Техника сжатия полученной информации
учебно-методический материал на тему

Пигарева Елена Владиславна

Из опыта работы по применении техники сжатия полученной информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnika_szhatiya_poluchennoy_informatsii.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Пигарева Елена Владиславна

                                                                                      Приложение №

                                       

                                       Модульно-редуктивное обучение                  

                               Техника сжатия полученной информации

                                                 (Выступление на РМО истории)            

                            Модульно-редуктивное обучение, широко применяя инновационные приёмы, позволяет оптимизировать процесс овладения историческим материалом, обеспечивая тем самым более прочные знания по предмету, совершенствует учебно-воспитательный процесс и выводит качество исторического образования на новый уровень, позволяет реализовать развивающий аспект обучения всех учащихся с разным уровнем способностей и подготовки, формирует устойчивый познавательный интерес к истории и обществознанию.

В настоящее время мною, внедряется в практику технологические приёмы активно-продуктивного чтения: отсроченная загадка, задай вопрос, составь задание, кубик Блума, аналитик, пометки на полях; техника сжатия информации позволяет сделать акцент на главном, здесь помогают следующие приёмы: своя опора, дай определение, ключевые слова, резюме; техника обратной связи; для улучшения управления учебным процессом необходима постоянная обратная связь с учениками, необходимо своевременно реагировать на то, как усвоен материал, какие проблемы возникли, отследить эффективность усвоения позволяют следующие упражнения: задания массивом, базовый лист контроля, буриме, пресс – конференция, ПОПС – формула.

Рассажу более подробно о применении техники сжатия информации.

Любой объем информации можно сжать до одной фразы, до определенной схемы. Редакция как упрощение,  сведение к общему наглядно присутствует в следующих   приемах педагогической техники. К приемам по сжатию информации можно отнести следующие:

1. Своя опора

У каждого человека, в том числе и у каждого учителя и ученика,- свой язык кодирования. На этом и строится приём «Своя опора». Ученик получает задание составить авторский опорный конспект изученной темы. Можно это представить игровым конкурсом: например, составить «шифрограммы», поиграть в разведчиков, шпионов. В дальнейшем возможно предъявление таких шифрограмм и их «расшифровка» другими учениками.

2. Дай определение

Многие современные учебники ряд важных понятий, терминов преподносят без определений. Эти термины выделены жирным шрифтом, курсивом. Иногда на одной - двух страницах идёт пояснение, а вот чёткого определения нет.

Приём «Дай определение» - один из эффективных редуктивных механизмов обучения. Что остается в голове ученика к концу урока, к концу изученной темы в условиях перенасыщенной информационно-образовательной среды? Ученикам предлагается дать определение того или иного термина, события, явления. После самостоятельной работы следует обсуждение предложенных определений, выбирается наиболее оптимальное. Мы можем составить целый словарик таких понятий. И ценность такого словаря будет намного выше, чем механически списанных из учебника или справочников, если ученики сами будут работать над составлением определений.

  3. Ключевые слова

Учитель предлагает подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Лучше всего указать и количество таких слов. Например, пять. Ученики должны обосновать свой выбор: в связи, с чем они выбрали эти слова. Учитель организует обсуждение, в результате которого на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках учитель может написать их на доске или вывесить таблички, устно произнести «ключевые слова». Ученики должны объяснить, в связи, с чем  упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходит своеобразная разминка перед более полным повторением ранее изученного материала.

4. Сжатая информация (резюме)

Резюме, как известно, это краткое изложение чего-либо. Ученикам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чём данный параграф. Порой очень непросто одной фразой изложить суть, самое главное. Лаконичности надо учиться.

Таким образом, через данную технологию осуществляется процесс осознанного приобщения ученика к изучаемому материалу. Практика показывает, что происходит целостная отработка материала, пережитая учеником самостоятельно.

На начальном этапе применения данной технологии занимало много времени, ученики не всегда успевали выполнить план урока (особенно слабые ученики), приобретая необходимый опыт, ученики справляются с поставленными задачами быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления в работе по изменению условий получения информации кинестетиками и аудиалами на уроках математики

Представленные приемы обучения математике кинестетиков позволяют повысить уровень мотивации к учебному процессу за счет работы ведущего кинестетичного канала восприятия информации (за счет видим...

КУЛЬТУРА ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

Презентация подготовленная к педсовету на тему: КУЛЬТУРА ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ ...

Безопасность современных путей получения информации школьниками (Исследовательская работа)

Объектом  исследования в  работе является  безопасность школьников при получении информации в Интернете.    Предмет исследования – правила по безопасно...

Презентация по обществознанию по теме :"Метод получения информации. Таблицы".

Презентация в которой описываются все виды таблиц по обществознанию, а также их образцы и возможность использования их для обработки информации....

« Задания и упражнения для освоения различных способов обработки полученной информации на уроках русского языка»

Подбор заданий и упражнений для освоения различных способов обработки полученной информации:1)      план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные); аннотация, реце...

Основные методы получения информации в журналистике

Презентация для занятия с юнкорами первого года обучения....

Проверочная работа «Алгоритмы сжатия символьной информации»

Проверочная работа содержит материал для проверки усвоения темы: "Кодирование символьной информации. Префиксные коды и алгоритмы сжатия символьной информации. Предназначена для 11 класса с у...