Внеурочная деятельность "планирование кружковой работы"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа кружка по краеведению «Истоки» способствует процессу познания в области культуры исторического прошлого родного края, знакомит учащихся с историческими и памятными местами, населением. Направлена на воспитание патриотизма у подростков, приобщение их к социальному опыту и нравственным ценностям своей малой родины, позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с изучения родного края, города, улицы, на которой вырос. Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках научно-исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. В ходе исследовательской работы воспитывается чувство гордости за своих земляков, что несомненно способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к предкам и живущим рядом землякам.
К сожалению, в соответствии со школьной программой 5-9 классов, многие темы остаются слабо освещенными за неимением учебного времени. Это призвана компенсировать система дополнительного образования.
Программа кружка по истории и культуре родного края является важнейшим средством воспитания. Программа нацелена на воспитание национального самосознания, патриотизма, формированию гражданской идентичности (ощущения своей принадлежности к России, патриотизм, гордость за своё Отечество, вера в Россию, интерес к её истории, чувство ответственности за настоящее и будущее страны).
ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – групповая, состав группы – 10 человек, при наборе группы соблюдается принцип добровольности.
Программа рассчитана на учащихся 7-9 классов.
Цель программ:
развитие социально- активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.
Задачи:
Достижение поставленной цели происходит через реализацию следующих задач:
- Расширение знаний учащихся о личностях и фактах, особо значимых в культурной и общественной жизни своего края, города, района.
- Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
- Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
- Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
- Воспитание любви к родному краю, своей земле, родному дому.
- Воспитание стремления к сохранению и приумножению культурного наследия в условиях диалога культур, их взаимовлияния.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самопроявления, саморазвития, самореализации личности обучающегося;
- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
- принцип самовыражения участников образовательного процесса;
- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
- принцип системности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При условии успешной реализации данной программы воспитанники должны знать:
− сущность и значение краеведения;
− правила оформления научно-исследовательских работ;
− историю возникновения села, версии о происхождении названия;
− иметь представление об исторических событиях на территории села и района, понимать их связь и последовательность;
− имена выдающихся земляков;
− памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности.
Воспитанники должны уметь:
− проводить краеведческие исследования своей местности;
− составлять план изучения истории своего края;
− работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;
− грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу;
− используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
− на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
− планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
− уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
− самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение ( 2ч.)
Задачи кружка. Правила ТБ.
Прошлое и настоящее. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края.
Тема 2. Теория и практика научно-исследовательской деятельности по краеведению 9№ ч.)
Изучение источников получения краеведческого материала.
Вещь - исторический источник. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, кинофильмы, звука - видеозаписи и пр.).
Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения основных частей исследования. В состав исследовательской работы входят следующие части: титульный лист, аннотация и научная статья.
Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).
Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содер-жать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информа-цию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.
Научная статья (описание работы) должна содержать:
- Оглавление
- Введение
- Основную часть
- Заключение
- Список использованных источников и литературы.
Тема 3. “Мой край на карте Родины”.
Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Тема 4. История села Мотызлей (3 ч.)
История и истоки происхождения названия и возникновения села.
Практическое занятие (тест-опрос учащихся МБОУ «Мотызлейская ООШ» и населения с. Мотызлей «Что вы знаете о названии села, в котором живете?»)
Занятия населения в прошлом; верования и религия населения; обряды, обычаи и традиции; фольклор.
Тема 5. “Наш край богат талантами” (3 ч. )
Земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Наши земляки – писатели. Старинный и современный фольклор
Подборка материала.
Тема 6. Моё село сегодня (3 ч.)
Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Сбор информации. Экскурсия Достопримечательности нашего села.
Тема 7. История моей школы (5 ч.)
Моя школа: знакомство с традициями, история. Знаменитые выпускники (дети заранее получают творческие задания в группах).
Учителя фронтовики.
Ветераны педагогического труда.
Юность опаленная войной… (о наших выпускниках участниках Афганской войны и локальных боевых действий на Северном Кавказе.
Тема 8. Моя семья ( 4ч.)
Генеалогия? Что это за наука? Составление генеалогического древа моей семьи (создание презентаций, выставки работ).
Практическое занятие (рефераты, исследовательские работы, сочинения по истории своей семьи) «Судьба моей семьи в судьбе моего города и района».
Тема 9. «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (5 ч.)
Периодизация ВОВ. Основные события ВОВ.
Беседа «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Наши земляки - Герои ВОВ.
«Они ковали победу» (о тружениках тыла)
«Отечественная война в письмах и воспоминаниях».
Тема 10. «Я - гражданин» (1 ч.)
Мой край, село сегодня. Органы власти и управления, общественные организации края, района, села.
Тема 11. Итоговые занятия ( 2 ч.)
Есть ли будущее у нашего края, села?
Самостоятельная работа с материалами местной периодической печати.
Тематическое планирование.
№ | Название разделов, тем. | Количество часов |
Тема 1. Введение (2ч.) | ||
1 | Задачи кружка. Правила ТБ. Прошлое и настоящее. Что изучает краеведение. | 1 |
2 | Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. | 1 |
Тема 2. Теория и практика научно-исследовательской деятельности по краеведению (3 ч.) | ||
3 | Источники получения краеведческого материала. | 1 |
4-5 | Композиция исследовательской работы. | 2 |
Тема 3. “Мой край на карте Родины”(2 ч.) | ||
6 | Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. | 1 |
7 | Местные легенды и предания. | 1 |
Тема 4. История села Мотызлей (3 ч.) | ||
8 | История и истоки происхождения названия и возникновения села. | 1 |
9 | Занятия населения в прошлом и настоящем. | 1 |
10 | Верования и религия населения; обряды, обычаи и традиции. | 1 |
11 | Местный фольклор. | |
Тема 5. “Наш край богат талантами”(3 ч.) | ||
12-13 14 | Земляки, прославившие родной край. Творческие люди моего села. | 2 1 |
Тема 6. Моё село сегодня (3 ч.) | ||
15 | Мой край, село сегодня. | 1 |
16-17 | Достопримечательности нашего села. | 2 |
Тема 7. История моей школы (5 ч.) | ||
18 | Моя школа: знакомство с традициями, история | 1 |
19 | Знаменитые выпускники | 1 |
20-21 | Учителя фронтовики. | 2 |
22 | Ветераны педагогического труда. | 1 |
Тема 8. Моя семья (4 ч.) | ||
23-24 | Составление генеалогического древа моей семьи | 2 |
25-26 | Судьба моей семьи в судьбе моего села, страны. | 2 |
Тема 9. «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (5 ч.) | ||
27 | Периодизация и основные события ВОВ. | 1 |
28 | Наш край в годы ВОВ. | 1 |
29 | Наши земляки - герои ВОВ. | 1 |
30 | Труженики тыла. | 1 |
31 | Отечественная война в письмах и воспоминаниях. | 1 |
Тема 10. «Я - гражданин» (1 ч.) | ||
32 | Органы власти и управления, общественные организации края, района, села. | 1 |
Тема 11. Итоговое занятие (2 ч.) | ||
33-34 | Есть ли будущее у нашего края, села? | 2 |
Литература
- В. Логинов. Отчий край. Вознесенская земля: прошлое и настоящее. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.
- Свеклина А. И. На всю жизнь в нашей судьбе. – Н. Новгород: ООО Растр, 2015.
- Шемяков Н. А. Вклад вознесенцев в победу. – Арзамас: ОАО Арзамасская типография, 2005.
- Шемяков Н. А. На земле вознесенской. – Арзамас: ОАО Арзамасская типография, 2009.
- Шемяков Н. А. Местное время. – Арзамас: ОАО Арзамасская типография, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-421961-1396508208.jpg)
Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье» (с 5 по 9 классы)
Пояснительная записка ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480387-1410620732.jpg)
ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей
Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/28/picture-638280-1432841963.jpg)
КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРУДОЛЮБИЯ УЧАЩИХСЯ
Автор описывает (из опыта работы)«Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности педагога»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/26/picture-270264-1372207394.jpg)
Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...
Программа внеурочной деятельности (кружковая форма работы) 1-4 классы "Акварелька"
Программа внеурочной деятельности (кружковая форма работы) 1-4 классы "Акварелька"...
Проектная деятельность на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интеграции предметов эстетического цикла и технологии.
Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над проектной деятельностью учащихся на уроках, во внеурочной деятельности, в кружковой работе как способ интегра...