Самообразование педагога
материал на тему

Шлеменко Ольга Андреевна

Научно-исследовательская работа по теме "Самообразование педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_samoobrazovanie.docx59.57 КБ

Предварительный просмотр:

Районная

научно-практическая и исследовательская конференция педагогических работников

«Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Автор работы:

Шлеменко О.А.

учитель истории

МАОУ СОШ№2 пгт. Серышево

пгт Серышево

2015 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

1.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ5

2.ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ13

       

                 

             


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Согласно  Концепции долгосрочного социально-экономического развития России (на период до 2020 года), образование рассматривается не столько как один из результатов инновационного развития страны, сколько как необходимое условие его осуществления. В связи с этим требуется комплексная модернизация образования, его качественное изменение [7]. К числу базовых направлений развития образования относят создание гибкой системы непрерывного образования и формирование инновационной модели поведения современного профессионала, основанной на его творческих способностях, умении добывать и применять знания, инициативности и ответственности. Самообразование становится общественной и личной потребностью каждого, от удовлетворения которой во многом зависит научно-технический и социальный прогресс нашего общества. Готовность и способность педагога к постоянному самообразованию является социально значимой проблемой, обуславливающей актуальность исследования.

Существует противоречие между потенциальными возможностями информационных технологий и уровнем реализации этих возможностей в процессе самообразования. Необходимость разрешения указанного противоречия определяет проблему поиска условий эффективного применения информационных технологий в качестве формы самообразования педагогических работников.

Цель исследования состоит в теоретической разработке, обосновании и реализации модели самообразования педагогов средствами информационных технологий

Гипотеза.  Использование информационных технологий является одной из наиболее перспективных форм организации самообразования современного педагога

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. Выявить возможности использования информационных технологий в самообразовании будущих учителей посредством изучения педагогических условий.
  2. Провести анализ особенностей форм организации самообразования педагогов с использованием информационных технологий.

Значимость исследования обусловлена предъявлением новых требований к педагогу, в связи с меняющейся парадигмой образования.

Обзор литературы

Возможности применения информационных  технологий в целях образования и самообразования  фиксировались в многочисленных научных, психолого-педагогических исследованиях (Ганин Е.А., Статирова О.И.) Проблемы информатизации образования отражены в работе Асмолова А.Г., Семенова А.Л., Уварова А.Ю. Теоретическими источниками для выявления особенностей самообразования педагогов явились работы Серикова Г.Н., Коджаспировой Г.М. Определены сущность, особенности процесса самообразования в статье Волковой О.В.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

Переход общества от индустриальной к информационной стадии развития приводит к качественному изменению образования, которое в полном смысле делается «точкой опоры», преобразующей мир. Образование как процесс и человек как субъект оказываются тем более развитыми, чем интенсивнее и шире в его структуре представлено самообразование. При этом самообразование становится одним из перспективных видов деятельности людей в условиях динамичных экономических, социальных и культурных трансформаций общества. Современные информационные технологии открывают новые возможности вхождения человека в информационное общество и предъявляют особые требования к процессу обучения и самообразования, заставляют искать новые решения в развитии информационно-инструментальной базы и методического обеспечения системы непрерывного образования и самообразования [5].

Большая роль в данном случае отводится педагогу, потому как качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога.  Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии сегодня неизбежно ведёт к использованию информационных технологий. 

Эффективное использование информационных технологий для самообразования педагога возможно при выполнении комплекса педагогических условий: развитие информационной среды;  ориентация образовательного процесса  на развитие самообразовательной деятельности педагогов средствами информационно-коммуникационных технологий; осуществление постоянного педагогического содействия самообразовательной деятельности педагогов[10].
При первом условии, необходимо учитывать, что использование информационных технологий в самообразовании наиболее эффективно в случае, когда сформирована информационная среда. Причем, информатизация образовательной среды,  должна происходить в трех обязательных аспектах: технологическом - оснащение аппаратными, программными и образовательными ресурсами, кадровом - компетентность участников образовательного процесса, понимаемой как способность и готовность использовать доступные средства информационных технологий в профессиональной деятельности, и организационном - целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности средств информационных технологий в образовательном процессе [1].

Второе педагогическое условие - ориентация образовательного процесса на развитие самообразовательной деятельности педагогов средствами информационных технологий. Под развитием в данном случае мы понимаем, с одной стороны, распространение, расширение, внедрение в практику повышения квалификации самообразования как одной из форм образовательной деятельности, придающей ему характер непрерывности. С другой стороны, развитие самообразовательной деятельности педагогов подразумевает ее активизацию, т.е. побуждение педагога к активному включению в работу над индивидуальной самообразовательной темой.

Третье педагогическое условие - осуществление постоянного педагогического содействия самообразовательной деятельности педагогов - продиктовано тем, что содержательная направленность самообразовательной деятельности педагогов согласуется с целями образовательной организации, а значит может поддерживаться ей. Кроме того, самообразование как стихийный процесс, очевидно, будет неэффективным, т.е. требуется система педагогических действий, способствующих достижению педагогом целей самообразования, обеспечивающих создание условий для принятия им оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [9].

Таким образом широкое применение информационных технологий в самообразовании представляется объективно неизбежным в связи качественными изменениями деятельности человека, обусловленных информатизацией общества в целом. Эффективность функционирования модели самообразования педагогов средствами информационных технологий должна быть обеспечена соблюдением педагогических условий.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ

          Рассмотрим некоторые формы самообразования педагога с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения возрастает стремление к расширению своего мировоззрения, к желанию идти в ногу со временем и быть впереди своих учеников.

  1. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Дистанционное обучение в 21 веке одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе, встречаются такие его варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning), но все же наиболее часто употребляется термин "дистанционное обучение", который мы и будем использовать в дальнейшем.

Дистанционное обучение - это разновидность заочного образования, предусматривающая активный обмен информацией между учащимися и преподавателями, а также между самими учащимися, и использующая в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудио-визуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникации).

Главные достоинства такой формы самообразования: возможность пройти курсы в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам [3].

Однако существуют недостатки: дистанционные курсы преимущественно проводятся на платной основе; документы, подтверждающие факт  результаты олимпиад, конкурсов чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

  1. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это Интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию [3].

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

В настоящее время наиболее популярными среди виртуальных объединений и сетевых сообществ педагогов являются:

  • ИнфоУрок.РУ (infourok.ru)  проект взаимопомощи для учителей. Публикует разработки уроков и внеклассных занятий. Проводит заочные курсы повышения квалификации, олимпиады для учащихся по всем образовательным предметам [11].
  • ProШколу.ru (proshkolu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме, предметных клубах [15].
  • Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог [14].
  • Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий [17].
  • Российский общеобразовательный портал (school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов [16].
  • Открытый класс (openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования [13].
  • Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 30 тыс.) [12].

 Участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества, учитель расширяет свои        знания  в  педагогике,    методике,    повышая  тем  самым  уровень  своей  профессиональной компетенции.

3. Создание персонального сайта учителя.

Каждый педагог имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий, рабочие программы, внеклассные мероприятия. Самым эффективным способом показать результаты своего педагогического творчества является размещение материалов в сети Интернет, а именно - создание своего персонального сайта. Возможность разместить свой материал на личном сайте позволяет педагогу сосредоточить свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться результатами его труда, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае сам учитель может совершенно спокойно обобщить свой педагогический опыт и представить его широкой учительской общественности, что в обычной практике всегда представляется очень проблематично [8].

    Многообразие форм самообразования с использованием информационных технологий способствует росту мотивации педагога, углублению профессиональных знаний, раскрытию творческого потенциала и многому другому. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его деятельности.

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Давно  известна    истина,  что  получение  вузовского  диплома -  не  финиш,  а  старт.  На  каком  бы  этапе  жизненного  и  профессионального  пути  ни  находился  учитель,  он  никогда  не  может  считать  свое  образование  завершенным,  а  свою  профессиональную  концепцию  окончательно  сформированной.  Сегодня  каждый  педагог  сам  определяет  наиболее  важные  аспекты  совершенствования  своего  мастерства. Изменения в обществе диктуют новые правила, и это не может не сказаться на деятельности педагога. А потому и формы самообразования претерпевают изменения в соответствии с временем. Использование информационных технологий как формы самообразования является наиболее перспективной,  при  обеспечении соблюдения педагогических условий.

Информационные технологии влияют на профессиональную деятельность учителя, значительно расширяя сферу его активности, а многообразие форм самообразования свидетельствует об этом.  Именно информационные технологии становятся основой модернизации системы образования в XXI веке. Что подтверждает выдвинутую ранее гипотезу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. – М.: НексПринт, 2010, - 84 с.
  2. Бобонова Е.Н. Модель формирования готовности педагогов к использованию ИКТ в своей работе. http://www.it-education.ru/2007/reports/Stend/Bobonova.htm
  3. Волкова О.В. «Самообразование педагога». Журнал «Справочник заместителя директора школы» №2, 2011 года.
  4. Ганин Е.А. «Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей.» http://www.ito.su/2003/VII/VII-0-1673.html
  5. Ганин Е. А. Современные информационные и коммуникационные технологии как средство самообразования будущих учителей : Дис. канд. пед. наук: Чита, 2004, -  175 c.
  6. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога – М., 1994, - 344 с.
  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями). Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N1662-р: http://base.garant.ru/194365/#ixzz3QqUcanj4
  8. Кутузов А.А. Современные технологии повышения профессионального уровня педагога: проблемы и перспективы. – Чита: Деловое,2012, - 79 с.
  9. Сериков Г.Н. Влияние образования на развитие человека. Журнал « Вестник Южно-Уральского государственного университета» № 2,  2014 года.
  10. Статирова О. И. Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования педагогов в системе повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук - Магнитогорск, 2009, - 204 с.
  11. http://www.infourok.ru
  12.  http://www.it-n.ru
  13.  http://www.openclass.ru
  14.  http://www.pedsovet.org
  15.  http://www.proshkolu.ru
  16.  http://www.school.edu.ru
  17.  http://www.zavuch.info


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога как одно из условий его профессионального непрерывного образования

Данный материал отражает формы организации деятельности педагога  по самообразованию....

Выступление на педагогических чтениях: "Самообразование педагога"

Данная работа была представлена на  вторых педагогических чтения Туганского округа Томского района, на секции "Рост и совершенствование учителя: реальные пути и возможности"....

Самообразование педагога - это необходимое условие педагогической деятельности

Статья в первую очередь полезна методистам, руководителям методических объединений, педагогам....

Материалы по самообразованию педагога

Обоснование выбора темы самообразования, план работы над темой, информационная карта опыта, индивидуальная карта обобщения опыта работы. Цель: освоение научно-теоретической, методической базы об...

САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор, обеспечивающий успех в работе педагога.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...