Формирование коммуникативной компетенции младших школьников с опорой на приёмы технологии критического мышления на уроках русского языка и во внеурочное время.
проект на тему

Ондар Галина Ончаевна

Обобщение и распространение педагогического опыта на МО муниципального уровня

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальная  бюджетная общеобразовательная организация

средняя общеобразовательная школа села Эрзин  имени С.С.Чакар

Обобщение и распространение

педагогического опыта

Ондар Галины Ончаевны

 

учителя русского языка и литературного чтения начальных классов МБОО СОШ с.Эрзин

Эрзин,2017

  • Образование: высшее
  • Окончила Кызылский государственный    педагогический институт
  • Специальность: педагогика и методика начального обучения
  • Квалификация: учитель начальных классов
  • Категория – первая квалификационная
  • Общий трудовой стаж –36 лет, педагогический стаж –36  лет  
  • Стаж в данной должности –36 лет  
  • Заявленная категория – высшая категория

Описание педагогического опыта

«Формирование коммуникативной компетенции  младших школьников  с опорой на приёмы  технологии критического мышления на уроках русского языка и во внеурочное время»

АННОТАЦИЯ

В данной разработке дано описание педагогического опыта учителя начальных классов русского языка и литературы «Формирование коммуникативной компетенции   с опорой на приёмы технологии критического мышления на уроках русского языка и во внеурочное время»

           Это проект,  где рассматриваются методы и приемы  по формированию коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время,  ориентирован на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации обобщения педагогического опыта.

              Для начальной школы в современных условиях приоритетом является создание учебной деятельности как желания и умения обучаться, развития познавательных интересов.

              В собственной работе я остановилась на тех приёмах, какие помогают формированию коммуникативной компетенции.

             В частности, на уроках русского языка и литературы для создания коммуникативной компетенции младших школьников.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Задачи образования в современном обществе меняются. Роль учителя меняется, а совместно с ней меняются и формы и способы проведения урока. Как одного из основных характеристик качества образования,  концепция модернизации российского образования акцентирует интерес на необходимости формирования информационной компетентности,      

Одной из главных целей образования является компетентность в области информационных и коммуникативных технологий.

           Состояние образовательного пространства, существующая ситуация в обучении неродному языку в сельских национальных школах, в котором младший школьник овладевает русским языком, позволяет делать следующие выводы:

 1. Программа обучения русскому языку в национальных школах ориентировано на практическое овладение навыками русской речи. Развитие речи идёт лишь на занятиях русского языка. Нет в нашем селе русскоязычной среды, где бы ребенок мог практиковать свое овладение русской речью.

2. Если ученик   просто даёт ответы  на уроках, выучив правила, определения, то вне школы он испытывает трудности в общении. Так как у него не развита коммуникативная компетенция т.е. нет у него речевой практики, речевые возможности формируются и развиваются только в ходе и в результате интенсивной речевой деятельности самих обучаемых.

3. Процесс обучения коммуникативной компетенции, особенно неродному, может быть действенным  лишь в той мере, если учебный процесс будет подчинён задачам развития и расширения возможностей нерусских учащихся пользоваться русским языком в своей практической деятельности.

4. В учебнике  для начальных классов  недостаточно упражнений по развитию речи, заданий творческого характера. Качество и эффективность учебного процесса может быть повышена путём отбора и упорядочения учебного материала. Эффективность учебного процесса может быть повышена за счёт учебного материала, внедрения таких методов и приёмов, которые облегчают получение нужных для практического владения языком навыков, умений, знаний.

      На идею создания проекта и работу на осуществление его цели и задач натолкнули проблемы, встречающиеся в  практике работы учителя русского языка  в сельской школе.  А они следующие:

  • Низкий  уровень сформированности у школьников умений самостоятельной        

        работы.

  • Учащиеся не всегда могут  точно и конкретно  выразить свои ощущения, чувства и   мысли, которые являются барьером для их развития.    
  • В области разговорной речи  многие школьники испытывают проблемы.

Из  этих проблем в свою очередь вытекают определенные противоречия:

Между имеющимся у детей невысоким  уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью индивидуальным развитием каждого ребёнка; между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению. Создание условий для развития личности ученика и успешного его обучения.

Актуальность проекта

Формирование и развитие навыков русской устной речи у нерусских детей должно  занимать ведущее место на уроках русского языка. Именно в начальных классах закладывается тот фундамент владения русским языком, на основе которого на более продвинутом этапе обучения будут расширяться возможности нерусских учащихся практически пользоваться русским языком. Это очень актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Развитие коммуникативной деятельности речи – трудоёмкий и длительный процесс. Сухомлинский говорил: «Нужно приложить немало сил, чтобы сделать ребят думающими, чтобы обучить их логическому мышлению,  выражать свои мысли».

Умения создаются  в деятельности, а коммуникативные задачи  формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Учитель должен научить детей активному общению на втором, неродном языке. Качество и эффективность обучения второму языку, развития коммуникативной компетенции в большей степени зависит от правильно выбранной и последовательно реализуемой системы работы.

Большое значение при обучении коммуникативной компетенции приобретает учёт специфики родной речи детей. Учитель должен знать об имеющихся расхождениях между разговорной русской и родной речью. Сформировать коммуникативные умения, означает, научить школьника задавать вопросы, объяснять высказывания собеседников, доказывать  свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, приспособить  свои высказывания к способностям восприятия остальных  участников коммуникативного общения.

Составляющими коммуникативных умений являются:

  • умение слушать;
  • формирует умения и навыки работы в группах и парах;
  • умение улаживать конфликт;
  • умение адекватно оценивать себя и других [3, с. 5].
  • Действовать  в парах, учитывать мировоззрение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к всеобщему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Во внеурочной деятельности  применяется различные упражнения, какие ориентированы  на формирования коммуникативных умений у учащихся  начальных классов.

Актуальностью реализации этого проекта для меня, педагога, стала необходимость совершенствования и обновления  технологий обучения русскому языку, методов и приёмов, самое главное – обучение общению.

Проект  позволяет реализовать основные цели и задачи нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • Умение владеть способами саморегуляции;
  • развитие  умений и навыков  критически мыслить и принимать правильные выводы;
  • формирование умений и навыков групповой и  самостоятельной работ;
  • Самосовершенствование личности.

           Проект  дает пространство для полноценного развития личности, раскрытие его индивидуальных способностей,  что формирует позитивную  мотивацию ребенка к учебе.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

найти и апробировать способы и технологии, позволяющие наиболее удачно развивать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства; создать методические советы по изучению создания  речевых навыков младших школьников  на уроках русского  языка и во внеурочное время.

ЗАДАЧИ:

  • подключить обучающихся в исследовательскую и проектную работу;
  • повысить число учащихся, желающих участвовать в олимпиадах, конкурсах и  творческих конференциях;
  • формировать общеинтеллектуальные умения, таких как операции обобщения, гибкость мыслительных процессов анализа, сравнения;
  • найти наиболее эффективные методы и приёмы развития  у обучающихся коммуникативной деятельности;
  • развитие личностных качеств младших школьников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА

                                                                                 

“Мы слишком часто даем детям ответы,                                                              

                                                                                                 которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы,

 которые надо решить”.

Роджер Левин

Этимология слова компетенция - происходит от латинского глагола  (сходиться, сочетаться, соответствовать). Словом компетенция обозначали сочетание чего-то между собой (например, сочетание небесных светил). Другим словом, тоже происходящим от слова подходящий, соответствующий, компетентный, легитимный. Этим эпитетом могли обрисовать человека как соответствующего каким-то требованиям.

Под коммуникативными возможностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют:

  • комплекс индивидуально-психологических свойств  личности младшего школьника общественной  направленности: доброжелательность, эмпатия и   контактность;
  • уровень  умений, знаний и  навыков социально-коммуникативной деятельности: знание законов бесконфликтного общения с окружающими;
  •  умение быстро ориентироваться в  неизвестной и знакомой   ситуации, навыки культуры поведения;
  • желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;

навыки   прослеживать своё положение в деловых и личных контактах с окружающими;

           А что такое компетентность?

Компетентность – способ самовыражения, мобильность знаний, критичность мышления и  упругость способа  самовыражения

Что из эксперимента педагогической науки непосредственно разрешено применять в работе учителю, который поставил перед собой цель - формировать коммуникативную компетенцию учащихся более углубленно? Необходимо проверить ситуацию в обучении русскому языку, имеющиеся способы и приемы работы, чтобы отыскать ответ на этот вопрос.

Технология – это  системный метод создания прежде всего, применения и определения всего процесса преподавания  и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов.

Для освоения новейших методов и форм  работы требуются определенное время, подготовка учителей, приспособление коллектива к работе в новейших условиях.

Значительная перспектива и заинтересованность у тех, кто желает только отчасти сменить старые формы и методы, усовершенствовать частичные и отдельные стороны учебно-воспитательного процесса.  Сами по себе инновации очень необходимы   в тех вариантах, когда традиционные методы решения трудности не приносят должного позитивного эффекта. Что же управляет, движет педагогическую деятельность инновационное  направление?

Ответ на этот вопрос обусловлен  социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в обществе и в самой системе образования и обновленной образовательной политикой, которая заявлена в Конституции РФ и Законе  «Об образовании».

Большинство современных инноваций и технологий  находятся в преемственной связи с историческим экспериментом и имеют аналоги и примеры в прошедшем. Это даёт основание утверждать, что инновационный процесс — это быстрый и намеренный процесс по изучению, созданию, применению и распространению теорий, идей, технологий, способов актуальных и приспособленных для данных условий и соответствующих определенным аспектам. Он ориентирован на высококачественное упорядочение и усовершенствование системы, в которую вносится новшество, и подразумевает стимулирование его участников, их  взглядов  с позиции нововведения.

В базе инновационных образовательных действий лежат две важные проблемы педагогики:

  • проблема исследования педагогического эксперимента;
  • проблема доведение  достижений психолого-педагогической науки до практики.

 Внедрение новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, какие образуются на стыке теории и практики - это и есть результат инновационных процессов в образовании. Причем инновации  подразумевает непосредственное  вступление нового в цели образования: разработку  другого содержания, новых  форм и способов обучения, введение и распространение уже имеющихся педагогических систем. 

Формирование коммуникативной компетенции - важная задача обучения русскому языку. Наша речь состоит из предложений. Предложение является минимальной коммуникативной единицей. В естественном общении коммуникативная деятельность обуславливается определёнными потребностями. Поэтому при обучении коммуникативной компетенции недостаточно учить детей правильно строить предложения,

Большую роль в мотивации коммуникативной компетенции играют  наглядность и технические средства обучения, игры, экскурсии  как способы средства формирования у учащихся необходимости высказаться в определённой,  одинаково заданной и для говорящего и для слушающих ситуации.   Решение данной проблемы составляет

Объект исследования: процесс речевого развития младших школьников в начальной  школе. 

         Предмет исследования: коммуникативная деятельность младших школьников средствами современных технологий   на уроках и во внеурочной деятельности.

         Гипотеза:  формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов будет возможным если:

  • учитель будет применять современные  формы, методы, средства, приёмы на занятиях русского языка и литературы;
  • Систематично  и  регулярно проводить контроль успеваемости учащихся на протяжении всего процесса обучения, сочетать  его с другими сторонами учебной деятельности по направлению коммуникативной компетенции.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

  •  изучить соответствующую методическую литературу по проблеме.
  • Дать разъяснение использованию средств, форм и методов  обучения по      формированию  коммуникативной компетенции  младших школьников;
  • Подготовить на базе опыта  методические советы  по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка в начальной школе;
  • Отследить результаты воздействия внедрения  средств и методов на уровень знаний детей.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие  

методы исследования:

 

  • анализ  изучения проблемы;
  • изучение  методической  и психолого - педагогической литературы, проектирование педагогического  эксперимента;
  • обобщение, сопоставление, диагностика, анкетирование, тестирование;
  • обобщение приобретённых  результатов;
  • подведение результатов.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса к русскому языку и литературе;
  • повышение результативности обучения, прочное и неформальное усвоение знаний;
  • развитие навыков создания  обучающимися презентаций, исследовательских и проектных работ;
  • высокий уровень    коммуникативной компетенции  учащихся;
  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

 Концептуальная база проекта

        Принципиальный подход к решению трудности развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия собственного развития и обучения детей.
      Исходя из концепции Л. С. Выготского, можно процитировать, что развитие  коммуникативных умений младших школьников является одной из приоритетных задач школы, так как эффективность и качество процесса общения в большей ступени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

Опираясь на данные своей науки, психологии и лингвистики, методисты разрабатывают вопрос о том, чему и как нужно учить младших школьников, чтобы научить их полноценно владеть  коммуникативной компетенцией.

            В согласовании с концепцией модернизации  образования смысл формирования коммуникативной компетенции у младших школьников существенно растет.

Коммуникативная компетентность владеет некоторыми качествами  или элементами:

- коммуникативная дееспособность;

- коммуникативное знание;

- коммуникативные умения.

          Развивать коммуникативные компетенции младшего школьника – это означает вдохновлять им ряд конкретных умений, изучать их. Стихийность в развитии коммуникативных компетенций в речи недопустима.

          Рассмотрим ключевые психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Данная теория заявляет, что мышление не может удачно развиваться без языкового материала. Предполагается, что познание слова, означающего мнение, способствует человеку мыслить, т. е. раздумывать. Слова смешиваются в синтаксических конструкциях, разрешая формулировать связи, дела меж мнениями, формулировать мысль. Логическое мышление создаются в начальном звене, и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

           Мысль человека облекается в языковые формы, какие выработаны многолетним развитием языка. Таким образом, изучение языком, запасом слов и грамматических форм формирует предпосылки для развития мышления.

 Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше  усвоен язык, тем проще и полнее будут усваиваться знания». Знания, факты, информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое формирование содействует развитию мышления.

          Для установления оптимальной системы формирования у младших школьников коммуникативной компетенции учителю необходимо знать формы и виды взаимосвязи и взаимодействия устной и письменной речи в процессе начального обучения русскому языку в нерусской школе, а также уровень владения учащимися начальных классов каждым видом речевой деятельности.

           В соответствии с практической задачей развития коммуникативной компетенции эффективность каждого урока определяется количеством и качеством речевых упражнений. Таким образом, каждый урок должен представлять собой серию упражнений  в речевой деятельности учащихся. Для объяснения    значений  слов и грамматических конструкций используются преимущественно беспереводные средства: наглядный показ предметов, действий или рисунков с их изображениями; объяснение значений слова на русском языке: подбор синонимов и антонимов, включение нового слова в предложение, в котором остальные слова детям знакомы (языковая догадка) и др.  

Начальный  период обучения коммуникативной компетенции  характеризуется тем, что в основном учащиеся овладевают диалогической речью. Они учатся задавать вопросы, отвечать на них, побуждать друг друга к действиям, сообщать что-либо. Поэтому на уроках устного курса большое место отводится вопросо-ответным упражнениям, и упражнениям на выполнение команд с последующим комментированием своих действий.

          Для способа преподавания русского языка в нерусской школе принципиальное значение имеют следующие выводы для развития  связной речи.

1. Связность речи (монологической и диалогической как в устной, так и в письменной форме) возникает не интуитивно, после внедрения определенных средств, выражающих межфразовые связи устанавливающих дела в зависимости предложений или их групп друг от друга.

2. Используемые в языке средства межфазовой связи чрезвычайно разнородны и многоплановы, благодаря чему единство и целостность связной речи создаются и выражаются средствами и смыслового распорядка ( употреблением одних и тех же слов и синонимов), и словообразовательного (употреблением форм времени и лица), и синтаксического распорядка (употреблением союзов, особенных предложений, выполняющих связующую функцию) т. д.

3.Методическим условием развития коммуникативной компетенции учащихся является применение широкой системы речевой деятельности, довольно различных и содержащих нужный языковой материал, с иной –  критерии  для личных речевых выражений, в которых ученик мог бы применять все те средства языка, которыми он обязан завладеть.

Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого мало: подсознательно усвоенный стиль выходит примитивной  и ошибочной.

       Есть ряд качеств овладения речью, какие находятся в ведении школы. Это изучение литературной языковой нормы. Школа обучает отличить литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, обучает литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, ученик обязан изучить много новейших слов, словосочетаний, очень много таковых форм и конструкций, которых он в собственной дошкольной практике совершенно не употреблял, обязан изучить нормы потребления слов, оборотов речи, грамматических средств, а в том же порядке орфоэпические и орфографические нормы.  Изучение навыков чтения и письма – важных речевых навыков, нужных любому члену современного общества. Задача школы - это улучшение культуры речи младших школьников, доведение её до такового  уровня, ниже которого не обязан остаться ни один ученик. Поэтому чрезвычайно принципиально узнать, что конкретно вступает в методическое понятие «коммуникативной компетенции».

      В развитии коммуникативной компетенции отчётливо выделяются три направленности: работа  над одним словом (лексический степень),  над словосочетанием и предложением (синтаксический степень) и  над связной речью (степень текста). Кроме того в коммуникативную деятельность включается произносительная работа – дикция, орфоэпия, четкость, поправка произносительных недочётов.

       Лингвистическим основанием для первых двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис, что же касается связной речи, то она базируется на концепцию текста (лингвистику текста), логику, концепцию литературы. Указанные три полосы развиваются синхронно,  они  находятся в подчинительных отношениях: словарная служба даёт материал для предписания; первое и второе подготавливают связную стиль. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.

       Развитие коммуникативной компетенции владеет собственным арсеналом  методических средств, личные виды упражнений; более принципиальные из них – это упражнения в связной речи, рассказы, пересказы, сочинения и пр. Они представляют собой высшую степень трудности в речевых упражнениях, так как в них соединяются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, и логические, композиционные умения. Систематичность в развитии коммуникативной деятельности гарантируется четырьмя критериями: последовательностью упражнений, их перспективностью, разнообразием упражнений и осознанием конкретной, узкой цели всякого типа упражнений, умением подчинить различные виды общей  цели.  В современной школе формирование коммуникативной компетенции учащихся рассматривается как основная задача обучения русскому языку. Это означает, что составляющие коммуникативной деятельности вплетаются в систему  каждого урока (не только по русскому языку, но и окружающему миру, математике, изобразительному искусству) и во внеклассные мероприятия. Развивая коммуникативную компетенцию младшего школьника, программа держится отчетливо определённых черт речи, к которым надо стремиться и какие служат критериями  оценки ученических устных и письменных выражений.  

       Реализация названных функций прямо связана с тем, как свободно человек обладает речью. Это является типичным шагом на пути к общению.

    В развитии коммуникативной компетенции учащихся исключительно велика роль внеурочной деятельности, цель которых не только дальнейшее расширение и углубление знаний учащихся, повышение их грамотности и обогащение словарного запаса, но и развитие интереса к изучаемому языку, воспитание языкового чутья. Организация внеурочной деятельности по русскому языку является «обязательным элементом» ФГОС НОО и рассматривается как мощное дополнительное средство расширения и углубления знаний по коммуникативной компетенции. При подборе форм и методов работы учитель должен всегда помнить об основной их цели – развитии коммуникативной компетенции младшего школьника. Основная цель любого мероприятия – побудить ученика говорить по–русски, вызвать у него потребность в речи. Умело проведённое мероприятие заметно повышает уровень знаний, умений по коммуникативной компетенции, развитие творческих способностей, расширение лингвистического кругозора и повышение языковой культуры.

        В трудах И. О. Загашева, С. И. Заир – Бека и И. В. Муштавинской «Учим детей думать критически», С. И. Заир – Бека и И. В. Муштавинской «Развитие критического мышления на уроке» были представлены инновационные приёмы развития и обучения школьников.

       Возникла надобность применения в собственной педагогической деятельности технологии «Развитие критического мышления»  для развития у учащихся коммуникативных компетенций.

        Основоположниками технологии РКМ являются Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стил. Разработана методика  на базе  обобщения мирового педагогического эксперимента. Термин «критическое мышление»  популярен издавна из работ Л. С. Выготского, Ж. Пиаже и остальных учёных, а в языке преподавателей – практиков России употребляется с 1997 года.

        Американские преподаватели спроектировали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трёх стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии. В России изучением и апробацией ТРКМ занимались преподаватели и ученые С. И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская.

Авторы предоставленной технологии дают своё определение критического мышления: «Думать критически, значит обнаруживать любознательность и применять исследовательские способы: ставить перед собой вопросы и находить  ответы на них».

Как я это действую? Каким же образом внедряется эта система?

Как выстроить урок, чтоб обучить ученика  думать над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, самостоятельно делать  открытия?  Здесь на помощь приходят  приемы технологии развития критического мышления.

Применение приёмов технологии критического мышления началась с первого по четвёртый  классы, так как принципиальным условием для применения приемов предоставленной технологии является навык  чтения учащихся.

         Учитывая возрастные индивидуальности учащихся первого класса, в полной мере осуществить урок по ТРКМ невозможно, на данном этапе я применяю лишь элементы этой технологии. Приемы технологии применялись  на уроках литературного чтения, русского языка и во внеурочное время. Изучив методические приемы технологии развития критического мышления, пришла к выводу, что не все приемы  могут быть применены в начальной школе. Значит, вводить новые приемы в урок надо постепенно, по мере формирования речевых навыков. Для работы отбирался лишь тот материал, учитывался  возрастные и личные особенности класса. Работать мы начинали по принципу «от обычного  к сложному».

          Формы урока по развитию критического мышления различаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся  ключевыми действующими лицами урока. Они думают, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, исследуют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, в конце концов, придумывают. Роль учителя — в главном координирующая. Он ориентирует стремления младших школьников  в определенное русло, сталкивает разные суждения, формирует условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, даёт учащимся возможность без помощи других делать выводы, подготавливает новейшие познавательные ситуации внутри уже имеющихся.

         Технология РКМ подключает три шага или стадии. Это «Вызов - Осмысление – Рефлексия». Изучив технологию, на любой стадии, я выделила создаваемые коммуникативные компетенции. Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активируются имевшиеся знания, появляется  интерес к изучаемой  теме, определяются цели исследования  учебного материала. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся  знания по данной теме или проблеме;

- сконструировать вопросы, на какие хотелось бы  получить ответы;

-побудить ученика к активной работе на занятиях и в школе.

       Вторая стадия – «понимание» - содержательная, в ходе которой и происходит конкретная работа  ученика с текстом, причём работа целенаправленная, осмысленная. Процесс чтения постоянно сопровождается действиями  ученика ( составление таблиц, ведение дневника). При этом понятие «текст» объясняется очень обширно: это и письменный текст, и стиль педагога, и видеоматериал, и др. Здесь разнообразные задачи.  Эта стадия даёт  ученику:

  • получить новейшую информацию, осознать ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • находить ответы на вопросы, установленные в первой стадии.

        В итоге этого учащиеся  получают новую информацию, соотносят полученные и имеющиеся знания, систематизируют приобретенные данные. Таким образом, ученик следит за своей работой  без помощи других.

     Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Здесь основным является:

  • целостное понимание, обобщение приобретенной информации;
  • присвоение новейшего знания,  информации учеником;
  • создание у каждого из учащихся личного отношения  к изучаемому    

        материалу.

      На стадии рефлексии идёт обобщение информации, растет роль письма. Письмо способствует не только ориентироваться в материале и думать  над прочитанным, но и выложить новые  гипотезы. Данная разработка может употребляться в критериях обучения учащихся по УМК «Школа России» и подходит критериям  личностно-ориентированного подхода, так как:

  • ученик  является субъектом учебной деятельности;
  • организуется персональная индивидуальная работа  по осмыслению данного материала с опорой на индивидуальный опыт учеников;
  • приёмы технологии нацелены на формирование интеллектуальных умений, а не лишь на запоминание учебной информации.

     Например, приём сравнительной таблицы при исследовании тувинской народной басни «Золотая птичка»  и литературной басни А. С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке»

сказка

Линия сравнения

             сказка

Автор произведения

Жанр произведения

Положительные качества героев.

Отрицательные качества

Толстые и тонкие вопросы

Мы все знаем из жизненных ситуаций, что имеются  вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но ещё  чаще видятся  вопросы, на которые невозможно ответить одним словом.  Зачастую  нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от нас  однозначного ответа. Для успешной адаптации детей во взрослой жизни необходимо различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (Толстые вопросы).   Проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы - это толстые вопросы.

Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

Толстые ?

Тонкие ?

  • дайте разъяснение, отчего...
  • отчего вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что станет, ежели...
  • что, ежели...
  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • действительно ли...
  • согласны ли вы...
  • правильно  ли...

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на разных стадий урока.

Приём «Чтение с остановками».

         Ясно, что и учебные цели не учитывать  нельзя: нужно рассматривать неизвестные  слова, проверить средства художественного выражения, но все же, в нашем случае давайте обратим внимание на вопросы  сложного  уровня, вроде: «Что принудило богатыря поступить конкретно так?», « Как далее будут организовываться действия?», «Какие ощущения вызвали  фрагмент данного текста?» т. д. После первой или второй паузы  разрешено применять прием  «Дерево предсказаний».

Что станет потом? Чем кончится рассказ? Как будут развиваться действия?

Данная стратегия удачно вписывается в уроки чтения.    Материалом для её проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по наименованию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На главной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают свои мнения  о дальнейшем развитии сюжета.

       Задача учителя: найти в тексте «удобные» места для остановки. Данная стратегия содействует выработке у учащихся внимательного прислушивания  к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своего мнения, если она недостаточно аргументирована или доводы  оказались несостоятельными.

Синквейн.

Одной из форм работы на современном уроке может быть работа  с синквейном. Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, описывающий  объект ( тему), которая пишется по определённому правилу.

Считаю, что элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Правила написания синквейна:

Одно имя существительное в начальной форме входит в первую строку- это тема синквейна. Два имени прилагательных, характеризующие признаки предмета – вторая строка. Три глагола, характерные действия или состояния предмета -  третья строка.

Выдумка  из четырёх слов, о том, что думает автор – четвёртая строка. Слово-резюме, синоним, результат, дающее, новейшую интерпретацию темы – пятая строка.

Чёткое воплощение правил написания синквейна нет. Например, для усовершенствования текста в четвёртой строке разрешено применять цитату, крылатое представление, поговорку.

Для уроков литературного чтения синквейны – это большое  открытие. Ученики обожают эти стихотворения, потому, что они малые по объёму, сочинять их нетрудно и достаточно любопытно. При поддержке синквейна разрешено несколькими словами проявить всю сущность литературного героя. Составляя синквейн, любой ученик реализует свои дарования и возможности: творческие, образные, интеллектуальные. Если  придумано верно, то синквейн непременно выйдет эмоциональным. А учитель при этом не только  сэкономит время, но и рекламирует  сразу смысл текста, глубину его осмысливания и дееспособность ученика   формулировать свои идеи.

С синквейном разрешено действовать по-разному:

  • самостоятельное ( или в паре, в группе) придумывание  новейшего синквейна;
  • собирание краткого рассказа по готовому синквейну ( с внедрением слов и фраз, входящих в состав синквейна);

Например: урок литературного чтения в 4 классе. Рассказ Г. Скребицкого «В зимнюю стужу».


Лес

Холодный, занесенный

Изучает, раскрывает, докладывает.

Лес – это жилье клестов.

Дом.

Клесты

Маленькие, бойкие

Летают, играют, выводят

Клесты- естественные северяне

Птицы.

2 класс. О. О. Иргит.  С. Д. Корген-оол. Литературное чтение.  Рассказ Н. Сладкова «Золотой дождик»

Листья

Багряные, золотые

Шуршат, качаются, несутся

Шумит милый дождик

Осенний лес.

Сказка В. Даль «Старик –годовик»

Старик-годовик

Сказочный, волшебный

Выходит, машет, пускает

Разгадать наименования непростых птиц

Времена года

 

  • коррекция и улучшение готового синквейна;
  • анализ недостаточного синквейна для определения отсутствующей доли (к примеру, без указания темы-первой строчки).

     Синквейн может применяться  на различных стадиях урока: на стадии возобновления — сжатое обобщение актуализации приобретенных раньше познаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая служба над новым  мнением; на стадии рефлексии – это орудие  творческого выражения осознанного материала.

Итак, синквейн:

  • обогащает словарный резерв;
  • подготавливает к краткому пересказу;
  • обучает формировать идею( главную фразу);
  • дозволяет ощутить себя создателем;
  • выходит у всех.

На образце конспекта фрагмента урока хочу представить, как могут  быть применены приёмы технологии РКМ через  чтение и письмо.

План  урока по литературному чтению во 2 классе. Лексическая содержание " Весна "

Материал для чтения Г. Скребицкий «Весна- Красна» ( Отрывок из сказки  «Четыре художника»)

Цели.

Обучающие:

1. Познакомить учащихся со сказкой Г. Скребицкого «Весна-Красна»; делить текст на абзацы; обогащение словарного запаса.

Развивающие:

совершенствовать умения решать  творческие задачи; совершенствовать психологические процессы: восприятие, интерес, фантазия, мышление, стиль, самоконтроль, учебную независимость,  коммуникативность; стимулировать  мотивацию обучения через внедрения ИКТ;

Воспитывающие: побуждать любовь к родной природе и ко всему живому;

прививать  бережное отношение  к окружающему миру.

Задачи:

1. Создать условия для " открытия " учащимися сказки  Г. Скребицкого «Весна-Красна».

2. Умение видеть  в обыденных вещах необыкновенное, красивое; совершенствовать знание действовать в группах; воспитывать любовь к природе;

3. Формировать универсальные учебные действия.

Ожидаемые итоги: Умение работать  над текстом.

Материалы: компьютер, презентация,  словарь Ожегова, электронная музыкальная физминутка «Радуга».

Оборудование:  учебник «Литературное чтение» 2 класс. О. О. Иргит С. Д. Корген-оол; иллюстрации к  сказке «Весна-Красна».

Тип урока: ОНЗ

Технология: формирование критического мышления через чтение и письмо, приёмы здоровьесберегающей технологии.

Приёмы: чтение с остановками; обращение к личному опыту учащихся; предсказание по наименованию; синквейн; бортовой журнал; внедрение " толстых " и " тонких " вопросов.

Источники информации: программа дисциплины; технологическая карта урока; литература для учителя; учебники; интернет-сайты.

Ход урока.

1. Мотивация урока. Создание эмоционального настроя.

Друг на друга посмотрели,

Повернулись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того, чтоб с хорошим настроением  начинать  урок по чтению.

- Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы разумные, мы дружные,

Мы - внимательные, мы- старательные!

2.Подготовка к основному этапу. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

-Скажите , какое время года прошло? Вспомните стихотворения русских писателей о зиме.

 - Какой мы видим в стихотворениях зиму? (Дети читают стихотворения о зиме)

Ученик: ( Зима – волшебница, чародейка, которая украшает землю, сковывает её, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а кажется, ещё более холодит её, и снег ярко блестит под его лучами. Хотя зимой было холодно, вы играли в зимние игры и вам было хорошо и весело. Какие краски дарила нам зима? (белые, голубые, сиреневые, серебристые). А сейчас определите своё настроение с помощью кружочков.

3. Сообщение темы и целей урока. (показ видео о весне)

А )-Сегодня вы сами назовете тему урока, если отгадаете загадку:

Ожил лужок,                                       Солнце печёт,

День прибывает,                                  липа цветёт,

Когда это бывает? (весной)                       рожь поспевает

                                                           Когда это бывает?

Солнышко ласкает всех.

Уже давно растаял снег.            И куда не глянешь ты-

И не ходит уж никто            всюду травы и цветы.

в тёплых шубах и пальто.            Птицы весело поют,

На деревьях гнёзда вьют…                                 Комбу Бижек.

Б) Дети отгадывают загадку.

В) Учитель:

- Да, сегодня мы будем читать сказку  русского писателя Г.Скребицкого о родной природе, о весне. Это произведение о природе. Автор произведения Георгий  Алексеевич Скребицкий родился 20 июля  1903 года в Москве. Любовь к природе стала ориентиром жизненного пути Г. Скребицкого. Синички,  сороки,  ёжики,  зайчики,  белочки всегда жили в доме Георгия Алексеевича Скребицкого.

Дети читают цели урока.

4. Работа над темой урока.

А) работа над правильным произношением слов: его ,серёжки, подснежник , медуницы, гроздьями, уютные, оживает, дива-дивного.

Б) словарная работа:

День за днём - ежедневно                                      

глаз не оторвать - карак  адырлыр арга чок

Унылый -  мунгаргай                                                    

Овраг -  хооргал

Рассудить - шиидер                                                    

 Разукрасить - каастаар

Залюбоваться - магадап коор                          

 глаз оторвать не может - чарашсынып коор

5 . А теперь, отдохнём.  Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Росой она умылась - раз.

Изящно покружилась - два.

Нагнулась и присела – три.

Полетела – четыре..

6.  Работа над текстом.

А) Чтение сказки учителем.(если время сжато, текст читают сами учащиеся)

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

Б. Чтение, деление на смысловые части.

В. Составление плана:

1.Задумка Весны.              

2.Хмурый лес.                                        

3.Тонкая кисточка Весны.                  

4.День за днём.                                  

5.Лесная поляна.                      

6.На склоне оврага

7.Луг

8 Букашки и паучки.

9. Птицы.

10.Живая картина.

11.Зайчата.

12.Картина Весны-Красны.

13.Солнышко.                                                  

Г. Чтение по готовому плану.

Д. Ответы на вопросы по тексту.

1. С чего начала рисовать картину Весна-Красна? Какие краски она взяла? Что развесила Весна на осины и тополя?

2.Что нарисовала  весна на широкой  поляне? Какие цветы она рассыпала вокруг лужи?

3. Какие насекомые появились  из разных щёлок? Где гудят майские жуки? Куда летят первые пчёлы и бабочки?

4. Какие птицы прилетели ? Какое важное дело придумала Весна для каждой птицы?

5. Что растёт на склоне оврага и на опушке леса?

6.А кто это в зелёной траве?

5. Какое впечатление произвела картина Весны на Солнышко? Можно ли написать картину ещё веселее?

6.Подумайте,  почему  Г. Скребицкий  назвал  Весну  художником? - В данном  произведении  писатель  использовал  приём,  который  называется  «олицетворение».  Олицетворение – это такой   приём,  когда  неодушевлённое  изображается  как живое. Внимательно рассмотрите  и найдите в тексте действия, которые относятся к ней.

7. Выборочный вид пересказа.

Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий. Для творческого пересказа рекомендуется использовать отрывки изучаемых прозаических произведений, которые можно продолжить, изменить, передать содержание от другого лица или в иной логике.

8.Обобщение темы.

1. Поиск верных и неверных утверждений.

Взяла она  тонкие кисточки. Чуть – чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя развесила зелёные листочки. 3 абзац.

На широкой лесной поляне зелёной краской вывела она маленькую весеннюю лужу. 5 абзац.

Всё оживает кругом. Выползают муравьи и паучки. 8 абзац.

А что это в зелёной траве? Медвежата.

Зайчата  во все стороны поглядывают; ждут свою мать- медведицу, чтобы их молоком накормила.

На лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят  дикие сливы, куст рябины.

9. «Дерево предсказаний».

Перед нами необычное дерево – это дерево предсказаний. Оно называется «Весна».

Много говорили о весне, о том, какая она прекрасная.  Сейчас стоят пасмурные дни, вокруг много снега, бывают даже метели. Но мне кажется что, в этом году весны не будет.

- Вы со мной согласны? (нет)

- Докажите, почему вы думаете что весна  наступит? (Дни становятся длиннее, на  дорогах  лужи,   ярче светит солнце,  на деревьях набухают почки. Весна  наступит обязательно.)

Вывод:

         Есть закон природы: после зимы неизбежно наступает весна. И как бы мы не любили зиму за её забавы, её время прошло. Весна вступила  в свои права.

 10.  Стадия рефлексии. Синквейн  

Учитель:

-  Заканчивая разговор о весеннем  лесе ,  предлагаю вам написать об этом  синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Дети:

- Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение. Одно имя существительное в начальной форме входит в первую строку - это тема синквейна. Два имени прилагательных, характеризующие признаки предмета – вторая строка. Три глагола, характерные действия или состояния предмета -  третья строка. Фраза из четырёх слов, о том, что думает автор – четвёртая строка. Имя  существительное в начальной форме или новое звучание темы  синонимом  – пятая строка.

Пример синквейна:

Черёмуха

Белая, красивая

Цветёт, растёт, зеленеет

Она на склоне оврага

Дерево.

Черёмуха

белая, свежая

Растет, цветет, пахнет.

Красивый весенний цветок.

Растение.

На сегодняшнем уроке я узнал…

Сегодня я сумел (а) …

 9. Подведение итогов урока:

Учитель. Назовите автора произведения.

Ученики. Скребицкий.

Учитель. Назовите заголовок.

Ученики. «Весна-художник»

Учитель. Назовите тему произведения.

Ученики. Это произведение о природе.

Учитель. К какому жанру отнесем произведение?

 

 Учитель. Это рассказ с элементами сказки. Автор умело вносит в рассказ сказочные элементы.

  •         Что вам понравилось на уроке?
  •         С какими трудностями вы столкнулись?
  •         Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

 10. Выставление оценок.

Коммуникативная компетенция – это  ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника, ключ к удачной деятельности. Запросы, предъявляемые нынешним социумом к младшему школьнику – это готовность к сотрудничеству, формирование возможности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести  разговор, искать находить и  содержательные компромиссы. Формирование коммуникативной компетенции, определенной в основных документах как главной, решающей проблему функциональной социализации личности, гарантируется достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

       Компетентность и подготовленность в общении сейчас являются одним из причин успеха в любой  сфере жизнедеятельности. Отсутствие простых навыков общения приводит к множеству конфликтов не только  в семье, но и в коллективе при общей деятельности. Чтобы быть удачным, необходимо быть наиболее коммуникативно-активным, социально-компетентным, наиболее приспособленным к общественной реальности, способным отлично взаимодействовать и править действиями общения.

Для создания эмоционально - подходящей коммуникативной ситуации на уроке нужно применять:

  • игровые приёмы;
  • поручения, направленные на формирование литературных возможностей и творческого воображения;
  • приёмы групповой  работы.

Так как проект – это совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, какие разрешают учащимся получать познания и умения в процессе планирования и индивидуального исполнения определенных практических с обязательным представлением результатов, он имеет временные  рамки. Метод проектов подразумевает формирование познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение  без помощи других проектировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

По своей главной составляющей этот проект рассчитан на три года.

Этапы реализации проекта:

Первый шаг ( 2014-2015) – констатирующий – был направлен на рассматривание  теоретической литературы по исследуемой проблеме.

В естественных  критериях обучения с учащимися была проведена диагностика – степень словарного запаса, формирование памяти, входной контроль «срез». Использовались следующие способы: наблюдение, разговор, анализ текстов.

Второй шаг ( 2015-2016) – преобразующий – позволил спланировать работу по экспериментальному обучению: были поставлены конкретные поручения и упражнения, какие применялись и употребляются на протяжении  обучения.

Третий шаг ( 2016-2017) – завершающий - устанавливал целью: проведение другого контрольного «среза» по определению достигнутого уровня развития письменной речи четвероклассников, приобретенных в ходе двух «срезов» по отобранным характеристикам; формулировка выводов и выпуск брошюры с советами для учителей; распространение эксперимента работы в кожуунном уровне и размещение статей, методических разработок в сети Интернет.

Механизм реализации проекта

Средства реализации проекта

Структура проекта

РЕСУРСЫ

Для осуществления проекта имелись временные ресурсы. Это  достаточное время на достижение намеченных целей.

 К информационным ресурсам относятся объявление о начале проекта, защита его основных положений на заседании ШМО.

Я, как руководитель проекта, училась  на курсах повышения квалификации, посещала мастер-классы коллег республики, которые используют проектную технологию в своей практике, которые имеют  достижения.

Основные ресурсы:

1) наличие в нашей школе коллектива, с  потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его итогов;

2)  использование в образовательном процессе современных  технологий, приемов обучения, методов, форм с способов,  позволяющих формировать главные ключевые компетентности, востребованные в наше время;

3) внедрение учебно – методических комплексов, позволяющих решать  государственные образовательные стандарты;

4)  присутствие административной команды, обладающей программно – целевыми и проектными способами и методами управления;

5) наличие  в  общеобразовательном учреждении системы мониторинга качества.

Среди  учащихся классов, где я преподавала, есть заинтересованные, способные, которые имеют склонности к исследовательской деятельности.


ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Учащиеся 1-4 классов.

Принципом для отбора учащихся в кружок были:

-абсолютное желание учащихся;

-по анкетированию с целью выявления интереса к изучению языка;

-по выбору учащихся, желающих посетить занятия внеурочной деятельности.

Предполагалось участие в проекте учащихся в количестве 12 человек.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Содержание работы

на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

методологический этап

1.Выбор темы, формулирование целей проекта через , анкетирование, беседу.

2 Комплектование и формирование состава группы.

Изучение и рассмотрение темы проекта  и получение дополнительной необходимой информации.   Формулирование цели и гипотезы проекта.

Обязанности по желанию в проектной группе.

Мотивирование учащихся при ознакомлении с сутью данной технологии. Оказание и поддержка в определении гипотезы и цели проекта. Придумывание собственных целей с учётом проекта.

Плановые работы

1.Уточнение источников информации. Планирование и анализ информации, способов и методик  сбора

3.Планирование конечных целей, т.е. представление итогов работы 4.Подведение критериев, процедур и оценки процесса работы.

5.Распределение среди членов команды обязанностей .

Разработка   дальнейшего плана   действий. Определение условий, промежуточных задач,  сроков, необходимых для реализации проекта.

Предложение своих идей,

предположений и высказываний. определение сроков работы поэтапно. Помощь в  составлении формулировке гипотезы

 

Содержательный –исследовательская  деятельность

1.Изучение опыта учителей –  методистов и новаторов передового опыта из

методических газет, образовательных сайтов интернета.

Сбор необходимых данных  для решения промежуточных задач, знакомство с формами, способами  исследования и проведение их.

Косвенное руководство деятельностью, координация, наблюдения, советы.

Рефлексивный –результаты  и выводы

Анализ  информации, фор

мулировка  выводов, анализ информации и оформление результата.

Анализ информации и  оформление результатов.

Рекомендации, предложения, наблюдения.

Представление готового продукта,   защита

Представление результата работы, разнообразных форм для участия в НПК, творческих проектах и т.д.

Отчет, формулировка окончательных выводов и  отстаивание  своей  точки зрения.

Применение новых технологий, форм и методов образовательной

и воспитательной деятельности.

Послепроектный –оценка процессов и результатов работы

Участие в оценке и самооценке своих работ путём коллективного обсуждения

Оценивание  и качество использования источников  проведенной работы. Определение возможности продолжения работы по выбранному направлению

Критерии оценки эффективности проекта

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Как было запланировано в начале проекта, ожидалось повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции, интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности, результативности обучения, выработка умения создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации, активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Сделана стартовая диагностика знаний учащихся по предмету, по участию в конкурсах,  фестивалях, проектах.

Результаты –продукты: у координатора проекта появились методические разработки, которые обобщены на традиционной конференции учителей русского языка начальной школы, участие в работе консультационных семинарах “Актуальные проблемы введения ФГОС НОО”,  “Реализация ФГОС общего образования: проблемы, поиски, решения”, обобщение опыта работы на сайтах https://infourok.ru/,http://nsportal.ru, http://www.proshkolu.ru. В  процессе реализации проекта учитель основные положения своей деятельности представляла путем проведения открытых уроков, мастер-классов, выступления на семинарах, муниципальных педчтениях “Золотые зерна”, профессиональных конкурсах “Учитель года Эрзинского кожууна”, во II-ом республиканском конкурсе “Мой лучший урок”.

Результаты –продукты обучающихся: учебно-исследовательские работы, с которыми они выступают и достигают результатов. Это участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах.

Результаты –эффекты:

Какие изменения произошли с начала работы над проектом? Это прежде всего социализация детей, охваченных в кружке внеурочной деятельности. Выражается это в развитии коммуникативных навыков обучающихся. Если до проекта учащиеся испытывали неуверенность в себе, не могли размышлять на свободную тему, то после увеличилось количество тех, кто  может свободно выражать свои мысли, общаться на русском, поддержать  беседу по темам вне урока, учёбы. Повысилась культура общения, поведения в коллективе. Участники проекта не испытывают барьера в общении с представителями других социальных групп, со взрослыми, незнакомыми.

Учащиеся 4 класса, в которых велась внеурочная деятельность, отличаются от своих сверстников интеллектуальным уровнем –они  более развиты и творчески относятся к заданиям, заинтерсованы в учебе.

   Система показателей результативности:

  • количество школьников, вовлеченных в проектную деятельность, рост объёма проектных работ;
  • умения критически мыслить в любых ситуациях  и принимать  правильные, обдуманные  решения;
  • улучшение  качества знаний учащихся и коммуникативной компетенции.

У обучающихся повысилось:

  • знание о способах, закономерностях, способах общения;
  • умение владеть средствами разрешения и предупреждения конфликтов в жизненной ситуации;
  • знание законов и закономерностей  личностного развития и психологических особенностей личности;

  • оценивание и прогнозирование последствий развития конфликтных ситуаций в школе, в общении со сверстниками, быту, обществе;
  • саморегуляция своего  поведения в рамках норм коммуникации.

Результаты  проекта – доклады  учащихся отмечены сертификатами участия, грамотами и дипломами. Радуют их выступления в кожуунных и республиканских научно-практических конференциях. Вот те, которые добились результата в мероприятиях республиканского и всероссийского и международного уровней.

ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Фамилия и имя участника

Названия олимпиады, конкурса

Уровень

Результат

Ооржак Сурен

Олимпиада по русскому языку

школьный

1 место

Олимпиада по литературному чтению

школьный

2 место

Сагаачы Аяс

Олимпиада по русскому языку

школьный

3 место

Олимпиада по литературному чтению

школьный

1 место

Участник игры- конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех»

всероссийский

Сертификат участника

(42 балла)

Чооду Линда

Олимпиада по русскому языку

школьный

1 место

Олимпиада развивающего обучения по литературному чтению  среди 3-4 классов образовательных организаций Эрзинского кожууна

муниципальный

1 место

Участник IX республиканской олимпиады развивающего обучения «Дельфинёнок»

республиканский

Сертификат участника

(25 баллов)

Международная дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»

Международный

1 место

Участник IX республиканской олимпиады развивающего обучения «Дельфинёнок»

республиканский

Сертификат участника

(22 балла)

Эренчин Эльмар

Олимпиада по русскому языку

Школьный

2 место

Олимпиада развивающего обучения по русскому языку по среди 3-4 классов образовательных организаций Эрзинского кожууна

муниципальный

1 место

Участник V республиканской олимпиады развивающего обучения «Дельфинёнок»

республиканский

Сертификат участника

(30 баллов)

Конкурс чтецов художественного произведения «Живое слово»

муниципальный

3 место

Международная дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»

Международный

1 место

Участник игры- конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех»

всероссийский

Сертификат участника

(62 балла)

Ондар Амата

Олимпиада по русскому языку

школьный

1 место

Олимпиада развивающего обучения по русскому языку по среди 3-4 классов образовательных организаций Эрзинского кожууна

муниципальный

1 место

Олимпиада развивающего обучения по проектной деятельности среди 3-4 классов образовательных организаций Эрзинского кожууна

муниципальный

1 место

Участник IX республиканской олимпиады развивающего обучения «Дельфинёнок»

республиканский

Сертификат

участника

(21 баллов)

Всероссийская  дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»

Всероссийский

3 место

Даваа Начын

Олимпиада по русскому языку

школьный

1 место

Олимпиада развивающего обучения по парному туру среди 3-4 классов образовательных организаций Эрзинского кожууна

муниципальный

1 место

Участник IX республиканской олимпиады развивающего обучения «Дельфинёнок»

республиканский

Сертификат

участника

(13 баллов)

Всероссийская  дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»

Всероссийский

3 место

Чооду Айысмаа

Конкурс чтецов художественного произведения «Живое слово»

муниципальный

1 место

III республиканский конкурс юных чтецов «Живое слово» среди учащихся начальных классов

республиканский

Грамота Министерства

Образования и науки республики Тыва за грамотную речь.

Шоолай Ангелина

Конкурс чтецов художественного произведения «Живое слово»

муниципальный

3 место

Чалдыг Кирилл

Конкурс чтецов художественного произведения «Живое слово»

муниципальный

3 место

Саая Лилия

Победитель игры- конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех»

всероссийский

1 место

3 класс.

2015г

Сагаачы Аяс

Победитель игры- конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех»

всероссийский

1 место

4 класс

2016г

Оюн Илья

Победитель игры- конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех»

всероссийский

1 место

3 класс

2016г

Учащиеся 1б класса

Конкурс театрализованных представлений среди 1-4 классов образовательных учреждений кожууна «Сказочный сундучок»

муниципальный

Сертификат

участника

Сюктермаа Ним-Доржу

Литературный конкурс «Сказка о снежном барсе» на кожуунном отборочном этапе IV республиканского фестиваля «День снежного барса»

муниципальный

1 место

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Дальнейшее развитие необходимо, так как уровень коммуникативной компетенции выпускников сельской начальной школы, в том числе Эрзинской, требует совершенствования.  Сегодня, когда по Указу президента РФ большое внимание уделяется нравственному воспитанию школьников, без хорошего владения русским языком и умения выражать свою мысль, постигать содержание, авторскую мысль произведений и русской, и зарубежной литературы невозможно. Расширить и охват, и контингент учащихся возможно за счет привлечения их в литературные и драматические кружки, студии различных направлений.

Ресурсов для этого у нас в начальной  школе есть: опытные учителя русского языка и литературы, руководители разных кружков.

Использованная литература:

1.  Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.

2.  Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.

3.  Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с.

4.Русский язык. Справочные материалы: М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А.В.

Прудникова. -М. «Просвещение».,1987.-288 с.

5.  Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.

6.  Развитие детей речи детей дошкольного возраста /  Под ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.

7.М.Р. Львов. Методика развития речи: пособие для учителя начальных классов:

М ., «Просвещение»,1985 г.-173 с.

8.А.П.Величук, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова: «Методика развития речи

в начальной школе», Ленинград «Просвещение»,1982 г.

9. Ладыженская, Т.А. Речь.Речь.Речь. [Текст] : книга для учителя/ Т.А. Ладыженская.-М.: Просвещение, 1990.- 452с.

10. Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст]: пособие/Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 1996.- 362 с.

11. Жакулина И.В. Модуль 1 «О критическом мышлении и технологии РКМЧП» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=107559&page=7

      12.Жакулина И.В. Модуль 2 «Приёмы ТРКМЧП и их применение на уроках в начальных классах» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=108367&page=2

12.  С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

13.  Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.

14.  И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка. Реферативная работа.

Обобщение опыта работы по технологии РКМЧП. Реферативная работа, раскрывающая понятие, методы, приёмы технологии.  При подготовке статьи были использованы работы Громовой О.К., Заир-Бека С.И., За...

статья" Технология критического мышления на уроках русского языка"

В статье отслеживается использование форм и методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка,которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся. Данная технология пр...

Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы

Применение данной педагогической технологии позволяет пробудить интерес учащихся к получению новой информации, позволяет им сформулировать свои цели урока, анализировать свою деятельность и деятельнос...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка"

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка" представлена в рамках методического семинара....

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка"

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка" представлена в рамках методического семинара....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» (на примере применения приемов стадии вызована уроках русского языка в ...