Урок на тему "Мать-творец Человека"
материал на тему

Андросова Надежда Михайловна

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_mat-tvorets_cheloveka.docx17.58 КБ
Файл muzyka_hrama.pptx2.63 МБ
Файл mat-tvorets_cheloveka.pptx1.57 МБ
Файл o_mame.docx10.93 КБ
Файл pamyatka_lyudyam.docx10.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. ОРКСЭ.; 4класс.

Тема: Мать-творец Человека.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка памятки –обращения к людям по отношению к своим матерям, подготовительная работа по изготовлению презентаций к уроку.

Основные термины  и понятия: материнство,любовь,красота,доброта,нежность,забота,бескорыстие,преданность,милосердие,терпение,великодушие.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

-звон колоколов(колокола Ростова)-на что похоже, что нам представляется?

(капель, весенние ручьи, мамин голос ,мамина речь.)

- На доске картинка о весне .Весна-в природе это что?(это начало жизни в природе) .

А для человека началом его жизни будет кто?(его мать).

Тема урока: Мать-творец Человека..

(Почему слово человека с большой буквы?)

Человек -как личность, а не как биологическое существо.

Цель урока:

А какими качествами должен обладать человек, чтобы его называли личностью? Кто творит эту личность? Ваши предположения.

Вот на этот вопрос мы с вами и будем искать ответ

2. Прослушивание притчи о матери.

Итак как же мы называем свою маму?- ангел.

Поднимите руку те, кто похож на свою маму? Кто ее любит? Часто мы любим ,но часто ли мы говорим слова признательности своим мамам?(нет)

Почему?(не умеем, стесняемся, торопимся)

Сегодня мы прослушаем признание в любви своей маме в виде песни и попробуем понять ,за что автор любит свою маму.

3.Прослушивание песни  «Ночь глубокая» Никиты Баранова.на фоне картин о маме.
4.Анализ текста песни и подбор слов для характеристики личности мам.

Ночь глубокая, тихо стоят сады
только ты не спишь мама моя.

Слышу шепот твой-, как повторяешь ты

 в жаркой мольбе своей имя мое.-

Почему мама не спит?

О чем она просит судьбу?

Почему повторяет имя сына? Как мы называем таких людей?(заботливая мать, ответственная за сына, терпеливая)

Чтобы делал я

Если бы не было в испытаниях рядом тебя?

Мама ты меня к Богу направила

И в церковь Божию ты привела.

(Ребята, мы с вами уже говорили, что есть люди верующие ,а есть неверующие. Верующие знают ,что есть Бог- высшая  сила, которая может  помочь  людям, когда его просят о помощи через молитвы и место сбора верующих людей-церкви.
А есть люди-атеисты .Те, кто не верит в Бога, а надеется только на себя. Те и другие должны уважительно и терпеливо относится друг к другу. Это называется толерантность .Это чувство мы должны проявлять и в отношении к другим национальностям. Автор этой песни- вероятно верующий человек).

Проанализируйте 2 строчки. Про какие испытания говорит автор? А у вас есть испытания? А как мамы нам в этих трудностях помогают?

(преданная, добрая, бескорыстная, смелая)

На лице твоем, с детства знакомом мне

Жизнь оставила горя следы.

Часто мы своим непослушанием

Раним не думая- плакала ты.

(О каких следах на лице  говорит автор ? морщинки .От чего они появляются у наших мам ?(от ума, от переживаний за своих детей.)

А в чем вы не слушаете своих матерей? Что значит раним не думая? Чем мы можем ранить? (обидным словом ,не исполнением, безответственностью в своих делах.)Мама как поступает в этих случаях?

(Она милосердная, терпеливая , умная)

Седина уже есть на висках твоих

Знаю милая-все это я.

Но прошу тебя, мама прости меня

Что причинял тебе горе- прости.

- от чего у мам на висках седина ? Но мама все прощает, потому что беззаветно любит своих детей. значит она какая?

(Любящая, нежная ,жизнерадостная).

Всегда ли надо просить прощение за совершенный поступок? Да. только смелый человек сможет попросить прощение. Ради самого себя, для того ,чтобы убрать недопонимание ,обиду, злобу, потому что эти качества нам не нужны, потому что мы можем и должны научаться прощать, как это делают наши мамы..(великодушная)

5.Физминутка.

Мамин портрет:

-У кого такие же волосы? (Присядьте)

У кого такие же глаза? (повернитесь вправо)
У кого такие же ушки? (повернитесь влево)

Кто такой же красивый,как его мама? (потянитесь вверх)

Кто считает свою маму самой доброй? (Хлопните 5 раз)

Кто точно знает, что именно на маму он хотел бы походить, когда вырастет? (присядьте).

6.Просмотр отрывка из мульфильма о мамонтенке .который ищет маму.

7.Просмотр презентации и выразительное чтение стихотворений о маме.

-Предлагаю посмотреть презентацию, которую составила ученица и составить памятку для тех людей ,которые плохо относятся к своим матерям.(Ребята, а такие люди есть?)

Слушаем  выразительное  чтение стихотворения ,записываем наказ.

Изготовление памятки.(на листочках с обратной стороны записываем правильно)

(Людям:

-Любите своих мам;

-Любите своих бабушек;

-Помогайте своим мамам;

-Жалейте своих мам;

-Берегите своих мам, потому что( что нужно добавить?

  Мама-творец Человека.)

Не только дети признаются в своей любви к матери, это делают и великие :писатели ,художники, композиторы, ведь у каждого из них была его мама.

8.Игра «Собери высказывание» Работа в парах.

Каждой паре детей предлагаются высказывания ,которые разделены на 2 части.Их необходимо собрать правильно и прочесть.

Ребенок узнает маму                  по     улыбке   (Лев Толстой)

Мама- это самое красивое слово,            

произнесенное  человеком.(Кайл Гибран)

Нет ничего святее и  бескорыстнее          любви матери(В.Белинский)

Сердце матери-бездна,на дне которой    

 всегда найдется прощение(Оноре де Бальзак)

При солнышке тепло               при матушке добро

Все прекрасное в человеке  

  от лучей солнца и от молока Матери.(М. Горький)

9.Прослушивание классической музыки, посвященной матери  и просмотр картин знаменитых художников на фоне этой музыки.

И вы ,когда вырастете, будете посвящать свои произведения своим мамам.

10.Обобщение.

М.Горький сказал «Все прекрасное в человеке –от лучей солнца и от молока матери».А каков он идеал человека? А мы его признаки прописали. Какого человека мы сможем назвать Личностью? Человеком? К чему мы должны стремиться? Но ведь это качества наших мам .

Вывод: Если мы будем похожи на наших мам ,мы наверное вырастем настоящими людьми.

11.Дом.зад.Подобрать мультфильмы о маме, о материнской любви., отрывки из рассказов о матери, нарисуйте свою маму.

Релаксация.

У кого возникло желание после нашего урока сказать своей маме добрые и ласковые слова? Не стесняйтесь их говорить всегда.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовная музыка в православном храме Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новокурская средняя общеобразовательная школа» Новокурск 2015 г.

Слайд 2

Содержание Введение Храмы на Руси Знаменный распев и крюковая нотация, как основа русского православного церковного пения Церковно - певческое искусство Азбука певческая XIX в Церковное творчество великих русских композиторов Благовест и трезвон Царь – колокол Ростовские звоны Вывод Список литературы

Слайд 3

1. Введение Духовная музыка – это музыка, связанная с текстами религиозного содержания, и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. вперед назад к содержанию

Слайд 4

2. Храм – дом Божий Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах. Храмы на Руси во все времена отражали духовно – нравственное состояние общества. Для православного человека храм- всегда особое, святое место. « В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», - говориться в одной церковной молитве(т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу. Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России. . вперед назад к содержанию

Слайд 5

Преображенская церковь г. Абакан

Слайд 6

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1475-1479гг. Москва, Кремль

Слайд 7

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. 1484-1489 гг. Москва, Кремль

Слайд 8

Архангельский собор. 1505-1508 гг. Москва, Кремль

Слайд 9

Православная культура России Православная культура России имеет уже более чем тысячелетнюю историю. В 1862 году Россия отмечала 1000-летие своей государственности, а в 1988 году весь христианский мир праздновал 1000-летие Крещения Руси. вперед назад к содержанию

Слайд 10

3. Знаменный распев и крюковая нотация, как основа русского православного церковного пения Церковная музыка - это зеркало, отражающее внутреннюю жизнь данной Церкви - ее учение и порождаемые им религиозные переживания всего общества в целом. Каждый член Церкви, взятый в отдельности, потому и есть ее член, что он исповедует веру церковную, молится церковно и вообще живет духовной жизнью своей Церкви. Духовная культура – мир красоты и гармонии. Возвышенность, строгость, величественность, красота храмов, фресок, икон, живописи, музыки. Духовная культура – древняя культура народа, связанная с его бытом, историей, всем жизненным укладом. Нравственные и художественные ценности церковного искусства. Иконопись. Церковное пение. вперед назад к содержанию

Слайд 11

Преподобный Андрей Рублев, иконописец. Икона. 1988 г.

Слайд 12

Святая Троица. Преподобный Андрей Рублев. Икона. 1410-е гг.

Слайд 13

4. Церковно - певческое искусство Пластика и ритм движений священнослужащих, например при каждении, об игре и переливах складок драгоценных тканей, о благовониях, об особых огненных провеиваниях атмосферы, ионизированной тысячами огней. Синтез храмового действа не ограничивается только сферой изобразительных искусств, но вовлекает в свой круг искусство вокальное и поэзию, — поэзию всех видов, сам являясь в плоскости эстетики — музыкальною драмой. вперед назад к содержанию

Слайд 14

5. Азбука певческая XIX в. От слова «знамение» (‘знак’) получил свое название и древнейший русский распев — знаменный, то есть записанный «знамениями». «Словарь» знаменного письма насчитывал около 80 знаков! Одним из наиболее употребительных знаков в древнерусской нотации стал «крюк». По его названию и все письмо получило название крюкового. вперед назад к содержанию

Слайд 15

6. церковное творчество великих русских композиторов Божественная литургия Великие русские композиторы XIX — начала XX веков посещали церковные службы, и церковное пение нередко вызывало у них творческий отклик и вдохновение. Свои силы в церковном песнотворчестве пробовали М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, М.М. Ипполитов-Иванов и многие другие выдающиеся русские композиторы. Отдельные песнопения из главной православной службы — Литургии — писали Д.С. Бортнянский, М.И. Глинка, А.А. Алябьев и др. Но именно П.И. Чайковский предпринял труд создать цельную, законченную музыкальную композицию, охватывающую все песнопения, составляющие Литургию. Литургия П. Чайковского, А. Никольского, К. Шведова. Литургия и всенощная - главные церковные службы образующие суточный круг. Прослушивание обиходных распевов всенощной и литургии. Божественная литургия, совершаемая в «день после субботы» и символизирующая одновременно первый и последний день творения, или «восьмой день». (По-русски этот день – «воскресенье»). вперед назад к содержанию

Слайд 16

Кафедральный собор во Имя Святой Живоначальной Троицы, г. Псков. Праздник Святой Живоначальной Троицы.

Слайд 17

Воскресение. Икона

Слайд 18

Тайная вечеря. Симон Ушаков. Икона. 1685 г.

Слайд 19

7.Колокольный звон В православной культуре России исключительно важное место занимает колокольный церковный звон. Россия создала уникальную традицию колокольных звонов, а колокололитейным ремеслом русские мастера прославились на весь мир. Виды колокольного звона Благовест – равномерный звон. Набат – тревожный сигнал о бедствии. Трезвон – во все колокола. Перезвон – поочерёдно в каждый колокол. вперед назад к содержанию

Слайд 20

Колокольни соборов Московского Кремля

Слайд 21

Праздничный трезвон в Пюхтицком монастыре

Слайд 22

8. Царь – колокол.

Слайд 23

9. Ростовские звоны. Над Великим моим Ростовом Колокольный вечерний звон. Где ты, детство мое босое, — Вязы, ясени, бересклет… — Слышишь, колоколу Сысою Исполняется триста лет. Предвечерним зеленым часом, Доставая издалека, Говорил он со мною басом На окраине городка. Созывал он своих ростовцев И на радость, и на беду. А потом от себя отрекся, Задохнулся на холоду. Замолчал на полвека с лишним, Как оборванный замолчал, Только душу мою, мальчишью, Иногда будил по ночам. …В век беспамятный, некрещеный, Поражая своей красой, Возвращенный, живой, прощенный… Вновь очнулся старик Сысой. Звуки светлые и густые, Напоенные стариной, Вновь проносятся над Россией, Замирая в глуши лесной. Через заросли повилики, Через смолкнувшие века Снова слышит Ростов Великий Голос вещего старика . Л.Н. Ошанин вперед назад к содержанию

Слайд 24

Особо чтимые образы Божьей матери Образ Девы Марии в «Евангелии». Почитание Девы Марии на Руси. Отражение в живописи образа Девы Марии и воплощение в музыки молитвы Ф. Шубета «Богородица, радуйся, Мария…». Иконы Владимирской, Казанской и Донской Божией Матери. вперед назад к содержанию

Слайд 25

Владимирская икона Божией Матери. XII в.

Слайд 26

Казанская икона Божией Матери. Вторая половина XVII в.

Слайд 27

Донская икона Божией Матери. Конец XIV в.

Слайд 29

к содержанию 10. Вывод. Православную культуру России можно назвать святой культурой. Ее всегда характеризовали такие черты, как жертвенность и сострадание, милосердие и благотворительность, доброта и красота душевная. К такому идеалу всегда призывала русская классическая литература, русское изобразительное искусство, музыкальное и все другие виды творчества, пронизанные верой в то, что красота спасет мир.

Слайд 30

к содержанию Список литературы Гладышевский А.Н к истории христианства в Хакасии. – Абакан 2004. Бражников М. Статьи о древнерусской музыке. – М., 1975. Грубер Р. История музыкальной культуры. – т. 2. – М., 1959. Икона. История искусства для детей. – М., 2002. История русской музыки /Под ред. А. Кандинского. – М, 1972., Т.1. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. Религия мира. Энциклопедия для детей. Т. 6,Ч. 2 – М., 2002. Рукова С.А. Беседы о церковном пении. – М., 1999. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. - М., 1971. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. – М., 1993. В.В. Московские колокольные звоны и Царь-колокол // Колокола Росси: Автор-сост. В.В. Мишин.– М., 1995.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мать – творец Человека

Слайд 2

Весенний день и праздник мам, Тук-тук! — стучится в двери к нам. Он только в тот приходит дом, Где помогают маме. Мы пол для мамы подметем, На стол накроем сами. Мы сварим для нее обед, Мы с ней споем, станцуем. Мы красками ее портрет В подарок нарисуем. — Их не узнать! Вот это да! — Тут мама скажет людям. А мы всегда, А мы всегда, Всегда такими будем! Людям:

Слайд 3

Мама и Родина очень похожи: мама - красивая, Родина - тоже! Вы присмотритесь: у мамы глаза цвета такого же, как небеса. Мамины волосы, словно пшеница, что на бескрайних полях колосится. Мамины руки теплы и нежны, напоминают луч солнца они. Если поёт мама песню, то ей вторит весёлый и звонкий ручей... Так и должно быть: что дорого нам, - напоминает всегда наших мам! Любите своих мам

Слайд 4

У мамы — работа, У папы — работа. У них для меня остаётся суббота. А бабушка дома — всегда. Она не ругает меня никогда! Усадит, накормит: «Да ты не спеши! Ну, что там стряслось у тебя, расскажи? » Я говорю, а бабушка не перебивает. По крупинкам гречку сидит перебирает... Нам хорошо вот так, вдвоём, и дом без бабушки — не дом. ЛЮБИТЕ СВОИХ БАБУШЕК

Слайд 5

Месяц март. Число восьмое. Нет нам с папою покоя. Что же маме подарить? Что на праздник ей купить? Мы купили ей конфет И подснежников букет. Мы пришли домой с букетом, Мы смеялись, пили чай, Вместе с мамою конфеты Мы поели невзначай. А потом посуды груду Перемыли мы втроём. Перемыли всю посуду И натёрли пол потом. Мама вечером сказала: - Я нисколько не устала. Так сегодня мало дела! Просто я помолодела. Помогайте своим мамам

Слайд 6

Ты ведь, мамочка, устала — Отдохнула б, полежала, Почитала, повязала, Телевизор бы включила, Может, что-нибудь пошила, Постирала, поварила, Подмела бы пол, помыла... Ну а ты покой забыла — Вновь и вновь глядишь уныло То в дневник, а то в тетрадь! И сидишь со мною рядом, И меня пронзаешь взглядом. Ты ведь, мамочка, устала... Да и мне бы... погулять... Жалейте своих мам

Слайд 7

Берегите своих мам

Слайд 8

Людям: -любите своих мам; -любите своих бабушек; -помогайте своим мамам; -жалейте своих мам; -берегите своих мам, потому что Мама-творец Человека.

Слайд 9

Ребенок узнает маму по улыбке (Лев Толстой) Мама- это самое красивое слово, произнесенное человеком.(Кайл Гибран) Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери(В.Белинский) Сердце матери - бездна,на дне которой всегда найдется прощение(Оноре де Бальзак) При солнышке тепло при матушке добро Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока Матери.(М. Горький)

Слайд 10

заботливая милосердная ответственная терпеливая преданная умная добрая любящая бескорыстная нежная великодушная жизнерадостная ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕК



Предварительный просмотр:

Ребенок узнает маму  по улыбке.

(Лев Толстой)

Мама - это самое красивое слово, произнесенное человеком.

(Кайл Гибран)

Нет ничего святее и  бескорыстнее любви матери.

(В.Белинский)

Сердце матери - бездна, на дне которой всегда найдется прощение.

(Оноре де Бальзак)

При солнышке тепло при матушке добро.

(Пословица)

Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока Матери.

(М. Горький)



Предварительный просмотр:

Памятка      людям:

-любите своих мам;

-любите своих бабушек;

-помогайте своим мамам;

-жалейте своих мам;

-берегите своих мам, потому что

Мама-творец Человека.

Мама-какая она   ……

заботливая                                       милосердная

ответственная                                 терпеливая

 преданная                                       умная

добрая                                               любящая

бескорыстная                                  нежная

великодушная                                 жизнерадостная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 19 «Добровольное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует девятнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Добровольное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 класс...

6 класс. Тема 4, «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 20 «Вынужденная автономия человека в природной среде».

Данная публикация иллюстрирует двадцатый  урок ОБЖ в 6 классе  «Вынужденная автономия человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классо...

6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 21 «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)».

Данная публикация иллюстрирует двадцать первый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)» по программ...

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...

Презентация урока §1. Что делает человека человеком?

Презентация урока §1. Что делает человека человеком? Обществознание, 8 класс...