селе была начальная 4 – х летняя школа. (Куст семилетки объединял 8 начальных школ. В кусту велась методическая работа).

    Численность учащихся доходила до 270-  280 человек. Многие дети жили на частных квартирах. Силами воскресников учителей и колхозов, без всяких ассигнований, пришлось переставить два здания в район: школы. Интернат (старый дом из Алымовки и перевезли дом из Салтыковой под

физ. кабинет). Школа имела свой пришкольный участок и земельный полевой участок. Во время войны и послевоенные годы школа могла подкармливать детей, у которых некому было зарабатывать на пропитание. Колхозы вынуждены были сдавать все излишки в гос. поставку. Колхозники ежедневно ходили на склад за пайком, который выдавали только на заработанные трудодни. Большие семьи в прямом смысле голодали. Школа многие семьи поддерживала своим хлебом.

  Учителя жили тоже трудно, паек 500 г. на работника и 200 г на иждивенца и никаких жиров, в основном держались за счет своего хозяйства – картошка, домашний скот. Частично помогали колхозы. Помнится, мы с Бурковым ходили покупать ячменную муку в Никулино у кузнеца по 40 руб. кг. Всю работу в колхозах делали женщины. Мы, учителя, тоже не знали покоя. Беспрерывно участвовали в воскресниках на молотьбе хлеба, на подработке к гос. Поставкам. Скирдовали хлеб, добирали сено. Почти все выходные на воскресниках, часто работали вечеровками. В то же время проводили просветительскую работу. Ставили постановки, делали доклады, особо трудно приходилось агитировать подписку на займы. (Подписывались на полтора два заработка – минимум).

    Вспоминаются субботники, которые проводили в порядке очереди с угощением – это отвлекало от многих трудностей – был душевный отдых.

  Вспоминается день Победы. В школу принесли телеграмму. Построили линейку на дворе – читаю телеграмму, все замерли, так ли? Слово взял завуч Чудинов Д.Т.(Алымовец). Он умел говорить истинный оратор, но не выдержал, заплакал. Заплакали дети, ведь у многих дома похоронки вместо отцов. Успокоив детей, пошли школой на митинг к памятникам. На митинге было торжество и слезы, тогда уже совет недосчитывал – 26 сограждан, оставшихся на поле брани. Но село жило.

    Вспоминается, как трудно было с топливом в школе. Мы сами своими силами готовили дрова. Сейчас не поверят, что дети 5 – 7 кл. ручной пилой и отцовским колуном готовили в лесу дрова.

    Вспоминается случай в лесосеке. «Крутенькая горка» по р. Кутулаке. Пришли с ночевой, вечером по дороге налаптила медведица с малышами – в грязи четкие отпечатки лап. Дети от возбуждения пугали друг друга. В ночь наложили костры и часов в 12 ночи все вроде угомонились. Мы с инспектором РАЙНО  Анкудиновой Г.К. еще не дремали. Вдруг крик: «Медведь! Медведь!». Мы подумали, шалят дети, но оказалось, правда, на костер у речки прямо на них с той стороны – брел лось  (очевидно, его загнал медведь, и он лось, оберегаясь, брел на костер. Я поверил в тревожный крик сбежал к речке и увидел лося, он уже шел вдоль речки, выскочив на нашу сторону, дал стрекоча. Я и сейчас все думаю, какую мы брали ответственность на себя. Детей надо уметь переправить на лодке через реку. Надо не допустить шалостей с огнем, предупредить ушибы в дроворубе, особенно при валке леса. Но все проходило благополучно. Интересно как скирдовали хлеб вручную. Я ложу скирду «кучу», дети таскают снопы. Посильнее вилами кидают на скирду, а как бережно они носили из суслонов снопы – чувствовалось, что они относились с пониманием. Надо полагать – это сознание воспитано еще крепким семейным деревенским укладом, где наказ отца, матери, вообще старших, был непререкаемым, теперь этого нет, утрачено. По приезду в село. По главной улице Алымовки(да и во всех селах). Я почувствовал и убедился позже, что в каждом доме есть глава семьи, дом и двор прибран, огорожен. Мужики есть и малограмотные, но живо интересуются всеми событиями в мире. Абсолютное большинство жило крепко, аккуратно выходили на общие работы колхоза – зарабатывать трудодни и в то же время трудились дома по хозяйству. Во дворе у каждого скотинка, сохранились сады, тележки инструмент свой. Жил мужик с надеждой иметь годовой запас, не на один день, как сейчас. Гарантированной зарплаты он не имел. Хлеб зарабатывал, но  крепко надеялся на свое личное (огород, скотина). Сейчас в этом самом подворье, 1 – ая, 2 – ая улицы остались жить одни пенсионеры, это уже по – второму поколению.(д. Козловки, Лужки, Подкаменка – новая жизнь стерлась. Умирает Подъельник. Нет Зорьки). Деревни перевели на однобокое житье: производства молока, мяса.

   Из учителей вспоминаются алымовцы, их из села вышло много. При мне работали хорошо, а начальных классах:  Бобрякова Е.И., Ушакова В.В., Чудинов К.А., Чудинова Л.Р.(Оболкина). Из предметников: Рубцов К.Е., Маркова А.М., Чудиновв Д.Т., Бобрякова Е.А., Рукавишников С.Л., Рукавишникова М.Л. Особо вспоминается Д.Т. Чудинов – историк. Это был широко образованный человек, владеющий прекрасным – ораторским словом, лектор на селе по многим вопросам. Очень грамотно, работали литераторы Чудинова У.И., Бобрякова Е.А. Эстетическое воспитание вел Рукавишников С.Л.(рисование и пение). Военное дело вел Березовский А.А.(человек для работы в школе совершенно не подготовлен, сам невежествен). Но военное дело практически вел направленно и умело. Этого требовало военное время. Особо надо отметить Буркова А.А. – преподавателя географии, биологии. Член партии, общественник. В школе старался проводить партийное влияние. Имел уважение учащихся. Из учеников мало кого вспомнил, они были малые, времени прошло много. Помнятся братья Чудиновы. Ермак Т. Новомир Г, Герман Г. – это в то время малыши – находились на воспитании у учащихся Д.Г.(старшего) жили они очень бедно и трудно, но учились отлично. Все вышли в люди(большие) двое военные, один хозяйственник. Учились Чудинов И.В. (бывший нач. киренского авиапорта), Чудинова Р.И. (заслуженный учитель). Учился Вострецов Ю.А. (военспец в Алжире). Я мог его иногда в 6 – 7 кл. оставлять за себя – он вел урок по моему плану. Многие ученики закончили Бодайбинский электротехникум. Нам в школу  приходила благодарность за хорошую подготовку учащихся их Бадайбо. Много из семилетки двинулись дальше учиться. Они при встрече узнают, а я не могу узнать(время).

Вас интересует моя автобиография?

Вот она – биография  учителя – директора.

Родился я в 1911 году 6 марта в д. Оболкиной Марковского с/ совета Усть – Кутского района Иркутской области. Отец из крестьян, был первым коммунистом на селе, первым председателем колхоза в деревне. Я в 1927 г. закончил Марковскую ШКМ(школа крестьянской молодежи). В этой школе учили всему, только не грамоте. В 1927 г. поехал учиться в Киренский пед. Техникум, который пришлось окончить на год раньше. В деревне нужны учителя. Вот нам 4 – й курс дали наскоро в два месяца. Выдали дипломы и отправили проводить на селе культурную революцию.

С 1930 – 35 уч. года я проработал в Киренге, заведовал нач. 4 – х. летними – 5 лет. в 1935 г. поехал учиться в Иркутский четырех годичный педагогический институт. После окончания института был в 1940 г. направлен работать в Киренский район 1940 – 1942 уч. годы работал в г. Киренске в 7 – и летке математиком, завучем. В августе 1942 г. был взят в армию(1942 – март 1943 г.). в 1943 г. в марте спецприказом, нас киренчан Гребеника К.К. и меня направили обратно для работы в школах. Так на войне не оказался. В августе 1943 г. я принял Алымовскую 7 – и летнюю школу. В этой школе работала моя жена Оболкина Л.Р. и наша семья – трое детей. С развертыванием второй средней школы в районе, в п. Алексеевск меня приказом РАЙНО перевели  в директора открывающейся средней школы. С 1952 – 1968гг. до пенсии я работал директором. С 1968 – 1970 гг. учителем математики в этой же школе. С 1970 – 1972 гг. работал преподавателем математики в вечернем училище ОРУ. На этом моя педагогическая работа закончена. Все годы, наряду с работой в школе, приходилось вести большую общественную работу. Был много раз избран депутатом с\ советов.  Пять лет по (р. Киренге) Казаченско – Ленского района на ряду с работой в школе, вечерами с керосиновой лампой учили взрослое население азам грамоты. Считать, писать.

Мы с женой вырастили пятерых детей. начали они учиться в Алымовской семилетке – окончили при мне все пятеро Алексеевскую среднюю школу.

Все получили высшее специальное образование. Сейчас живут, работают    каждый в своей специальности.(четыре инженера и одна  диспечер железнодорожной станции).

Моя жизнь в основном прошла в Алымовке – 9 лет. 20 лет в Алексеевке и 5 лет в начальных школах Казаченско – Ленского района. Жизнь прожита не зря и с общественной пользой.

                                                                     1988 г. 30 мая.

Воспоминания учеников школы

                                                  во время Великой Отечественной войны.

(Приложение № 1- 4, 6,9)

Дети войны -  мальчики и девочки – их жизнь могла и должна быть другой, наполненная беззаботным, весёлым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула всё, принесла им  страдания, лишения.

22 июня 1941 года – этот день не забыть ни взрослым, ни детям.
В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели.

Мы хотели бы представить вашему вниманию историю, тех кто за короткое время превратился из ребенка в настоящего взрослого человека. Эти суровые годы они будут помнить долго и будут рассказывать о них своим внукам.

О,  детство! Нет, я в детстве не был,

Я  сразу в мужество шагнул,

Я, молча, ненавидел небо

За чёрный крест, за смертный гул.

И тем военным днём кровавым

Мне жёлтый ивовый  листок

Казался лишь осколком  ржавым,

Вонзившимся у самых ног.

В том городе, огнём обвитом,

В два пальца сатана свистел….

Мне было страшно быть убитым…

Я жить и вырасти хотел!

Вострецова Августа Петровна (Вычужина)

Я, Вострецова Августа Петровна (Вычужина) училась в   Алымовской 7 – летней школе 3 года (в 5- 6 - 7 классах). Тогда она была 7 – леткой. Училась в данной школе я в годы Великой Отечественной войны (в 1943 -44 – 45 гг.). хотя это были трудные и голодные годы войны, но это было наше детство, мы были детьми, и трудности переносились нами легко. Мы любили свою школу, своих учителей, многих из которых я помню до сих пор. Жили мы тогда в Подъельнике. Ходили из Подъельника в школу пешком, и только в сильные морозы ездили в сенях, в которые запрягали лошадей сами, управляли ими  сами, за школой распрягали, и лошади ждали нас, пока мы учились. Мы были беспокойные, трудолюбивые, приезжали рано, никогда не опаздывали на уроки. До сих пор хорошо помнится весна. Весной мы ходили в школу на лыжах, утром по твердому насту катиться на лыжах было чудесно. Я была хорошей лыжницей. Все овраги были мой. До сих пор хожу на лыжах, понимаю в них толк. Принимала участие в лыжных кроссах и педучилище в Киренске, и в институте, и в Ленском районе.

   А когда зацветет в поле черемуха – это просто прелесть было ходить по полю и наслаждаться ароматом черемухи.

   Столовой в школе не было, и мы брали с собой иногда кусок хлеба, а чаще уходили в школу без еды. Хорошо помню своих сверстников не только из Подъельника, но и из других окрестных деревень: из Салтыково, Лужков, Подкаменной. Ребята их Никулиной учились в Чечуйске. Директором школы в то время был Оболкин Аркадий Федорович. Он преподавал у нас математику. Помню, что он частенько опаздывал на уроки. Говорили, что он был занят директорскими делами. Математику я знала не особенно хорошо. У меня способности были в гуманитарных науках. И это сказалось в моей профессии: я стала учительницей по русскому языку и литературе. Русский и литературу преподавали у нас две учительницы. Первую помню плохо, вторая была Августа Александровна. Помню , когда 9 мая объявили об окончании войны, она пришла в класс, упала на учительский стол и горько плакала. Мы сидели притихшие, сочувствовать не умели. По классу шепотом прошел слух: «Убили у нее мужа». В этот день построили нас и провели митинг об окончании Великой Отечественной войны. Плакали от радости все – все: и взрослые, и мы, дети. Преподавали тогда в школах военное дело, и мы сдавали экзамены по этому предмету. Преподавал военное дело(теперь начальная военная подготовка) Березовский Николай (отчество забыла). Помню что к нам,  своим воспитанникам, относился он хорошо. Историю вел Чудинов Дмитрий (отчество тоже забыла). Где он, я не знаю. Хорошо помнится Бурков Анатолий Иванович, который вел у нас географию и ботанику иногда. В основном ботанику вела Анна Александровна, я с ней жила в одной квартире, даже спали с ней иногда вместе. Она была молода. Потом вышла замуж и уехала в Киренск. Встретились мы с ней в Киренском педучилище. Преподавала она естественные науки. Знакома она была с Кустовой Л.В., ходила с нами в Подъельник в гости к Кустовой Елизавете Иннокентьевне, ныне покойной(это мать Кустовой Людмилы Васильевны).

      Мы жили очень дружно с учителями, уважали и ценили их.

Бурков А.И. был большой знаток разных пословиц, поговорок. И некоторые его высказывания я помню до сих пор, как – то: «Марья Ивановна чай пила, а брюхо холодно». Анатолий Иванович часто использовал по своему предмету диапозитивы. Оставлял нас после уроков для просмотра диапозитивов. Было очень интересно, потому что научные изображения удивляли и радовали нас. О телевизоре понятия не имели тогда кино и то редко демонстрировали, зато ходили в кино  всей деревней. Анатолий Иванович живет, кажется, в Алексеевске, киренского района.

   Марья Ивановна (теперь Вострецова) вела тогда драматический кружок. И я в этом кружке принимала участие. Играла роль старухи и других персонажей исполняла. Хорошо помнится этот кружок. А потом  мы выступали с этими инсценировками в Алымовском сельском клубе. Зрительный зал был полон зрителей. Тот старый клуб снесли , теперь его нет.

  Помню, как мы работали на пришкольном участке под руководством Анны Александровны. Школьный садик был ухожен, чист, опрятен. Не помню, проводили ли классные часы в то время? Не запомнился не один классный час. Но очень много знала я  полевых растений. И знаю сейчас. Видимо, хорошо нас учила Анна Александровна. Химию знали плохо. Дисциплины на этом уроке не было. Преподавал химию Панфилов. Где он, не знаю.

   Я лично уже несколько раз высказывала желание, чтобы организовывали вечер встречи бывших выпусников Алымовской школы. Это же будет здорово! Узнаем ли мы друг друга? С некоторыми не встречались всю жизнь. Были детьми, а стали уже стариками.

 Если Вы эту встречу организуете, мы будем очень благодарны Вам.

Когда мы учились в Алымовке, то помнится такое. Наступает весна, мы толпой идем по полю в школу на лыжах или пешком. Приходим к школе, солнышко показывается на горизонте. Мы смотрим на свою любимую деревеньку Подъельник, любуемся ею и говорим: «Никогда никуда не уедем из Подъельника, это лучшее место в мире».

   Но мы еще не знали жизни, любили только свою малую родину, восхищались ей. А что получилось? Вы знаете. Нет теперь нашей деревеньки. Нет и тех людей в ней, которые там жили. Судьба всех разбросала по своим путям – дорогам. Кто – где? Друг друга не знаем. Но с некоторыми я дружбу сохранила с алымовской школьной скамьи до сих пор. Это Беспалова(Бобрякова) Мира Петровна, которая живет сейчас в п. Алексеевск Киренского района. Это дружба на всю жизнь. Некоторых наших друзей уже нет в живых. Такова жизнь. Фотокарточку вышлю позднее. Я часто бываю в Алымовке. В Алымовке живет моя родная сестра Горнакова Нина Ивановна. Вот  и все пока. Остальное, самое интимное, расскажу на встрече бывших выпускников Алымовской школы.

Будьте здоровы, любите и цените свой край, трудитесь украшая трудом нашу деревеньку.

   С уважением Вычужина Августа Петровна.

Р.S. Думаю, что воспоминания Вы отпечатаете: написано не очень аккуратно.

Дауркина Мария Романовна.

Я родилась 6 августа 1930 г. в д. Козловке, в семье колхозников Дауркина Романа Иннокентьевича и Анны Тихоновны и была пятым ребенком. Зарегистрировать мое рождение отец выбрался только 6 октября, когда закончились основные сельхозаботы,  и , чтобы не платить штраф за не своевременное оформление документа, записали день рождение 3 октября(секретарь был козловский) так что по паспорту дата рождения – 3 октября.

Козловка деревня небольшая, и хотя жили в ней многодетные семьи, школы не было, потому мы учились в Алымовке. В 1938 г. я поступила в 1 класс(тогда обучение начиналось с 8 лет). почему – то учителя часто менялись. В 1 классе нас учила Буркова Надежда Амосовна, во 2 и 3 кл.  – Глазунова Маргарита Александровна, а в 4 кл. за год сменилось 3 учителя. Года 3 работал школьный интернат, но с начала Отечественной войны его закрыли и мы жили на частных квартирах. Завидовали ученикам из Подъельника и Подкаменки, т.к. те жили ближе и на одной стороне и могли всегда уйти домой, у нас же в осеннее и весеннее время было препятствие – река, перевоз. Нужны деньги, а они у колхозников не водились.

  Младшие школьники ходили домой только по субботам, а старшие чаще. В воскресение вечером снабдив продуктами на неделю, на отвозили на коне, если у взрослых были дела в Алымовке, а то и пешком утром, чуть свет, в понедельник с котомкой за плечами.

Боялись ходить возле леса: мерещились волчьи глаза. Отлегало на душе, когда спускались от Горчихи на реку: лес позади, впереди приветливо мелькали огни Алымовки. Часы – ходики показывали время приблизительно ровно не было, и мы иногда приходили так рано, что хозяева, где мы квартировали, еще не вставали.

Но в распутицу во время рекостава и рекостава все жили в Алымовке: и младшие и старшие. Тогда нас  было особенно много, и Анатолий Александрович Бурков вечерами собирал эту рать в школе и при свете керосиновой лампы читал книгу. Еще нас занимали тем, что показывали диапозитивы, на  которых изображены были животные и растения.  

  Хорошо жилось на квартире у Чудинова Петра Платоновича и Матрены Егоровны. Что же чудесные люди, доброжелательные, терпеливые, умные!. Никого не обижали, не выделяли, а жило нас человек 7. С теплотой вспоминаю и Чудинова Михаила Петровича, отца Петра Михайловича. Он один, без жены, управлялся с хозяйством и еще работал – чистил проруби каждое утро. Проживало нас 5, из 3 семей.

Однажды случилось так, что на время рекостава ученики 2 семей оказались без квартир, и Анатолий Александрович, добрая душа, приютил всю ораву (нас трое и Чудиновых 5). Спали на полу, а вечерами слушали сказки, которые читал Анатолий Александрович. Директором школы был Оболкин Аркадий Федорович, он же вел математику. Его любили и уважали за увлеченность своим предметом, за простоту. В летнее время он заготовлял сено на козловском лугу(многие семейные учителя держали коров и всегда ночевал у нас. Долгими летними вечерами мирно текла беседа. Родители с глубоким почтением относились к нему и ко всем учителям, внушали это уважение к нам.)

Анатолий Александрович преподавал географию, позднее еще и зоологию. На каждую парту выдавали географический атлас, тот закреплялся за двумя учениками (фамилии записывали на обложке), так что непосредственно перед нами, не только на доске, были географические карты: физические, политические, климатические. С большим интересом слушали рассказ Анатолия Александровича в Москву, ведь не все и в Киренске бывали, а железную дорогу видели только на картинке.

Во втором классе приняли в пионеры. Каждый вступающий перед строем давал торжественное обещание (читали по памяти наизусть), ему надевали галстук, скрепляли металлическим зажимом, говорили отдавая салют: «Будь готов!», и он отвечал «Всегда готов!». Пионеры приветствовали друг друга не словом «здравствуйте», а салютом.

Война внесла коррективы в школьную программу, ввели такой предмет, как военное дело. Осваивали строй, строевой шаг, умение подавать команды, отдавать рапорт, ползать по – пластунский. Поверх одежды на урок военного дела должен быть надет ремень, затянут достаточно туго, иначе – замечание. Изучали винтовку, разбирали и собирали затвор, даже однажды стреляли из тозовки. Материальную часть винтовки я усвоила, знала, как разобрать и собрать затвор, но силы не хватало надавить на пружину. Занятия вел Рукавишников Алексей Михайлович, Брат Чудиновой  Анны Михайловны.

Хорошо помню 9 мая 1945 г. был солнечный ветреный день. Нас выстроили за школой на спортивной площадке и объявили, что война закончилась. Как говориться в песне «это радость со слезами на глазах»: пропал без вести старший брат Владимир, не вернулась еще сестра Степанида, а еще впереди война с Японией, куда уйдет брат Сергей. Трое из пяти на войне.

В деревне рано приобщались к труду. Для всех находилась работа, т. к. преобладал ручной труд, так что дурью маяться было некогда. Как только ребенок мог сидеть на коне, он уже и боронил, и возил навоз, копны, а там и ворошили траву, копнили, подскребали, пололи в колхозном огороде, в поле хлеба.

Сенокоса ждали как праздник. Выходили все, принарядившись, брали с собой детей, даже грудных. В поле на время сенокоса строили балаган из досок, чтобы укрыться в обед и ужин от дождя и солнца, взрослые парни и подростки ночевали в нем на нарах на свежем сене.

Для развлечения вкапывали большой столб(его называли исполин), укрепляли наверху металлическое вертящееся устройство, привязывали прочную веревку с большой петлей на конце, чтоб мог сесть человек, получалось что – то вроде гигантских шагов.

Весной, в наводнение, сносило и балаган, и столб, но каждое лето снова строили то и другое. Как и все, я выполняла посильные сенокосные работы. Снопы вязать начала с 6 класса. Взрослые вязали за самосброской, а молоденькие и подростки – за лобогрейкой. Тяжело вязать колючий ячмень, пшеницу. Руки исколоты, кровоточат, зудят, припухали, но на завтра шли снова на работу: руки болели у всех страда.

Помню, жали полосу овса у Чистого озера. На поперечнике стояли две старушки, а на продольных полосах я и Кузакова  Констанция. Надо было, пока лобогрейка объезжала полосу, связать и убрать все снопы, освободить для лошади и машины место. От одного снопа к другому – бегом. К концу дня навязали по 100 суслонов(это 600 снопов). Работу принимала звеньевая Валя Огнева. Она проверяла количество и качество работы: сколько суслонов, сколько снопов в суслоне(их должно быть 6), крепко ли затянуты вязки, подобраны ли колоски. Потом передавала сведения бригадиру.

Бригадиры менялись часто. Работал Рукавишников Андрей Михайлович, Дмитрии Михайлович, Василий Иванович работал дольше всех.

Одно лето пасла овец с Лукьяновой Феклой Иннокентьевной . работа не трудная, но однообразная, скучная. Приходилось вставать с восходом солнца и до заката все на ногах и в жару и в холод.

В 1945 г. я закончила 7 классов и поступила учиться в Киренское педучилище. В 1948 – 1951 гг. работала учителем начальных классов в г. Бодайбо. В 1951 – 1955 гг. училась в Иркутском пединституте. С 1955г. по  1980 работала учителем русского и литературы в г. Киренске в средней школе № 1. С 1980 г. живу в Иркутске. В 1980 – 1984 гг. работала в средней школе №6. За 29 лет работы учителем русского языка и литературы. 6 раз выпускала 7 и 8 классы, 2 раза – 11 –е, 7 раз 10 – е . с 1984 г. на пенсии.

Кто учился со мной? В начальных классах одни, в средних – другие. Из тех кто живет в Алымовка и здравствует, это Бобряков Валентин, Рубцов Николай, Горнаков Виктор и Тамара.

Из написанного выберите нужное. 10 лет на пенсии, уже нет того пыла, что раньше.

                                                              29/ III. 1995  г.

Рубцова Мария Ивановна

Родилась в 1929 году 4 февраля в д. Подъельник Киренского района Иркутской области. По её рассказу мы узнали следующее:

В её семье было семь детей. До войны она окончила 4 класса Подъельничной начальной школы. На 4 класса было 2 учителя и всего 40 детей в них писали деревянными ручками с пером, их покупали в магазине. Во время войны работала в колхозе на разных работах. Летом все школьники работали на сенокосе, собирали шиповник, лечебные травы, сушили их и отправляли на фронт. Чай заваривали так: сушили листья малины,

смородины, мелко резали морковку и сушили в русской печке, а потом заваривали вместо заварки. Во время войны варили компот из свеклы и морковки, а из сусла делали крем.

Военных госпиталей не было на территории Киренского района, так как железной дороги не было, и нет до сих пор, да и автомобильных – то дорог не было.

О Победе узнали во время обеда на полевом стане – тогда шла посевная, приехал на коне нарочный из Алымовки и сказал, что Победа. Все радовались, обнимались, целовались. На фронте у Марии Ивановны был брат Георгий Иванович. Победу он встретил в Берлине. Праздновали Победу в колхозной столовой всей деревней, принесли из дома все, что могли, да в реке Лене поймали рыбу – нажарили.

Суханов Александр Николаевич

Родился в деревне Горбово Киренского района Иркутской области в 1926 году 25 ноября. В своем рассказе он поведал нам вот, что в 1938 году окончил 4 класса Горбовской начальной школы.  Его отца Николая призвали на трудовой фронт в феврале 1943 года, работал на валке леса под будущий г. Ангарск.

 С 12 лет работал в колхозе. Семья у матери большая была и нужно было зарабатывать на жизнь. Пришлось работать и погонщиком лошадей, и на мотоцикле, возил на лошади уполномоченных от одного сельского совета до другого: из Банщиково до Алымовки, Чечуйска. Подвозил раненных солдат, возвращавшихся домой, даже приходилось возить арестованных. Весной в колхозе работали по 12 – 14 часов в день. Сначала бороновали, а затем за плуг становились пахарями. Чем старше становились, тем сложнее и труднее выполняли работу. В 15 лет становились под кули (погрузка и разгрузка мешков с зерном). Работали на заготовке леса, вывозке сена с островов,

работал на косилке, жатке. После рабочего дня устраивали вечеровки по молотьбе зерна, скирдовании снопов.

Все трудились, не покладая рук «все для фронта, все для Победы над фашистом». Вся тяжелая работа легла на подростков и женские плечи. И всё это с честью выдержали.

Львова Татьяна Васильевна

Родилась в 1925 году 24 января в с. Алымовка Киренского района Иркутской области. Окончила 7 классов в Алымовской семилетке. Всего в школе было 150 учеников, а учителей 8 человек. Велись все предметы и занятия в годы войны не прекращались. Не хватало одежды, в семье было 6 детей. Валенки носили по очереди, учились в школе в 2 смены, один с утра в валенках уходил в школу, приходил после занятий, их надевал уже другой ребенок, чтобы идти в школу на занятия. Ученики вместе с учителями готовили концерты и выступали. Женщины и дети всем помогали копать картошку, собирали ягоды, колоски в поле. В семье Татьяны Васильевны дети считали лакомство – сушёную свёклу и морковь.

О Победе узнали сразу все. Был большой колокол, в который позвонили, люди сбежались и узнали, что кончилась война.

Соснина Людмила Афанасьевна

Родилась в 1934 году 13 августа в д. Горбово Киренского района Иркутской области. Эта деревня находилась в 8 км. От Алымовки, а сейчас её вообще нет. Людмила Афанасьевна рассказала нам, что 3 класса она окончила в Горбовской начальной школе, 4 – ый класс – в Банщиковской начальной школе, а с 5 – го по 7 –ой классы – Алымовской семилетней школе. Тогда в этой школе было  2 – пятых класса, 2 – шестых класса и 1 – седьмой класс. Классным руководителем в 7 классе был Рукавишников Степан Лаврентьевич, директором – Оболкин Аркадий Федотович, а завучем был Бурков Анатолий Александрович. В семье было 3 детей. Отца Горнакова Афанасия Афанасьевича взяли на фронт в 1943 году. В этом же году он погиб. А мать Кузнецова Агрипина Алексеевна умерла в 1943 году за 2 месяца до гибели мужа. И остались дети сиротами. Но в д. Никулино жили бабушка с дедушкой – родители матери – вот они – то и вырастили своих внуков. Питались как все в деревне, только с хлебом было трудно. На трудодни давали ячмень, его мололи и стряпали хлеб. Называли его «ярушником». Пшеничную муку давали в колхозе только на праздник. От просеивания ячменя оставались отруби, их замачивали, процеживали и варили «бурдук». Это кушанье похоже на кисель, а на вкус – кисленький. Часто пекли картошку в русской печке, репу парили и ели. Молоко было своё, так как в деревне почти все держали коров. Для школьников было много работы после занятий в школе осенью и весной. Осенью в поле собирали колоски. Мужчины – старики, мальчишки по старше жали, хлеба лабогрейках, женщины вязали снопы, а дети собирали колоски, а потом их увозили на молотилку. Не дай бог, колосок останется на земле! Весной помогали в посевную: ходили по вспаханной земле, собирали траву, вытрясали её от земли и эта трава шла на корм лошадям, не хватало сена. О победе узнали в школе. По деревне верхом ехал бригадир и сообщал о Победе. Все закричали: «Ура!» - начали прыгать радостно. Нас всех отпустили в этот день с уроков.

А еще Людмила Афанасьевна помнит, что в 1944 году недалеко от д. Никулино упал в реку Лену самолет. Вся деревня прибежала на берег. На следующий день останки самолета взрослые пытались вытащить при помощи лошадей, так как никакой техники не было.

В 1978 – 1988 стало известно, что в 1944 году потерпел аварию самолет на перегоночной трассе «Аляска - Сибирь». Из Америки по договору Ленд - Лиз перегоняли самолеты в нашу страну советские летчики. Наш город  Киренск – небольшой сибирский городок стал известен, как один из надежных аэропортов трассы «Аляска - Сибирь».

Вострецова Анна Егоровна

Родилась 19 января 1927 года в д. Подъельник Киренского района Иркутской области.

Она нам рассказала, что 4 класса окончила в Подъельничной начальной школе. Писали в школе деревянными перьями. Фиолетовые чернила наводили из специального порошка или таблетки, которые брали в магазине. В годы войны для государства сдавали, а точнее для фронта все: мясо, молоко, яйца, сушеную картошку и свёклу; вязали носки и варежки. Питались как все в деревне, пища была крестьянская, слишком каких – то разносолов не было.

На фронте у Анны Егоровны было 2 брата: Василий Егорович и Александр Егорович. Оба погибли. Похоронки на них хранились, но потом их увезли в райсобес г. Киренска и они затерялись. Победу встретили в лесу, заготовляли дрова. Как только узнали о Победе, (приехал на коне бригадир) все бросили и побежали в деревню. А там уже зарезали двух баранов и всех накормили. Почтальона в войну встречали и со слезами, и с радостью. Но и после войны жизнь была трудной

Никулина Анастасия Сафроновна

1928 года рождения 17 сентября, родилась в д. Горбово Киренского района. Сейчас этой деревни не существует на реке Лене. Вот, что она рассказала нам о военном времени: училась в Горбовской начальной школе,   где было 4 класса, в которых учились 42 ученика. Работало 2 учителя. Учились ежедневно, кроме воскресенья, предметы велись все. Одежды было немного, как могли, так берегли её. Ручки, перья были в магазине, чернила фиолетовые – разводили либо порошок, либо таблетки, а учителя ставили отметки красными чернилами. Женщины вязали варежки, носки; сушили овощи  и все это отправлялось на фронт через сельский совет. Никаких особых блюд не было; пища обычная, деревенская. По радио сообщили с победе. Это было радостное событие. Жители собрались в клубе где отмечали Победу, а потом были танцы. Почтальона ожидали  со страхом, с замиранием сердца; а вдруг похоронка

Горнакова Анна Алексеевна

Родилась 20 декабря 1927 года в Казачинско – Ленском районе.

Она рассказала нам, что 4 класса окончила в Горбовской начальной школе, в Алымовской семилетней школе училась в 5 и 6 классах. В школах всегда велись занятия. А чернила готовили так: покупали химический карандаш, размывали его, разводили водой и писали перьями. Ученики всегда выступали в клубе, иногда немое кино. Для фронта вязали варежки, носки; отправляли сушеные овощи. Праздновали Победу всей деревней. К работе почтальона относились хорошо.

Рукавишникова Галина Дмитриевна

Родилась в д. Алымовка 21 ноября 1932 года. Свой рассказ она начало с того, что училась в Алымовской семилетней школе. Начальные классы в годы войны учились постоянно, а вот 5, 6, 7 классы не учились 2 года, не было учителей, мужчин призвали в армию, а в 1943 году открылись. В начальных классах было 2 учителя, и классы были сдвоены (1 и 4 классы, 2 и 3 классы). В многодетных семьях не хватало не только хлеба, но и обуви. Писали ручками с перьями № 86, «союз», а ручки иногда приходилось делать так: перо привязывали ниточкой к выструганной палочке. Чернила наводились из чернильного порошка, наливали в чернильницы – непроливашки или бутылочки. После уроков ходили осенью в поле с учителями собирать колоски.  Женщины и подростки на своих плечах держали весь колхоз: выращивали хлеб, содержали всех животных. Все шло государству, для фронта, для Победы. В сентябре 1943 года все ученики  3 – 4 классов ходили на Кутулаку (речка в лесу) за брусникой, которую отправляли в г. Иркутск в госпитали для раненных. Летом ребятишки наравне с взрослыми сажали картофель под плуг, пропалывали хлеб (рвали осоку), убирали сено, жали хлеб, вязали снопы. В колхозе за работу давали муку: работающим по 400 – 5000 г., а не работающим по 150 – 200 г. Молоко   и все овощи свои. За лакомство считалось: белый хлеб, сахар, макароны. Особых блюд никаких не было. В деревне не было электричества, жили с керосиновыми лампами, а иногда освещались лучиной.

9 мая 1945г. директор школы Аркадий Федорович вышел с урока геометрии, и долго его не было, а потом залетел в класс и начал подпрыгивать, смеясь, и только после объявил, что Победа над фашистами. Все повскакивали с мест, закричали от радости: «УРА!» Урок закончился, и все пошли на митинг. Далее Галина Дмитриевна рассказала, что где бы она ни жила, везде 9 мая люди праздновали и отмечали, как самый радостный праздник. На фронте у Галины Дмитриевны воевали двоюродные братья и отец. Сейчас их уже нет в живых. При жизни всегда обменивались поздравительными открытками. В годы войны ждали с нетерпением почтальона, в надежде получить от отца письмецо. Из Алымовки в Киренск ездил за почтой старичок – Чудинов Михаил Иннокентьевич. Его называли дети «почтовик - кольцевик». Он привозил почту, а Люба Ощепкина разносила ее.

Трудно жилось в войну, но народ был дружелюбный, уважительный, не было агрессивности.

Рукавишникова Галина Дмитриевна  - ветеран педагогического труда. После окончания педагогического училища она много лет трудилась в школах Киренского района учителем начальных классов. Она и сейчас не забывает школу и всегда желанный гость. Ныне Рукавишникова Галина Дмитриевна  проживает в г. Усть – куте.

Кузнецов Валерий Ильич

Родился 13 августа 1932 года в деревне Салтыково Киренского района Иркутской области. Окончил  4 класса в Салтыковской начальной школе, а потом учился в Алымовской семилетней школе.

В войну как все жители деревни питались овощами, молоком, было и мясо, но хлеба не хватало. Все время хотелось поесть хлеба досыта, особенно белого.

 О Победе узнал в лесу, работали на заготовке дров. Все собрались в клубе, сначала митинг, а потом сели за столы. У кого – то была бражка, принесли в клуб, разливали взрослым.

Из родственников никого не было на фронте.

Кузнецов Владимир Сафронович.

Родился 2 мая 1931 года на  Увале.

В своём рассказе о детстве он нам поведал о том, что учился в Горбовской и Никулинской  начальных школах. В Горбовской начальной школе в 4 – х классах было всего 45 учеников.. занимались ежедневно, кроме воскресенья. В 4 классе велись предметы: арифметика, письмо, чистописание, география, история, рисование, пение, физкультура, военное дело.

Летом все школьники на сенокосе, мальчишки на лошадях возили волокуши, а женщины и девочки подгребали сено. Осенью копали картофель, собирали колоски все время хотелось хлеба, а его было мало, так как в основном все отправлялось на фронт.

Заключение

«Подвигу людскому нет цены,
Памяти навеки нет покоя».

Учащиеся школы и учителя, изучая в течение ряда лет историю родного села, начиная с освоения этой территории, с первых ее поселенцев и до сегодняшнего дня, конечно, не могли не остановиться в своих поисках на тех, кто делал и делает эту историю и, в первую очередь, на старожилах, а они все вышли из военных лет. Данная работа является продолжением, углублением основной учебно-исследовательской работы «Родное село! В истории отражена судьба всей Алымовки, всей России!» и той ее главы, которая рассказывает о жизни школы в годы войны. И если в ней, в этой главе, отражены поиски жителей, которые делали Победу на полях сражений, то в представленной работе ребята поставили задачу – вписать в историю школы скромных тружеников тыла, детей войны, кто наравне с взрослыми, как мог и где мог, вносил свой посильный вклад в общую Победу. Все они из поколения Победителей.

Включились вновь в активную форму изучения темы – поисковую и собирательскую Акцию, результаты которой позволили учащимся проникнуться уважением, благодарностью к простым, рядовым жителям нашей маленькой страны, без которых ее история была бы немыслима. (приложение № 10)

Изучение указанной темы способствовало развитию познавательного интереса к истории родного края, развитию у учащихся чувства сопричастности к делам, жизни жителей нашей маленькой страны, желание внести вклад в сохранение памяти и чувства благодарности к тем, кто участвовал в становлении села.

На наш взгляд поставленные цели и задачи были достигнуты. Но на этом работа еще не закончена, ведь никогда нельзя изучить всю историю до конца.

  Война закончилась 9 мая 1945 года. Фашизм был полностью  уничтожен. Но какой страшной ценой  досталась нам эта победа! Разрушены  сотни городов, 70 тысяч сел, свыше 20 миллионов человек было убито, умерло с голоду, уничтожено в концентрационных лагерях, пропало без вести.

Эту тему мы взяли, чтобы показать жизнь наших бабушек в военное время. Все они с раннего детства наравне с взрослыми приблизили день Победы. Их осталось очень мало. Они стали беспомощными, поэтому основная наша задача о них помнить и оказывать им помощь.

Пусть жизнь этих людей послужит для нас примером, как нужно любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.

У детей военных лет было трудное детство, и мы не хотим, чтобы такие войны не повторялись больше никогда. Пусть всегда над нами будет мирное, голубое небо и светлое, яркое солнце. Нашу работу мы хотели бы закончить стихотворением Тюкпиековой Веры «Нам не нужна война!».

Мира не видят люди,
Прячась в темных углах.
Кругом летят и свистят пули,
Страх застыл в потемневших глазах
Тучи спрятали солнце,
На нашей планете тьма.
Люди не могут больше,
Слышать слово «война»!
Чтобы над миром светило,
Чтобы детство счастливым,
И радостным стало:
«Скажем - нам не нужна война!»

Список использованной литературы

  1. Краеведческие документы, расположенные в школьном музее.
  2. Воспоминания детей Великой Отечественной войны.
  3. Воспоминание директора школы А.Ф. Оболкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачётные работы по литературе №6, №7, №8 (Жизнь и творчество М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, литература периода Великой Отечественной войны). 12 класс вечерней школы

Зачётные работы по литературе по темам: №6- "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"; №7- "Жизнь и творчество М.А.Шолохова"; №8- "Литература периода Великой Отечественной войны". Вопросы для зачётных работ ...

Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА ТАТАРСТАНА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941- 1945 гг.)

В статье анализируется характер трансформации учебной и воспитательной работы средних школ Татарстана в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется изучению основных форм военно-патрио...

Тест Война и общество в период Великой Отечественной войны 10 класс

Тест по истории 10 класс Война и общество в период Великой Отечественной войны....

Тест Война и общество в период Великой Отечественной войны 10 класс

Тест по истории 10 класс Война и общество в период Великой Отечественной войны....

Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.

Цели урока:1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников. Развивать умение конспектирования основного материала уро...