Иностранный язык начинается с детского сада
статья по теме

Салимова Мария Валентиновна

О работе в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_salimova_m.v.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иностранный язык начинается с детского сада

Все больше современных людей стремятся изучать иностранные языки. В необходимости этого сейчас, пожалуй, уже никто не сомневается. И многие родители стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с рождения.

Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей: у детей еще не укоренилось четкое осознание разницы между их родным языком и иностранным. Дети этого возраста обладают особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к новой незнакомой культуре, ее традициям. С особой радостью они проявляют себя в новой языковой роле. Быстро и надолго запоминают небольшой языковой материал и успешно его используют.

Многие педиатры и детские психологи считают, что эти благоприятные факторы с возрастом теряют свою силу. Поэтому изучение иностранного языка в раннем детстве полезно и эффективно. В пользу этого свидетельствует существование положительного опыта детей, у которых в семье говорят на двух языках. Детки-билингвы прекрасно используют два языка и это не травмирует их психику.  К тому же параллельное изучение двух языков развивает умственные способности ребенка: внимание, память, воображение и мышление. Именно поэтому в нашей школе № 40 было решено начать в этом учебном году изучение иностранного языка, а именно - немецкого, с детского сада. В детских садах № 7 и № 90 были созданы группы малышей, которые с удовольствием занялись изучением незнакомого им доселе предмета. Причём, с большим удовольствием!  

Обучение малышей – это очень непростое дело, которое требует совсем иного методического подхода, чем обучение школьников и взрослых. При организации процесса обучения в детском саду мы придерживаемся мнения, что дети воспринимают окружающее через основные чувства: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. Наша основная задача состоит в том, чтобы артистично, эмоционально, ярко, со зрительным подкреплением преподносить материал, то есть обучать детей так, чтобы ребенок учился «головой, сердцем и руками».

Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к иностранным языкам, нельзя не остановиться  на личности учителя. Он должен восприниматься не только, как носитель знаний, но и как друг, интересный человек, умеющий установить и развивать добрые и теплые отношения в группе, что обеспечивает эффективное и плодотворное сотрудничество.

Отношение детей к предмету и успех обучения также во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально проводятся занятия. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста большое значение имеет игра. Она органически связана с учебной деятельностью. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке и сделать осмысленными самые элементарные высказывания.  Даже исправление ошибок должно проходить, как определенный этап игры. Также дидактические  игры в интересной форме позволяют закрепить знаний детей.

Такие игры «Лото», «Что я делаю?», «Узнай соседа», «Придумай имя» и многие другие, использую на занятиях, в свободное время, с целью развития внимания, памяти и мышления. Также этих целей преследует  игра «Будь внимателен». На доске вывешивается 4-5 картинок с изображением предметов, названия которых известны детям. Затем учитель убирает их. Дети должны назвать предметы на немецком языке в том порядке, в котором они их видели.

Чтобы заинтересовать детей и их результат стал лучше, на занятиях применяются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра, «Принеси игрушку». Сначала детям рассказывается история о том, что ночью, когда никого не было, прибегал Зайчик и спрятал игрушки (или другие предметы по изучаемой теме), но сделал он это не случайно, ему хотелось поиграть. Зайчик оставил на столе письмо, в котором сообщает, как можно найти пропажу. Выполняя задания (могут быть различными, например, тренировка букв, счета, изученных слов, действий) дети находят игрушки. Затем дошкольникам предлагается назвать и рассказать, что они нашли.

Игры «Считай, не ошибись», «Большие следы» помогают усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражняя в прямом и обратном счете. Часто в таких играх используется мяч. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность всем детям принять в ней участие.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть формируются умения рассуждать и делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей. На наших занятиях для развития нестандартного мышления применяются такие игры, как «Крокодил», «Магазин вежливых слов», «Моя семья», «Съедобное – несъедобное».

Основной целью обучения иностранному языку в детском саду ставится реализация творческого потенциала детей к овладению иноязычной речью. Благодаря этому расширяется творческая личность ребёнка, развивается нравственное чувство, симпатия, сострадание, эмоциональная сфера, воспитывается чувство перевоплощения в других, чувствовать их радость и горе. Основными задачами являются развитие творческих способностей и воображения, развитие памяти и аналитического мышления, накопление знаний, подготовка к обучению в школе. Все поставленные задачи реализуются нами в процессе дошкольного обучения, которое рассчитано на один учебный год по два занятия в неделю. Этот период состоит из 8 модулей, каждый из которых включает в себя:

- лексическое наполнение темы (речевые образцы, подлежащие усвоению);

- аудирование (песни, стихотворения, считалки, мультфильмы);

- страноведческий материал;

- практическую деятельность (выход на речевые формулы и элементы поведения в общении);

- деятельность, направленную на формирование ценностно-смысловой сферы личности ребенка.

Буквально с первого занятия было видно, что дети дошкольного возраста обладают  механической памятью, способностью без особого труда запомнить услышанное. У них очень развита способность к имитации.

На начальной стадии обучения мы вырабатываем определенную традицию общения с детьми на немецком языке, вводим и соблюдаем некоторые ритуалы: приветствие, обращение, физкультминутка, использование принятых норм этикета, прощание. Это позволяет легко настроить детей на иноязычное общение и дисциплинирует ребят.  Для изучения берутся темы, наиболее близкие детям, и используются методы, приемы и средства, приемлемые для учебно-познавательной деятельности дошкольников: игры и игрушки, рисование и аппликация, музыка и стихи, наблюдения, беседы, обобщение собственного опыта детей, элементы соревнования.

Одна из самых сложных задач – это организация внимания детей. Поэтому чтобы преодолеть возможные  трудности, необходимо тщательно продумывать средства наглядности и использовать их на занятиях. Нами используются экранно-звуковые (CD-диски, мультимедийные презентации) и печатные пособия (алфавит, тематические картинки). Также детям этого возраста необходима частая смена деятельности, поэтому в непринужденной обстановке, позволяя ходить, играть, менять место, мы разучиваем песни, считалочки, стихи, рифмовки. После занятий ребята используют немецкие считалки для всех своих игр. Они осмысленно вставляют немецкие слова в родную речь: “Danke” и “Guten Tag!”, “Auf Wiedersehen!” вместо приветствия и прощания.

Большую помощь в создании билингвальной атмосферы на занятиях нам оказывают мультфильмы или мультиплицированные немецкие детские песни на все тематики и случаи жизни: развлекательные, народные, рождественские, пасхальные и так далее. Они достаточно хорошо проиллюстрированы и воспринимаются детьми просто как музыкальные мультики. Многие из них содержат игровой элемент, то есть их можно не только петь, но и, например, сделать танцевальную сценку.  

В преподавании в детском саду есть одна особенность - дети часто болеют и пропускают занятия, поэтому чтобы достичь результата, необходимо материал повторять постоянно из урока в урок, делается это в форме игры, песни, загадок. Таким образом, дети имеют возможность вспомнить и зафиксировать надолго нужную информацию в памяти.

Подводя итог, заметим, что иностранный язык в детском саду – это не дань моде, а разумное решение помочь ребенку освоить иностранный язык в самый подходящий для этого период, совместно с этим развиваются разные стороны личности: внимание, память, прилежание, языковая догадка, воображение, эрудиция.

Говоря о целесообразности раннего обучения детей иностранным языкам, всегда следует помнить, что правильно организованное обучение иностранному языку в детском саду помогает решить задачи образования, воспитания и развития детей и подготавливает их к школе.

Учитель немецкого языка школы № 40

Салимова М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда начинать учить иностранный язык

"Все дети - лингвистические гении." - так утверждает известный ученый Глен Доман. А значит, начинать обучать ребенка иностранному языку нужно как можно раньше. Те знания, которые ребенок получил в дет...

Консультация для родителей "Начинать ли изучение иностранного языка в дошкольном возрасте?"

Материал для родителей. Когда можно начинать изучать иностранный язык в дошкольном возрасте....

"Начинайте активно учить иностранные языки"

Современный человек должен владеть в обязательном порядке двумя иностранными языками. Это необходимость! Тем более, с введением вотрого иностранного языка другого выхода просто нет!...

Во втором классе ваш ребенок начинает изучать иностранный язык.

Во втором классе ваш ребенок начинает изучать иностранный язык....

Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"

Рабочая программа  "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей  с ОНР, ФФН"...