Конспект урока светской этики "Долг и честь"
план-конспект на тему

Молоснова Екатерина Николаевна

Конспект урока составлен на основе рассказа Л.Пантелеева "Честное слово"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок светской этики

ДОЛГ И ЧЕСТЬ

Цель урока: учить понимать понятия  «долг и честь»; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; учить приводить примеры из жизни.

Задачи урока: познакомить с понятиями «Долг и честь»; формировать сознательное отношение к морально-нравственным понятиям; познакомить с творчеством Л. Пантелеева; анализировать поступки героев и оценивать свои; формировать нравственные принципы; работать над развитием речи, мышления; развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости.

Оборудование: учебники « Основы светской этики», текст рассказа Пантелеева ,  презентация к уроку.

Планируемые результаты:

  1. Личностные

Понимание ответственности к людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Уважение к людям. Воспитывать интерес к чтению.

  1. Метапредметные

Регулятивные – умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность.

Познавательные – находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причнно0следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные – высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.

  1. Организационный  момент

2 Актуализация

Часто, сделав что-нибудь дурное, мы говорим: «Честное слово, я больше не буду!»

- Каково значение этих слов? (высказывания детей)

- А вот какое толкование этих слов дает нам  Орфографический словарь С.И. Ожегова «Честное слово – уверение в искренности, правдивости чего-нибудь» (презентация)

- Как вы считаете, когда надо говорить эти слова? (когда сам полностью уверен в правдивости сказанного. Не стоит ими бросаться понапрасну)

3 Тема

- Как называется рассказ, который вы прочитали дома? Кто его написал? ( «Честное слово»)

Написал его Леонид Пантелеев.

(слайд 1 )

2. Прочитаем сведения о писателе.

Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908 – 1987гг.), родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу для беспризорных детей. Воспоминания об этой школе легли в основу его рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность. Умер писатель в 1987г. в Москве.  

 - что знали?

- что узнали?

-что не поняли? 

5. Словарная работа

Какие слова непонятны? (из подготовительных упражнений)

Прочитаем объяснение новых для нас слов (читают по одному) (слайд4)

СТОРОЖКА – помещение для сторожа.

БЕЗУТЕШНО – не находя утешения.

ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах.

КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.

ПРОТИСКИВАТЬСЯ – кое - как пробраться, протиснуться через что-нибудь.

КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии.

МАРШАЛ – самое высокое воинское звание.

МАЙОР – офицерское звание.

СЕРЖАНТ – звание младшего начальствующего состава в Армии.

- какое звание выше майор или сержант?

6. Первичное знакомство с произведением

-

        6.1. Знакомить с рассказом начну вас я. Приготовьтесь отвечать на вопросы.

- От чьего лица ведётся повествование?

-При каких обстоятельствах рассказчик встретился с мальчиком?

- Почему мальчик плакал?

- Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией)

-Как вы можете оценить поступок мальчика?

- Выйдет из мальчика герой или нет? Ведь он плачет? (высказывания детей)

(Он плачет, но не уходит с поста. Он выполняет свой долг, преодолевая страх. Этот мальчик честный, надежный, храбрый, волевой. Он вырастет настоящим человеком, потому что умеет держать слово).

-Почему он выполнил приказ рассказчика? (Он военный, а значит тоже человек слова, с честь выполняет свой долг)

.

        6.2. Чтение 2 части детьми относительно законченными фрагментами. (отметки)

- почему мальчик не ушел с поста,  когда рассказчик предложил ему пойти домой поужинать? (мальчик играл честно, не хотел подводить других ребят. Он как в жизни, так и в игре дорожил своим честным словом)

- выберите черты, характеризующие его, как человека (смарт - благородный, пугливый, верный, мужественный, озорной, ответственный, насмешливый, преданный, робкий, упорный)

- как сначала воспринял слова рассказчика майор? Найдите и прочитайте (Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом…)

- прочитайте, как изменил свое поведение после объяснения (-Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?)

Почему изменилось его поведение? (понял серьезность происходящего).

        6.3. Чтение 3 части

Прочитайте 3 часть про себя и во время чтения подчеркивайте карандашом  слова, характеризующие мальчика.

(После прочтения слайд 8)

- какие слова отметили?

- почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин? (не струсил один в темноте, не оставил вверенный ему пост). 

7. Итог

- Что вам понравилось в этом рассказе?

- Что не понравилось?

- Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?

- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?

- Как рассказчик отнесся к «честному слову» мальчика?

- Как майор отнесся к «честному слову» мальчика?

- Кому приходилось когда-нибудь давать «честное слово»?

- А как его выполняли?

- Тяжело ли держать «честное слово»?

- Как можем охарактеризовать мальчика? (это человек, который с юных лет привык быть верен долгу и честному слову).

8 Домашнее задание

Составить высказывание «Что такое «честное слово» и когда его надо давать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"

Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель   формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...

Конспект урока "Добродетельи порок". Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс.

Конспект урока "Добродетель и порок". Основы религиозных культур и светской этики.4 класс....

План-конспект урока по теме «My favorite holiday» (Интегрированный урок английский язык + светская этика + классный час)

В связи с переходом в новом ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, где главной целью является достижение личностных результатов, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся приобретает...

Конспект открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нр...

Презентация к открытого урока ОДНКНР в 5 классе модуль «Основы светской этики» тема: «Честь и достоинство»

тема: «Честь и достоинство»   Методы:деятельностного подхода;моральных дилемм и дискуссий;моделирования;проектирования.Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.Цель:...

Конспект урока с презентацией: "Тема чести в лирике В. С. Высоцкого"

Предлагаемый вниманию урок разработан для 11 класса в рамках общей темы "Лирика В. С. Высоцкого". В основе урока комплексный анализ одного стихотворения поэта, что способствует развитию инте...