Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории
материал на тему

Описание педагогического опыта по теме: "Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории".

Конкурсное задание "Методический семинар" конкурса "Учитель года".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Методический семинар»

Учитель: Закшаускас Д.В.

Пояснительная записка

Формирование проектно-исследовательских умений учащихся
в процессе обучения истории

Важнейшая цель исторического образования — обеспечить средствами предмета “история” воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

В данный период достаточно сложно организовать качественное обучение истории. Одной из причин этого является увеличение объема изучаемого материала, который на сегодняшний день превосходит временные ресурсы, имеющиеся в распоряжении ученика и учителя.

Однако,  стратегия модернизации образования ставит перед нами следующие задачи: «Основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах».

Исходя из практики личностно-ориентированного обучения ключевыми компетенциями современного школьника должны стать умения:

  • Использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях;
  • Грамотно работать с информацией;
  • Самостоятельно добывать необходимые знания;
  • Критически анализировать и осмысливать конкретную информацию,
    ситуацию, социальные и политические процессы;
  • Вести дискуссию по обозначенному кругу проблем.

И помочь овладеть этими компетенциями может проектная и  исследовательская деятельность ученика, активно направляемая учителем.

Организация исследовательской работы с учащимися в изучении истории позволяет решить ряд педагогических задач:

  • осуществить более глубокое и прочное освоение учебного материала, значительно расширить кругозор учащихся;
  • познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;
  • показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
  • включить ребенка в контекст научного исследования;
  • научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;
  • приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценки ее результатов.

Проектные и исследовательские технологии, которые я применяю в процессе обучения, имеют элементы т. к. чаще всего учебный проект – это исследовательская работа, а исследовательская работа может быть оформлена в качестве проекта.  

Практика работы показывает, что наиболее подготовлены к научно-исследовательской деятельности учащиеся 10-11 классов, которые в ходе изучения школьного курса обществознания овладели знаниями и практическими навыками применения научных методов работы. Но, конечно, это не означает, что учащиеся основной школы не могут заниматься этим видом деятельности. Просто уроки с элементами исследования в основной школе  предполагают, прежде всего, учет индивидуальных особенностей развития учащихся: внимания, памяти, мышления.

        В процессе планирования и организации урока истории я уделяю особое внимание следующим методическим и дидактическим приемам и методам:

        - создание на уроке проблемно-поисковой, эвристической, исследовательской ситуации;

        - использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ,  для привлечения внимания учащихся, повышения мотивации обучения;

        - организация разнообразных видов учебной деятельности, смену видов деятельности в процессе обучения;

        - учтет возрастных особенностей развития личности школьников;

        - планирование деятельности учащихся имеющих высокую мотивацию и уровень обученности.

В конце урока или изучения темы обязательно провожу рефлексию по таким вопросам:

  • реализовалась ли ваша цель в изучении данной темы?
  • совпал ли конечный результат с планируемым?
  • насколько продуктивна и интересна была ваша работа?
  • насколько материал был для вас новым?
  • что было наиболее трудным?
  • что вам захотелось узнать дополнительно?

Большое внимание на уроках истории и обществознания уделяю работе с историческими документами и мемуарами.

Специфика работы в старших классах диктует необходимость создания системы контроля знаний учащихся, степени их обученности. По различным темам созданы контрольные и срезовые материалы. Тесты содержат вопросы и задания разной степени сложности и модификации. Также  созданы контрольные работы в форме ОГЭ/ЕГЭ по отдельным темам.

Проектная деятельность интегрирует исследовательскую, коммуникативную, игровую, рефлексивную технологии и основана на познавательной активности учащихся. Знания, полученные в процессе личностно-значимой и эмоционально окрашенной деятельности, будут более прочными и глубокими, а умение рефлексировать помогает учащимся анализировать свою и чужую деятельность, вносить в нее коррективы, выбирать наиболее оптимальные пути решения проблемы.

Также эта деятельность способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, которая в большей степени будет востребована в ВУЗах.

Основной целью процесса обучения, как на уроках, так и на индивидуальных занятиях является осознание учениками объективности, общезначимости, целесообразности, необходимости и эффективности метода научного познания. Среди методов научного познания наиболее продуктивными являются методы получения новых знаний и методы организации получения новых знаний. Деятельность педагога в данном случае будет направлена на обучение учащихся способам и методам получения нового знания.

Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет мне не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

На уроках истории применяю различные виды проектов:

  • Мини-проекты в формате «мозгового штурма», анализа документальных, фактологических, статистических источников. Работу организую по группам, итогом является представление своих проектов учащимися и их обсуждение.
  • Проекты средней продолжительности по темам о культуре, эпохе, либо о цивилизациях целесообразнее использовать во внеурочное время, а на уроках представлять только их защиту (презентацию), так как подробное изучение этих тем ограничено учебным временем. Ребятам предлагается образовать группы по интересу к какой-либо проблеме, погрузиться в эпоху, а на защите раскрыть этот вопрос более полно и углубленно, нежели он предложен в учебнике. Каждая группа готовит свой вопрос, в итоге учащиеся получают целостное и образное представление об эпохе, цивилизации или культуре определенного народа в конкретный период.