Ресурсы Центра гражданского образования «Успех»
статья на тему

Томилина Елена Николаевна

Гражданское образование – это одно из важнейших звеньев системы образования, духовно

нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Ресурсы Центра гражданского образования «Успех» МАОУ СОШ № 32 в профилактике девиации подростков: эффективные сетевые формы и методы работы

Перемены, происходящие в стране и мире, сложные и противоречивые процессы

 переосмысления и переоценки ценностей ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. И если для одних эти переживания не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.  

 гражданское образование – это одно из важнейших звеньев системы образования, духовно

нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.   Это формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха, формирование навыков ответственного поведения через включение в КТД. Ни для кого не секрет, что  фундамент гражданского общества закладывается в школе, главная задача которой воспитание граждан России, подготовка их к участию в управлении своей страной.

Важным шагом в воспитании школьников является открытие  Центра гражданского

образования «Успех» на базе школы. Название «Успех» выбрано по тому,  что с каждым его занятием или мероприятием, слушатели действительно становятся более успешными как в личном развитии, так и социальном.

Основные   участники центра - это обучающиеся  8-9 классов. Они уже не маленькие, но и еще не взрослые. Они на пути становления, выбора траекторий развития и определения в жизни. Центр, являясь участником региональной сети,  создает условия для формирования у учащихся гражданской позиции, социально значимых и коммуникативных  компетенций, их подготовки к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности.

Образовательная деятельность Центра – это деятельность педагогов, учащихся, родителей и

 представителей общественности направленная на создание условий для усвоения учащимися в первую очередь правовых, политических, экономических, управленческих знаний, формирование социальных умений и навыков, приобретение ими позитивного социального опыта, а также развитие у них основных гражданских и социальных компетентностей.

Новизна апробируемой программы заключается в комплексном компетентностном подходе

к гражданскому образованию, в системном отборе  содержания, использовании сетевых форматов образовательных событий, клубных форм и методик.

Основной целью программы является создание условий для развития личности учащихся,

формирование гражданской позиции, социально значимых и коммуникативных  учащихся; удовлетворение потребностей в гражданском самоопределении, в изучении своих гражданских прав, в подготовке к решению реальных местных социальных проблем.

Реализации этой цели способствует решение следующих задач:

1. Образовательные: изучить вопросы российского гражданского и международного права, в том числе образовательного, экономическую среду региона, выбор успешной жизненной траектории.

2. Развивающие: способствовать развитию у учащихся гражданско-патриотических качеств, экономико-правовых знаний, овладению практическими навыками разработки проектирования, гражданского самоопределения, решению реальных социальных проблем.

3. Воспитательные: воспитывать уважение к своей стране, ее укладу, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Отличительной особенностью данной программы является, что она:

  • концептуально и логично включается целевые воспитательные программ школы «Я – гражданин», «Патриот», «Духовно-нравственное воспитание», «Профилактика»;
  • имеет интегративный характер с другими дополнительными общеобразовательными программами (например, «Ресурсная лаборатория по предпринимательству и развитию экономического образования» и др.), предметами и дисциплинами на уровне основного  общего образования (иностранный язык, обществознание, история, литература), курсами внеурочной деятельности («Музейная педагогика», «Социальное проектирование» и т.д.);
  •  включает разные виды деятельности (учебную, проектную, исследовательскую, игровую);
  • дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в поисково-исследовательской деятельности, ученическом самоуправлении, конструировании и моделировании сетевых образовательных событий, что в комплексе способствует развитию гражданственности,  талантливости и одаренности;
  • реализуется частично в дистанционном режиме при соответствующем сопровождении и контроле со стороны педагога, а также поддержке родителей.

Применительно к условиям школы и с учетом ее ресурсов ведущими видами  деятельности в программе  определены:

•        деятельность по организации собственной траектории развития, самообразования;

•        интеллектуально-познавательная и проектная;

•        поисково-исследовательская;

•        информационно – коммуникационная и игровая.

Программа включает в себя  индивидуальные часы для слушателей и консультантов Центра, практикумы, тренинги,  экскурсии, сетевые образовательные события, заседания языкового коммуникативного клуба.

   В соответствии с  ФГОС нового поколения предполагается  достижение следующих результатов по уровням:

1 уровень (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)  

2 уровень (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом)

 Основные модули данной программой:

  • «Правовой компас».
  • «Гражданственность. Мотивация. Успех».
  • «Предпринимательская среда региона».
  • «Социальный менеджмент».
  • «Эффективные коммуникации».
  • «Навыки принятия решений».
  • «Мой выбор».

Я считаю, что опыт деятельности нашего Центра гражданского образования  способствует

расширению социальных связей, выстраиванию взаимоотношений с гражданскими институтами и  представителями местного сообщества. Практико-ориентированная образовательная деятельность Центра «Успех» позволит достичь значительных личностных и метапредметные результатов, создать возможность для практического применения знаний, входящих в состав предметных областей. Поэтому можно смело сказать, каждый слушатель центра сегодня - школьник, завтра - гражданин России. Наше будущее – в наших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр гражданского образования "Я+ТЫ=МЫ"

Предлагаемая программа «Школа гражданина» подготовлена в контексте методологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа...

Проект "Зов Чулыма" как школа социального успеха, пространство социального гражданского образования.

Совершенствование личности и построение новых отношений в процессе проживания в летнем лагере. Создание нового уровня социальной атмосферы и первичного уровня самоорганизации....

Центр гражданского образования "Успех"

Презентация Центра гражданского образования "Успех" МАОУ СОШ № 32 г. Томска. Творческий отчет за 2016/2017 учебный год...

Сетевой формат деятельности центра гражданского образования «Успех»

        ЦГО – это сетевая организационная форма реализации  инициатив участников образовательной деятельности, замысла молодежного гражданского взаимодействия, по...

Сетевые форматы деятельности Центра гражданского образования «Успех» МАОУ СОШ № 32 г. Томска: проекты, программы, события.

Гражданское образование – это одно из важнейших звеньев системы образования  и оно является сегодня объектом пристального  внимания  педагогов, философов, политиков всего мирового...

Проект «Использование ресурсов центра образования естественно-научной направленности «Точка роста»

Данный проект будет полезен учителям, работающим в центрах образования "Точка роста". Содержит КТП и примеры уроков с использование цифровой лаборатории....