Мультимедийные презентации как универсальное пособие предметно-информационной среды на уроках риторики
методическая разработка (5 класс) на тему

Аннотация к мультимедийному комплексу "Риторика-5"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sokolova_1996.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мультимедийные презентации как универсальное пособие предметно-информационной среды на уроках риторики

Соколова Наталия Юрьевна,

зам. директора по НМР ГОУ СОШ № 1996

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня мы – педагоги являемся участниками вхождения в образование стандартов второго поколения. Особенностью современного образования является внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, способствует  повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализ возможностей применения современных технических средств обучения и существующих пособий по смежным дисциплинам позволяет выявить некоторые возможные направления для создания предметно-информационной среды  на уроках риторики. Это поможет сделать преподавание данной дисциплины более эффективным, современным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня.

В своей работе «Риторика: предметно-информационная среда для обучения в школе» Т.М. Ладыженская призывает методистов, учителей, учеников обогатить предметно-информационную среду уроков риторики такими пособиями, которые помогут сделать обучение данному предмету более эффективным и современным. «Для эффективного обучения риторики необходимо создавать  аудио- и видео учебные пособия, компьютерные программы, каталог электронных ресурсов, а также методик их использования»[1]. Создание этой среды поможет успешно решать основные задачи социально значимого предмета - риторики.

К предметно-информационной среде относятся технические средства обучения и различные типы пособий (аудиальные, визуальные, визуально-аудиальные).

На уроках риторики целесообразно использовать и визуальные, и аудиальные, и визуально-аудиальные пособия, т.к. учить незатрудненному, свободному, уместному и эффективному общению можно, лишь привнеся в класс само это общение во всем многообразии. Поэтому Т.М. Ладыженская отмечает, что аудио и  видео должны быть обязательными компонентов уроков.

В учебных пособиях под ред. Т.А. Ладыженской представлена попытка представить такой материал в письменном виде (расшифрованные и обработанные записи видеоматериалов, песен и т.п.) и даны методические рекомендации по их использованию.

Учителю необходимо самому найти фрагменты видеофильмов, мультфильмов, видеозаписи телевизионных передач, выступлений, театральных постановок и др., а также различные музыкальные произведения и отрывки из них (например, из передачи «Радионяня», звукового журнала «Колобок» и др.).

 Это создает трудности при подготовке к урокам, т.к. необходимо проделать большую работу по поиску, адаптированию, фрагментированию аудио- и видеоматериалов. Кроме этого, на уроках придется использовать несколько видов ТСО: телевизор, видеомагнитофон, DVD-плеер, магнитофон и т.п.

На сегодняшний день именно мультимедийные презентации становятся одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам, так позволяют сочетать в себе визуальные, аудиальные и визуально-аудиальные пособия.

Применение мультимедийных презентаций связано с особенностями восприятия информации современным школьником, который настроен на одновременное воздействие визуальной (текстовой и графической) и аудиальной (звуковой) информации, так как в значительной мере приучен к такой подаче информационного материала телевидением[2].

Разработанный в ГОУ СОШ № 1996 курс мультимедийных презентаций «Риторика-5» является универсальным пособием предметно-информационной среды современного уроки  риторики.

Оно позволяет учителю при помощи компьютера и мультимедийного проектора подготовится к уроку оптимально и затратить на это меньшее количество времени, т.к. все необходимые компоненты (видеофрагменты, аудиозаписи, схемы, таблицы, иллюстрации и др. уже заложены в презентации).

Проанализировав источники можно сказать, что широкой публике на сегодняшний день не представлено полноценное мультимедийное пособие по риторике, которое может использовать учитель на уроках в течение учебного года. В Интернете можно познакомиться лишь с презентациями (чаще всего не мультимедийными) по отдельным темам.

Данный курс был апробирован в ГОУ СОШ № 1996 на уроках риторики в 5 классе в 2007-2008 учебном году. С 2009-2010 учебном году курс стал использоваться  на уроках риторики (5 класс) в рамках построения экспериментальной модели «Шестилетняя начальная школа», когда  классный руководитель выпускного 4-го класса ведет риторику у своих воспитанников в 5-ом классе. Данный курс мультимедийных презентаций становится пособием, необходимым при подготовке к урокам.

При оценке эффективности использования данного курса были учтены следующие важные показатели. Для учащихся:

  • повышение мотивации изучения предмета;
  • активизация познавательной деятельности;
  • комплексное мультимедийное информационное обеспечение познавательной деятельности.

Учителя отмечают следующие показатели педагогической эффективности:

  • возможность проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, привлечение большого количества разнообразного материала;
  • экономию времени на подготовку к урокам;
  • экономию рабочего времени на уроке, так как курс дает возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения;
  • возможность вариативного использования в учебной деятельности преподавателя (конструирование курса).

Особенности представленного курса мультимедийных презентаций «Риторика – 5»

  1. Данный курс мультимедийных презентаций разработан на основе программы по риторике под редакцией Т.А. Ладыженской. Учебник «Школьная риторика-5» /Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.,  2008. Представленный курс является пособием для преподавания риторики в 5 классе. Данный курс рассчитан на 34 часа (1 ч в неделю).
  2. Разработанный курс мультимедийных презентаций уже содержит в себе:
  • таблицы и схемы (из учебника  «Школьная риторика-5» и других источников);
  • изобразительный материал (иллюстрации, картины, фотографии);
  • целые музыкальные произведения (песни и др.);
  • отрывки из музыкальных произведений и радиоспектаклей (рекомендованных по программе);
  • адаптированные фрагменты видеофильмов, мультфильмов, видеозаписи телевизионных передач, выступлений, театральных постановок и др. (рекомендованных по программе).

Таким образом, представленный курс мультимедийных презентаций включает в себя все виды пособий, которые можно с успехом использовать на уроках риторики.

  1. Данный курс можно разделить на две группы презентаций: презентации основных уроков и презентации уроков вежливости. Каждый тип презентаций выполнен в своем едином стиле. Уроки итогового повторения выделены в особую группу.
  2. Аудиофайлы (песни, отрывки из музыкальных произведений и др.) внедрены в презентацию, т.е. при переносе на другой компьютер или отправлении по электронной почте нет необходимости копировать их отдельно. Видеофрагменты содержаться в той же папке, что и презентация.
  3. Все презентации содержат в себе анимацию[3] рисунков, схем, таблиц, видео- и аудиофайлов, но не перегружены ею.
  4. Уроки риторики отличаются своей структурой. Кроме известных этапов в уроках риторики можно выделить специфические структурные элементы. Эти элементы присутствуют и в презентациях (фон слайда «Школьная доска»):
  • речевая разминка;
  • ортологические упражнения;
  • иллюстрации к импровизационным заданиям;
  • «Риторический словарик».
  1. Данные мультимедийные презентации являются лишь основой для подготовки к урокам. Каждый учитель, знакомый с компьютером и освоивший программу Power Point, может вносить коррективы в любую презентацию в зависимости от уровня подготовки класса и собственных предпочтений.

Использование данного пособия на уроках риторики:

  • повышает мотивацию изучения этого предмета;
  • активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества разнообразного материала;
  • во многих случаях экономит учебное время, так как дает возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

И в заключение необходимо отметить, что сочетание учебника и ИКТ должно быть гармонично. Они должны дополнять друг друга, расширять разнообразие и объем изучаемого материала. При этом повышается роль наглядности, учителю удобнее работать с таблицами, схемами, аудио- и видеофайлами.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания.

И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ[4].

Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.

Но необходимо помнить, что информационно-коммуникационные технологии должно выполнять определенную образовательную функцию, а ни в коем случае не подорвать здоровье участников образовательного процесса. Учитывая психологические особенности школьника, работа с использованием компьютера на уроках  должна быть чётко продумана.

Использование ИКТ на школьных уроках – дело новое, поэтому накопление программно-методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых электронных пособий актуальна на сегодняшний день.

«Самое трудное – начать!» - писал Жан Жак Руссо. Пришло время самых неожиданных идей и их решений. Нашим детям жить в России  XXI века, и мы за них в ответе.

Литература

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003.
  2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе (книга для учителя). – М.: ООО «Баласс», 2006.
  3. Ладыженская Т.М. Риторика: предметно-информационная среда для обучения в школе [Электронный ресурс].
  4. Назарова Т.С., Степанов В.И. Учебно-материальная база школы в новых социально-экономических условиях». // Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перспективы. Сборник статей под ред. В.А.Полякова, Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Дика. - М.: ИОСО РАО, 1997.
  5. Учебник по технике речи [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://technics-speech.ru/index.html
  6. Форум «Современные ИКТ-технологии и учебник: конкуренция или взаимодополнение?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsu-expert.ru/node/1863
  7. Школьная риторика. 5 класс. Пособие для учащихся. В 2 ч / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 2008.
  8. Школьная риторика. 5 класс. Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской – М., 2004.


[1] Ладыженская Т.М. Риторика: предметно-информационная среда для обучения в школе.

[2] Там же.

[3] Анимация - возможность создания различных эффектов для придания большей выразительности или поэтапной выдачи информации.

[4] Форум «Современные ИКТ-технологии и учебник: конкуренция или взаимодополнение?» Интернет-источник http://www.fsu-expert.ru/node/1863


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....

Формирование и совершенствование предметной информационно-образовательной среды как условие реализации ФГОС

Материалы, разрабтанные мной для совершнствования информационно-образовательной среды по математике следующие. В ресурсурсной сфере – мультимедийное приложение в виде презентаций к урокам математики в...

Использование мультимедийных средств и электронных пособий на уроках истории и обществознания

В статье содержится обощение опыта применения ИКТ- технологии на уроках истории и обществознания...

Конкурс мультимедийных презентаций среди 11 классов на тему «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Конкурс презентаций в 11-х классах.Конкурс мультимедийных презентаций среди 11 классов на тему «Я И МОЯ СЕМЬЯ» проводился в актовом зале школы. В своих работах ребята рассказывают о себе, ...

Вступительная статья для методического пособия с мультимедийными презентациями моделей учебных занятий для 5 класса по курсу «Литература Вятского края».

Мультимедийное пособие адресовано учителям русского языка и литературы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, руководителям курсов внеурочной деятельности, работающим по прогр...