Интегрирование урочной и внеурочной деятельности
статья на тему

Шарманжинов Э

Интегрирование урочной и внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса у учащихся  средствами интегрирования урочной и внеурочной деятельности.

В настоящий момент в образовании есть ряд положительных моментов: у нас есть вариативность педагогических систем и подходов, мы можем творчески подходить к поиску, родители могут принимать участие в образовательном процессе; принято понятие необходимости педподдержки ребёнка как индивидуальности, поддержки в его индивидуальном пути развития; признано единство предметных, общеучебных и личностных результатов учащихся. Кроме того первая ступень образования, начальная школа - ступень, на которой дети учатся самостоятельно думать, делать свой выбор с ответственностью. Чтобы эффективней решить эту задачу, используя положительные моменты, я решила провести исследование и опробовать интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Что же означает интеграция? Это

- взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеучебной деятельности;

 - связь содержания урочной и внеурочной деятельности, закрепление ЗУНов, полученных на уроках, во внеурочной работе;

 - взаимосвязь общего и дополнительного образования;

- гибкий характер организации учебного процесса, включающие в себя неформальные способы взаимодействия педагогов и учащихся;

 - объединение педагогических средств в особые воспитательные комплексы (занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях ит.д.)

При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. Уходит проблема несерьёзного отношения учащихся к второстепенному предмету и облегчается система контроля. К тому же интеграция способствует формированию научной картины мира, оптимизирует учебный труд школьников, творческое развитие учащихся и др.

Как и в любом другом классе, в моём у детей наблюдается три уровня познавательной активности: высокий, средний и низкий. На оценку уровней  повлияли такие критерии как: мотивационный, то есть интерес к изучаемому предмету ; умение понимать, применять, анализировать, синтезировать, оценивать полученные знания и, конечно, познавательная активность. Для получения чёткой картины об уровнях развития познавательной активности в своём классе, я использовала беседы, наблюдения, анкеты, тесты, изучала продукты деятельности учащихся.

Учащиеся с низким уровнем  отличаются отсутствием интереса к предмету, работой по образцу, отсутствием инициативности. Таких учеников в моём классе пятеро (25%).

У ребят со средним уровнем наблюдались неустойчивые знания и интересы, материал усваивается не полностью, но присутствуют элементы инициативы и самостоятельности. Таких учеников в классе большинство10 человек (50%)

В школе нельзя допускать монотонность, строгий режим. Это будет угнетать детей. То, что  в классах мало детей позволяет гибко подойти к построению деятельности, к интеграции. Изучив наиболее распространенные интегративные средства, которые используются в современной школе, я сделала  вывод, что они имеют высокую воспитательную и образовательную эффективность. Осталось только выбрать способ интеграции, ведь выбрать есть из чего. Это, например:

  • занятия в разновозрастных группах (РВГ);
  • проектная деятельность
  • день свободного выбора и творчества
  • «Малая академия наук»
  • Проблемно-тематические дни

Мне больше понравилась идея проблемно- тематических дней. Планирование, подготовка, проведение и подведение итогов такого дня позволяют включить каждого ребёнка в различные виды деятельности и обеспечить его занятость творческой и продуктивной работой.

Организация проблемно-тематического дня предполагает целенаправленную подготовку в течении недели(возможно и дольше ) целостного и яркого события с учётом актуальной проблемы, который пронизывает учебный процесс, многие учебные занятия и осуществляется во внеурочное время.

Этот день – это событие, событие яркое. Оно позволяет найти ребёнку ответы на важные для него вопросы, причём ответы он нашёл сам под руководством педагога, приобретая при этом необходимые знания из тех дисциплин, которые он изучает.

Отличительными признаками проблемно- тематического дня является:

 - наличие актуальной проблемы, которая чаще всего представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации самими детьми в течении подготовки и проведения дня;

 - общая проблема может разбиваться на подвопросы, каждый из которых рассматривается детьми самостоятельно за отведенный промежуток времени (на занятии, экскурсии, встрече, после уроков, дома и т.д.)

 - целостность дня, то есть подчиненность проблеме, его интегративный характер, когда отсутствуют  разграничение учебных предметов, учебных занятий и воспитательных мероприятий, а каждый этап дня, каждое действие соответствует поставленной проблеме;

 - гибкость в организации дня, отсутствие временных  и организационных рамок; в этот день проводятся не занятия по расписанию;

- значительную часть дня составляют импровизация, творчество, обсуждения, практическая деятельность, проектная деятельность и исследовательская работа.

Проблемно-тематический день – это результат совместного творчества и поиска взрослых и детей в школе и дома, на уроке и во внеурочное время.

Назовём принципы  организации проблемно-тематического дня:

  1. Опора на личный опыт детей (выявление проблемы, доступность и возможность её решения, организация целеполагания, решение конкретных практических задач, организация рефлексии – всё направлено на показания личного вклада ребёнка)
  2. Социально-практическая направленность деятельность(выявление проблемы, участие в обсуждении, реальный вклад, взаимодействие с общественностью)
  3. Разнообразие и вариативность, направленные на создание эмоциональной атмосферы, развитие активности детей. (различные виды деятельности, игровые и соревновательные приёмы,  сменяемость контактов, ролевых позиций и т. д.)
  4. Комфортность и естественность образовательной среды.

Как выбирается тема такого дня?

У такого дня яркое название. А при определении тематики учитываем:

  • Образовательную программу
  • Содержание учебного материала
  • Интересы и потребности детей
  • Актуальность проблем
  • Предложения родителей
  • Текущие проблемы и ситуации

Возможны разные подходы к определению таких дней.

  1. Определяется тема, а затем проблемы, которые будут обсуждаться(«Почему я заболел?»)
  2. Определяется проблема дня с учетом темы какого либо предмета, а затем проводятся учебные занятия по всем остальным предметам, при этом на занятиях разбирается эта проблема.(«Что такое олимпиада?»)
  3. Определение темы и соответственно ей несколько практико-ориентированных проблем, которые полезны и интересны самим детям. Учебный материал используется в виде безотносительном к какой либо теме образовательного стандарта по предмету. («Моя семья»)

Такие дни проводим почти каждую субботу. Кажется, что проведение такого дня сложно. Но стоит только наладить работу, поимпровизировать, привлечь родителей и начнёт получаться.

Итоги подводить пока рано, но можно заметить, что уровень интереса у учащихся  с низким уровнем познавательной активности вырос. Учебная активность также повысилась. Это проявилось в отсутствии боязни высказывать свои собственные соображения по тому или иному вопросу, активности в диалогах, в выполнении творческих заданий .

Я заметила, что проблемно тематический день не только эффективный способ интеграции, но и рациональный способ решения проблемы организации внеурочной деятельности. Процесс активизации познавательной деятельности младших школьников посредством интеграции предметов имеет ряд специфических особенностей: способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире; обеспечению связи между теорией и практикой, достижению гармонии в формировании личности школьника и построении образовательного процесса, развитию творческих способностей.

Таким образом, предложенная нами модель развития познавательной активности младших школьников посредством м интеграции урочной и внеурочной деятельности оказалась эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Педагогический проект "Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности"

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, ...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"

В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....

Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.

Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....