Цикл занятий в группе продлённого дня в специализированной школе-интернате для слабовидящих детей с применением арт-технологий.
статья на тему

Описание занятий со слабовидящими детьми в группе продлённого дня с использованием арт-технологий: цели, ход занятия, методические рекомендации. Рекомендовано  воспитателям, школьным  психологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_s_primeneniem_art-tehnologiy.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

Цикл занятий в группе продлённого дня в специализированной школе-интернате для слабовидящих с применением арт-технологий.

1

Арт-методы  могут служить в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями зрения.

Арт-терапия  является очень  эффективным способом удовлетворения потребности личности в самовыражении, самопознании, саморазвитии. Применение арт-методов  будет решать такие задачи, как развитие у учащихся навыков решения проблем и их способности справляться со стрессом,  снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр.,  повышение их межличностной компетентности и совершенствование коммуникативных навыков, а также раскрытие творческого потенциала детей  и формирование у учащихся здоровых потребностей, активной жизненной позиции.

Совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства, позволяют путем стимулирования художественно-творческих проявлений осуществлять психокоррекцию.

Продлённый день - неизмеримый потенциал воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия  школы на детей с нарушениями зрения. А рациональное использование арт  - технологий на занятиях  группы продлённого дня  будет способствовать развитию творческих и интеллектуальных  способностей школьников, сохранению и укреплению их психического состояния и физического здоровья, а следовательно повышению эффективности  учебно- воспитательного процесса.

Занятие 1

Цель: установление  более тесных контактов между детьми, расширение их представлений о самих себе и о своих одноклассниках.

Участники занятия садятся в круг и в дальнейшем все обсуждения проходят в кругу.

1. Вводная часть занятия более продолжительна, чем обычно. Ведущий знакомит участников группы с целью и задачами занятий, основными правилами работы группы:

1)внимательно слушать друг друга;

2)не перебивать говорящего;

3)уважать мнение друг друга;

4)не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;

5)все должны чувствовать себя комфортно;

6)всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным, если не было решено иначе.

Далее каждому участнику предлагается рассказать про своё имя: нравиться ли оно ему, кто ему дал это имя, как ещё можно произносить его, кто из близких как его называет, какое из производных его  имени, ему больше всего нравиться.

2.Упражнение «Твоё имя». Каждому участнику предлагается изобразить своё имя жестом, все остальные участники группы повторяют этот жест три раза. Далее  им рассказывают, что существует множество способов выразить мысли, чувства, идеи: 1)посредством различных форм, цвета и текстуры; 2)предметного изображения; 3)с помощью символов; 4)с использованием фигурок из палочек, готовых картинок; 5)сочетая все эти способы.

Затем все участники группы закрывают глаза и пытаются представить своё имя.

3.Изотерапия. Нарисуй на листе бумаги  своё «Имя».

Ребёнку предоставляются на выбор разнообразные материалы: бумага разного формата, краски, пастель, цветные карандаши, толстые и тонкие

4

кисти. При работе с изобразительными материалами можно предложить детям для изображения объектов использовать линии, формы, лёгкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, тёмные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры. Во время рисования включается спокойная музыка или звуки природы. Окончание музыки будет сигналом для завершения этого упражнения.

4.Обсуждение.  Все участники вновь собираются в круг и обсуждают проделанную работу: сначала дают название своему рисунку, затем делятся  с окружающими своими чувствами и переживаниями, возникшими во время рисования. Каждый может дать название рисункам других участников.

5.Объяснение домашнего задания: написать стихотворение из полученных названий своего рисунка.

6.Ритуал завершения занятий. Упражнение «Колодец». Вся группа встаёт в плотный круг, лицом в центр, одновременно по команде ведущего все делают вдох и затем продолжительный выдох со звуком «у-у-у-…» в центр круга. Упражнение заканчивается с окончанием последнего звука.

Занятие 2

Цель: развитие способности осознавать и выражать свои чувства и ощущения, снятие страха и формирование умения выражать свои чувства, освобождение от неосознаваемых подавленных эмоций.

1.Приветствие. Участники садятся в круг. У ведущего в руках мягкий и лёгкий мячик. Инструкция: « Давайте начнём наше занятие с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех и постараемся никого не пропустить».

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Просмотр  слайд-фильма (специально подобранные слайды с видами природы, зверей, насекомых с музыкальным сопровождением). Просмотр слайд-филма  занимает 10-15 минут. Каждый слайд экспонируется на экране 10-15 секунд. Слайд-фильм призван пробудить подавленные эмоции, и  

5

ведущий должен быть готов к работе, связанной с их отреагированием (спонтанным выражением и освобождением от давления, которое оно оказывает на психику), что приводит  к глубокому психотерапевтическому эффекту. Обсуждение ощущений и чувств, возникших при просмотре слайд-фильма.

4.Изотерапия. «Изобразить на листе любого формата, что особенно запомнилось во время просмотра».

5. Обсуждение этого упражнения (почему был выбран тот или иной объект)

6.Домашнее задание: придумать сказку о персонаже своего рисунка.

7. Ритуал завершения занятий. Упражнение «Колодец».

Занятие 3.

Цель: реализация творческого потенциала, развитие навыков коммуникации, навыков психической саморегуляции и способности передавать эмоциональное состояние через художественный образ, отреагировать негативные чувства и лучше понять себя.

1.Приветствие.

2.Психогимнастическое упражнение. Инструкция: «Все сидят на стульях в кругу, у одного из участников группы в руках мяч. Он кидает мяч кому-то из группы, называя вслух его имя. Тот, кто получил мяч, принимает позу, отражающую какое-то состояние. Все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу, находясь в ней некоторое время, стараются почувствовать предложенное состояние и сказать об этом в круг. Затем мяч бросается другому участнику. Упражнение заканчивается тогда, когда в упражнении принял участие каждый член группы». Обсуждение упражнения.

3.Обсуждение домашнего задания.

4. Индивидуальная работа: лепка (соленое тесто). Образы состояний.

 Предлагаем  детям, используя заранее подготовленные материалы для лепки, организовать удобное для своей работы пространство. Кто-то любит лепить,

6

 сидя на полу, кто-то на стуле, а кто-то за столом. Когда все готово к работе,

предлагаем  ребятам подумать, какое у них сейчас актуальное состояние? Какие состояния бывают еще? Инструкция:  вылепить из соленого теста скульптуры своих состояний. Это не обязательно должна быть фигура человека, любой объект, отражающий, содержание состояния. Во время лепки можно включить в качестве  фона музыку, отражающую различные состояния.

5.Выставка скульптур.  Как только лепка закончена,  предлагаем ребятам представить друг другу свои работы. Каждый участник выступает в качестве экскурсовода, приглашая к своему рабочему месту и рассказывая о том, какая скульптура отражает какое состояние. При желании скульптурам можно давать названия.

6.  Предлагаем ребятам вернуться на свои места и выбрать, какое из своих состояний они хотели бы изменить, трансформировать. Затем дается время на «переделку». Готовую скульптуру можно ломать, кромсать, мять, придавая ей другую форму, дополнять необходимыми элементами. Переделать можно только одну скульптуру.

7.Обсуждение с участниками процесса работы  и результатов.

8. Домашнее задание:  готовые изделия  расписать красками.

9.Ритуал завершения занятий. Упражнение «Колодец».

Рекомендации: готовые фигурки высушиваются в СВЧ или духовке и могут использоваться как игрушки.

Рецепт следующий: крепкое тесто для крупных изделий - 200 гр. муки, 400 гр. соли, 125 мл воды. Тесто для тонких работ: 300 гр. муки, 200 гр. соли, 4 ст.л. глицерина (можно приобрести в аптеке), 2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.

Дети и подростки очень любят создавать образы из этого материала, так как он приятен на ощупь, имеет знакомый хлебный запах и не оставляет следов на руках. В заключение можно поиграть с соленым тестом и вылепить героев любимых мультфильмов и фильмов, маски социальных ролей, которые мы надеваем (Я-ученик, Я-сын/дочь и т.п.), подарки для близких и друзей, рамочки для небольших фото и т.п.

7

Занятие 4.Цель: Усвоение детьми опыта творческой активности и структуры творческого процесса, включающего такие «узловые»  этапы как замысел, воплощение и  результат, в качестве основы для разных видов деятельности в повседневной жизни.

1.Приветствие.

2.Психогимнастическое упражнение «Поменяемся местами…». Инструкция: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет). Например, я скажу: «Пересядьте те, у кого есть сёстры»,- и все у кого есть сёстры, должны поменяться  местами. При этом тот, кто стоит в круге, должен постараться успеть занять дно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге».

3.Обсуждение домашнего задания.

4.Прослушивание притчи.

Счастливый человек

Жил-поживал на белом свете счастливый человек.

Улыбка не сходила с его лица, как будто каждый день он

вдыхал аромат праздника, получал щедрые подарки и приятные

сюрпризы. За ним толпой ходили ученики, желающие

научиться жизни без страдания и усталости. Они внимательно

следили за всеми словами и поступками учителя,

но никак не могли взять в толк, как этого достичь, а спросить

не могли почему-то...

И вот приблизилась кончина мудреца, и он начал

устраиваться не жестком ложе смерти с довольным видом

и радостно улыбающимся лицом. Тогда, наконец, не выдержал

один ученик, опасаясь, что тайна Учителя может уйти

с земли вместе с ним, и спросил:

— Почему Ты смеешься, Учитель, как будто наслаждаешься

приходом смерти? Что здесь смешного? Чему ты

радуешься?

— Все очень просто, друг мой. Много лет назад я пришел

к моему Мастеру молодым семнадцатилетним юношей,

ощущавшим себя глубоким страдальцем, обреченным на

беспросветные несчастья. А Мастеру было под семьдесят,

он улыбался и смеялся, даже просто так, без всякой видимой

8

причины. И когда я спросил, как это ему удается, то он

ответил:

— Видишь ли, я свободен в своем выборе. Просто

это — мой выбор. Каждое утро, открывая глаза, я спрашиваю

себя, что выбрать сегодня — блаженство или страдание?

И так случается, что я выбираю блаженство, ведь это

так естественно.

...А что, если и нам попробовать?

Счастье

Замесил Господь глину и силой Вдохновенной Мудрости

создал Творение — Человека. И смотрел Бог на Человека,

и доволен был, ибо видел, что все у Человека есть: очи,

чтобы видеть, уши, чтобы слышать, язык, чтобы говорить,

ноги, чтобы стоять и идти, руки, чтобы действовать, грудь,

чтобы дышать, сердце — чтобы любить, кожа — чтобы чувствовать,

живот — чтобы беречься, спина — чтобы выдерживать

нагрузки, плечи — чтобы отвечать за себя...

И радовался Всевышний, хоть и остался у него неиспользованный

глиняный комочек. И ликовало все вокруг,

приветствуя Творение Бога.

— Что еще слепить тебе? — спросил Господь Человека,

разминая оставшуюся глину.

— Слепи мне счастье, — попросил тот.

Ничего не ответил Отец Небесный, лишь молча вложил

в ладонь Человека оставшийся комочек глины...

Вопросы и упражнения:

-А в ваших  руках может оказаться то, что нужно вам для счастья?

-А может, оно  там уже есть, и стоит просто почувствовать?

Попробуем  это сделать  прямо сейчас, не откладывая.

Протяните  перед собой руки на свободно согнутых локтях,

расположите  их на уровне груди раскрытыми ладонями

вверх (т. е. как будто что-то держите в них), и, не напрягаясь,

понаблюдайте за ощущениями: есть ли в  ладонях

что-то? И если есть, то какое это что-то: мягкое — твердое,

большое — маленькое, тяжелое — легкое, теплое — холодное,

круглое — угловатое, гладкое — шероховатое, — и на

что это, похоже?

-  Если вы ощутите  невидимый комочек Божественной

глины, сотворите свое Счастье!

3.Изотерапия «Ларец счастья». Инструкция: представьте, что тебе дали волшебный ларец. Он может быть размером с коробку из-под обуви, величиною с дом или даже больше. В этом ларце могут находиться только радостные вещи. Ты можешь положить в ларец всё то, что тебя радует, и там

9

 это будет в сохранности. Ты можешь заглянуть в свой ларец в любой момент, когда тебе нужно взбодриться. Что ты положишь в ларец? Закрой глаза и подумай о том, что доставляет тебе радость. Нарисуй или построй свой ларец счастья и наполни его изображениями того, что тебе нравиться».

5. «Вернисаж».

Все рисунки крепятся на стенде (доске, стенах) и рассматриваются.

Каждый говорит, что больше всего понравилось в рисунке (рисунках) других живописцев. Авторы при этом не называются. Подводя итог, тренер сообщает, что все «полотна» оказались очень хороши.

6.Обсуждение перипетий и впечатлений от встречи, в ходе которой достигается спокойное", уравновешенно-позитивное настроение всех участников, высказываются пожелания и т. п.

7.Ритуал завершения занятий. Упражнение «Колодец».

Занятие 5.

Цель: активизация воображения и взаимодействия между участниками  группы, формирование сплоченности. Исследование сходства и различий в индивидуальных и экспрессивных проявлениях. Осознание участниками группы своих психологических особенностей.

Материалы: несколько листов ватмана, краски карандаши, фломастеры, восковые мелки или масляная пастель, материалы для коллажа (иллюстрированные журналы, цветная бумага и картон), пластилин и др.

1.Приветствие.

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Психогимнастическое упражнение: «Атомы». Инструкция: «Представим, что все мы – атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнём быстро  двигаться по этой комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями). Последнее число, которое показывает ведущий, будет число 5. Таким образом, группа разделится, на 2 части. Это нужно для следующего упражнения.

10

4.Групповой коллаж на тему «Праздник».

Материалы : несколько листов ватмана, краски карандаши, фломастеры. восковые мелки или масляная пастель, материалы для коллажа (иллюстрированные журналы, цветная бумага и картон), пластилин и др.

Склеив  несколько листов ватмана друг с другом (может понадобиться 6-8 листов) скотчем или клеем, участники группы организуют большое пространство. Им предлагается создать общий коллаж на тему «Праздник» с использованием любых изобразительных материалов и техник. Они могут не только рисовать, но и лепить, создавать коллаж, конструировать формы из бумаги и картона и т.д. Каждый может располагать создаваемые им образы на общем пространстве.

Ведущий может обратиться к группе с вопросом, как участники предпочитают работать - спонтанно, не договариваясь заранее о том, что именно и в каком месте  будет создаваться,  либо, обсудив заранее план действий и намерения каждого.

5.Сочинение участниками художественных текстов (истории, сказки) на основе рисунка.

6.Обсуждение процесса и результатов работы. Участники рассказывают о том, насколько удовлетворены совместной работой и с чем это связано. Ведущий комментирует особенности группового взаимодействия в ходе создания общего коллажа и помогает участникам выразить как положительные, так и отрицательные чувства.  

7.Ритуал завершения занятий. Упражнение «Колодец».

Занятие 6.

Цель: снятие напряжения, физическое раскрепощение, активизация группового взаимодействия, расширение экспрессивного репертуара, катарсическое высвобождение чувств.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Изображение звуков». Участники группы располагаются по кругу. Инструкция: изобразить настроение голосом или звуком тела. Остальные повторяют этот звук.

3. Упражнение «Музыкальный инструмент». Инструкция: в центр круга помещаются  различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и звучащие предметы. Ведущий просит детей выбрать один инструмент, с понравившимся на данный момент  звуком (предварительно, показав возможные способы извлечения звуков). Затем каждый по очереди создаёт музыкальную импровизацию, остальные участники группы закрывают глаза и слушают. После каждой импровизации рассказывают об образах и возникших ассоциациях (на что похожа музыка или звук).

11

4.Изотерапия. Инструкция: Сделать рисунок чувств, образов, ассоциаций, возникших связи с музыкальной импровизацией.

5.Обсуждение.  Все участники вновь собираются в круг и обсуждают проделанную работу: сначала дают название своему рисунку, затем делятся  с окружающими своими чувствами и переживаниями, возникшими во время рисования. Каждый может дать название рисункам других участников.

6. Домашнее задание: сочинить стихотворение или сказку с использованием названий, данным рисунку.

7.Ритуал завершения занятий. Упражнение «Колодец».

Занятие 7.

Цель: Повышение компетентности в общении, развитие сенситивности (чувствительности)  по отношению к другим людям, сплочение группы и самораскрытию её участников, наблюдение  за индивидуальными реакциями и развитием группового процесса.

1.Приветствие.

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Игра «Передай предмет по кругу». Каждый участник, получив невидимый предмет, может его трансформировать в другой, остальные участники должны  отгадать его.

4. «Метаморфозы рисунка» или «Групповой рисунок».

Смысл задания прост: ведущий включает музыку  и каждому участнику предлагается на своем листе бумаги быстро создать какой-либо образ, отражающий связанные с музыкой чувства и ассоциации,  нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать работу следующему участнику для продолжения рисунка в момент музыкальной паузы. Упражнение завершается, когда каждый рисунок, обойдя  круг, возвращается к своему первому автору.

5. Обсуждение. Обсуждаются изначальный замысел, произошедшие изменения и чувства, которые при этом возникали. В конце занятия коллективные рисунки прикрепляются к стене. Создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать об изобразительном творчестве в «чужом пространстве». Данная техника может выявить сильные

12

противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиды,

поэтому ведущий должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга. Отношение человека к окончательному (коллективному) варианту собственного рисунка во многом зависит от того, насколько долго он работал над своим замыслом до первой передачи листа по кругу. Словом, многим участникам тем легче принять зачастую кардинальные изменения, чем меньше чувств было вложено в первоначальное изображение. Ведь если у кого-либо проявляются разрушительные тенденции, то возвращенные авторам работы могут быть практически неузнаваемы.  При доброжелательном настрое первоначальные рисунки изменяются не так заметно. Таким образом, в психотерапевтических целях на первоначальном этапе изобразительного творчества лучше использовать ограничения во времени. Причем, контролировать деструктивные тенденции в рисунках в определенной степени может и сам ведущий, если наравне с другими участвует в коллективной работе.

6. Выставка. В конце занятия коллективные рисунки прикрепляются к стене. Создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать об изобразительном творчестве в «чужом пространстве».

7.Ритуал завершения занятий. Упражнение «Колодец».

8.Совместное чаепитие.

13

Литература

  1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

 

  1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - Когнито-центр, 2007.

  1. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А.

          Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании

           и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006. — 336 с.

  1.  Пономарева В.И.

           Там, на неведомых дорожках... Из практики сказкотерапии.— М.:

            Академический Проект; Альма Матер, 2008. — 244 с.

                                       

  1. Сакович Н.А.Обычные  необычные летние игры. – Электрон.ст. – Режим доступа к ст.:http://www.tochkapsy.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности классного руководителя по формированию субъектной активности подростков в условиях специализированной школы-интерната «Кадетский корпус»

Актуальность.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской...

Конспект занятия в группе продлённого дня коррекционной школы. Тема :Изготовление поделки в технике «плетение» из газетных(журнальных) трубочек.

В данном материале содержится информация об изготовлении поделки в технике "плетения из газетных (журнальных) трубочек"....

Занятие для группы продлённого дня

Игровое мероприятие с элементам художественной деятельности,...

Занятие в группе продлённого дня "Мир слов"

Презентация позволит воспитателю группы продлённого дня окунуть детей в мир слов. Дети познакомятся со значениями слова "МОЛНИЯ"...

Презентация к занятию в группе продлённого дня в 5-м классе "Весь мир - театр..."

Презентация к занятию в группе продлённого дня в 5-м классе "Весь мир - театр..." может быть использована как на внеклассном, так и на учебном занятии с пятиклассниками....

Внеклассное занятие в группе продлённого дня (для первоклассников) «Удивительное лето»

Внеклассное занятие в группе продлённого дня (для первоклассников)  «Удивительное лето»...