Сильные духом крепче стены (воспитание патриотизма на примере произведений кинематографа)
статья на тему

Федоринова Ирина Леонидовна

В статье предлагается вариант работы с мультфильмом о Великой Отечественной войне "Сильные духом крепче стены" для старших классов.  Духовно-нравственный потенциал произведения позволяет использовать его в воспитательном и образовательном процессах, формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма и любви к Родине, уважение к другим народам и национальностям.

Статья опубликована в сборнике по материалам I Всероссийской научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание в учреждениях образования. Опыт работы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedorinova_irina_leonidovna.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

Православная классическая гимназия

г.о. Тольятти Самарской области

Сильные духом крепче стены

(воспитание патриотизма на примере произведений кинематографа)

Федоринова Ирина Леонидовна, учитель истории культуры (МХК)

        Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения   актуальна во все времена, особенно она обострилась в последние годы. Педагоги в образовательном и воспитательном процессе всегда использовали огромный потенциал искусства. За 70 лет, прошедших после Великой Отечественной войны, было создано немало произведений во всех видах и жанрах. Я бы хотела остановиться на кинематографе, а точнее, на одном из его жанров, - анимации, предложить вашему вниманию мультфильм о войне с названием «Сильные духом крепче стены» и показать, как можно использовать его в патриотическом воспитании учащихся. На первый взгляд такие понятия, как мультфильм и война несовместимы, но отслеживая произведения в этом жанре за последние десятилетия, выявилась одна характерная особенность — языком анимации действительно можно говорить о серьёзных проблемах общества.

        Мультфильм был создан в 2010 году к 65-летию победы в Великой Отечественной войне при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Время показа 9 мин. 39 сек. В основу положено стихотворение киргизского поэта Джоомарта Боконбаева и рассказ о подвиге воинов генерала И.В. Панфилова, оборонявших Москву осенью 1941 года. В его дивизии воевали представители 34 национальностей Советского Союза. На экране мы видим рисованные и документальные кадры, которые тесно переплетаются с киргизской притчей о том, в чём главная защита страны от врага.

        Жанр мультипликации, как таковой, не предполагает особых возрастных ограничений. Предлагаю вариант работы с мультфильмом для старших классов. Его можно использовать во внеурочной деятельности, в работе воспитателей и классных руководителей.

Цель: воспитание патриота и гражданина своего Отечества, уважения к другим народам и национальностям.

Задача: раскрыть понятие патриотизм и показать, что в его основе лежит любовь к Родине и готовность жертвовать своей жизнью ради её свободы, независимо от национальности и вероисповедания.

Виды деятельности: просмотр, обсуждение, работа с текстом.

Описание результатов. 

В процессе работы учащиеся должны:

- понять сюжет произведения (рассказ-притча старого воина о защите родной земли в давние времена с целью поддержки молодых воинов перед боем);

- понять идею (единство народа в момент опасности и готовность принести себя в жертву ради общего блага, роль матери в воспитании сыновей-защитников);

- определить общие ценности в культуре любого народа (семья, защита родной земли, жертвенная любовь);

- объяснить смысл понятий: подвиг (это поступок - движение души, совершаемое не ради себя), жертва (самое дорогое и ценимое, что отдают навсегда без принуждения и сожаления во имя другого), патриотизм (любовь к своему Отечеству и готовность его защищать; корень слова латинский и означает — отец, это и подразумевает защиту отчего дома, семьи, близких, родных, большой и малой Родины, как территории, где ты живёшь) [2, с 225-246];

- соотнести прошлое и настоящее: два пласта времени. Это, пожалуй, самое сложное задание для учащихся и здесь понадобится помощь учителя: раскрыть понятие жертвы в культуре и религии многих народов. Жертва - дар богам в виде различных приношений: золота, животных и даже человеческой жизни. В произведении речь идёт о добровольной, осознанной жертве во имя других людей, во благо общего спасения. Эта идея лежит и в основе христианской религии: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою (то есть пожертвует жизнью своей) за друзей своих» (ближних своих) (Ин.15,13) [1, с. 603, 617]. В притче таким смельчаком оказался тринадцатилетний мальчик, который был согласен на то, чтоб его замуровали в крепостной стене, защищавшей народ от захватчиков. По словам мудреца только тогда она должна была устоять. На слёзы матери сын ответил, что поступает так, как она его учила. И вновь появляется мудрец со словами, что не нужно закапывать мальчика. Народ и так победит любого врага, если у него есть такие сыновья и такие матери. В условиях военного времени от способности жертвовать собой, быть готовым к подвигу зависела судьба народа и государства. Именно это доказали герои-панфиловцы и многие другие воины Великой Отечественной войны;

- выбрать значимые строки из стихотворения и обосновать свой выбор

«Ты в сердце, любимый народ, и в судьбе.

Я рад, что могу быть полезен тебе»,

«И если народ от врагов я спасу,

То жизнь свою в жертву не зря принесу»,

«Сынок, дорогой,

Стань жертвой святой за народ свой родной!»,

«Себя за Отчизну ты в жертву обрёк,

Моё молоко оправдал ты, сынок!»,

«Детей воспитайте на благо страны.

Любовью к Отечеству люди сильны.

Живите свободно, дружны и вольны,

Не надо бояться, что нету стены.

Врагам же склонённых голов не видать,

Когда есть такие, как сын и как мать!»;

- сделать вывод: в условиях войны сила духа бойцов всегда крепче материального обеспечения. Достаточно вспомнить известные победы наших славных полководцев — А.Невского, Д.Донского, А.В.Суворова, М.И. Кутузова, многих других и, конечно, маршала Г.К.Жукова. Защита Отечества — долг и обязанность каждого гражданина. Родина у всех одна, а народов, проживающих на её территории, много. Сила любого государства — в единстве и сплочённости её населения, независимо от национальности и вероисповедания. Советский народ вынес все испытания Великой Отечественной войны и одержал победу. Свой вклад в неё внесли и воины многонациональной дивизии генерала И.В.Панфилова, ценой жизни отстоявших столицу нашей Родины в ожесточённых боях под Москвой.

        

Духовно-нравственный потенциал, заложенный в мультфильме «Сильные духом крепче стены», позволяет использовать его в воспитательном и образовательном процессах, формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма и любви к Родине, уважение к другим народам и национальностям.

Список литературы

1. Закон Божий в изложении протоиерея Серафима Слободского. Иллюстрированное издание. - М.: «Ковчег», 2008. - 800 с.

2. Ильин И. Основы христианской культуры. / Иван Ильин. - СПб.: Издательство «Шпиль», 2004. - 352 с.

3. Мультфильм «Сильные духом крепче стены». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=fSQ5Tmp3eoc.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Ф.В.Чижов - Муж сильного духа и деятельного сердца"

Имя Федора Васильевича Чижова гремело при жизни, но в нашем столетии несправедливо забыто. Ф.В.Чижов был выдающейся личностью в истории России XIX века – талантливый публицист, ученый-математик,...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Сильные духом , крепче стены."

Сценарий литературно – музыкальной композиции « Сильные духом крепче стены», посвященной Битве подМосквой, героям- Панфиловцам.Лазарева Анна Викторовна – педагог дополнительного образования, руководит...

Творческая работа практико-теоретического содержания «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на примерах произведений о Великой Отечественной войне»

   Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, но никакое бога...

Сценарий открытого урока по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Сильные духом"

Сценарий урока посвященный Дню инвалидов "Сильные духом"...

Рабочая программа "Сильнее.Выносливее.Крепче"

Рабочая программа "Сильнее.Выносливее.Крепче"...

Рабочая программа "Сильнее.Выносливее.Крепче" 2-й год обучения

Рабочая программа "Сильнее.Выносливее.Крепче" 2-й год обучения...