Оптимизация воспитательного процесса в Центре через использование системы социальных практик с целью формирования социальных компетенций у обучающихся, воспитанников с ОВЗ на основе привлечения их к познанию социокультурных ценностей Тамбовской обл
материал на тему

Зорина Татьяна Владимировна

Доклад на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптимизация воспитательного процесса в Центре через

использование системы социальных практик с целью формирования

 

социальных компетенций у обучающихся, воспитанников с ОВЗ

на основе привлечения их к познанию

социокультурных ценностей Тамбовской области

 

За последние десятилетия необычайно снизился нравственный и моральный уровень человеческого общества, которое живёт в эпоху воинствующего зла, вражды, непослушания детей. А чтобы жить сообществом, сменить вражду доверием, чтобы в обществе был мир и порядок, нужны стыд и правда.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность древнерусского образования обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры. В древнерусской литературе нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не могущей очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений.

Но происходит смена эпох. И новые потребности времени требуют своих систем, своих методов и подходов в воспитании.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Народные культура и традиции – основа нравственного воспитания. Они выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории

развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным.

Молодое поколение на сегодняшний день имеет очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины. Широкое распространение получают насилие, попрание нравственных и культурных ценностей. Это не значит, что нужно слепо вернуться к прошлому, и следовать древним традициям и нравственным нормам. Однако для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа. Обычай, быт, традиции народа России складывались в лоне православной веры и хранились в простом народе. Основными сферами жизни растущего человека, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и система образования. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции.

Семья является основной средой, в которой совершается процесс непрерывного образования. Семья, являясь частью общества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. Семья вместе с Церковью создает условия правильного развития и духовного становления.

По мере роста ребенка образовательные учреждения помогают семье осуществлять процесс непрерывного образования. В статье 1 «Закона об образовании» Российской Федерации четко прописано: «Образование – это есть целенаправленный процесс воспитания и обучения». Подчеркну – воспитание стоит на первом месте. Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании.

Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического развития обучающегося. Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи. Педагогический коллектив нашего центра осознает необходимость решения вопросов духовности в учебно-воспитательном процессе с учетом всего лучшего, что достигнуто в русской, советской и мировой педагогике за предыдущие годы. Духовно-нравственная сфера стала одной из главных составляющих всего воспитательного процесса.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. «В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Духовность - это человеческий капитал, который позволяет чувствовать свою причастность к жизни на более высоком уровне. Воспитание духовно богатой личности - наша общая задача. Культура и духовность прививаются человеку с детских лет на исконно русских традициях, на гуманности, на классической литературе и музыке, на вере - в семье, дошкольных и школьных учреждениях.

Надёжным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является православная концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.  В ней сформулирована важнейшая цель воспитания школьников и их родителей -  формирование духовных социальных компетенций, а именно: гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Опираясь на положения этой концепции и на Закон Тамбовской области «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области», педагоги центра выделили задачи духовно - нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации, сделав их неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.

Используя систему социальных практик: беседы с детьми на духовную тему, организацию паломнических поездок по святым местам, привлечение воспитанников к участию в богослужении православной Церкви, педагоги Центра оптимизируют воспитательный процесс таким образом, чтобы познание духовных истин для обучающихся стал таким же естественным и необходимым компонентом жизни, как хлеб, вода и воздух, чтобы в их сердцах навсегда поселились добро, покаяние и милосердие.

Однако правильное формирование духовности и нравственности у человека невозможны без познания социокультурных ценностей своей малой родины, своей семьи, и потому педагоги центра особое внимание уделяют программе изучения духовной и культурной истории Тамбовского края и ее ценностным установкам. Это воспитание детей на духовных традициях родной земли и своей семьи, воспитание патриотизма на примерах жизни святых Тамбовских подвижников, привитие этических норм духовности, знакомство с культурой и искусством, памятниками религии, культуры и природы Тамбовской области, экологическое воспитание личности, основанное на любви к родному краю.

В центре создана и претворяется в жизнь Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Путь к себе – путь к миру» (авторы – учитель Зорина Татьяна Владимировна, воспитатель Каретникова Римма Сергеевна, воспитатель Павлова Светлана Анатольевна).    

Реализуя эту программу, педагоги центра включили в свои календарно-тематические планы работы вопросы духовно-нравственного воспитания: в классах проводятся беседы, классные часы, часы общения, посвященные церковным праздникам и русским святым, конкурсы рисунков и поделок, уроки культуры поведения, уроки нравственности, воспитанники принимают участие в Рождественском и Пасхальном утренниках в воскресной школе. Работая в этом направлении, педагоги ориентируют учащихся на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, прививая им сострадание, сочувствие, что определяет смысл жизни человека и его непрерывное духовно-нравственное совершенствование. Педагоги, изучая все лучшее, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность.

Проводимые в центре уроки и внеклассные мероприятия представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы педагогов по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Интересно прошел конкурс проектов «Моя малая Родина», в котором приняли участие все воспитанники. Осознание малой родины – главный принцип духовно-нравственного воспитания обучающихся. В работе значительное место уделялось изучению родного края. Воспитанники готовили проекты о городах, где они живут.

Прошел цикл классных мероприятий: презентация «Имя нашего города», устный журнал «Герб, флаг, гимн города Тамбова», классные часы «Как жили наши предки. Особенности быта».   В завершении цикла прошли экскурсии в музей нашего города, в краеведческий музей г. Тамбова, «Музей Рахманинова» (село Ивановка), в картинную галерею г. Тамбова, по памятным местам Тамбовской области.  

В нашем центре работает кабинет православного воспитания, где обучающиеся познают духовную историю Тамбовщины, знакомятся с основами православной культуры и где они при желании могут помолиться. Проводятся уроки православия, преподаватель Максакова Н. В., уроки милосердия, преподаватель Кривенцева В. А. Учебные занятия, беседы призваны решать задачи воспитания и формирования основ христианского миропонимания.

Работает кружок «Духовное краеведение» (руководитель учитель русского языка и литературы Зорина Т. В.) и духовно-исторический клуб старшеклассников «Патриот» (руководитель – учитель истории Пучкова Н. А.).

Духовно-нравственному воспитанию способствует связь с батюшками. Они частые гости нашего центра. Мы всегда рады видеть иерея Владимира Шелдовицина и иерея Александра Попова в стенах нашего учреждения. Священники беседуют с обучающимися на самые различные духовные темы, с любовью отвечают на вопросы юных слушателей о вере, грехе, покаянии. Отец Владимир дает детям представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. Учащиеся узнают о житие святых, рассматривают изображения икон и картин, знакомятся с сюжетами Библии, с православными праздниками.

Как порыв свежего весеннего ветра после долгой зимы или как глоток чистой, вкусной воды в знойный полдень, эти встречи благотворны и необычайно полезны для детей – ведь в них открывается истина.

Не последняя роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся отведена школьной библиотеке. Здесь функционируют действующие книжные выставки к юбилейным датам, организуются духовные беседы с читателями и осуществляется индивидуальный подбор литературы для того, чтобы дети стремились к исправлению негативных черт своего характера и учились быть добрыми, честными и трудолюбивыми.

Продолжением духовного общения являются экскурсии, посещения памятников православной культуры, которые расположены на территории нашего района. Рассказы, беседы, встречи с интересными людьми воспитывают в детях бережное отношение к родной земле, уважение к старшим, трудолюбие, терпение и милосердие, чувство долга, национальное самосознание, преемственность в делах семейных, государственных на основе гармонии, единства красоты, добра и справедливости.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется и через участие в творческих конкурсах и смотрах талантов. Педагоги и учащиеся центра регулярно принимают участие в региональном смотре-конкурсе изделий декоративно - прикладного творчества «Православная культура Тамбовского края», который организуется Управлением образования и науки и Тамбовской епархией. Педагог, Павлова С.А., награждена специальным дипломом и дипломом за 3 место (она руководит кружком «Рукодельница»). Принимаем активное участие  во всех конкурсах и фестивалях, организованных управлением образования и науки Тамбовской области.

Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания являются паломнические поездки по святым местам России и родной Тамбовщины. Воспитанники  нашего центра побывали в Тамбовском Иоанно-Предтеченском Трегуляевском мужском монастыре, в мужском Казанском и женском Вознесенском монастырях г. Тамбова, в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Тамбова, в  Михайло - Архангельском храме села Мордово, где есть уникальный  фарфоровый иконостас, в храме Амвросия Оптинского в селе Большая Липовица и Мамонтовой пустыне.

С почитанием и верой юные паломники поклонялись мощам святых. Посещая святые места, Церковную Службу воспитанники знакомятся с историей возникновения христианства и отражением этого события в народной жизни, прикоснувшись к святым мощам, чудотворным иконам, окунувшись в атмосферу духовного таинства, чувствуют историческую значимость и торжественность событий.

По программе социального партнерства в сфере духовно - нравственного воспитания Центр взаимодействует с учреждениями и организациями.

Областное Управления образования и науки.

Центр активно участвует в областных конкурсах и мероприятиях. Специалисты Управления оказывают нам помощь в организации мониторинга и оценке качества духовно - нравственного воспитания и образования в Центре.

ТОГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2». С педагогическим коллективом и учащимися на протяжении нескольких десятков лет проводим совместные мероприятия духовно – патриотической, культурной и спортивной направленности.

Дом детского творчества г. Рассказово. Участвовали в массовых детских мероприятиях, а встречи с волонтерами Дома творчества давно стали желанными для наших мальчишек и девчонок, помогающие им найти новых друзей.

Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система». Проводим совместные мероприятия, выставки поделок.

Сотрудничаем мы и с Тамбовской епархией, которая организует обучение преподавателей светских школ на курсах повышения педагогического мастерства в плане преподавания основ православной культуры и нравственности. Надежда Владимировна Максакова является одной из первых наших учителей, кто получил свидетельство об окончании этих курсов.

Мы взаимодействуем с православной общиной прихожан с проблемами слуха и речи, организованной при Тамбовском женском Вознесенском монастыре.

Наши воспитанники участвовали вместе с ними в совместных богослужениях (сурдоперевод референта Тамбовской епархии Анны Мукиной), осуществляли подготовку и проведение совместных мероприятий культурной и  духовно – нравственной направленности, бывали в совместных паломнических поездках.

И самые близкие для нас - Иоанно-Богословский  и Екатерининский храмы г. Рассказово, где мы не однажды бывали с экскурсиями, знакомились с историей этих церквей, участвовали в богослужениях с сурдопереводом.

В Арженском храме мы участвовали в субботнике: убирали строительный мусор и благоукрашали прилегающую территорию.

На протяжении более чем десяти лет мы очень тесно и тепло взаимодействуем с церковно-приходской воскресной школой Иоанно-Богословского храма, которая стала уже Центром духовно-нравственного воспитания г. Рассказово.

Между центром "Гармония", воскресной школой и приходом Иоанно - Богословского храма заключен Договор о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Осуществляется совместная работа по подготовке и проведению Рождественских и Пасхальных утренников в городском киноконцертном зале «Смена», совместных миссионерских утренниках, как это, к примеру, было на концерте в актовом зале Полиции г. Рассказово, в Рождественской архиерейской елке в зале филармонии г. Тамбов.

В приходской  библиотеке Иоанно-Богословского храма мы по желанию можем получить индивидуальные и групповые консультации о том, какую литературу нужно читать учащимся для духовного познания и самовоспитания. Здесь нам всегда готовы помочь с подбором методической литературы и видео материала для подготовки и проведения уроков православия и мероприятий на духовно-нравственную тематику. Регулярно совместно проводим Дни православной книги.

Большая дружба связывает нас с Общероссийским Общественным Движением «Россия Православная» и его руководителем - Председателем Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области Сергеем Алексеевичем Свистуновым.

Так учащиеся нашего Центра и члены «России Православной» участвовали в традиционных молебнах у Поклонного креста, установленного участниками Движения в 2011 году на месте разрушенного в 30-х годах минувшего столетия храма Покрова Божией Матери на перекрестке улиц Коммунальной и Комитетской;

Состоялась совместная встреча иерея Владимира Шелдовицина и С. А. Свистунова с учащимися центра, посвященная 100-летию прославления святителя Питирима, епископа Тамбовского. На встрече прошла презентация книги тамбовского писателя Виктора Герасина «Живоносный источник», рассказывающей о святителе Питириме Тамбовском. Несколько экземпляров книг переданы в библиотечный фонд школы, а для молельной комнаты Сергей Алексеевич подарил икону святителя Питирима.

Большое значение в духовно-нравственном воспитании детей придается работе с родителями. Педагоги Центра регулярно проводят индивидуальные и коллективные беседы с родителями учащихся по вопросам духовно - нравственного воспитания их детей, осуществляют педагогические консультации для родителей, чьи дети имеют проблемы в духовном развитии, проводят совместные с мамами и папами мероприятия, способствующие укреплению семьи и взаимопонимания детей и родителей. Работая по проблеме «Духовно-нравственное воспитание личности школьника на уроках и во внеклассной работе», уделяем большое внимание работе с родителями, просвещению семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитию семейных отношений на основе российско-духовных и культурно-исторических традиций.  

Родители - участники многих событий и мероприятий, проводимых в центре. В рамках работы с родителями проводились беседы, индивидуальные консультации по темам: «Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности», «Жизненные ценности подростков», «Склонности и интересы подростков в семье».

Большое значение мы придаем работе со средствами массовой информации.

Материалы о духовно-нравственном воспитании учащихся Центра нередко публикуются в городской газете «Трудовая новь» и приходской многотиражной газете «Слово» Иоанно-Богословского храма, в эфире местного телеканала Рассказово выходят репортажи и отдельные телепередачи о деятельности Центра. Кроме того, мы регулярно размещаем на сайте Центра общедоступную информацию о проведенных духовно-нравственных мероприятиях.

Закономерным промежуточным итогом все этой работы стало посещение Центра Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Феодосием, митрополитом Тамбовским и Рассказовским 14 января 2015 года. Владыка положительно оценил все, что было сделано и что делается у нас доброго и пожелал, чтобы и в дальнейшем, не смотря ни на что, мы не оставляли бы наших усилий по духовному воспитанию юных жителей Тамбовской земли.

Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Российской Федерации. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания высоконравственного, духовно богатого человека, способного без потерь для души адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Исходя из этих задач, мы, педагоги, должны прививать в сердца наших воспитанников доброе произволение, потому что «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста».  (Евангелие от Луки, глава 6, стих 45). Прививать доброе произволение, чтобы в сердцах наших детей не нашлось бы места отчаянью, жестокости и лжи, а всегда, в любую пору жизни там процветали бы вера, надежда и любовь.  И чего у них там будет больше - добра или зла, пока еще зависит от нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативной и социальной компетенций у обучающихся через применение методики коммунарского сбора"

С данной статьей я принимал участие во Всероссийском фестивале "Открытый урок 2009". В статье раскрываются особенности применения методики коммунарского сбора, организации сотрудничества со студенческ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

Использование ИКТ на уроках естествознания для формирования ключевых компетенций обучающихся, воспитанников

Слайд 1. Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? каким должно быть образование?Современный урок невозможен без использов...

формирование социальной компетенции через практико-ориентированные уроки

Министр внутренних дМинистр внутренних дел, противник разрушения крестьянской общины, автор высказывания: «Я сижу на пороховой бочке и сгорю вместе с ней». Убит в 1904г эсером Созоновымел, противник р...

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Система работы воспитателей интерната по формированию методологической компетенции у обучающихся, воспитанников 10 класса

Система работы воспитателей интерната по формированию методологической компетенции у обучающихся, воспитанников 10 класса...

Формирование социальных компетенций у обучающихся с нарушением интеллекта.

Формирование социальных компетенцийу обучающихся с нарушением интеллекта....