Самостоятельная работа. Обзор литературы
методическая разработка на тему
Самостоятельная работа. Обзор литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа. Обзор литературы
Носкова Т.А.,учитель русского языка и литератур ГБОУ школа №612
С точки зрения психологических теорий, являющихся основой системно-деятельностного подхода в обучении (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин), познавательная самостоятельность имеет следующие функциональные характеристики:
- мотивированность действий;
- самостоятельный характер добываемых знаний;
- активная мыслительная деятельность;
- инициативность;
- рефлексия;
- самооценка;
- способность планировать свою деятельность.
Эти характеристики у учащихся развиваются в процессе совместной деятельности учителя и учеников, которая реализуется в использовании технологии организации самостоятельной работы. Данной технологии посвящены работы выдающихся ученых современности: Г. Д.Кирилловой, О. Б. Даутовой, В. И. Лях.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – интегративное качество личности, которое выражается в единстве интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных характеристик, проявляющихся в стремлении к самообразованию, поиску новых знаний и способностях оперировать ими на практике; в умении сознательно ставить перед собой цели и задачи, обеспечивая их качественное выполнение; в признании самостоятельного познания высшей формой творческой мыслительной деятельности.
(Носикова Я. Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС //Начальная школа.-2014.- №2.-с. 24–28)
Познавательная активность представляет собой процессуальную сторону самооценки, т.е. целенаправленный процесс самооценивания, в котором человек анализирует, осознаёт свои реальные потребности, мотивы, способности и соотносит их с определенными эталонами, условиями и требованиями конкретной деятельности.
Самооценка же является и исходной, и результирующей стороной этого процесса, определенной констатацией личностью качественных, содержательных особенностей своего «я», своих физических сил, умственных способностей,поступков, своего отношения к окружающим и самому себе.
Самостоятельные работы по образцу
- Работы этого типа выполняются исключительно по образцу, инструкции. В результате чего уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.
Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы
- На этом уровне в учебной деятельности ученика интеллектуальные и практические действия протекают в плане реконструирования, преобразования структуры учебных текстов и наличного опыта решения задач, предлагаемых учителем для самостоятельного выполнения. На основе имеющихся знаний и опыта решения задач по образцу ученик может самостоятельно осмыслить внутреннюю структуру изучаемого материала, дать описание действий с объектами изучения, анализировать и предвосхищать возможные исходы этих действий.
Эвристические самостоятельные работы
- ученик привлекает в ходе решения задач в основном элементы своего формализованного опыта, однако соответствующие знания обычно употребляются в существенно новой функции, благодаря чему возникает продуктивный процесс получения новой информации; отсюда следует, что при выполнении работ этого типа идет накопление учеником нового опыта на уровне овладения элементарными методами исследования в отдельно взятых дисциплинах, закладываются основы выработки умений переноса этих методов на более широкий круг родственных дисциплин.
Творческие самостоятельные работы
- В процессе самостоятельной творческой работы предполагается непосредственное участие школьника в производстве принципиально новых для него знаний, ценностей материальной и духовной культуры.
- Раскрытие новых сторон изучаемых явлений, объектов, событий в высказывании собственных суждений, оценок на основе всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи, самостоятельная разработка тематики и методики опытнической, экспериментальной работы и её выполнение, самостоятельное проектирование и изготовление отдельных предметов и их частей, выделение и формулирование проблем в заданной ситуации, постановка новых проблем, выдвижение гипотезы и разработка плана её решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
План самостоятельной работы по литературе в НПО по ФГОС...
Самостоятельная работа по литературе. 7 класс. А.С. Пушкин "Станционный смотритель"
Работа составлена для учащихся 7 класса. Изучая произведение Пушкина А.С. «Станционный смотритель», надо закрепить знания уч-ся о реалистических произведениях писателя, ввести и закрепить необходимое ...
Методика проведения самостоятельных работ по литературе.
Помощь учителю литературы в проведении самостоятельных работ в 10-11 классах....
Методика проведения самостоятельных работ по литературе.
Помощь учителю литературы в проведении самостоятельных работ в 10-11 классах....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/05/picture-117150-1349441629.jpg)
методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по литературе
методический материал по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692381-1445328005.jpg)
Методические рекомендации для студентов СПО по организации и планированию самостоятельной работы по литературе
Методические рекомендации созданы в помощь студентам по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование (гуманитарный профиль) при подготовке заданий внеаудиторной самостоятельной работы по учебной ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/12/picture-896441-1489326060.jpg)
Самостоятельная работа по литературе (по произведениям Н.А.Некрасова, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого)
Самостоятельная работа содержит разноуровневые задания по литературе....