КОНКУРСНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ!!!
статья на тему

Бардина Наталия Геннадиевна

Методический материал, описание педагогическогои опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4_metod._seminar.docx20.35 КБ
Файл prilozhenie_5_esse.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Бардина Н. Г.,

МОУ «Гимназия № 20»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Актуальность и перспективность опыта. Анализ нормативных документов по проблемам отбора содержания и требований к результатам обучения по музыке в начальной и основной школе (ФГОС НОО, ФГОС ООО; Примерные образовательные программы по предмету «Музыка»; учебно-методическое оснащение современных программ по музыке для начальной и основной школы) позволяет сделать следующие выводы:

В планируемых предметных результатах по «Музыке» в ФГОС НОО требует усиления деятельностный аспект, поскольку, как известно, в младшем школьном возрасте ребёнок склонен к активным формам освоения музыкального искусства. Смещение значимости деятельностного аспекта с первостепенных позиций обусловили сегодня ориентацию учебных программ, главным образом, на слушательскую деятельность, в том числе на философский уровень размышлений о музыке, а так же декларацию важности творческой деятельности без конкретизации последовательности и поступенности в данном направлении работы.

Преобладание знаниевого компонента характерно и для основной школы. В освоении музыкального искусства данный подход видится недопустимым, поскольку у рационально-логического, научного и эмоционально-образного, художественного предметов познания разные объекты познания. В одном случае это объективная реальность, в другом – личностное, человеческое отношение к ней, и соответственно разные формы познания, формы деятельности, путь освоения, итоги познания и итоги развития.

К вышесказанному следует добавить, что преобразования, происходящие в содержании общего музыкального образования, требуют от учителя поиска новых технологий и методов формирования и развития музыкальных способностей детей, в частности, восприятия музыки. Решение этой проблемы особенно важно, так как именно восприятие музыки является основой всех видов музыкальной деятельности (Д.Б. Кабалевский).

Не случайно, развитие художественно-образного восприятия является одной из главных задач музыкального образования, способствующих приобщению детей к музыкальному искусству. Полноценное переживание музыкальных образов помогает человеку овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания, укрепляет его эмоционально-волевой тонус.

Несмотря на то, что интерес к обозначенной проблеме неизменно находился в центре внимания педагогов-музыкантов, исследователей на протяжении всех исторических этапов становления урока музыки, многие вопросы все еще остаются не решенными. В частности, не достаточно изучены механизмы взаимодействия искусств (музыка, живопись, литература и др.) в рамках урока музыки, а это чрезвычайно важно для понимания закономерностей их взаимодействия и разработки, на этой основе, педагогического руководства процессом ее осуществления на уроках музыки. Наконец, мы видим необходимость создания модели развития художественно-образного восприятия школьников на уроках музыки в опоре на взаимодействие искусств (музыка, живопись, литература и др.), всемерное развитие творческого потенциала учащихся, воспитание образного мышления как важнейшего фактора познания человека, мира, взаимосвязи различных видов искусства в их имманентной сущности, искусства и науки в целом.

Таким образом, актуальность опыта обусловлена рядом противоречий:

- между перспективными возможностями использования взаимодействия искусств (музыка, живопись, литература и др.) на уроке музыки как пути развития художественно-образного восприятия школьников и необходимостью проведения исследований, посвященных этой проблеме;

- между потребностью педагогов-музыкантов в методических рекомендациях, раскрывающих технологию развития художественно-образного восприятия школьников на уроке музыки на основе понимания механизмов взаимодействия искусств и отсутствием таких методических разработок.

Наш опыт работыпредставляет собой один из возможных путей развития художественно-образного восприятия школьников на уроках музыки.

(См. слайд № 3)

Методологической основой опыта явились: теория взаимодействия искусств (В.В. Ванслов, М.С. Каган, Б.В. Юсов); психологические исследования (Л.С. Выготский, В.С. Мухина); исследования по психологическим проблемам восприятия музыки (Д.К. Кирнарская, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, М.С. Старчеуси др.); исследования по проблеме музыкальных способностей (Б.М. Теплов, А.Л. Готсдинер, Ю.А. Цагарелли, Н.А. Ветлугина, Е.В. Николаева, А.В. Торопова и др.); исследования в области методики развития восприятия музыки (Э.Б. Абдуллин, В.К. Белобородова, Л.Н. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева и др.); исследования в области теории и методики художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева и др.).

Новизна опыта состоит в том, что разработана педагогическая технология развития художественно-образного восприятия школьников на уроках музыки в опоре на взаимодействие искусств (музыка, живопись, литература и др.), всемерное развитие творческого потенциала учащихся, воспитание образного мышления как важнейшего фактора познания человека, мира, взаимосвязи различных видов искусства в их имманентной сущности, искусства и науки в целом. На основе данной технологии разработан цикл занятий с использованием различных типов художественной деятельности, который может быть реализован на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Сущностная характеристика опыта (См. слайды №№ 4, 5, 6,7,8)

Что нового появляется в уроке:

 - Стремление учителя музыки самостоятельно планировать уроки.

 - Знание принципов педагогики художественного образования, их иерархии, взаимосвязей и отношений.

 - Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.

 - Знание типологии урока искусства.

 - Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.

 - Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

 - Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».

 - Планирование воспитательной функции урока.

 - Комплексное планирование задач урока

 - Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.

 - Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

 - Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

 - Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

 - Творческая направленность учебного процесса.

- Выбор оптимального сочетания и соотношения технологий, методов и приемов обучения, развития и воспитания школьников.

 - Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.

 - Сочетание различных форм работы.

 - Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.

 - Формирование надпредметных способов учебной деятельности.

 - Работа по мотивации учебной деятельности – формирование мотивации познания.

 - Создание условий для проявления творческой самостоятельности и активности учащихся.

 - Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

 - Дифференциация домашних заданий.

 - Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

- Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

 - Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Наиболее перспективные образовательные технологии должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.

На уроках музыки в основной школе рекомендуется использовать следующие технологии.

Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные). Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся недостаточно полно используются в практике преподавания музыки. Среди них: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой  активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах (свирель), развитие координации  движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др.

Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируются на интеграции музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством и др. Интеграция искусств на уроке музыки дает возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств. При этом категория «художественный образ» должна рассматриваться как общая платформа для взаимодействия искусства в процессе музыкальных занятий. Следует подчеркнуть, что в процессе интеграции искусств на музыкальных занятиях доминирующая роль должна принадлежать музыке.

Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки.

Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников необходимо использовать в целях выявления: выявления личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, качества формирования УУД, степени эмоционального восприятия явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию; осознанного отношения к изучаемым произведениям.

Информационно-коммуникационные технологии, которые приобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности.

(См. слайды №№ 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)

Анализ результативности(См. слайд № 16, 17, 18)

Адресные рекомендации по использованию опыта

http://nsportal.ru/nataliya-2

Обобщение и распространение опыта происходит:

•         На заседаниях школьного, муниципального, республиканского методических объединений учителей иностранных языков;

•         На открытых уроках, мастер-классах школьного, муниципального и республиканского, всероссийского и международного уровней;

•        В публикациях в печатных изданиях, электронных СМИ, на личном и школьном сайтах;

•        При участии в конкурсах.



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Бардина Н.Г.,

МОУ «Гимназия № 20»

Я – учитель

Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Всё начинается здесь…

Каким ты сумеешь вырастить и воспитать юное поколение? Чему научишь? Какой след оставишь в их юных сердцах? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников.

Я – учитель музыки. Мне нравится быть им, потому что музыка, пожалуй, один из самых добрых предметов, который формирует гармонично развитую личность. В музыке мы ищем выход из сложной ситуации, уверенность в завтрашнем дне, заряд положительной энергии.

Где – музыка,

там Разум торжествует,

и служит Ум

законам труб и струн...

В моей душе всегда звучит музыка… Наверное, с того самого момента, когда я появилась на свет. Сначала это были мелодии колыбельных песен, которые пели мне мама и бабушка. Затем многоголосные мордовские песни, звучавшие на народных праздниках, во время которых присутствовали и дети. С годами музыкальная коллекция пополнилась нежными сюитами летнего дождя, вальсами листопада, джазовыми композициями весенней оттепели и симфониями зимней метели. Я слышу музыку в шуме морских волн, в пронзительной ночной тишине и в топоте моих учеников, весело несущихся по школьному коридору во время перемены…

Можно ли научить слышать музыку окружающих? Думаю, да. И именно это стало делом моей жизни. Так с чего же всё начиналось?

Я родилась в небольшом мордовском селе. С раннего детства слышала мордовскую речь, которая впоследствии стала для меня родной. Я выросла на мордовских песнях, которые могла слушать часами. Именно здесь, на широких мордовских просторах, зародилась любовь к музыке, любовь к родному краю.

Знакомство с миром великого искусства началось для меня в музыкальной школе. Годы, проведенные в этом учебном заведении, я вспоминаю с большим трепетом. Всю свою жизнь я не перестаю восхищаться талантом педагогов. Навсегда останется в моём сердце учитель сольфеджио - Надежда Викторовна. Её уроки были настолько интересными, необыкновенными, что я забывала обо всём на свете и погружалась в волшебный мир красоты и звуков.

Затем образование продолжилось в музыкальном училище. С каким немым восторгом подходила я всякий раз к зданию, из окон которого вылетали звуки «Лунной сонаты» Л. Бетховена, «Вальса цветов» П. И. Чайковского!.. Это был мой родной дом, в котором обитали «служители муз». И именно здесь в процессе общения с педагогами во мне зародилось и стало постепенно нарастать желание учить детей слушать и понимать музыку.

Для меня уроки музыки начинаются с мелодии детских глаз. Она может быть озорной и восторженной, лирической и тревожной, задорной и медлительной. В общем хоре я слышу и сольные партии: недоумение, удивление, возмущение, влюбленность. Сразу ли мне удалось создать такой согласный хор? Конечно, нет.

Опыт приходит с годами, но самое главное, что я могла бы посоветовать начинающему учителю музыки, – это развитие в себе педагогического умения слышать индивидуальную мелодию каждого ученика.

А сделать это можно только при соблюдении следующих правил.

Во-первых, нужно осознать, что роль учителя музыки в формировании современного творчески мыслящего человека весьма значима, ведь именно средствами музыкального искусства можно воспитать и развить в нем тягу к прекрасному.

В связи с тем, что уроку музыки в школьной программе уделен один час в неделю, я стараюсь делать уроки предельно насыщенными и информативными. Задачей каждого из моих уроков является создание особой эмоциональной атмосферы вокруг каждого музыкального произведения и каждого великого имени, будь то Бах или Чайковский, Вивальди или Бородин. Для этого на уроках обращаюсь как к традиционным, так и к современным методам обучения.

Во-вторых, учитель музыки должен сам быть творцом. Творчество учителя заключается в умении не только отобрать учебный материал, но и искусно преподнести его.

На своих уроках, будь то урок изучения нового материала или урок повторения, я стараюсь дать детям целостное представление об индивидуальных стилях композиторов и музыкальных направлениях эпохи, не скрывая собственных эмоциональных оценок, делясь пережитым и прочувствованным. Однако главным в процессе анализа музыкального произведения для меня выступают самостоятельные суждения учеников, их оценки воспринимаемых явлений, инициатива и творческая фантазия. И в этом я солидарна с позицией китайского философа и мыслителя Конфуция: «Согласие между учителем и учеником, легкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовется умелым наставничеством».

В-третьих, уроки музыки должны проходить в атмосфере сотворчества. Учитель – дирижер, ученики – оркестр. Учитель – маэстро, ученики – хор. Учитель – актер, ученики – зрители и музыкальные критики. На таких уроках дети учатся работать в коллективе, слушать других и высказывать свое мнение, делать глубокие выводы.

В практике преподавания я стараюсь разнообразить формы уроков, предлагаю ученикам нестандартные виды заданий, активно применяю компьютерные технологии. Учитывая возрастные особенности школьников, прибегаю к таким формам заданий, как сочинение мелодии к предложенному стихотворному тексту, составление программы тематического концерта, песенные инсценировки.

Посвящая себя музыкальному воспитанию и обучению детей, я не перестаю самосовершенствоваться, изучаю и применяю различные программы и методики. По крупицам собираю всё самое лучшее и интересное, чтобы затем отдать весь свой накопленный опыт и знания детям. Стараюсь дарить детям прекрасный мир музыки, а они, в свою очередь, открываются для меня всеми гранями своей души. А ещё, погружаясь в мир детства, я учусь у ребят душевной чистоте, детской непосредственности, умению видеть этот мир во всех его красках.

На моем творческом пути было много различных конкурсов, они дают возможность детям проверять себя, раскрыть свои способности. Ежедневно работая с детьми, я стараюсь не пропустить ни одну будущую звездочку.

Оценку моему педагогическому мастерству дадут со временем мои повзрослевшие ученики, каждый из которых оставил в моей душе свою неповторимую мелодию.

Живи и здравствуй, о, учитель,

Большой планеты лучший житель,

Ведь ты надежный излучатель непреходящего тепла.

И пусть детей глаза и уши твое тепло впитают в души,

Чтоб нашу землю не разрушить, не дать спалить ее дотла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал

методическая разработка для классного руководителя...

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку,  тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...

Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»

В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...