Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир увлечений»
рабочая программа на тему

Бондарчук Анастасия Георгиевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир увлечений» разработана на основе Концепции развития дополнительного образования детей, Концепции духовно - нравственного воспитания и развития личности гражданина России, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, авторских программ по декоративно - прикладному творчеству: Макаровой Ю.С. «Художественная обработка бумаги», Киселёвой А. А. «Когда творим мы чудеса».

Программа модифицированная, разработана для организации обучения детей младшего школьного возраста и является базовым уровнем обучения декоративно - прикладному творчеству.

Содержание программы «Мир увлечений» расширяет представление о разнообразии видов и техник декоративно - прикладного творчества, знакомит с приемами работы с различными материалами и необычном их сочетании, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовно - нравственного воспитания личности ребёнка, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_mir_uvlecheniy.docx130.61 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Киселёвского городского  округа

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Принята на  заседании

 педагогического совета

от « _____»_____________20____г.

Протокол №_____________

Утверждаю:

Директор  МБУ ДО ДДТ

_________________А.Г. Матвеева

от « _____»_____________20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Мир увлечений»

Возраст учащихся - 8-11 лет

Срок  реализации - 2 года

Автор - составитель:

Бондарчук Анастасия Георгиевна,

педагог дополнительного образования

г.Киселёвск, 2016

Содержание

  1. Пояснительная записка        3
  2. Учебно – тематический план 1 года обучения        22
  3. Содержательная характеристика 1 года обучения «Истоки творчества»        23
  4. Учебно – тематический план 2 года обучения        28
  5. Содержательная характеристика 2 года обучения «Твори, выдумывай, пробуй!»        29
  6. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы        34
  7. Литература для педагога        37
  8. Литература для учащихся и родителей        40
  9. Приложение        41


Пояснительная записка

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир увлечений» разработана на основе Концепции развития дополнительного образования детей, Концепции духовно - нравственного воспитания и развития личности гражданина России, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, авторских программ по декоративно - прикладному творчеству: Макаровой Ю.С. «Художественная обработка бумаги», Киселёвой А. А. «Когда творим мы чудеса».

Программа модифицированная, разработана для организации обучения детей младшего школьного возраста и является базовым уровнем обучения декоративно - прикладному творчеству.

Содержание программы «Мир увлечений» расширяет представление о разнообразии видов и техник декоративно - прикладного творчества, знакомит с приемами работы с различными материалами и необычном их сочетании, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовно - нравственного воспитания личности ребёнка, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня одной из задач системы современного образования Российской Федерации, является воспитание гражданина высокой духовности и нравственности, способного к возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей страны. Формирование и развитие образованного, творческого человека невозможно без изучения народных традиций, их источников и особенностей.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности и одной из форм духовно - нравственного развития и воспитания человечности. Посредством занятий декоративно – прикладным творчеством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своей семье, традициям, народу, краю. Открытия, которые делает учащийся совместно с педагогом через декоративно - прикладное творчество – это знание о народе, его прошлом и настоящем, согретое человеческим чувством, это проявление толерантности, так необходимой в сегодняшних социокультурных отношениях.

Новизна программы «Мир увлечений» заключается в интеграции традиционных и современных техник декоративно – прикладного творчества для развития творческого потенциала, способностей и технического универсализма учащихся. Все это придает занятиям культурно - психологическое и практическое значение: учащиеся обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, использовать в дизайне интерьера, либо носить в качестве украшения. Освоив все предлагаемые техники, учащийся вправе выбрать понравившееся ему направление, для продолжения своего творческого совершенствования.

Педагогическая целесообразность состоит в раннем приобщении к декоративно - прикладному творчеству, и овладении технологическими приёмами ручной обработки материалов: раскрой, шитье, моделировании и оформлении пространства.

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Мир увлечений» позволяют:

  • раскрыть перед учащимися многогранные возможности декоративно-прикладного творчества и его разнообразие видов;
  • удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские, организаторские и нравственные качества личности;
  • организовать досуг учащихся, интересно и с пользой для себя и окружающих занять свободное время.

Цель программы – духовно - нравственное развитие, творчески мыслящей личности учащихся, средствами декоративно – прикладного творчества.

Задачи  программы:

Образовательные:

  • познакомить с разнообразными по технологическим особенностям материалами, применяемыми в декоративно - прикладном творчестве;
  • освоить техники: бисероплетение, шитье, бумагопластика, нитяная графика, гуантель, плетение мандал,  скрапбукинг;
  • познакомить с основами композиции, цветоведения и материаловедения.

Развивающие:

  • развить моторные навыки, смекалку, воображение, внимание, фантазию, творческие способности;
  • формировать художественный и эстетический вкус; 
  • развить познавательную и творческую активность, образное и логическое мышление.

Воспитательные:

  • привить интерес к культуре своей семьи, края, Родины;
  • воспитывать у учащихся духовно – нравственные качества и эстетическое отношение к действительности;
  • воспитывать аккуратность и трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных задач и преодолении трудностей;
  •  воспитывать коммуникативные качества личности, умения работать в коллективе.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на декоративно – прикладное искусство, который заключается в том, что творческая деятельность рассматривается в нём, как особая духовная сфера, объединяющая в себе эстетический, художественный, нравственный опыт народа, единство народного и профессионально – художественного искусства.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Мир увлечений» - 2 года по 144 часа в год. Программа разработана для учащихся младшего школьного  возраста (8-11 лет).

Дети младшего школьного возраста – это своеобразный «пластилин» для развития личностных качеств и высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. (Элъконин Д.Б. Ценность младшего школьного возраста).

Младший школьный возраст является сензитивным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Для освоения содержания программы младшему школьнику необходимы «стартовые» знания и умения, сформированные на уровне декоративно-прикладной деятельности дошкольника (основные простейшие приемы работы с бумагой и картоном: аппликации, оригами, моделирования).

В основу общеобразовательной программы «Мир увлечений» положено модульное обучение. Каждый из модулей представляет собой законченный блок по тому или иному виду декоративно - прикладного творчества.

В содержании каждого модуля просматривается:

  • интегрированная цель освоения всего материала;
  • модули автономны, но периодически обновляются, а также дополняются каждый независимо друг от друга;
  • содержание модулей по их усвоению могут варьировать в зависимости от способностей, способов усвоения и уровня подготовленности учащихся.

Знакомство с многогранными возможностями декоративно - прикладного творчества и развитие духовно - нравственного аспекта младшего школьника организуются  в два  этапа:

1 этап «Истоки творчества» (1 год обучения)

На первом году обучения учащиеся знакомятся с традиционными видами техник декоративно – прикладного творчества, овладевают первоначальными знаниями, умениями в данной области, обогащают свой терминологический словарный запас. У учащихся начинают формироваться навыки технологической обработки материалов и оформлению изделия.

Занятия направлены на изучение и овладение практико - творческой деятельностью, простейшими технологиями и техниками художественной обработки материалов, как первичной стадией мастерства. В данном случае мастерство – это не только владение техникой моделирования, как вида искусства, но и способность применять свои умения для создания художественного образа у объекта труда. Творческое моделирование обогащает учащихся практическим опытом, выявляет интересы и способности каждого ребенка. Показывает путь, по которому он может достичь реализации своих способностей.

Данный этап дает возможность каждому учащемуся попробовать себя во всех предлагаемых видах декоративно – прикладного творчества, что позволяет ему определиться в интересах и склонностях к тому или иному виду деятельности.

Информационный материал излагается, как интересный по содержанию, так и лаконичный по объёму. Теория даётся перед практической частью и в сопровождении с трудовыми действиями на протяжении всего занятия. При выполнении объекта перед учащимися ставится задача по определению назначения своего  изделия. Учащиеся  приучаются  работать  по  плану:

  • эскиз;
  • подборка  материала;
  • воплощение  идеи в жизнь;
  • оформление с помощью  декоративных  фактур.

Работа со стандартными материалами (бумага, картон, бисер, ленты, фоамиран, фетр), помогает учащимся определить свое призвание и познать себя, создать ситуацию переживаний творчества, радости и внутренней удовлетворенности, вызвать интерес на данном этапе.

При проведении занятий наряду с традиционными методами обучения (словесный, наглядный, игровой, практический), активно используется мотивационный метод (убеждение, поощрение, создание ситуации успеха).

Особое внимание на данном этапе уделяется формированию у учащихся уважительного отношения к родителям, представления о семейных ценностях; интереса к культуре своей семьи, города.

Активное вовлечение в воспитательно - образовательный процесс родителей учащихся (совместные праздники, мастер - классы, семинары, семейные выставки творчества, акции добра, конкурсные программы и т.д.), помогают педагогу реализовать ценностные установки духовно – нравственного развития и воспитания учащихся. Родители, в свою очередь, могут вносить свои предложения по выбору практических работ и совместно с педагогом корректировать индивидуальный маршрут своего ребенка.

Сотрудничество «педагог - родитель - ребёнок», является залогом успешного освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы.

2 этап – «Твори, выдумывай, пробуй!» (2 год обучения)

На втором году обучения учащиеся осваивают более сложные техники и приемы обработки материалов, овладевают современными видами техник декоративно – прикладного творчества: скрапбукинг, гуантель, папертоль, мандал, кикеоми, совершенствуют умения, навыки и технологические приемы обработки материалов.

Особое внимание на данном этапе уделяется развитию воображения и фантазии учащихся. На каждом занятии обучающимся даётся возможность пофантазировать, раскрыть свой творческий потенциал при работе над образом изделия, что помогает “расковать” детей, высвободить их творческую энергию.

В процессе декоративно - прикладной деятельности у учащихся последовательно и целенаправленно формируется чувство композиции, развивается чувство единства выразительности, умение доводить дело до конца, прививаются основы культуры труда.

Применяя интеграцию техник, придумывают новые изделия, вкладывая особый смысл в их, учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению».

Содержание программы характеризуется предоставлением выбора направления дальнейшей творческой самореализации учащихся через индивидуальные пути его развития, авторского проектного мышления за счёт усложнения уровня выполнения изделия. Учащиеся учатся создавать авторские проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала и способы его применения.

Теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный опыт учащихся. Дети выступают не просто в роле наблюдателей, слушателей, а являются активными помощниками педагога в поиске информационного материала.

На данном этапе программа включает в себя не только творческое моделирование, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно -тематических композиций, выполненные с использованием современных техник декоративно – прикладного творчества.

Учебный процесс опирается на вариативное использование методов, приемов и форм личностно - ориентированного воспитания учащихся, вовлечение взрослых в процесс формирования эстетической, нравственной воспитанности учащихся, пробуждение у детей активной позиции в восприятии красоты окружающего мира.

Стержнем данного этапа является «метод подмастерья», где педагог и ученик выступают как партнёры по созданию творческого продукта. Педагог - мастер «аккуратно» направляет воспитанника на реализацию его идеи, с целью создания ситуации успеха и недопущения технических ошибок.

Методы и приемы личностно - ориентированного воспитания учащихся наряду с традиционными (объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемно-поисковый; исследовательский) методами включают: 

  • методы решения учебных художественно - творческих задач; 
  • методы вживания в эстетический объект;
  • занятия, основанные на имитации организации творческой деятельности (занятие - путешествия по выставке, занятие - народный промысел, занятие - фольклорный праздник и т.п.); занятия, опирающиеся на вымышленные сказочные ситуации.

Для развития творческой нестандартно мыслящей личности применяются активные методы обучения (проектный, эвристический, «мозговой  штурм»).

Формирование духовно - нравственных качеств учащихся организуется через практическую художественно - эстетическую деятельность на занятиях и культурно - досуговую деятельность (этические беседы, воспитательные мероприятия, акции добра, экскурсии). Учащиеся знакомятся с историей подарков, сувениров и их смысловой значимостью, историей и традициями региона и России, их достопримечательностями.

Занятия построены на основных педагогических принципах:

  • доступности (от простого, к сложному);
  • межпредметных связей (с уроками художественного труда, окружающего мира, рисования, развития речи);
  • систематичности и последовательности;
  • дифференцированного подхода к учащимся;
  • гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;
  • учет требований гигиены и охраны труда;
  • учёт региональных особенностей и национальных культурных традиций.

Формы и режим занятий

Основной формой организации обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Мир увлечений», является учебное занятие с группой постоянного состава. Набор в группы ведётся по желанию учащихся, на свободной основе, в соответствии с нормами СанПиН. Образовательный процесс по программе организуется в очной форме, в режиме 2 раза в неделю по 2 часа.

Наряду, с учебным занятием при реализации программы, широко используется форма организации педагогического процесса – творческая мастерская, где учитывается специфика видов прикладного творчества, соблюдается индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

 Процесс коллективной деятельности пронизан высоконравственными отношениями, каждый учащийся занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом незаменимой личностью.


Планируемые результаты освоения образовательной программы

Личностные:

  • воспитывать и развивать индивидуально – личностные позиции, ценностные установки, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивать успешность совместной деятельности;
  • проявлять познавательные интересы и активности в области декоративно-прикладной деятельности;
  • познавать и развивать интерес к новому виду творчества и способам решения новой задачи;
  • воспитывать чувство прекрасного и эстетического на основе художественно декоративно-прикладной деятельности;
  •  развивать трудолюбие и ответственно, качественно выполнять практическую работу;
  • бережно относиться к природным и хозяйственным ресурсам, к здоровому образу жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  •  представлять эстетически и художественно ценности и правила художественного творчества.

Познавательные :

  • анализировать сравнивать, обобщать, конкретизировать действия при выполнении творческой работы;
  • обладать художественно прикладными и творческими способностями;
  • быть самостоятельным и ответственным, иметь навыки самооценки;
  • владеть социально и личностно значимыми качествами, индивидуально-личностными позициями, ценностными установками, раскрывающих отношению к труду, системой норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметные  (базовый уровень)

  • понимать установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда;
  • развивать речь, обогащать словарный запас, способствовать овладению выразительным свойствам языка, а также средствам восприятия и создания художественного образа;
  • развивать мышление учащихся посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, способствовать развитию пространственного воображения и фантазии;
  • развивать сенсорную и двигательную сферы учащихся посредством художественной и декоративно-прикладной деятельности;
  • планировать и выполнять практическое задание с опорой на технологическую карту;
  • при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • различать материалы в соответствии с их названием и назначением (различные виды бумаги и картона,  бисера, ленты, фольги и т.д.);
  • применять простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах;
  • видеть, воспринимать характер художественной и декоративно - прикладной деятельности на основе личного опыта;
  • организовывать самостоятельно художественно-творческую деятельность;
  • обогащать словарный запас, осваивать выразительные свойства языка, а также средства восприятия и создания художественных образов;
  • анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, фантазировать и выстраивать пространственные образы;
  • обогащать ключевые компетенции содержанием  художественной и декоративно-прикладной деятельности;
  • применять знания о рациональной организации рабочего места и времени, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;
  • классифицировать виды и назначение методов получения и преобразовывать материалы декоративно - прикладного творчества;
  • развивать моторику и координацию движения рук при работе с ручными инструментами.

К концу 1 года обучения «Истоки творчества»(1 этап) учащиеся

знают:

  • что такое декоративно-прикладное искусство, его значение в жизни общества;
  • материалы и инструменты, применяемые в декоративно-прикладном творчестве, правила  техники  безопасности при работе;
  • историю происхождения используемых материалов и их  виды;
  • традиционные виды техник декоративно – прикладного творчества;
  • специальную терминологию по разделам программы;
  • что такое инструкционно - технологическая карта и ее назначение;
  • способы и приёмы работы с бумагой, картоном, фоамираном, бисером, фетром, нитками и атласными лентами;
  • способы оформления изделия;
  • что такое сувенир и его назначение;
  • историю своего города, культуру, его традиции и достопримечательности;
  • генеалогическое древо своей семьи, её традиции, духовные ценности.

умеют:

  • правильно организовать рабочее место для работы с разными материалами;
  • моделировать из бумаги, картона, фоамирана, фетра;
  • изготавливать изделия из бисера, используя схемы с условными обозначениями;
  • работать в техниках: бумагопластика, бисероплетение, плетение из резинок, аппликация, художественная обработка материала, моделирование, фоамфлористика, изонить;
  • работать с инструкционно – технологической картой и по плану, составлять простые композиции;
  • изготавливать помпоны и поделки на их основе;
  • изготовить  праздничный сувенир для друзей и близких;
  • работать  в  коллективе;
  • ценить традиции своей семьи, города, творческого объединения.

К концу 2 года обучения «Твори, выдумывай, пробуй!» (2 этап) учащиеся  знают:

  • современные виды техник декоративно – прикладного творчества и их историю: скрапбукинг, гуантель, папертоль, мандал, кикеоми.
  • понятие «дизайн» и способы использования декоративных элементов в дизайне интерьера;
  • понятие «оберег», виды и их назначение;
  •  понятие «мандал», их сфера применения и смысловое значения выбора цветовой  гаммы изделия;
  • технологию обработки фоамирана при помощи молда;
  • способы придания аромата текстильной  игрушки;
  • приёмы намотки  в  технике «гуантель»;
  • способы комбинирования  материалов;
  •  героев из советской и российской мультипликации;
  • технологию изготовления трехмерных картин в технике «papertole» (папертоль);
  • историю подарков, сувениров и их смысловую значимость;
  • историю и традиции региона, её  природу и  достопримечательности;
  • значимые  российские  праздники ;

умеют:

  • правильно, по назначению применять инструменты и приспособления в ходе практической деятельности;
  • работать в техниках: скрапбукинг, гуантель, папертоль, плетение мандал,  кикеоми;
  • использовать декоративные элементы в дизайне  интерьера;
  • решать художественно - творческие задачи на основе применения интеграции материалов и техник;
  • обрабатывать фоамиран  при помощи молда;
  • придавать ароматы текстильным игрушкам по своему  выбору;
  • изготовить трехмерную картину по замыслу;
  • вести исследовательскую деятельность в рамках разработки творческих проектов;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • аккуратно, эстетично оформить и презентовать свое изделие;
  • работать в коллективе, микрогруппах, индивидуально;
  • анализировать и давать оценку своей работе и работе товарищей, помогать и принимать помощь от других;
  • видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
  • ценить традиции своей семьи, города, творческого объединения.

владеют:

  • азами всех видов техник, по декоративно – прикладному творчеству предусмотренных программой;
  • приемами работы с бумагой, картоном, природными и современными материалами (фом, ленты, фольга, шенил и т.д.);
  • техникой ручного вырезания и создания трехмерных изображений из бумаги;
  • навыками работы с технологической картой и поэтапного выполнения изделия;
  • способами изготовления плоских, полуобъемных и объемных изделий и композиций;
  • навыками плетения в техниках: бисероплетение, гуантель, плетение мандал , из фольги;
  • способами изготовления интерьерных изделий, игрушек и сувениров;
  • навыками работы с фоамираном в интеграции с другими материалами;
  • навыками работы с информационными источниками при исследовательской работе, при создании проекта;
  • навыками дизайнерского  оформления  интерьера;
  • приёмами моделирования объемного полого изделия из фольги;
  • навыком составления композиций;
  • приемами решения художественно - творческих  задач;
  • навыками  культуры поведения в социуме;
  • коммуникативными качествами личности, умением работать в коллективе;
  • культурно – ценностными знаниями о своей семье, крае, Родине;
  • нравственными качествами по отношению к окружающим (доброжелательность, отзывчивость, чувство товарищества, личной ответственности).

Контроль и диагностика освоения программы

Для большинства учащихся основным результатом работы является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения модуля. При этом успехи, достижения учащегося сравниваются с его исходными возможностями. Для проверки знаний, умений и навыков учащихся используются различные формы:

  • входная, промежуточная и итоговая диагностики;
  • педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности учащихся на занятиях;
  • творческие конкурсы, выставки, проекты, КТД, индивидуальные и творческие задания;
  • участие учащихся в социально - значимых делах, в выставках, фестивалях и конкурсах различного уровня (Приложение) .

Определению уровня сформированности нравственных качеств личности способствуют диагностики:

  • педагогическое наблюдение;
  • проблемная диагностическая ситуация;
  • диагностический опрос детей;
  • метод незаконченных рассказов;
  • метод ранжирования.

Критерии определения освоения программы

 

Критерии

Уровни усвоения

низкий

средний

высокий

Использование теоретических знаний

(степень усвоения теоретического материала, глубина, широта и системность теоретических знаний)

Владеет теоретическими знаниями на уровне воспроизведения

Содержание усвоено на уровне, позволяющем решать задачи на применение, увеличивается объем усвоенного фактического материала, знает функционирование и применение понятий, усвоены сведения, доказывающие, конкретизирующие и иллюстрирующие законы, правила, принципы. Занятия обобщаются и систематизируются.

Качество усвоения обеспечивает применение знаний в новой, нестандартной

ситуации. Свободно

владеет фактическим

материалом, обладает развивающими сведениями, углубляющими знание материала и его логическое  

обоснование, занятия обобщены и

систематизированы в целостную  систему

Использование технологических  знаний

(степень усвоения материала, глубина, широта и системность знания технологии)

Знает основные

моменты технологии: назначение используемого инструмента и оборудования, методы и приемы работы с ним, последовательность технологических операций, правила техники безопасности.

Знает основы технологии:

инструментальную базу и технику работы с ней,

методы работы с используемыми материалами, владеет алгоритмом выполнения технологических операций.

Знает современную инструментальную

базу и прогрессивные методы работы,

умеет самостоятельно выстраивать технологические цепочки.

Владение практическими навыками и умениями

разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам и правилам, технологиям) практических действий, свобода владения специальным оборудованием и оснащением, качество детских творческих продуктов: грамотность исполнения, использование творческих элементов

Выполняет технологические операции, выполняет задания по образцу.

Самостоятельно выполняет технологические операции, выполняет задания в измененной по сравнению со стандартом ситуации.

Грамотно и самостоятельно выполняет технологические операции, выполняет творческие задания качественно, на высоком  уровне.

Развитие цветового восприятия

Использует не более 2-3 цветов.

Использует всю цветовую гамму.

Использует всю цветовую гамму, самостоятельно работает с оттенками.

Развитие композиционных умений

Изображает предметы, не объединяя их единым содержанием.

Испытывает затруднения в композиционном решении.

Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел.

Развитие эмоционально–художественного восприятия, творческого воображения.

Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет.  Испытывает затруднения в создании творческого замысла.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы, в передаче своего творческого замысла.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Самостоятельно составляет и выполняет  творческие задания.

Активность и результативность КТД

Не проявляет инициативы, не участвует в мероприятиях, выставках, конкурсах.

Участвует в мероприятиях, выставках, конкурса, но не проявляет стремления и инициативы

Всегда проявляет инициативу. Участвует во всех предлагаемых мероприятиях, выставках, конкурсах городского, областного и всероссийского уровня.

Проявление креативности в проектной  деятельности 

Действие по аналогии. Коллективное творчество; новые идеи генерируются в коллективном поиске

Способность выбрать оригинальную тему; интересно представить результаты работы

Способность проявлять оригинальность в выборе темы, методов поиска, форм представления результатов, высказать много идей для решения проблем.

Коммуникативность

Не умеет взаимодействовать с членами коллектива, не участвует в делах коллектива, не соблюдает нравственно-этические нормы.

Всегда активен ,но не со всеми дружелюбен и не всегда готов помочь

Умеет взаимодействовать с членами коллектива, активно участвует в делах коллектива, соблюдает нравственно-этические нормы, стремится к самореализации.

Учебно – тематический план

1 год обучения

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

-

2.

Мастерим из бумаги и картона

12

1

11

3.

Бисероплетение

22

4

18

3.1.Плетение на леске

10

2

8

3.2.Плетение на проволоке

12

2

10

4.

Сувениры из фоамирана

36

3

33

4.1.Плоскостное моделирование

16

1

15

4.2.Объемное моделирование

12

1

11

4.3.Флористика из фоамирана

8

1

7

5.

Изонить - нитяная графика

10

2

8

6.

Игрушки для игр и веселья

32

5

27

6.1.Твистики – пушистики из шенила

8

1

7

6.2.Чудеса из помпонов

12

2

10

6.3.Мягкие игрушки из фетра

12

2

10

7.

Создание модных аксессуаров

22

2

20

7.1.Украшения из лент

10

1

9

7.2.Плетение из резинок

12

1

11

8.

Сувенирная мастерская. Изготовление подарков на любой случай

6

1

5

9.

Итоговое занятие

2

-

2

Итого

144

20

124


Содержательная характеристика

1 года обучения «Истоки творчества»

1. Вводное занятие – 2ч.

Теоретическая часть. Знакомство с детьми. Информация о содержании образовательной деятельности в творческом объединении. Задачи и план работы учебной группы. Беседа «Виды техник декоративно-прикладного творчества». Экскурсия по учреждению. Знакомство с изделиями на выставке. Инструктажи по технике безопасности, пожарной безопасности, чрезвычайным ситуациям.

2. Мастерим из бумаги и картона – 12ч.

Теоретическая часть. История возникновения и производство бумаги. Разновидности бумаги и приемы работы с ней. Сведения о цвете. Цветовой круг. Плоские, полуобъемные и объемные изделия. Подготовка основ для работы. Дополнительные материалы и инструменты. Правила техники безопасности. Демонстрация готовых изделий.

Практическая работа.

- Изготовление закладки для книги.

- Декоративный магнит «Топиарчик».

- Конструирование карандашницы.

- Изготовление бампарьерки для подарка.

- Открытка в технике скрапбукинг.

- Мобиль «Бабочки».

3. Бисероплетение – 22ч.

Теоретическая часть. История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Традиционные виды плетения. Понятие сочетания цветов. Виды бисера. Материалы, инструменты необходимые для работы, техника безопасности. Понятие «эскиз», рабочие рисунки. Анализ моделей. Схема, способы работы со схемой. Соединение готовых изделий. Техника бисероплетения: низание бисера в две нити цепочка «волна», цепочка «крестик», плетение в одну нить «цепочка «искорки», цепочка «зигзаг». Основные приемы бисероплетения для изготовления фигурок, насекомых, животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Демонстрация образцов изделий.

Практическая работа.

Плетение на леске:

- Освоение приемов бисероплетения.

- Плетение в две нити цепочки «Волна».

- Плетение в две нити браслета «Крестик».

- Плетение в одну нить браслета «Зигзаг».

- Плетение в одну нить бус «Искорки».

Плетение на проволоке:

- Плетение плоских фигурок (по выбору: карандаш и т.д.).

- Плетение насекомых (по выбору: божья коровка, стрекоза, бабочка и т.д.).

- Плетение кольца «Мотылек».

- Плетение «Цветущего дерева».

- Плетение «Цветущего дерева»по замыслу  учащихся.

4. Сувениры из фоамирана – 36ч.

Теоретическая часть. Что такое фоамиран? Происхождение фоамирана его свойства и отличия от других материалов. Способы применения фоамирана, инструменты, краски, клей. День рождение и история  города Киселевска. Привила техники безопасности при работе с инструментами. Демонстрация готовых изделий.

Практическая работа.

Плоскостное моделирование:

- Изготовление закладки «Девчонки и мальчишки».

- Украшение для блокнота в технике аппликация.

- Изготовление эмблемы города Киселевска.

- Декоративная обложка для дневника.

- Изготовление пальчикого кукольного театра «Любимая сказка».

- Изготовление конфетницы «Совушка».

- Изготовление фоторамки по выбору.

- Сувенир «Котик-подушка».

Объемное моделирование:

- Изготовление сувенира «Веселый цветочек».

- Изготовление украшения для канцелярской ручки «Веселая помощница».

- Изготовление куклы-малышки «Лялечка».

- Изготовление новогодней красавицы «Ёлка-топотушка».

- Изготовление сувенира «Символ года».

- Изготовление новогодних украшений на праздничную ёлку по выбору.

Фоамфлористика:

- Изготовление резиночек для волос «Забавные ромашки».

- Изготовление заколки «Чайная роза».

- Изготовление ободка из фоамирана «Грация».

- Изготовление броши «Нежность».

5. Изонить - нитяная графика – 10 ч.

Теоретическая часть. История и разновидности техники «изонить». Основные термины и определения. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы,  ТБ. Знакомство с последовательностью работы: техника заполнения угла, техника заполнения окружности, особые способы заполнения.

Практическая работа.

- Прием заполнения угла «Кленовый лист».

- Прием заполнения окружности «Ажурная салфетка».

- Особые способы заполнения подвеска «Сердечко».

- Комбинированные способы заполнения картины «Одуванчики».

6. Игрушки для игр и веселья – 32 ч.

Теоретическая часть. Исторические сведения об игрушках и используемых материалах. Понятие «пушистая проволока», «помпон» и способы их применения. Виды шенила, фетра, пряжи. Основы для объёмных игрушек, набивка. Дополнительные материалы и инструменты, ТБ. Этапы изготовления помпонов. Понятие «раскрой игрушки». Виды ручных швов: петельный шов, шов через край, «вперед иголку», тамбурный шов. Основные способы соединения деталей. Демонстрация готовых изделий.

Практическая работа.

Твистики-пушистики из шенила:

- Изготовление поделки - бабочка и цветочек.

- Изготовление игрушки «Хамелеон» и «Паук».

- Изготовление амулета на счастье «Золотая рыбка».

- Изготовление подарка «Зайчик с сюрпризом».

Чудеса из помпонов или мир мягких помпонов:

- Изготовление игрушки « Смешарики».

- Изготовление дополнительных аксессуаров для игры с куклами «Чудо-ягодки».

- Лягушонок «Фрогги».

- Изготовление гусеницы из помпонов.

- Декоративная композиция «Цветочек в горшочке».

Мягкие игрушки из фетра:

- Изготовление украшения на карандаш по выбору.

- Изготовление игрушки «Веселый Котик».

- Изготовление игрушки «Мишка».

- Изготовление игрушки «Зайцы».

- Изготовление декоративных букв и цифр из фетра.

7. Создание модных аксессуаров – 22ч.

Теоретическая часть. История атласной ленты и резинок для плетения. Виды лент и резинок. Инструменты, материалы и оборудование. Виды плетения на станке и рогатке. Основные приемы работы (плетение резинок,  способы  снятия готового браслета со станка, способы  удлинения  браслета или ожерелья).

Практическая работа.

Плетение из резинок:

- Плетение на рогатке браслета «Рыбий хвост» и «Французская коса».

- Плетение на станке браслет «Тройная цепочка».

- Плетение на станке браслета «Звезда».

- Плетение на станке широкого браслета «Драконья чешуя».

- Плетение на станке колец «Бабочка» и «Цветок».

- Плетение на станке ожерелье «Змейка».

Украшение из атласных лент:

- Изготовление браслета из лент и бусин.

- Оплетение ободка двумя лентами.

- Изготовление банта для волос.

- Изготовление резинки для волос «Ромашка».

- Изготовление тематической броши к празднику День Победы.

8. Сувенирная мастерская.

Изготовление подарков на любой случай – 6ч.

Теоретическая часть. Семейные праздники. Праздники, традиции, достопримечательности  родного города. Как правильно дарить подарки. Демонстрация готовых изделий.

Практическая работа.

- Изготовление открытки «Город мой не золоченный».

- Изготовление подарка на праздник «День семьи, любви и верности».

- Изготовление сувенира на праздник «День шахтера».

- Экскурсия  в краеведческий музей.

9. Итоговое занятие – 2ч.

Практическая работа. Подведение итогов работы творческого объединения. Оформление и защита выставки работ. Награждение учащихся по итогам года.


Учебно – тематический план

2 год обучения 

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Скрапбукинг

18

2

16

3.

Ароматные текстильные игрушки

14

2

12

4

Юный дизайнер

46

6

40

4.1.Техника плетения «Гуантель»

8

1

7

4.2.Фоамиранопластика

30

3

27

4.3.Удивительный мир мандал

8

2

6

5.

Создание трехмерных картин в технике papertole (папертоль)

12

2

10

6.

Кикеоми - удивительные шары из ткани

10

2

8

7.

Фольга – ажурное плетение

12

2

10

8.

Творческий проект

10

1

9

9.

Эко - сувенир

18

2

16

10.

Итоговое занятие

2

-

2

Итого

144

20

124


Содержательная характеристика

2 года обучения «Твори, выдумывай, пробуй!»

1. Водное занятие – 2ч.

Теоретическая часть. Знакомство с задачами и содержанием программы второго года обучения. Инструктажи по технике безопасности, пожарной безопасности, чрезвычайным ситуациям. Демонстрация образцов готовых изделий.

Практическая работа. Игра на сплочение коллектива «Все на борт». Выбор актива творческого объединения.

2. Скрапбукинг. Модное хобби – 18ч.

Теоретическая часть. История развития скрапбукинга в России. Стили в скрапбукинге. Базовые техники. Материалы, инструменты и техника безопасности. Беседа: «Чудеса света Кемеровской области». Демонстрация готовых изделий.

Практическая часть.

- Изготовление открытки-стойки «Желаю счастья».

- Изготовление поздравительной открытки в стиле шебби к акции добра.

- Изготовление конверта «Цветочный».

- Конструирование подарочной упаковки «Домик».

- Изготовление настольного перекидного календаря «Мгновения».

- Конструирование шоколадницы «Осенний презент».

- Изготовление коробочки - сюрприз «Микс-бокс».

- Изготовление сувенира Кемеровской области по замыслу учащихся.

3. Ароматные текстильные игрушки – 14ч.

Теоретическая часть. Понятие и история «чердачной» игрушки. Выбор ткани и подбор инструментов и материалов. Техника безопасности при работе с инструментами. Способы переноса выкройки на ткань. Правила раскроя. Способы придания аромата. Тонировка игрушки. Дизайн и оформление. Демонстрация готовых изделий.

Практическая работа.

- Раскрой и пошив ароматной подвески «Пряники».

- Пошив ароматной игольницы «Сердце» к акции добра (посвященной Дню матери)

- Пошив ароматной игрушки «Мой Мишутка».

- Изготовление релакс – игрушки «Кот - обнималка».

- Изготовление ароматной игрушки «Зайчик».

- Изготовление игрушки по выбору.

4. Юный дизайнер – 46ч.

Теоретическая часть. Понятие дизайн. Использование декоративных элементов в дизайне  интерьера. Оформление пространства с учетом назначения комнат. Понятие «Гуантель». Из истории древнего искусства гуантель. Понятие «мандал» и их сфера применения. Смысловое значение цветов, используемых при создании мандал. Способы плетения. Виды моделирования частей тела у интерьерной куклы. Технология обработки фоамирана при помощи молда. Изготовление пружинок и типы намотки. Материалы и инструменты, техника безопасности. Праздник «Маслиница» - традиции, забавы, сувениры. Демонстрация готовых изделий.

Практическая работа.

Техника плетения «Гуантель»:

- Изготовление пружинок и освоение приемов намотки.

- Плетение дизайнерских сережек «Северное сияние».

- Плетение декоративного цветка «Космеи».

- Плетение фикуса «Бенджамина».

Фоамиранопластика:

Дизайнерские штучки для кухни.

- Изготовление магнита «Нежность».

- Украшение баночки для специй «Перчик».

- Изготовление мини-куколки «Фея кухни».

- Изготовление салфетницы «Пчелы».

- Фольклорный праздник «Широкая Масленица».

Дизайнерское дополнение для гостиной.

- Изготовление сувенира «Денежная черепаха».

- Изготовление интерьерной куклы «Забава».

- Изготовление держателя для пультов д.\у «Котопульта».

- Изготовление подхвата для штор по выбору.

- Изготовление интерьерного цветка «Орхидея».

Украсим спальню.

- Подвеска на ручку двери «Любимый мультгерой».

- Изготовление подставки для канцелярских принадлежностей по выбору.

- Изготовление фоторамки «Моя семья».

- Изготовление подвески с метрикой «ми-ми Мишка на Луне».

- Изготовление игрушки для сладкого сна «Зайка Жу-Жу».

Удивительный мир мандал:

- Изготовление 8-лучевой Мандалы-оберег.

- Изготовление 8-лучевой Мандалы Желаний.

- Изготовление 12-лучевой Мандала на здоровье.

5. Создание трехмерных картин в технике papertole (папертоль) – 12ч.

Теоретическая часть. Папертоль: из глубины веков до наших дней. Особенности работы. Последовательность выполнения работы в технике papertole. Инструменты и материалы, техника безопасности. Демонстрация готовых изделий.

Практическая работа.

- Изготовление папертоли размером 10*10 см «Кекс шоколадный».

- Изготовление папертоли размером 10*12 см «К пасхе».

- Изготовление папертоли размером 10*15 см «Миниатюрная бабочка».

- Украшение подарочной коробочки в технике папертоли «Букет».

- Изготовление папертоли размером 20*30 см «С любовью к Киселёвску».

6. Кикеоми - удивительные шары из ткани – 10ч.

Теоретическая часть. История японского искусства Кикеоми. Способы разметки и обтягивания основ. Виды декорирования. Техника безопасности при работе с инструментами  и материалами.  Демонстрация готовых изделий.

Практическая работа:

- Изготовление шара «Восточные мотивы».

- Изготовление шара декорированного бантом из лент «Сверкающий мир».

- Изготовление подвески - сердце «Ранняя весна».

- Сувенирное яйцо декорированное  пайетками.

7. Фольга – ажурное плетение – 12ч.

Теоретическая часть. Фольга, ее свойства и отличия от других материалов. «Foilart», как вид рукоделия. Способы обработки и подготовки фольги. Этапы изготовления проволочек. Соединение разрывов и удлинение проволочки.

Практическая работа.

- Заготовка проволочек из фольги.

- Создание букетной композиции «Тюльпаны»;

- Изготовление цветка «Астра»;

- Моделирование объемного полого изделия,  подсвечник «Ночной мотылек».

- Плетение декоративного украшения «Попрыгунья Стрекоза».

8. Творческий проект – 10ч.

Теоретическая часть. Технологические приёмы работы над проектом. Исследовательская работа с информационными источниками. Этапы проектной деятельности. Формы проведения презентации.

Практическая работа.

- Выполнение творческих проектов по замыслу учащихся (коллективных, групповых, индивидуальных).

9. Эко - сувенир – 16ч.

Теоретическая часть. Что такое эко - сувениры и их особенности. Инструменты, материалы и техника безопасности. Подготовка материалов к работе. Беседа: «День Победы – подвиг русского народа!». Государственные праздники РФ. Демонстрация готовых изделий.

Практическая работа.

- Изготовление магнита из кофейных зерен «Подкова на счастье».

- Изготовление топиария из сизаля и желудей «Оранжевое настроение».

- Изготовление оберега «Домовёнок».

- Изготовление игрушки из ваты по выбору.

- Изготовление кольца «Ромашки» из пластиковой бутылки.

- Изготовление подарка ветеранам к празднику Дня Победы «Спасибо деду за победу!» акция добра.

- Изготовление панно ко Дню России по замыслу учащихся.

10. Итоговое занятие – 2ч.

Практическая работа. Занятие - народный промысел «Город мастеров». Подведение итогов работы творческого объединения. Награждение лучших и активных учащихся. Выставка творческих работ.


Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Наименование раздела программы

Дидактический материал

Информационно - методический материал

1-й год обучения «Истоки творчества»

Вводное занятие

Образцы готовых изделий

Презентация «В мире увлечений».

Мастерим из бумаги и картона

Таблица «Правила безопасного пользования инструментами». Коллекция «Виды бумаги».

Опыт «Сравнение бумаги и картона».

Индивидуальные карточки «Что относится к материалам и инструментам», «Способы резания бумаги и картона». Инструкционно -  технологические карты, шаблоны и образцы изделий.

Методическая разработка занятия «Удивительная бумага».

Методическая разработка «Бумажный мир».

Бисероплетение

Картотека заданий для изготовления модулей изделий из бисера.

Таблицы сочетания цветов для занятий по цветоведению.

Альбомы образцов бисероплетения по техникам исполнения.Раздаточный материал:

  1. Технологические карты
  2. Схемы изделий

Методическая разработка «Комплекс гимнастики для глаз».

Планы и конспекты занятий по разделу «Бисероплетение».

Специальная литература по бисероплетению. (список литературы). DVD “Приемы низания и плетения бисером» 2009 год. DVD Уроки бисероплетения Галины Пчелкиной.

Сувениры из фоамирана

Коллекция фоамирана. Опыт  «Сходства и отличия фоамирана от бумаги, картона, ткани»

Инструкционно -  технологические карты,

шаблоны и образцы изделий.

Презентация «Моя малая Родина – Киселевск!»

Интерет ресурсы:

  1. «Поделки из фоамирана"//сайт «Колобок».Код доступа kolobok kolobok.rucategory/podelki-iz-foamirana.
  2. «Цветы из фоамирана» тематический журнал //сайт «Сударушка». Код доступа  http:// sudaruchka.com./

Изонить - нитяная графика

Инструкционные карты и схемы базовых форм. Образцы изделий. Альбом лучших работ учащихся.  Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Схемы «Последовательности заполнения»

Презентация «Нитяная графика»

Методическая разработка по декоративно-прикладному искусству на тему: «Методика преподавания техники «Изонить» Автор: Шахова Светлана Александровна

Игрушки для игр и веселья

Коллекции видов шенила, фетра, пряжи.

Иллюстрированная схема «Этапы изготовления помпонов». Таблица «Виды ручных швов», «Способы соединения деталей» Образцы изделий.

Методическая разработка «Игры и  игрушки, своими руками».

Специальная литература по изготовлению поделок из фетра, шиншилл, пряжи (список литературы).

Интернет ресурсы:«Развивающие игрушки"//Код доступа www.toysew.ru/razvivayushhie

Создание модных аксессуаров

Коллекция видов лент и резинок. Иллюстрированная таблица «Основные способы плетения из лент и резинок». Образцы изделий.

 Методическая разработка «Увлечения покорившие мир».

Методическое пособие «Способы плетения из лент и декоративных резинок». Презентация «Волшебное превращение лент и резиночек». Специальная литература по плетению из лент и резинок (список литературы).

Сувенирная мастерская. Изготовление подарков на любой случай

Памятка по изготовлению и дарению подарков.  Образцы изделий.

Презентации «Истоки семейных традиций», «Город мой не золоченный»

2 года обучения «Твори, выдумывай, пробуй!»

Скрапбукинг

Коллекция «Виды скрап – бумаги». Иллюстрированная таблица «Базовые техники скрапбукинга». Образцы изделий.

Презентация «Модное хобби».  Конспект открытого занятия «изготовление открытки в технике – скрапбукинг».

Интернет ресурсы:

«1000+1 идея на тему: Скрапбукинг "//Код доступа https://ru.pinterest.com/explore/скрапбукинг 

Беседа: «Чудеса света Кемеровской области»

Ароматные текстильные игрушки

Таблица «Выбор ткани, подбор инструментов  и материалов»,  правила Т.Б. с колющими и режущими инструментами. Иллюстрированная схема «Способы переноса выкройки на ткань». Технологические карты изготовления изделий,  образцы.

Презентация – сказка «История – чердачной  игрушки»

Специальная литература по изготовлению игрушек (список литературы).

Юный дизайнер.

Иллюстрированная таблица «Дизайн и учет назначения комнат», «Плетение из фольги». Схемы плетения в техниках «Гуантель».  Таблица «Смысовое значение цветов» в технике плетения Мандал, схемы.  Образцы готовых изделий.

Презентация «Использование декоративных элементов в дизайне  интерьера». Специальная литература по  плетению  (список литературы).

Создание трехмерных картин в технике papertole (папертоль)

Схема «Последовательность выполнения работы в технике papertole». Образцы изделий.

Беседа «Папертоль: из глубины веков до наших дней».

Интерет ресурсы:

«3D картины своими руками "// Код доступа

 https://www.livemaster.ru/.../1024953-3d-kartina-svoimi-rukami-paperto

Кикеоми - удивительные шары из ткани

Схема «Способы разметки и обтягивания  основ», Иллюстрированная таблица «Виды декорирования». Образцы изделий.

Презентация «Из истории японского искусства». Специальная литература по изготовлению изделий кикеоми  (список литературы).

Фольга – ажурное плетение.

Инструкционно – технологические карты по плетению из фольги. Таблица «Способы обработки и подготовка фольги».  Схема изготовления проволочек из фольги. Образцы изделий.

Методическое пособие О.Емельянова «Фольга. Ажурное  плетение».

Эко - сувенир

Коллекция эко – материала, используемая в декоративно – прикладном творчестве. Таблица «Способы обработки экологического материала». Технологические карты изделий.

Беседа, сопровождаемая слайдовой презентацией: «День Победы – подвиг русского народа!», «Государственные праздники»


Литература для педагога

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]: избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев.- М.: Педагогика,  2006.
  2. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества [Текст]: учебно - методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. - Ростов н /Д.: Феникс, 2006.-374с.
  3. Бекенёва,  Н. Яркие мандалы для всех [Текст]: пошаговые мастер – классы для начинающих /  Н. Бекенёва. - М.: Эксмо, 2015 - 64с.
  4. Белошистая, А.В., Жукова, О.Г. Волшебные ниточки [Текст]: пособие для занятий с детьми / Авт. – сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.- 32с.
  5. Белякова, О.В.  Деревья из бисера [Текст]: пошаговые мастер – классы для начинающихи / О.В. Белякова . -  М.: Эксмо, 2015.-64с.
  6. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности [Текст]: методическое пособие / П. Вайнцвайг. -  М.: Прогресс, 2005.
  7. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Практические вопросы детской психологии [Текст]: 4-е издание / Б.С. Волков. - СПб.: Питер, 2009.-208с.
  8. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утверждённая Постановлением Правительства РФ 27.12.2012 №2567.
  9. Гусарова, Н.Н. Техника Изонити для дошкольников [Текст]: методическое пособие / Н.Н. Гусарова. -  СПб.: «Детство - пресс», 2008.- 48с.
  10.  Гусева, Н.А. 365 фенечек из бисера [Текст]: пособие по бисероплетению / Н. А. Гусева. – М.: Айрис – пресс, 2012.- 192с.
  11. Духовно - нравственное развитие и воспитание  обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс]: программа/Режим доступа:

http://74445s003.edusite.ru/officialdoc/fgos/oop_noo/fgosi_6.htm

  1.  Емельянова, О. Фольга. Ажурное плетение [Текст]: методическое пособие / О. Емельянова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-104с.
  2. Забельская, Т. В. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие нравственной стороны личности ребенка [Текст] / Т. В. Забельская // Известия высших учебных заведений. - 2011. - УДК 373.24- С. 30-3 3.
  3.  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 - ФЗ.
  4.  Иванченко В.Н. Инновации в образовании общее и дополнительное образование детей [Текст]: методическое пособие / В.Н. Иванченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 341 с.
  5.  Киселёва, А. А. «Когда творим мы чудеса» [Электронный ресурс] : авторская программа по декоративно - прикладному  творчеству/Режим доступа : studydoc.ru/doc/210791/avtorskaya-programma-shaduro-a, свободный.
  6.  Конституция Российской Федерации (12.12.1993)
  7.  Конвенция ООН о правах ребёнка.
  8.  Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г.)
  9.  Макарова , Ю.С. «Художественная обработка бумаги» [Электронный ресурс] : авторская программа по декоративно - прикладному творчеству/Режим доступа : www.pomochnik-vsem.ru , свободный.
  10.  Новорещёнов, И.В.  Праздники России [Текст]:  учебное пособие для учащихся 2-4 классов / И.В. Новорещёнов . – М.: Издательство «Ювента», 2011.
  11.  Пенягина В.И. Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы // Материалы научно-практической конференции: Роль и место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. – Тамбов, 27 апреля 2012 г. // http://dopobr.68edu.ru/archives/2388.  – [Дата обращения 12.12.2016].
  12. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа2013г. №1008)
  13.  Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под редакцией В.А. Сластенин. - М. Издательский центр «Академия», 2006.-576 с.
  14.  Третьякова, М. Ганутель: цветы из ниток и проволоки  [Текст]: дидактический материал/ М. Третьякова. - М.: Эксмо, 2013.-64с.
  15.  Фадеева,  Е.В. Украшения из бисера [Текст]: дидактический материал/ Е.В. Фадеева. – М.: Айрис – пресс, 2006.-192с.
  16.  Хайн, Д. Игрушки – мобиле [Текст]: дидактический материал / пер с нем. М.Б. Тереховой. – М.: Айрис – пресс, 2008.- 32с.
  17.  Хоппинг, Л. Радужные браслеты из резинок [Текст]: дидактический материал /  пер с англ. - М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2015. – 128 с.
  18.  Щуркова, Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем,  счастье воспитания [Текст]:  педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (феликсология воспитания: как воспитать счастливого)  М. Центр «Педагогический поиск», 2004 – 160с.

Литература для учащихся и родителей

  1. Верхола,  А. Волшебный фетр [Текст]:  Серия: Делаем игрушки с мамой/ А. Верхола  – СПб.: Питер,  - 2014 - 64с.
  2. Зайцева, А.А. Мягкие игрушки своими руками [Текст]: мастер – классы для начинающих/ Зайцева А.А. - М.: Эксмо, 2014.-64с.
  3. Крупенская, Н.Б. Поделки из помпонов [Текст]:  мастер – классы для начинающих/  Н.Б. Крупенская. - М.: Айрис – пресс, 2008.- 32с.
  4. Нечунаева, С.А. Укрась свой мир! [Текст]: пособие для детей и их родителей /  С.А. Нечунаева – М.: Формат-М, 2016.- 68с.
  5. Нечунаева, С.А. Твистики – пушистики. [Текст]: пособие для детей и их родителей /  С.А. Нечунаева – М.Формат – М, 2016.- 68с.
  6. Румянцева, Е.А. Делаем игрушки сами [Текст]: пособие для детей и их родителей / Е.А. Румянцева. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  7. Хазенбанк, В., Хёниш, Э. Сделай сам [Текст]: пособие для детей / В. Хазенбанк, Э. Хёниш М.:Фольк унд Биссен 2003.-176с
  8. Фадеева, Е.В. Простые поделки из бисера [Текст]: пособие для детей / Е.В. Фадеева. – М.: Айрис-пресс, 2008.-144с.
  9. Чудакова, Н.В. Праздники для детей и взрослых [Текст]: пособие для детей и их/ Н.В. Чудакова.- М.: АСТ, 2011.- 480с.

Приложение

Диагностика результатов образовательной деятельности

Срез творческих и эстетических знаний и умений учащихся по общеобразовательной  программе «Мир увлечений »

2016-2017учебный год

Фамилия,

имя

обучаемого

Организация

рабочего места

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Знание базовых

форм и условных

обозначений

Владение

разнообразными

приемами и

основными

навыками работы

Умение пользоваться

чертежами и

схемами

Проявление

творчества

и фантазии в

создании работ

Стремление к

совершенству

и  законченности

в работе

Оценка

Система оценок:

«3»- уровень низкий,«4»- уровень средний,«5»- уровень высокий


Карта обученности учащихся по

п/п

Фамилия, имя  учащегося

Темы

Мастерим из бумаги и картона

Бисероплетение

Сувениры из фоамирана

Изонить - нитяная графика

Игрушки для игр и веселья

Создание модных аксессуаров

Сувенирная мастерская

I группа        1г.о.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

общеобразовательной программе «Мир увлечений »

2016-2017учебный год

  1. П-полностью освоили общеобразовательную программу  
  2. Н- в необходимой степени освоили общеобразовательную программу
  3. НП -не освоили  общеобразовательную программу

Выводы:


Мониторинг посещаемости учащихся

по общеобразовательной  программе  «Мир  увлечений»

п/п

Фамилия, имя  учащегося

1г.о.

2 г.о.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Стабильная – С       

Нестабильная – НС

Выводы:


Индивидуальная  карточка

учета проявления творческих способностей

  1. Фамилия, имя учащегося________________________________      ______________________________________________________
  2. Возраст_______________________________________________
  3. Название детского объединения__________________________
  4. Ф.И.О. педагога_______________________________________
    Дата начала наблюдения_________________________
  5. Баллы:

Не умею (1).

Умею иногда (2)

Умею с чьей-то помощью (3).

Умею, но в зависимости от сложности материала (4).

Умею всегда (5).

Проявление творческих способностей учащегося

Самооценка учащегося

1. Участие в проведении праздников, концертов

2. Участие в конкурсах

3.Работа по образцу

4.Работа с внесением изменений

5.Работа над своим вариантом

6.Конструирование

7.Владение техникой

8. Придумывание композици

9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.

Вывод:


Мониторинг успешности учащихся

по общеобразовательной программе «Мир увлечений» 2016-17 учебный год

№п.п.

Фамилия, имя  учащегося

Внутри группы

Внутри учреждения

Муниципальный уровень

Областной уровень

Всероссийский уровень

Международный уровень

Iгруппа  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

У- участник

П- победитель, призёр

Выводы


Диагностика воспитанности учащегося творческого объединения

Фамилия, имя ребёнка_________________________________________

Дата рождения_________

Критерии

Начало года

Конец года

Культура организации своей деятельности

Правильно и аккуратно организует рабочее место

Аккуратен в выполнении практической работы

Чётко выполняет каждое задание

Терпелив и работоспособен

Адекватность восприятия оценки своей деятельности

Стремится исправить указанные ошибки

Прислушивается к советам педагога и сверстников

Воспринимает замечания как пожелания к совершенствованию работы

Умение взаимодействовать с другими членами коллектива

Неконфликтен

Не мешает другим детям на занятии

Предлагает свою помощь другим

Не требует излишнего внимания от педагога

Толерантность

Не насмехается над недостатками других

Не подчёркивает ошибки других

Доброжелателен к детям других национальностей

Стремление к самореализации социально адекватными способами

Стремится передавать свой интерес к занятиям и опыт другим

Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений, навыков

Проявляет удовлетворение своей деятельностью

С желанием показывает результаты своей работы

Соблюдение нравственно -этических норм

Соблюдает правила этикета

Доброжелателен в оценках работы других

Стремится помочь другим

Выполняет правила поведения на занятиях объединения

       

 Система оценок названых поведенческих проявлений:

0 – не проявляется,

1-слабо проявляется,

2 – проявляется на среднем уровне,

3 – высокий уровень проявлен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...