Добро и зло в православии.
материал на тему

Манина Оксана (Ксения) Евгеньевна

Понимание понятия добра и зла в православной вере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_v_pravoslavii.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

Свобода.

Свобода - многозначное слово. Опытные софисты постоянно манипулируют многозначностью этого слова для достижения своих целей. Самый безобидный пример - реклама. "Сигареты Bond сделают тебя свободным!" на фоне господина в костюме с пистолетом, обнимающего очаровательную фотомодель. В этом примере предлагается подражение супермену, обладающему многими красивыми женщинами, а свободным ты сможешь себя вообразить, если будешь курить то же, что и агент 007. Надо же, бред какой. А как же все обстоит на самом деле? Что такое свобода?

  • Социальная свобода - то, что обычно мы и привыкли понимать под свободой вообще: свобода вероисповедания, свобода слова, передвижения, действий, свободы личности и прочие свободы, сейчас называемые демократическими. Эти свободы ограничены существованием других людей - ты можешь реализовывать свою социальную свободу, покуда она не ущемляет свободу других.
  • Метафизическая свобода - способность человека начинать новое состояние Вселенной, не зависящее от ее предыдущих состояний. Это означает, что если вся остальная, помимо человека, материя, необратимо подчинена причинно-следственным связям, и всякое состояние материи может быть выведено из предыдущего при достаточно полной информации и знании причинно-следственных законов, то с человеком все не так. Человек умеет творить - создавать то, чего раньше не было, и что ничем не обусловлено, а часто появляется даже вопреки имеющимся предпосылкам. И пусть человек творит не из ничего, как Бог, а из имеющегося в наличии вещества (энергии, информации), но это истинное творение - новые состояния вселенной, доселе не существующие и не обусловленные её предыдущими состояниями. Человек недетерминирован.
  • Свобода воли - это свобода выбора между добром и злом. Это способность человека, вне зависимости ни от чего, склонять свое свободное произволение ко злу или к добру.
  • Свобода от греха - самое полное, христианское, всеобъемлющее понятие свободы. Грех имеет притягательную силу для человека. Поддавшись греху один раз, человек со временем ищет его вновь и вновь, и не успеешь оглянуться, как вся жизнь превращается в служение греху, в работу ради обеспечения возможности согрешить.

Необходимо помнить о семантической поливариантности слова "свобода" и не смешивать различные его значения. Это просто разные вещи.

Добро и зло.

В голову современного человека крепко-накрепко вбито, что добро и зло - это две разные силы. И даже более того, может быть не существует ни добра, ни зла, а есть лишь различное проявление более общей, безличной силы, ни злой, ни доброй. Мол, ни добра ни зла не существует, есть только некая высшая сила и её проявления, которым человеческое сознание придает эмоциональную окраску добра или зла.

Наверняка, уважаемый читатель, нечто подобное думаешь и ты. Теперь мы просим ознакомится с христианской позицией по этому вопросу. Очень важно удержать эту позицию в голове, увязать её с вероучительными истинами Православия и сверить все вместе с наблюдаемой действительностью.

В мире существует только добро. Только добро является силой. Зло же - не имеет самостоятельного существования, а является лишь мерой отступления от добра. Зло, как паразит, не может существовать самостоятельно, оно не имеет собственной сущности, оно - бессущностно. Зло подобно болезни, которая не имеет самостоятельного существования, но проявляется как такие изменения в здоровом организме, когда мы говорим - заболел. Нет организма - нет и болезни. Как есть переносчики (возбудители) болезни, так есть и переносчики, возбудители зла. Но об этом в иных частях сайта. Это, как говорится, совсем другая история. 
А зло - это паразит, даже не симбиот. Ибо симбиот сосуществует для жизни, а паразит, вирус, просто убивает. Зло существует за счет добра, паразитируя на нем. 
Итак, зло - это отсутпление от добра и не имеет собственного онтологического существования. Как нам понять, а не ровно ли наоборот обстоит дело? А просто проверить практикой. Понаблюдать за действительностью. Там, где зло торжествует окончательно, повышается энтропия, замедляются и останавливаются процессы, прекращается жизнь. С прекращением жизни исчезает и зло, так как ему больше не на чем паразитировать. Так вирус, безсмысленно перестраивая клетки своего носителя, лишая их жизненных функций, превращая их в производителей таких же как и он, вирусов, истощает жизнь в организме, ведет к его гибели и погибает (прекращает существование) сам.

Неотносительность морали.

Приступая к этой части статьи, автор вздыхает: еще никогда ему не приходилось истытывать столько противодействия, как при попытке высказать православное понимание этого вопроса. Просим тебя, уважаемый читатель, проявить ангельское терпение. Как сами мы преступники морали, так и имеем жгучее желание, чтобы её, морали, не существовало. Квинтэссенция этого нежелания содержится в знаменитой фразе "Мораль (нравственность) - служанка потребности". 
А почему нам не хочется ощущать себя преступником? Совесть. Она, подлая, мешает нам творить своехотение, и мы изобретаем различные теории, чтобы обмануть и убаюкать совесть, перестать слышать её голос, а через это комфортно попасть в рабство греху. Доходит до безумного: социалдарвинисты, исходя из того, что общественная жизнь возможна лишь в условиях нравственности, делают последнюю функцией общества. Это ли не смешно, не безумно? Объявить условие существования социальной структуры её производной? Только не так все на самом деле.

Начнем с простого наблюдения - дух творит себе форму. Кажется, никто еще, находясь в здравом уме, этот тезис не оспаривал. Да не смутит нас, что и форма влияет на дух - человек не только духовное, но духовно-телесное существо.
Более трёх тысяч лет тому назад Господь Бог через пророка Моисея на горе Синай обратился к человеку, дав ему твёрдые духовные и нравственные основания жизни в виде десяти кратких заповедей, вошедших в историю как Декалог. Это была мера нравственности Ветхого Завета.
Тысячу лет спустя Господь в нагорной проповеди лично развил эти заповеди до высшего предела, обратив и сконцентрировав их на внутреннем состоянии личности. Это стало мерой нравственности Нового Завета.
Мало того, Бог показал личный пример выполнения Своих заповедей. И был убит. Однако человечеству были переданы чёткие нравственные критерии, на которые в дальнейшем стала опираться практически вся мировая этика.

Спрашивается, а зачем Бог это делал? Оказывается - по любви. Вселенная сотворена таким образом, что в ней существует четкая иерархия законов, управляющих бытием материи. Нарушение главного духовного закона первородным грехопадением повредило всю структуру Вселенной, волна искажения прокатилась по всем законам: духовным, нравственным, физическим и достигла живой и неживой материи. Оказались поврежденными законы жизни и существования - во Вселенной появились: смерть, тление (и мера для тления - время) и пищевая цепочка (когда для того, чтобы жить, надо убивать). 
Закостеневая в нарушении духовных законов, человек усугубляет разрушение окружающего мира и гибнет вместе с ним сам, гибнет в первую очередь - идя во главе и являясь причиной разрушительного процесса. А Господь желает нашего спасения.

В то время как общество, любящее грех и стремящееся к нему, низводит мораль до служанки потребности, православная традиция не устает напоминать, что законы нравственности - основа бытия не только человеческого в частности, но и материального вообще.

*** 
Доброту не купишь на базаре. 
Искренность у песни не займёшь. 
Не из книг приходит к людям зависть. 
И без книг мы постигаем ложь. 
Видимо, порой образованью 
Тронуть душу 
Не хватает сил. 
Дед мой без диплома и без званья 
Просто добрым человеком был. 
Значит, доброта была вначале?.. 
Пусть она приходит в каждый дом, 
Что бы мы потом ни изучали, 
Кем бы в жизни ни были потом. 

 
наше-окружение-1-300x300Спор о добре и зле.

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

«Сильнее Я», —  сказало Зло.-

«Кто служит мне, тем повезло.

Я щедро отблагодарю,

Земные блага подарю:

Машины, деньги, мощь и власть.

Пусть насладятся жизнью всласть!»

 

Добро сказало: «Может быть,

Но только я могу любить.

Хоть за душою ни гроша,

Для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю,

Зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом,

И много счастья в доме том.»

 

Не знаю, что ещё сказать…

Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОРКСЭ "Добро и зло в Православии"

Авторская презентация к уроку ОРКСЭ по модулю Основы православной культуры. Презентация создана на основе материала учебника А.В. Кураева " Основы православной культуры", толковых словарей. През...

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

ПРАВОСЛАВИЕ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОНЯТИЕ ГРЕХА, РАСКАЯНИЯ И ВОЗМЕЗДИЯ

Цель: осмыслить понятия добра и зла; формировать убеждения о том, что человек может справляться с грехами, а, значит бороться со злом, приумножать меру добра в себе и в  мире....

Доклад по направлению: «Православие и культура» на тему: «Дорогу доброму кино!»

Духовное единство народа – это важный фактор развитие политической и экономической стабильности. Когда в обществе существует общая система нравственных ориентиров, уважение к культуре и культурн...

Тесты по православию по программе «Дорогою добра»

Православие по программе "Дорогою добра"...

«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...