методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по литературе
методическая разработка по литературе на тему

Корженко Татьяна Алексеевна

методический материал по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное  бюджетное профессиональное

образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»

 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ  

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОДБ.02 ЛИТЕРАТУРА

(профессия 190629.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»)


Содержание

1. Пояснительная записка                                                                2

2 Организация и формы самостоятельной работы                                3

3 Методические рекомендации по чтению художественного текста по программе и подготовке к устному опросу                                        4

4 Методические указания по выполнению анализа произведения                11

5 Методические указания по заучиванию стихотворения наизусть        23

6 Методические рекомендации по подготовке к дифференцированному зачету                                                                                        24

7 Список рекомендованных источников                                                30


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная работа содержит методические указания к самостоятельным работам по дисциплине «Литература» и предназначена для обучающихся по специальностям НПО.

Цель разработки: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельных работ по предмету «Литература».

Самостоятельные работы  служат  связующим  звеном  между  теорией и практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теоретического обучения, а так же для получения практических знаний. Самостоятельные работы выполняются обучающимся с применением знаний и умений, полученных на уроках, а так же с использованием необходимых пояснений,  полученных от преподавателя.

Самостоятельные работы разработаны в соответствии с учебной программой. Самостоятельные работы выполняются обучающимися индивидуально.

Отметку (зачет) по каждой самостоятельной работе обучающийся получает после её выполнения и предоставления в письменном виде.


2 Организация и формы самостоятельной работы

Самостоятельные работы, предусмотренные программой курса, каждый обучающийся обязан сдать за неделю до окончания семестра или промежуточной аттестации в случае последнего семестра, поскольку их выполнение является обязательным требованием для выставления оценки и допуска к промежуточной аттестации.

На самостоятельную работу по дисциплине ОДБ.О2 Литература предполагается 98 часов, в том числе:

- чтение художественного текста по программе, подготовка к устному опросу – 60 часов;

- анализ произведения – 20 часов;

- заучивание стихотворение наизусть – 10 часов;

- подготовка к промежуточной аттестации – 8 часов.

Таким образом, распределение часов самостоятельной работы по семестрам:

1 семестр:

- чтение художественного текста по программе, подготовка к устному опросу – 15 часов;

- анализ произведения – 5 часов;

- заучивание стихотворение наизусть – 2 часа;

2 семестр:

- чтение художественного текста по программе, подготовка к устному опросу – 15 часов;

- анализ произведения – 5 часов;

- заучивание стихотворение наизусть – 4 часа;

3 семестр:

- чтение художественного текста по программе, подготовка к устному опросу – 15 часов;

- анализ произведения – 5 часов;

- заучивание стихотворение наизусть – 2 часа;

4 семестр:

- чтение художественного текста по программе, подготовка к устному опросу – 15 часов;

- анализ произведения – 5 часов;

- заучивание стихотворение наизусть – 2 часа;

- подготовка к промежуточной аттестации – 8 часов.


3 Методические рекомендации по чтению художественного текста по программе и подготовке к устному опросу

Дисциплина ОДБ.02 Литература предполагает изучение не только произведения, но и жизненного и творческого пути писателя, поэта. В связи с этим самостоятельная работа предполагает  чтение художественного текста и подготовку к ответам на вопросы по творчеству писателя, поэта. Ниже приведен список художественных текстов для самостоятельного чтения, а также список вопросов для самоподготовки.

Художественные тексты для самостоятельного чтения:

1. И.А. Гончаров «Обломов»

2. А.Н. Островский «Гроза»

3. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

4. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

5. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы».

6. Ф.М. Доствоевский «Преступление и наказание».

7. Н.С. Лесков «Очарованный странник».

8. Л.Н. Толстой «Война и мир».

9. А.П. Чехов «Вишневый сад», «Маленькая трилогия».

10. М. Горький «На дне».

11. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

12. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

13. М.А. Шелохов «Тихий Дон».

14. А.А. Солженицын «Матренин двор».

15. В.Г. Распутин «Деньги для Марии».

16. В.П. Астафьев «Царь-рыба».


Список вопросу по творчеству авторов.

Автор/Литературный период

Вопросы

А.С.  Пушкин

1.Где и когда родился А.С. Пушкин?
2.Как называлось первое напечатанное стихотворение поэта?
3.В связи с чем и когда Жуковский подарил Пушкину свой портрет?
4.Назвать основные темы лирики А.С. Пушкина
5.В каких произведениях Пушкин изобразил Пугачева?
6.Как определил роман «Евгений Онегин» В. Белинский?
7.В каких крупных произведениях Пушкина изображен Пётр I?

Н.В. Гоголь

1.Где и когда родился Н.В. Гоголь?
2.Какое образование получил Гоголь?
3.Как называлось первое опубликованное произведение Гоголя?
4.Какие произведения входят в цикл «Петербургские повести»?
5.Назвать жанр произведения «Мертвые души»
6.Назвать главную тему повести «Шинель»

А.Н. Островский

1.Где и когда родился А.Н. Островский?
2.Как звали родителей драматурга?
3.Где учился А.Н. Островский?
4.Какая пьеса, по мнению Островского, стала началом его профессиональной литературной деятельности?
5.Сколько пьес написал Островский?
6.Какое событие произошло в личной жизни в 1869 году?
7.В каком году умер Островский?
8.Какой театр называли «Домом Островского»?

И.С. Тургенев

1.Где и когда родился И.С. Тургенев?
2.Где провел детство писатель?
3.Какое образование получил Тургенев?
4.Кто помог писателю  «встать на путь реализма»?
5.Какое событие произошло в жизни Тургенева в 1843 году?
6.За что был арестован Тургенев в 1852 году?
7.Какая книга стала последней в жизни писателя?


Н.А. Некрасов

1.Где и когда родился Н.А. Некрасов?
2.Где прошло детство Некрасова?
3.Была ли написана Некрасовым автобиография?
4.По какой причине произошел разрыв между отцом и сыном Некрасовыми?
5.Редактором какого журнала становится Некрасов с 1847 года?
6.Назвать основные темы поэзии Некрасова.
7.Какие стихотворения поэт посвящает тяжелой жизни народа?
8.Какие поэмы написал Некрасов?

М.Е. Салтыков - Щедрин

1.Где и когда родился писатель?
2.В каком лицее учился Салтыков Щедрин?
3.За что писателя сослали в Вятку на 8 лет?
4.Какое произведение  Салтыкова-Щедрина  считается «вершиной его сатирического искусства»?
5.В каком журнале работает писатель с 1868 года?
6.Какие сказки написал Салтыков-Щедрин?

Ф.М. Достоевский

1.Где и когда родился Ф.М. Достоевский?
2.Кем служил отец писателя?
3.Какое образование получил Достоевский?
4.Как называлось первое произведение Достоевского?
5.За что был арестован Достоевский?
6.Назвать романы Достоевского?
7.Из какого романа Достоевского героиня Соня Мармеладова?

Лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

1.Где и когда родились  Ф.И. Тютчев,   А.А. Фет?
2.Какое образование получил Тютчев,  Фет?
3.Назвать основные темы лирики поэтов?
4.Назвать сборники стихотворений Тютчева, Фета.
5.Назвать настоящую фамилию Фета.
6. Как называется первая книга стихов Фета?
7.Почему Фет предпочел поступить на военную службу?


Л.Н. Толстой

1.Почему легко запомнить день, месяц и год рождения Л.Н. Толстого?
2.Какое образование получил Толстой?
3.Как называлась автобиографическая трилогия Толстого?
4.Кто является главным героем «Севастопольских рассказов»?
5.Назвать романы писателя.
6.Какая повесть Толстого названа именем горца?
7.Определить жанр «Войны и мира».
8.Где умер  Л.Н. Толстой

А.П. Чехов

1.Где и когда родился А.П. Чехов?
2.Какое образование получил Чехов?
3.Как назывался первый сборник рассказов Чехова?
4.С кем из знаменитых художников дружил Чехов?
5.Какой жанр является основным достижением Чехова?
6.Какое большое путешествие и в какие годы совершил Чехов?
7.Назвать пьесы Чехова.
8.Чем характеризуются ранние произведения Чехова?
9.Назвать основную тему пьесы «Вишневый сад».

Литература 20 века. Тема 3.1
А.М. Горький

1.Назвать годы жизни А.М. Горького.
2.Какова настоящая фамилия писателя?
3.Как назывался город, в котором родился М.Горький?
4.Какую роль в жизни писателя сыграл повар Смурый?
5.Как называется первый печатный рассказ Горького?
6.Назвать ранние романтические произведения Горького.
7.Как называлась автобиографическая трилогия М.Горького?
8.В каком году была написана пьеса «На дне»?

Поэзия Серебряного века

1.Определить хронологические рамки периода «Поэзия Серебряного века».
2.Назвать поэтов Серебряного века.
3.Основные мотивы лирики этого периода.


А.А. Блок

1.Как называется первый сборник стихотворений Блока?
2.Какой творческий путь прошел А.А. Блок?
3.Назвать основные темы поэзии Блока.

Булгаков.
Литература 1930 – 1940 годов

1.Где и когда родился М.А. Булгаков?
2.Какое образование получил писатель?
3.Какие сатирические произведения Булгакова вы знаете?
4.Почему почти все произведения писателя не были опубликованы?
5.Охарактеризуйте общественно-политическую ситуацию в СССР
в 30-х годах ХХ века.
6.Каким было отношение  Булгакова к революции?
7.Как складывалась литературная судьба писателя?
8.Как складывались отношения писателя с властью?

Поэзия  С.А. Есенина,
В.В. Маяковского

1.Истоки явления С. Есенина, В. Маяковского.
2.Основные темы и мотивы их поэзии.
3.Особенности поэтического творчества Есенина, Маяковского

М.А. Шолохов

1.Назовите место и год рождения Шолохова.
2.Рассказ о трудном периоде жизни писателя.
3.Как называется первый сборник рассказов Шолохова?
4.Какие романы пишет Шолохов?
5.Сопоставить историю замысла «Тихого Дона» с замыслами Толстого над «Войной и миром».
6.Сколько лет отделяет эти романы?
7.Что происходит сейчас, с вашей точки зрения? Возрождение казачества или маскарад?

Проза и поэзия периода войны

1.Дать характеристику прозы и поэзии тех лет.
2.Почему песня «Священная война» стала легендарной?
3.Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?


А.И. Солженицын

1.Где и когда родился А.И. Солженицын?
2.Каковы истоки явления Солженицына?
3.Какое образование получил писатель?
4.За что был арестован Солженицын в феврале 1945 года?
5.Сколько лет провел писатель в лагерях и ссылке?
6.Назвать главного героя всех произведений Солженицына.

В.М. Шукшин

1.Где и когда родился Шукшин?
2.Как называется первый сборник рассказов Шукшина?
3.Какие рассказы Шукшина вы читали?
4.Какие «чудики» вам запомнились?

Проза В. Распутина и В. Астафьева

1.Где и когда родились В. Астафьев, В. Распутин?
2.Какими четырьмя повестями прославился В. Распутин?
3.Краткий сюжет повести  Распутина (по выбору)
4.Каким образом показывает В. Астафьев единство человека и природы?
5.В чем своеобразие астафьевского дара рассказчика?

Б.Л. Пастернак

1.Где и когда родился Б.Л. Пастернак?
2.Какое образование получил Б. Пастернак?
3.Как называлась первая книга стихов Пастернака?
4.Каков образ природы у Пастернака, какими приемами он создается?


4 Методические указания по выполнению анализа произведения

Дисциплина ОДБ.02 Литература предполагает обучение обучающихся анализу произведения (на уроке), а также выполнение анализа произведения. Список произведений и различных видов анализа приведен ниже.

Список заданий для литературного задания.

  1. Анализ 9 главы романа «Обломов».
  2. Анализ 3 действия драмы «Гроза».
  3. Анализ эпизода «Смерть Базарова» романа «Отцы и дети».
  4. Анализ главы (по выбору) поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
  5. Анализ нравственной проблемы в романе «Война и Мир».
  6. Анализ рассказа Чехова А.П. (по выбору).
  7. Анализ эпизода в романе «Тихий Дон» (по выбору).
  8. Тема власти в романе «Мастер и Маргарита».
  9. Анализ повести В. Распутина по выбору.
  10. Анализ главы из произведения «Царь-рыба».


4.1 Перечень видов анализа различных литературных произведений

Методические рекомендации анализа стихотворного произведения.

План анализа стихотворного произведения.

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:

- пейзаж;

- общественно-политическая;

- любовная/интимная;

- философская.

Сюжет:

- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);

- без сюжета: образы чувств (...).

4. Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

- определить своеобразие и активность использования тропов

ЭПИТЕТ - художественное определение;

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;

АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;

ИРОНИЯ - скрытая насмешка;

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;

ЛИТОТА - художественное преуменьшение;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

5. Поэтический синтаксис

   (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

- антитезы – противопоставления;

6. Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)

- Аллитерация – повторение согласных звуков;

- Ассонанс – повторение гласных звуков;

- Анафора - единоначалия;

7. Композиция лирического произведения

Необходимо:

- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

8. Образ лирического героя, авторское "Я".

- сам автор,

- рассказ от лица персонажа,

- автор играет какую-то роль.

9. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

10. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Образец анализа стихотворения А.А. Блока «Россия»

Гражданский выбор России, ее дальнейшая судьба особо волновали поэтов «серебряного века», среди которых А.А. Блок — «трагический тенор эпохи», по словам Анны Ахматовой. Тема Родины становится ведущей в лирике А.А. Блока. Множество стихов посвящены родной Отчизне («Осенняя воля», «Россия»), в каждом из них показана огромная любовь поэта к своей стране.

Образ Родины А.А. Блок раскрывает в стихотворении «Россия» через любовь к женщине:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви!

Россия, её просторы — «дорожная даль», «расхлябанные колеи», «река», «лес, да поле» — сливаются воедино с образом возлюбленной, которая имеет «разбойную красу» и одновременно «прекрасные черты». Кажется, что Россия — это и есть непредсказуемая, прекрасная и нищая дева, которую поэт может постичь, обратившись к образу женщины и сопоставив её с любимой Родиной. Практически каждое четверостишие начинается с описания страны, ее красот, а заканчивается обращением к образу возлюблённой:

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плот узорный до бровей...

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка...

Россия манит Блока, завораживает своей красотой, обаянием, хотя «избы серые» говорят о бедственном положении большинства населения страны. Стихотворение «Россия» Александр Блок пишет, опираясь на традицию изображения образа Родины в русской классической литературе. Так, Н.В. Гоголь в своей поэме «Мёртвые души» в конце первого тома в одном из лирических отступлений выводит образ Руси как «птицы-тройки». Так же и у Блока:

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Подобно поэтическим произведениям Н.А. Некрасова, здесь «дорога долгая легка» под звуки «глухой песни ямщика». Блоковское стихотворение написано четырёхстопным ямбом, который придает всему поэтическому произведению особый ритм, мелодию. Здесь поэтом используется множество ярких эпитетов («годы золотые», «спицы росписные», «расхлябанные колеи», «нищая Россия», «песни ветровые», «разбойную красу», «в дали дорожной»); метафоры («треплются шлеи», «вязнут спицы», «плат узорный до бровей»); олицетворения («одной слезой река шумней», «блеснет ... мгновенный взор», «звенит ...песня»). Все художественно-выразительные средства помогают создать глубокий, емкий, красочный образ России.


Методические рекомендации анализа драматического произведения

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:

- основной конфликт, этапы его развития;

- характер развязки /комический, трагический, драматический/

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:

-внешность героя,

- поведение,

- речевая характеристика

- содержание речи /о чем?/

- манера /как?/

- стиль, словарь

- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

 

 


Методические рекомендации анализа эпизода.

План  анализа эпизода

Эпизод – часть художественного произведения, имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.

1. Найти границы эпизода и дать название

2. Место расположения данного эпизода: в начале произведения, в конце, в середине

3.Значимость данного эпизода, он помогает понять:

- характер героя

- поведение, поступки героя

- авторскую позицию

- это второстепенный эпизод в развитии действия

4. Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение)

5. События, описанные в эпизоде

6. Характеристика действующих лиц эпизода: внешность, одежда, манеры, речь, взаимодействие героев.

7. Художественные выразительные средства

7. Особенности использования в эпизоде композиционных элементов и их роль в произведении: пейзаж, интерьер, внутренние монологи, дневники.

8. Роль данного эпизода в произведении:

- эпизод является кульминационным, решающим, ключевым

- ведущая роль в раскрытии замысла писателя принадлежит этому эпизоду

- эпизод является вспомогательным (имеет  дополнительное значение для развития сюжета)

Образец анализа эпизода "Бородинское сражение" из романа Л.Толстого "Война и мир" (т.2, ч.2, гл. 19-39)

1.Доказываем, что эпизод Бородинского сражения является кульминационным в изображении войны в романе.  

2. Кратко характеризуем его связь с изображением войны 1805-1807 гг. и с описанием войны 1812 года.

3. Кто из героев романа принимает участие в эпизоде?

А) Почему сражение показано глазами Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения (приводим цитаты)? Какие открытия он делает на Бородинском поле (цитируем)?

Б) Какими и с какой целью показаны в эпизоде Борис Друбецкой и Долохов?

В) Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне сражения(можно процитировать)? Почему ему была неприятна встреча с Пьером?

4. На какие микроэпизоды можно разбить этот большой эпизод? Кратко сопоставим микроэпизоды "Пьер на батарее" и "Князь Андрей в резерве". Почему Толстой так распорядился судьбой героев?

5. Какими увидел Толстой в этом эпизоде Кутузова и Наполеона? Как он их противопоставляет?

6. Как проявляется гуманизм Толстого в изображении Бородинского сражения?

7. Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора?

8. Почему эпизод начинается и заканчивается пейзажем?

 

Обратите внимание! Работая над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы, которые составят основную часть вашей работы.


Методические рекомендации  анализа эпического произведения (рассказа, повести).

Схема:

1. История создания произведения:

• факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.

• связь произведения с исторической эпохой его создания;

• место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

• персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные);

• особенности имён и фамилий персонажей;

• поступки персонажей и их мотивация;

• предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

• связь персонажа с общественным окружением;

• отношение к герою произведения других персонажей;

• самохарактеристика персонажей;

• авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

• деление текста произведения на части, смысл такого деления;

• наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;

• наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;

• наличие эпиграфов и их смысл;

• наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

Методические рекомендации  характеристики героя литературного произведения.

1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

3. Наличие прототипов и автобиографических черт.

4. Анализ имени.  

5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

6. Речевая характеристика.

7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

13. Оценка литературного персонажа его современниками.

14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.


Методические рекомендации  по подготовке и написанию  сочинения на литературную тему.

Все виды работы, связанные с сочинением, способствуют в той или иной форме развитию письменной и устной речи. Сухомлинский считал, что, когда обучающийся пишет сочинение, он выражает словом движение души, выявляет свой интеллектуальный мир, шлифует свои убеждения, определяет свою жизненную позицию. Сочинение воспитывает волю, трудолюбие,  развивает чувство ответственности.

Сочинение требует подготовки. В этом вам помогут специальные памятки.

Памятка.

• Внимательно прочитать  тему, четко установите её границы и объём.

• Осознать главную мысль своего сочинения и отобрать нужный материал.

• Сгруппировать материал (что взять для вступления, что для основной части, заключения) и т.д.

 Особое значение имеет редактирование. Выполняется в несколько этапов:

• Сначала проверяется содержание, его логика, соответствие теме; убедительность доказательств. (Надо внести дополнения, убрать лишнее, переставить, если необходимо абзацы.)

• Далее проверить стиль. (Нет ли смешения разговорного, например, с возвышенным).

• Затем проверить ошибки в слове словосочетании, предложении.

Требования к сочинению:

1. соответствие содержания теме сочинения.

2. содержательность, завершённость, полнота охвата темы.

3. доказанность высказанной мысли, аргументация положений.

4. логичность и последовательность изложения.

5. самостоятельность в подходе к теме.

6. единство стиля.

7. точность, доступность, образность языка.

8. отсутствие фактических ошибок и неточностей.

9. грамотность сочинения.

На основе этих требований идёт и самопроверка, и проверка сочинений учителем.


5 Методические указания по заучиванию стихотворения наизусть

Дисциплина ОДБ.02 Литература предполагает обучение не только чтение художественных текстов, но и заучивание стихотворных произведений или их отрывков наизусть.

Список стихотворных произведений или их отрывков для заучивания наизусть:

  1. А.С. Пушкин «Вновь я посетил».
  2. М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу».
  3. Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать».
  4. А.А. Фет «Сияла ночь, луной был полон сад».
  5. Н.А. Некрасов «В дороге» (отрывок).
  6. А.А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»
  7. К.Д. Бальмонд «Будем как Солнце».
  8. С.А. Есенина «Письмо матери».
  9. М.И. Цветаева «Молитва».
  10. А.А. Ахматова «Мне голос был, он звал утешно…»


6 Методические рекомендации по подготовке к дифференцированному зачету

Подготовка к промежуточному контролю способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к контролю знаний и навыков, обучающийся ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На дифференцированном зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.

Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Оптимальное время занятий - утренние и дневные часы. В перерывах между занятиями рекомендуются прогулки на свежем воздухе, неутомительные занятия спортом. Во-вторых, наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо во время ее восстановить (переписать ее на кафедре), обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. В-третьих, при подготовке должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время для систематизации знаний.

Правила подготовки к зачетам и дифференцированному зачету:

• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам, эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).

• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.

• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для обучающегося работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если обучающийся самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и зачет сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.

• Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему обучающемуся лучше демонстрировать свои познания (точнее – ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи зачета).

• Сначала обучающийся должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.


6.1 Вопросы для самоподготовки к зачету и дифференцированному зачету

1 Раздел Литература XIX века.

1.        О ком говорит Кулигин в драме А.Н.Островского «Гроза»: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»?

2.        Какой художественный прием использует И.А.Гончаров в романе «Обломов» при изображении Обломова и Штольца?

3.        Кто из героев поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу»?

4.        Какова, по словам Л.Н.Толстого, основная идея романа «Война и мир»?

5.        Почему сцена свидания Катерины с Борисом в пьесе А.Н.Островского «Гроза» наполнена народными песнями?

6.        Почему в начале романа «Отцы и дети» И.С.Тургенев точно указывает время происходящих событий – 1859 год?

7.        Почему Раскольников убивает старуху-процентщицу в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

8.        Как относится к Наполеону Пьер в начале романа «Война и мир»?

9.        Почему в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» происходит превращение Дмитрия Старцева  в Ионыча?

10.        Кто из поэтов начала XX века стал во главе акмеистов?

11.        Какому поэту XX века принадлежат строки:

Послушайте!

Ведь, если звезды

Зажигают

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Под крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

12.        Какой конфликт является главным в драме А.Н.Островского «Гроза»?

13.        Какой художественный прием использует И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» при описании взаимоотношений Базарова и П.П.Кирсанова?

14.        К какому литературному течению относится поэзия А.Блока?

15.        Что означает понятие «воля» для Катерины, героини драмы А.Н.Островского «Гроза»?

16.        Кто из героев романа И.А.Гончарова «Обломов» произносит следующие слова: «Свет, общество! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое».

17.        Кто из героев поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассуждал о крестьянской жизни  так:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная-

Гневна, грозна – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям…

18.        В речи какого персонажа драмы А.Н.Островского «Гроза»  встречаются просторечие, слова церковно-религиозного характера, выразительные средства народнопоэтического языка?

19.        Какому герою пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» принадлежат слова: «Вся Россия наш сад»?

20.        Какое из приведенных ниже произведений М.Горького не относится к его ранним романтическим произведениям? «Песня о соколе», «Челкаш», «Старуха изергиль».

21.        Кому посвящены следующие строки стихотворения А.С.Пушкина «К морю», «Другой от нас умчался гений, другой властитель наших дум»?

22.        прочитайте следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова «Элегия»:

«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-

Шепнула Муза мне. –Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?…»

О каком историческом событии вспоминает автор?

23.        Какой прием использует А.П.Чехов в рассказе «Ионыч» для раскрытия внутреннего мира героя?

24.        Какому герою пьесы М.Горького «На дне» принадлежат следующие слова: «Не всегда правдой душу излечишь»?

25.        Как называется первый манифест футуристов?

26.        Какой прием использует А.П. Чехов в рассказе «Ионыч», для раскрытия внутреннего мира героя?

2 Раздел. Литература XX века.

27. В какой поэме А. Блока Христос символизирует святость революционного дела?

28. Закончите фразу из романа И.А. Гончарова: « В гороховой улице, в одном из больших домов  народонаселения,  которого стала бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей кровати…….»

29. Назовите произведение  М.А. Булгакова, героями которого является профессор Преображенский, доктор Борменталь и пес Шарик.

30. Какое поэтическое течение начала XX века возникло в противовес символизму?

31. В каком произведении М.А. Шолохова герой попадает в немецкий плен, переносит нечеловеческие муки, бежит из плена и после войны, потеряв всю семью, усыновляет мальчика?

32. С.А. Есенин говорил: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Укажите стихотворение, в котором отражена тема Родины.

33. Назовите поэта Серебряного века, о котором Марина Цветаева писала:

   Имя твоё – птица в руке,

   Имя твоё – льдинка на языке…

34. Назовите повесть В. Распутина, в котором жителей деревни заставляет против их воли переселиться на новое место?

35. Какая фамилия у главного героя повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

36. Назовите литературное течение начала XX века, заявившее о себе манифестом «Пощечина общественному вкусу», в котором предлагалось сбросить Пушкина, Лермонтова, Гоголя с парохода современности.

37. Укажите название поэтического течения, представителями которого были В.Иванов, В. Брюсов, К. Бальмонт.

38. Какой основной спор ведется в пьесе М. Горького «На дне»?

39. Какое прозаическое произведение о революции и Гражданской войне, созданное Б.Пастернаком, было удостоено Нобелевской премии?

40. Какому поэту принадлежат строки: « О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!»?

41. В каком рассказе М. Горького героиня рассказывает  легенды и истории своей жизни?

42. Как называется цикл стихотворений А. Блока, в котором отразилось его представление  о Вечной Женственности?

43. Назовите писателя, перу которого принадлежит следующие произведения:

«Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», «человек из Сан-Франциско»?

44. Какому поэту начала XX века принадлежат строки:

   Я о своем таланте

   Много знаю.

   Стихи – не очень трудные дела

   Но более всего

   Любовь к родному краю

   Меня томила,

   Мучила и жгла.

45. Какая поэма А. Ахматовой посвящена теме политических репрессий?

46. Какому писателю принадлежат следующие произведения:

«Чевенгур», «Котлован», «Усомнившийся Макар»?

47. Назовите, какой природный образ олицетворяющий свободную стихию, объединяет рассказы Горького «Челкаш» и  «Старуха Изергиль»

48. Укажите литературное направление, которому принадлежал В. Маяковский?  

49. Какую песню поют ночлежники в драме М. Горького «На дне»?

50. Как называется пьеса М. Горького, в котором ведется спор о правде?


7 Список рекомендованных источников:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

для учащихся:

1.        Курдюмова Т. Ф. Литература 10 класс. Хрестоматия. «Дрофа», 2007

2.        Черкезова М. В. Русская литература. 11 класс. . М. «Дрова», 2007

3.        Черкезова М. В. Учебник-хрестоматия. Русская литература. 11 класс. М. «Дрова», 2007

для учителя:

1. Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе второй половины XIX века. М., «ВАКО», 2009

2. Крутецкая В. А. Литература в таблицах и схемах. 10-11 класс. СПб, 2008

Дополнительная литература

1. Лебедев Ю. В. Литература 10 класс (в двух частях) М. «Просвещ.»,2006

2. Лебедев Ю. В. Тематическое и поурочное планирование по литературе. «Русская     литература XIX века». 10 класс. Изд. «Экзамен». М., 2006

3. Серафимова В. Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели ХХ и XIХ веков.

« Издательство Астрель», 2007

4.  Турьянская Б. И. Литература в 11 классе. Урок за уроком. М., «Русское слово», 2007

Интернет-ресурсы:

1.        http://www.feb-web.ru/index.htm Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".Совместный проект Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН) иНаучно-технического центра "Информрегистр"Министерства по связи и информатизации Российской Федерации (НТЦ "Информрегистр")

2.        http://www.md.spb.ru/goncharov/ "Гончаров". Сайт научного коллектива, издающего Академическое Полное собрание сочинений русского писателя Ивана Александровича Гончарова.

3.        Культура письменной речи. Ссылки на Интернет – ресурсы http://www.gramma.ru/

Словари:

•        http://slovari.gramota.ru

•        http://www.slovari.ru

•        http://www.rubricon.com

•        http://www.sokr.ru

•        http://slovari.yandex.ru

•        http://vidahl.agava.ru

•        http://www.glossary.ru

•        http://www.edic.ru

Литература

1.        Nobel Prize in Literature Winners 2001-1901http://www.almaz.com/nobel/literature/literature.html

2.        Всероссийский музей А.С. Пушкинаhttp://www.pushkin.ru/

3.        Древнерусская литератураhttp://old-russian.chat.ru/

4.        Жемчужины английской поэзииhttp://members.tripod.com/~poetry_pearls/

5.        Заветный списокhttp://zs.phil.pfu.edu.ru/

6.        Иосиф Бродский. Полное собрание сочиненийhttp://www.geocities.com/Athens/8926/Brodsky/

7.        Каталог. Историко-литературное изданиеhttp://litcatalog.al.ru/

8.        Классика.Ruhttp://www.klassika.ru/

9.        Литература в 10-м классеhttp://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE1-16.html

10.        Литератураhttp://www.litera.ru/

11.        М.А. Булгаковhttp://www.bulgakov.km.ru/

12.        Макондо – мир Габриэля Гарсиа Маркесаhttp://macondo.h1.ru/index.php

13.        Марина Цветаева. Жизнь в искусствеhttp://www.mtu-net.ru/rayner/

14.        Приют спокойствия, трудов и вдохновенияhttp://www.libnet.ru/cls/fulltxt/r00105.htm

15.        Рисунок акварельюhttp://risunok.da.ru/

16.        Роль портрета в художественном произведенииhttp://www.omsk.edu.ru/~sch140/teacher/teach07b.htm

17.        Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»http://www.cl.ru/education/lib/data/r00104.htm

18.        Русская поэзия 60-х годовhttp://www.ruthenia.ru/60s/

19.        Русская поэзияhttp://home.udmnet.ru/wasja/poezia/

20.        Русский переплетhttp://www.pereplet.ru/

21.        Русский фольклор в современных записях http://www.folk.ru/

22.        Русский фольклорhttp://rusfolk.chat.ru/

23.        С пятиклассниками о понятии композицииhttp://www.sch57.msk.ru/collect/vlkcomp.htm

24.        Словесностьhttp://www.litera.ru/slova/

25.        Электронная библиотека художественной литературыhttp://www.e-kniga.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине электротехника

Методическое пособие по выполнению  лабораторно-практических работ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Литература»

Данные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятел...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПОДля преподавателей русского языка и литературы...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и масте­ров п/о , СПО по профессии 19.01.17  «Повар, кондитер» .Состоят из восьми  разделов: методические рекомендации по организац...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами групп риск...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...