Краткосрочная программа социально – педагогической направленности «В поисках цветка счастья». Работа летнего оздоровительного школьного лагеря.
материал на тему

Закирова Вера Константиновна

«Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»

А.С. Макаренко

                                          

 

Идея счастья является исходной для педагогического целеполагания, она должна обуславливать содержание воспитания, педагогические методы, формы, условия организации всей детской жизни. Проживание счастья жизни, входящего в контекст современной культуры ребёнка, позволяет говорить о действительной гуманизации воспитательного процесса. Признание Человека наивысшей ценностью на земле в качестве основного методологического положения педагогики автоматически выводит педагога на признание счастья как основной категории педагогики, а формирование способности быть счастливым – частью общей воспитательной цели.

Острота проблемы счастья больно воспринимается педагогами, так как на фоне общего людского несчастья, материального неблагополучия дети нуждаются в счастье как положительном балансе жизни, самоутверждении в ней. Отсутствие счастья как основания жизни ребёнка ведёт к понижению жизненного тонуса, пессимистическому отношению к будущему, агрессии, извращенным способам проживания эрзац – счастья. Неумолимо растёт подростковая преступность, увеличивается число   не обучающихся и неработающих подростков. Высок уровень социальной патологии в детской среде: наркомания, токсикомания, алкоголизм, суицид, насилие и жестокость. Отсутствие у ребёнка способности проживать счастье нормальной человеческой жизни приводит к поиску его вне культуры человеческого общежития. В поисках острых ощущений и переживаний он выходит за пределы реальной жизни – совершает преступления, так как не умеет находить счастливые стороны процесса жизни в её повседневных проявлениях и многообразии.

                Воспитательная работа направлена на развитие способностей у детей быть счастливыми в этой жизни, мы пропагандируем и развиваем идею феликсологии на основании гуманистического воспитания, что                     явилось поводом создания программы «В поисках цветка счастья».

Цель программы:

        Создание    условий в летнем оздоровительном школьном лагере способствующих развитию у детей способности быть счастливыми, используя возможности природных объектов края, а также потенциальные возможности детей и педагогических работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                                       Утверждаю_____________

                                                                  Директор МАОУ СОШ №7

                                                                     имени героя России

                                                                     Курбангалеева А.Р.

                                                              И.В. Некрутова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

имени героя России Курбангалеева А.Р.

Краткосрочная программа

социально – педагогической направленности

«В поисках цветка счастья»

Срок реализации с 3 июня по 25 июня 2016 года

                                                               

                                                               

                                                               

                                                               

Усть – Катав, 2016 год

Пояснительная записка

                                       

                                           

«Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»

А.С. Макаренко

                                           

Идея счастья является исходной для педагогического целеполагания,

она должна обуславливать содержание воспитания, педагогические методы, формы, условия организации всей детской жизни. Проживание счастья жизни, входящего в контекст современной культуры ребёнка, позволяет говорить о действительной гуманизации воспитательного процесса. Признание Человека наивысшей ценностью на земле в качестве основного методологического положения педагогики автоматически выводит педагога на признание счастья как основной категории педагогики, а формирование способности быть счастливым – частью общей воспитательной цели.

Острота проблемы счастья больно воспринимается педагогами, так как

на фоне общего людского несчастья, материального неблагополучия дети нуждаются в счастье как положительном балансе жизни, самоутверждении в ней. Отсутствие счастья как основания жизни ребёнка ведёт к понижению жизненного тонуса, пессимистическому отношению к будущему, агрессии, извращенным способам проживания эрзац – счастья. Неумолимо растёт подростковая преступность, увеличивается число   не обучающихся и неработающих подростков. Высок уровень социальной патологии в детской среде: наркомания, токсикомания, алкоголизм, суицид, насилие и жестокость. Отсутствие у ребёнка способности проживать счастье нормальной человеческой жизни приводит к поиску его вне культуры человеческого общежития. В поисках острых ощущений и переживаний он выходит за пределы реальной жизни – совершает преступления, так как не умеет находить счастливые стороны процесса жизни в её повседневных проявлениях и многообразии.

      Воспитательная работа направлена на развитие способностей у детей быть счастливыми в этой жизни, мы пропагандируем и развиваем идею феликсологии на основании гуманистического воспитания, что явилось поводом создания программы «В поисках цветка счастья».

Цель программы:

        Создание    условий в летнем оздоровительном школьном лагере способствующих развитию у детей способности быть счастливыми, используя возможности природных объектов края, а также потенциальные возможности детей и педагогических работников.

Задачи программы:

  1. Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни.
  2. Привлечение детей к участию в разнообразных видах деятельности, реализация потенциальных возможностей детей.
  3. Создание благоприятного социально – психологического климата в лагере для интеллектуальной, физической и психологической реабилитации воспитанников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности в условиях лета.
  4. Воспитание в участниках программы признания каждого ребёнка как уважаемого человека, как данности и индивидуальности, имеющей право на неповторимость и оригинальность.
  5. Осуществление педагогической поддержки ребёнка в его попытке самостоятельно разрешать личные проблемы его детской жизни.
  6. Организация содружества и сотворчества детей и взрослых.
  7. Воспитание у детей и подростков  осознания ценности здорового образа жизни.
  8. Воспитание активной гражданской позиции, любви к прекрасному, развитие лидерских способностей и конкурентоспособности.

Забота о счастье ребёнка в процессе воспитания является аспектом

гуманистической педагогики, показателем культуры общества, составной частью цели гуманистического воспитания, так как способствуют максимальному развитию личности школьника, реализации его способностей и творческого потенциала, воспитанию субъекта и творца собственной жизни.

Идеи гуманистической педагогики составляют основу концепции

летнего отдыха детей (творческое развитие и саморазвитие ребенка  с учетом его  индивидуальных особенностей), которая в условиях лагеря дневного пребывания строится на принципах:

  • принцип вариативности – право ребенка на выбор добровольного участия в деятельности  лагеря;
  • принцип либеральности – право детей развивать свои способности в согласии с природой их развития, а не вопреки ей;
  • принцип успешности – право, гарантирующее возможность каждого ребенка на успех;
  • принцип системности – право, гарантирующее воспитание, как на уровне лагеря, так и на уровне отряда;
  • принцип самоуправляемости – право, обеспечивающее возможность ребенку реализовать свои социальные функции: гражданина, патриота и т.д.;
  • принцип сотрудничества – право ребенка решать проблему «с двух сторон»  - и взрослыми, и детьми;
  • принцип комфортности – право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях;
  • принцип адаптивности – право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества;
  • принцип рекреативности – право ребенка на отдых, игру и развлечения.

Говоря о счастье, нельзя изолированно рассматривать автономный

внутренний социально – психологический мир отдельного человека, испытывающего счастье. Социальный облик человека формируется в обществе, человек не может стать человеком в изоляции, его вводит в мир общество, оно регулирует и наполняет его поведение социальным созданием. Человек как порождение социума утверждает себя через социально осмысленную деятельность (творческую, умственную и физическую).

Человек по природе активен, он стремится к счастью, и источником его

обладания является полнота проявления духовных и физических сил человека, высвобождение его энергии, что происходит непосредственно в деятельности, если она носит социальный характер.

          Программа работы с детьми в условиях лагеря дневного пребывания разнопланова и многообразна. Воспитательная работа осуществляться по следующим направлениям:

1. Патриотическое –  воспитание чувства гражданского достоинства, уважения к памяти защитников Отечества, героической истории государства и своей малой Родины.

2. Гражданское –  воспитание чувства ответственности перед собой и другими,  чувства гордости за достижения своих сограждан, земляков, родителей, воспитание правовой культуры.

3. Духовно-нравственное – воспитание на основе русского искусства, литературы, живописи, музыки, архитектуры, народного творчества, фольклора, народных промыслов и т.д.; обрядов, обычаев , а так же игр, забав и т.д.

4. Физкультурно-спортивное –   воспитание культуры спорта,  туризма, как фактора оздоровления; развитие двигательной деятельности.

5. Экологическое – активное общение с родной природой, воспитание бережного отношение к ней.

6. Просветительское –  работа по формированию у детей культуры и навыков здорового образа жизни и санитарно-просветительская работа, повседневное гигиеническое воспитание и образование.

7. Трудовое и общественно-полезное –  воспитание уважения к людям труда, творческого отношения к труду, как к основе развития человека.

8. Культурологическое – воспитание вкуса и чувства любви к прекрасному, не только в музыке, искусстве, литературе, но и в общении, одежде и т.д.

9. Лидерское  –  работа  по формированию и развитию организаторских качеств, умений и навыков самоопределения, саморазвития и самовыражения.

Если содержательный мир человека узок и однообразен, то человек станет искать все новые и новые формы острых ощущений, а это загоняет его в социально – психологический тупик, в котором он окажется, и выходом из такого тупика становится переход в мир извращений¸ правонарушений, преступлений. При условии же широких интересов и большого спектра значимых объектов, возможность проживать счастливое состояние увеличивается, раздвигаются рамки взаимодействия с миром, и количество агентов, доставляющих удовлетворённость жизнью, максимально увеличивается. Здесь важно следующее: то, что может доставить счастье человеку, должно быть значимо для него, присвоено душой, обрести личный смысл.

Именно условия лагеря дневного пребывания отличающиеся наибольшей вариативностью деятельности детей,  благоприятны для увеличения количества интересов наших воспитанников.

Формы воспитательной деятельности, направленные на решение поставленных задач программы «В поисках цветка счастья», разнообразны и должны в полной мере охватить весь контингент воспитанников, располагая каждого к определению деятельности удовлетворяющей личностные потребности социально – психологического характера.

К данным формам относятся:

  • Экспромты
  • Огоньки
  • Театральные представления
  • Конкурсные и шоу – программы
  • Социальные проекты
  • Интеллектуальные игры
  • Трудовые дела
  • Экскурсии
  • Спортивные и подвижные игры, соревнования.
  • Гостиные
  • Марш – старт
  • Игры на местности
  • Саморазвивающийся спектакль

Используемые формы реализуют в воспитательной деятельности следующие потребности личности ребенка:

  1.  Потребность в познании: поиск личностно – значимых научных и житейских знаний; поиск ответов на вечные вопросы «Кто я?», «В чем смысл жизни?» «Что такое счастье» и т.д.
  2.  Потребность в общении: общение со сверстниками и со взрослыми – в деятельности, игре, в обмене знаниями и умениями, в спорте, творчестве, в досуге и т.д.
  3.  Потребность в удовлетворении интересов и способностей: увлеченность личностно – значимой деятельностью, в которой нуждается растущий человек.
  4. Потребность в творчестве: участие в разнообразной творческой деятельности, в ходе которой осуществляется развитие.
  5. Потребность в уважении и защите: отношение к ребенку как личности, обеспечение условий защищенности в психологическом и физическом плане.
  6. Потребность в освоении социальных ролей: освоение не только ролей товарища и друга, воспитанника, сына или дочери, но и соучастника в делах и взаимоотношениях с людьми, лидера в отряде, организатора творческих, общественных дел и т.д. Поле этих ролей расширяется и, в конечном счете, определяет судьбу в определении своей позиции, своего места в жизни,
  7. Потребность в игре: проживание ребенком мира фантазий, идеальных и реальных отношений, пробовать и становится тем, кем не всегда удается быть в реальной жизни. Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленная и организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, воспитания, общения, развития и т.д.
  8. Потребность в самореализации и самоактуализации: утверждение своего «Я». Признание достоинств, реализованных в деятельности и общении способностей и потенциальных возможностей.

Создание особых ситуаций – катализаторов эмоций

Данные ситуации помогают раскрыть эмоциональные ресурсы коллектива, они являются своеобразными ситуациями – катализаторами эмоций. В деятельности детского коллектива эти ситуации часто встречаются в самых различных сочетаниях.

  • Ситуация совместных переживаний. Коллектив бывает труднее «зажечь», но если это удается, то эмоции вспыхивают ярче и переживаются дольше, чем у отдельной личности. Совместные переживания могут значительно увеличивать силу эмоциональных реакций каждого члена отряда.
  • Соревновательные ситуации. Возникновение соревновательности –  это одна их психологических особенностей детей. Уникальная черта такой ситуации –  быстрый переход от эмоций к мотиву деятельности, стремлению добиваться успеха. Но есть и негативные моменты, при частом использовании возникает нездоровая конкуренция, озлобленность, нетерпимость к другим людям, к другим коллективам.
  • Ситуации успеха - неуспеха. Эти ситуации способны вызвать огромный диапазон эмоций - от эйфории, восторга до гнева или уныния. Настроение отряда зависит от того, насколько успешно он принимает участие в общелагерных мероприятиях или насколько удалось или не удалось дело, проводимое в самом отряде. Такие ситуации - проверка на сплоченность детского коллектива.
  • Ситуации новизны. Новое всегда интересно. Потребность в новых впечатлениях велика у детей. Поэтому вожатый должен экспериментировать, вводить новые элементы в формы и методы работы, в общение с детьми, в оформление пространства лагеря, что создает благоприятный эмоциональный фон.
  •         Ситуации неожиданности. Ситуация неожиданности - это своеобразная «эмоциональная атака». Добрый сюрприз - и на лице ребенка появилась улыбка.

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный этап

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • набор и проведение занятий в Школе подготовки вожатых
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т. д.
  1. Организационный этап

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы;
  • формирование органов самоуправления;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Период адаптации, в течение которого интенсивно идет процесс знакомства ребенка с человеческим окружением, с предстоящей деятельностью; период предъявления четких требований и создание условий, при которых выполнение этих требований для ребенка станет интересным и необходимым; период первоначального становления и сплочения детского коллектива. Формула успеха: «Как пройдет организационный период, так пройдет вся смена».

Задачи:

  1. Главная задача педагога на протяжении всей смены – помочь каждому ребенку проявить свои лучшие качества, способности.
  2. Создать условия для осознанного принятия детьми общелагерных правил, норм, требований, а также традиций. Предъявление «единых педагогических требований».
  3. Провести психолого-педагогическую диагностику интересов, потребностей, способностей и возможностей каждого ребенка. Обеспечить психологическую защиту детей.
  4. Определить перспективы совместной деятельности с отрядом, привлечь детей к проектированию, планированию работы.
  5. Ввести детей в отрядную программу, не забывая об интегрировании ее с общелагерной программой. (Сфера взаимодействия: соблюдение общелагерных законов, участие отряда в общелагерных делах, общение отряда с другими отрядами).

«знакомства» с:

1. Ребят друг с другом, с вожатыми.

- включение детей в активную деятельность, направленную на разностороннее общение;

- создание доброжелательной атмосферы в отряде;

- помочь запомнить имена, дать возможность поделиться ожиданиями, рассказать о себе, показать себя в деле;

- предоставить детям возможность выбора среди разнообразия видов деятельности: спортивной, прикладной, интеллектуальной, творческой и т.д.

- проявить доверие, уважение к личности ребенка;

Формы работы: игры на знакомство, взаимодействие, совместная деятельность на пользу всего отряда, огонек знакомства, КТД, направленные на знакомство детей («Гиннес-шоу»), вожатых, психолого-педагогическая диагностика, «почта желаний», подведение итогов дня (эмоциональная цветопись).

  1. С общелагерными нормами, правилами, требованиями совместной деятельности.

- предъявление правил, направленных на охрану жизни и здоровья отдыхающих.

- познакомить с режимом дня, с сан-гигиеническими требованиями.

- с правилами посещения столовой, медблока, спортивно – оздоровительного комплекса, Центра детского творчества, городской библиотеки.

- договориться о нормах поведения, о принятии их каждым ребенком.

Формы работы: оргсбор, хозсбор отряда, КТД о законах и традициях, в отрядном уголке – вся информация: распорядок дня, санэкран, и т.д.

  1. С перспективами жизнедеятельности в лагере.

- с возможными вариантами деятельности на смене;

- создать ситуацию выбора;

- выявить интересы, пожелания детей, помочь соотнести с возможностями загородного центра.

- заинтересовать детей, включив в активную деятельность, в планирование этой деятельности.

Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, разведка интересных дел, оформление отрядного уголка, «Почта желаний», огоньки – погружения в отрядную программу, подготовка отряда к мероприятиям открытия смены, программе «Визитки отрядов».

Вожатые – роль руководителя, лидера, организатора, демонстратора.

Дети – активные участники, помощники.

ИТОГ ОРГПЕРИОДА – готовность детей к сотрудничеству с взрослыми и друг с другом, увлеченность перспективами предстоящей деятельности, наличие внутри отряда атмосферы доверия и доброжелательности.

  1. Основной этап 

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективнотворческих дел;
  • работа кружковых объединений.

Период личностной самореализации ребенка, заключающийся в предоставлении свободного выбора тех видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал; период всевозможных мероприятий, игр, соревнований, коллективно-творческих дел, вечерних костров и других интересных событий; период формирования и развития ВДК.

Вожатый – роль координатора, консультанта, инструктора.

Задачи:

- предоставить возможность каждому ребенку самоопределиться с выбором деятельности;

- создать условия для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала;

- контролировать и своевременно корректировать ценностно-мотивационные нормы общения, поведения, межличностные отношения и внутри отрядную деятельность;

- осуществлять активное оздоровление детей всего отряда с максимальным использованием возможностей лагеря;

- претворять в  жизнь отрядную и общелагерную программу, формировать и укреплять традиции отряда;  

- организовывать разнообразную коллективно-творческую деятельность при активном участии детей в разработке и проведении.

- осуществлять показ детских достижений (конкурсы, турниры, спортивные соревнования, выставки поделок).

- анализировать отрядную деятельность, регулярно подводить итоги дня, прошедших мероприятий.

Акцент ставить не только на внутриотрядную работу, но и общелагерную.

  1. Заключительный этап 

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем, внесенных детьми, родителями, педагогами;
  • сбор отчетного материала;
  • выпуск фотодневника лагеря.

Время подведения итогов и самоанализа ребенка (чему научились, что приобрели, что будет полезно в послелагерной жизни).

Задачи:

- демонстрация индивидуальных и групповых достижений, награждение отрядов и активистов.

- оценка и самооценка детьми личностно-значимых результатов участия в отрядных и общелагерных программах.

- создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены: «Гала-концерт», торжественная линейка.

- Формы работы: Подготовка к закрытию смены, итоговые сборы отряда, пресс-конференции, игра «Суд над вожатыми», операция «Спасибо», «Забор пожеланий».

Социальное партнерство:

  • Спортивно – оздоровительный комплекс Усть – Катавского городского округа
  • Центральная городская библиотека Усть – Катавского городского округа
  • Центр детского творчества Усть – Катавского городского округа
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

           Режим работы в лагере дневного пребывания

при  МАОУ СОШ №7 им. Героя России А.Р Курбангалеева

2016г.

 9.00 – 9.10 – приём детей в лагерь

9.10 – 9.25 – утренняя зарядка

9.25 – 9.30 – утренняя линейка, объявление плана работы на день

9.30 – 10.00 – завтрак

10..00 13.00 – проведение мероприятий

13.00 – 13.20 – обсуждение проведённых мероприятий

13.30 – 14.00 – обед

14.00 – подведение итогов, уход детей домой

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия:

- устав МАОУ СОШ №7;

  • положение о лагере дневного пребывания;
  • правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
  • правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
  • рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
  • инструкции по организации и проведению экскурсий;
  • должностные инструкции работников;
  • санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
  • заявления от родителей;
  • правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
  • акт о приемке лагеря;
  • планы работы.

Кадровое обеспечение:

  • начальник лагеря;
  • воспитатели;
  • медицинская сестра;
  • работник по физическому воспитанию;
  • обслуживающий персонал.

Для организации работы по реализации программы смены:

  • проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых;
  • составляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
  • проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
  • сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению мероприятий;
  • проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

Мониторинговая деятельность

Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив создает условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось.

Очень важно из шумной неорганизованной группы детей (т. к. дети из разных классов) сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях.

Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, материалы по рефлексии мероприятий, отзывы детей и родителей

ПЛАН

оздоровительных мероприятий

МАОУ СОШ №7 им. Героя России А.Р Курбангалеева

2016г.

п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Медосмотр детей, посещающих лагерь

04.06.15г.

Куликова М.А

2

С-витаминизация третьих блюд

ежедневно

Куликова М.А

3

Спортивные мероприятия

по плану отрядов

воспитатели

4

Прогулки на свежем воздухе

ежедневно

воспитатели

5

Приём витаминного чая

ежедневно

Куликова М.А

6

 Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата

ежедневно

Закирова В.К

7

Проведение упражнений для глаз детям с понижением остроты зрения

ежедневно

Куликова М.А

8

Купание в бассейне

по графику

воспитатели

Основное содержание программы

  1. Спортивно-оздоровительная работа

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объема двигательных упражнений, витаминизацию детей, Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика различной тематики, спортивные игры,
  • эстафеты и соревнования, спортивные праздники, осмотр детей медицинским работником, организация здорового питания детей.
  • воздушные и солнечные ванны.
  • Сдача норм ГТО
  1. Организация активного досуга

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественнозначимых ролей и положений, создаются условия для духовного - нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Формы работы: игра, конкурс, викторина, праздник, просмотр фильма.

Виды досуговой деятельности:

  1. Развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.
  2. Отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
  3. Самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
  4. Творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают кружковые объединения.
  5. Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

  1. добровольное включение ребенка в досуговую деятельность;
  2. альтернативное провождение времени;
  3. свободное время;
  4. совместное планирование досуговой деятельности.

 Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на

различных уровнях:

  1. уровень целостного детского коллектива смены;
  2. уровень отряда;
  3. уровень организации досуга в группах по интересам;
  4. уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
  1. Организация кружковой деятельности

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами и материально- технической базы.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идет закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  1. изучение интересов детей;
  2. презентация кружков на линейке в начале смены;
  3. ознакомление детей с режимом работы кружков;
  4. деятельность ребят в кружках;
  5. текущее отражение результатов деятельности детей;
  6. подведение итогов работы кружков в конце смены.

4. Организация трудовой деятельности

Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.

Задачи:

  1. Освоение социально-трудовых ролей.
  2. Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
  3. Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
  4. Формирование умений и навыков самообслуживания.

5. Работа по патриотическому воспитанию

Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.

Формы: экскурсии о школе, просмотр видеофильмов, посещение краеведческого музея, краеведческая работа.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • расширение круга и опыта общения;
  • развитие самостоятельности и самодеятельности;
  • интенсивное развитие коммуникативно-организаторских способностей;
  • обучение практическим приемам и способам самореализации и саморазвития; формирование умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  • умение и стремление работать в коллективе;
  • признания каждого ребёнка как уважаемого человека, как данности и индивидуальности, имеющей право на неповторимость и оригинальность;
  • реализация индивидуальных способностей, исходя из общечеловеческих ценностей, стремление к изменению окружающего мира к лучшему.

Легенда программы:

      Закончился учебный год, и наступило самое счастливое время для всех детей – лето, каникулы!!! Впереди три месяца свободных от учёбы!!! Кто – то из ребят уже собирает чемоданы на юг, кто – то скупил в магазине все компьютерные игры, кто – то сидит дома у телевизора, а кто – то уже заскучал.

- Эх, я думала лето наступит - начнутся счастливые денёчки, а тут такая скукотища, ты вот хоть на море едешь.

- Ага, с бабушкой, представляешь – с бабушкой. В воде долго не сиди - заболеешь, мороженное не ешь – оно холодное, днём на улицу не выходи – обгоришь! И так две недели, ужас. Уж лучше дома за компьютером.

- Ой, нет! Я три дня и три ночи за компом просидел. Уже в глазах рябит. Надоел до чертиков.

- Вот, вот. И по телеку смотреть нечего, щелкал – щелкал – пульт сломал, а ничего интересного не нашел.

Пригорюнились ребята, это как так – лето наступило, а счастливые деньки не пришли – как себя развлекать, чем заниматься? И вдруг…

- Ребята, я у нас в библиотеке такое нашла!!!

- Ну что, кроме «Незнайки» и «Винни пуха», можно найти в нашей библиотеки?

- Тут такая старинная книга, посмотрите, в ней написано про цветок счастья!

- Что это за цветок такой?

- Не знаю, только написано, кто его найдёт, узнает, как сделать себя счастливым, тут и карта есть, как его найти.

Всем стало интересно, всем хотелось узнать как стать счастливым. Заспорили ребята, кто пойдёт за цветком счастья, и решили идти все вместе. Ведь вместе и интереснее и не страшно. А идти им пришлось далеко, и ждали их впереди препятствия сложные, встречи интересные, впечатления яркие и многое другое.

План – сетка «Цветок счастья»

1 день (03.06)

Здравствуй лагерь

- орг.сборы

- игры на знакомство

-огоньки знакомств

-интеллектуальная игра «Своя игра» (ЦДТ)

-работа кружковых объединений (ЦДТ)

- конкурсно - развлекательная

 программа «сказки Пушкина»

2 день (04.06.)

Открытие смены «Цветок счастья»

-праздничная линейка

-концертная программа

- дискотека

3 день (06.06.)

«Дорога солнечного света»

-конкурсно – развлекательная программа «Здравствуй лето» (ЦДТ)

- конкурсно – развлекательная программа «Лето и крокодил Гена» (библиотека)

-весёлые старты «бегом в лето»

-работа кружковых объединений (ЦДТ)

4 день (07.06.)

«Океан Любви»

-отрядные мероприятия

-дневная дискотека «мы любим»

-гостиная «что такое любовь»

-конкурс пар

5 день (08.06.)

«Сказочный остров»

- конкурсно – развлекательная программа «Все сказки в гости к нам»

(ЦДТ)

-Игра по станциям «Герои сказок»

- спортивно – оздоровительная работа – посещение бассейна

6день (09.06.)

«Горы родного края»

-работа кружковых объединений (ЦДТ)

- конкурсно - краеведческая

 программа «Родной край» (библиотека)

- конкурс рисунков « Край ты мой любимый, край ты мой родной»

7 день (10.06.)

«Перекрёсток семи дорог»

- отрядные мероприятия

- дневная дискотека «Светофор»

-участие в городском соревновании юных велосипедистов «Безопасное колесо-2016»

- конкурсно - развлекательная

 программа «Дорога детства»

8 день (14.06)

«Ручей прошлого и будущего»

- конкурсно - краеведческая

 программа «Родной край» (библиотека)

-весёлые старты «Россия вперёд»

- мероприятие ко дню России (соревнования школьных лагерей ЦДТ)

- Конкурс рисунков и поделок «Флаг моей страны»

9 день (15.06.)

«Парк счастливого детства»

- конкурс – фестиваль «Самая обаятельная и привлекательная Баба – Яга» (библиотека)

-работа кружковых объединений (ЦДТ)

-игра по станциям  «Я ребёнок»

10 день (16.06.)

«Остров олимпийского огня»

-спортивная программа «Весёлые старты» (ЦДТ)

-спортивное мероприятие «Малые олимпийские игры»

-работа кружковых объединений (ЦДТ)

- спортивно – оздоровительная работа – посещение бассейна

11 день (17.06)

«Огненная гора»

- викторина по пожарной безопасности

-эстафета «Мы пожар потушим сами»

-работа кружковых объединений (ЦДТ)

- конкурсно – развлекательная программа «Лето и крокодил Гена» (библиотека)

12 день (18.06)

«Поляна весёлого смеха»

-тематическая зарядка

-комический футбол

-дневная дискотека «Смейся громче, веселей!»

-конкурс рисунков «От улыбки станет всем светлей»

13 день (20.06)

«Островок спасения»

-игра по станциям «Я – спасатель»

-работа кружковых объединений (ЦДТ)

-Конкурсно – развлекательная программа «Гиннес -шоу» (ЦДТ)

14 день (21.06)

«Озеро памяти»

-линейка «Мы помним» посвященная дню памяти и скорби

-работа кружковых объединений (ЦДТ)

-экскурсионное мероприятие в парке победы «Спасибо Вам»

15 день (22.06)

«Океан звёзд»

- конкурсная программа «Самый – самый» (ЦДТ)

-работа кружковых объединений (ЦДТ)

- конкурсно – игровая программа «Стартинейджер»

16 день (23.06)

«Солнечный берег игр»

- отрядные мероприятия

-работа кружковых объединений (ЦДТ)

- фестиваль подвижных игр

17 день (24.06)

«Материк счастливых друзей»

-отрядные мероприятия

-Экспресс – газета «Дружба крепкая»

- конкурс рисунков на асфальте «Все вместе!»

18 день (25.06)

«Мой цветок счастья»

Закрытие смены «Цветок счастья»

-праздничная линейка закрытия смены

-концертная программа «Мой цветок счастья»

- дневная дискотека «Мы счастливы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием для детей и подростков на базе МОУ Ляховская СОШ «ЗВЁЗДНЫЙ ПУТЬ»

Это авторская программа для организации отдыха детей в школьном оздоровительном лагере. Тема была выбрана с учетом того, что 2011 год - это год КОСМОНАВТИКИ.Спасибо всем, кто помог реализовать эту про...

Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при школе.

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей при МКОУ "Кодинская СОШ №4" работает на протяжении 15 лет. Программа работы имеет несколько направлений - оздоровительное, спортивное, трудово...

Методические материалы к разработке программы работы летнего оздоровительного лагеря при школе

Программа работы летнего оздоровительного лагеря составлена на примере организации спортивной оздоровительной работы МОУ "Рамешковская СОШ" Тверской области. Программа содежит принципы и методы органи...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей «Порядок открытия и организации работы летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ ДОД ДДТ

Лагерь с дневным пребыванием – это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной сре...

Презентация работы летнего оздоровительно-социокультурного л пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Божья коровка"

Программа летнего оздоровительно-социокультурного лагеря "Божья коровка" разработана с учетом рекомендаций к программе "Социокультурные истоки" и способствует более глубокому погружению учащихся школы...

Программа кружка в рамках работы летнего оздоровительного лагеря "Discovery"

Программа предполагает ряд мероприятий, вовлекающих детей в познавательно -творческую деятельность в форме кружковой работы....

Статьи о работе летнего оздоровительного лагеря в МБОУ "Сеяхинская школа-интернат"

Во врямя летней оздоровительной кампании в 2017 году, в МБОУ "Сеяхинской школе-интернат " была организована деятельность по журналистике, где дети совместно с педагогами организовывали разли...