Программа и КТП по ОПК
рабочая программа на тему

папка содержит програму и КТП за 5, 9 классы по ОПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_opk.docx70.04 КБ
Файл ktp_5_klass.docx22.32 КБ
Файл ktp_9_klass.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа разработана на основе авторской программы предмета «Основы православной культуры» А.В. Бородиной (программы учебного курса для общеобразовательных школ, основная школа 5-9 классы), М. МОФ «ОПК» 2016

1.Результаты освоения внеурочного курса

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.

Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:

  •  осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
  •  сознающий свою национальную принадлежность;
  •  патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  •  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  •  умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык;
  •  обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
  •  обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
  •  обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
  •  имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
  •  понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
  •  умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
  •  доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
  •  умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
  •  владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;

 отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях

  • имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  •  имеющий представления о традиционных нравственных установках;
  •  имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;
  •  уважительно относящийся к святыням;
  •  умеющий учиться, нравственно относящийся к знаниям;
  •  способный к организации собственной деятельности;
  •  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  •  способный к творческому труду;
  •  бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом:

  •  владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  •  освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
  •  умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельное ж; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха; освоивший формы познавательной и личностной рефлексии; умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; умеющий использовать знаково-символические средства информации;

  •  пктивно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);

овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;

овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения; готовность слушать собеседника, вести диалог; умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный кот роль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.

Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:

  •  имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
  •  владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  •  понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  •  знающий историю формирования отечественной культуры;
  •  имеющий представление о духовных основах русского (государственного) языка, его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;
  •  овладевший в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическими, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке;
  •  овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;
  •  владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
  •  овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
  •  имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
  •  имеющий знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт;
  •  имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
  •  имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
  •  знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории;
  •  знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;

-         имеющий представления о таинствах Церкви;

-         понимающий религиозно-философские основания православной культуры;

-         знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоратив¬но-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книго-печатание, гимнография, золотое шитье и др.);

-         овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестантизме);

-         имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и

соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;

-         осознающий ценность человеческой жизни;

-

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА»

5 класс

РАЗДЕЛ 5. «ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА» — 34 часов Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» — 4 ч.

Назначение языка. Внешняя и внутренняя речь. Духовность и язык. Священное Писание о языке. Язык и речь. Взаимосвязь: речь — интеллект — воспитание. Философы и народная мудрость о языке, слове, речи.

Происхождение языков. Библейская концепция происхождения языка. Научные гипотезы происхождения языка. Религия и языки. Многообразие языков. Язык и религия - факторы единства и своеобразия. Пророческие, апостольские, святоотеческий языки.

Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК - ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» — 6 ч.

Сила и красота русского языка. Писатели о красоте, богатстве и неисчерпаемых возможностях русского языка. Русский язык в поэзии. Священное Писание в нашей речи. Формы духовной мудрости в речи. Фразеологизмы. Крылатые выражения из Старого Завета и Нового Завета в русском языке и их значение. Словарный запас русского языка. Духовная русская лексика.

Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» -6 ч.

История русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык как язык-посредник. А.С. Пушкин о роли греческого языка в судьбе русского языка. Грецизмы. Латинизмы. Церковнославянский язык в истории славянских народов и русской культуре. Понятие литературного языка. Славянизмы и русизмы. Высокий литературный стиль.

Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл. Византия. Первые миссионерские путешествия святых братьев Мефодия и Кирилла. Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла. Славянские народы. Славянские языки. История создания славянской письменности. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. Назначение славянской азбуки. Кончина и прославление святых равноапостольных учителей словенских Мефодия и Кирилла. Почитание свв. Мефодия и Кирилла в мире и в России. Кирилица, глагогица и русский алфавит. Судьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в мире.

Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» —18 ч

Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковнославянского языка. Для чего изучают церковнославянский язык сегодня. Гражданская азбука и основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции древнеславянского - церковнославянского - русского языка. Современный русский алфавит. Правила чтения по-церковнославянски. Буквы ер и ерь.

Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я.

Буквы иже и и. Буквы он и омега.

Буквы зело и земля. Буквы ферт и фита.

Буквы ук и ижица. Буквы кси, пси, от.

Понятие о Псалтири и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов русскими поэтам Надстрочные знаки. Титла. Ударение тупое (тяжёлое) и ударение острое. Облечённое ударение. Придыхание, ерок.

Знаки препинания.

Читаем по-церковнославянски и переводим. Прописные буквы в церковно- славянском языке. Евангельские притчи. Символ веры. Звательный падеж. Молитвы на церковнославянское языке.

Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять заповедей Божиих; Спаситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства. Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен и тысяч. Чтение по-церковнославянски. Главные православные праздники: Светлое Христово Воскресение и двунадесятые праздники. Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых праздниках и тропари праздникам. Рождество Пресвятой Богородицы: Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне - праздников Праздник, Пасха Христова. Вознесение Господне. Пят идеен t ница. Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Честного Креста Господин.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА 5 Основные пособия

  1.  Бородина А. В. Основы православной культуры: Основы духовности языка. Учебное пособие для 5 класса. - Изд. 2-е. - М., 2016.
  2.  Бородина А. В. Русско-церковнославянский словарь к учеб. пособию «Основы православной культуры: Основы духовности языка: 5 кл.» - М., 2014.
  3.  Бородина А. В. Основы православной культуры: Основы духовности языка. Рабочая тетрадь для 5 класса. - М., 2014.

Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и справочная литература

  1.  Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5-9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - Изд. 3-е. - М., 2012.
  2.  Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам. (5-9 классы). - М., 2016.
  3.  Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. - Изд. 3-е.-М., 2014.                

6 класс

РАЗДЕЛ 6. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» - 34 часа Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ — 1 ч.

О чём рассказывают основы православной культуры.

Для чего нужно изучать основы православной культуры.

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч.

Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.

Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Символ веры. Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии. Источники знания о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.

Славянское язычество. Появление первых христиан на Руси.

Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.

Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.

Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» -8 ч.

Библия: история создания, состав Священного Писания.

Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета о Мессии.

Книги Нового -Завета. Содержание Евангелия.

Тема 3. «ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч.

Храм как явление общественной жизни россиян.

Назначение храма. Разновидности храмов. Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».

Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, разлитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Кростово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных час гей храмового здания.

Ннугреннее устроение храма. Символическое значение и назначение чисюй храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на ико- ноотасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.

Сиягыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним./Доставление I>лш одатного огня в Россию в мае 1992 г. и последующие годы.

Новый Иерусалим.

«Сорок сороков» московских храмов. Храмы Московского Кремля.

Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» —10 ч.

Религиозная тематика в искусстве разных народов.

Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и по пов на религиозные темы.

I (ерковное искусство. Назначение и особенности православного искусства.

I *у< .< кая икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.

Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами визан- i ийских традиций. Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.

Русские иконописцы: Апипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенное...! иконотворчества. Представление об исихазме

Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.

Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигифия, Елеуса, Панахранта, Агиосоритисса.

Чудоторные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская,

I loin ородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская.

8 класс

«РАЗДЕЛ 8 «ХРИСТИАНСТВО В IV-XI вв.» — 34 часа Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 3 ч.

Христианство в период гонений. Плиний Младший о распространении христианства.Взаимоотношения христиан с язычниками. Ориген, святой мученик Иустин, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст о христианах. Отношение христиан к смерти. Взаимоотношения в семьях древних христиан. Отношение христиан к правителям, к государственной службе.

Причины гонений на христиан.

Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБиРОВ» - 28 ч.

От гонений к государственной религии. Святой равноапостольный Константин Великий. Миланский эдикт. Император Феодосий Великий и запрет языческих богослужений. Принцип симфонии Церкви и государства.Юстиниан Великий: «Единое государство, единый закон и единая Церковь». Понятие цезарепапизма.

Нозый Рим. Начало византийской культуры. София Константинопольская: история Софийского собора до наших дней. Святая равноапостольная царица Елена. Паломническое путешествие в Святую землю, обретение Креста Господня и строительство храмов на Святой земле.

Источники православного вероучения. Ортодоксальная (православная) позиция. Септуагинта. Канон Священного Писания в Православной Церкви. Канон Священного Писания на Западе.

Место Вселенских Соборов в Священном Предании Церкви. Признаки Вселенских Соборов. Вселенские Соборы в разных христианских традициях.

Причины созыва Вселенских Соборов. Первые Символы веры. Догматы в христианстве.

Лжеучения и ереси. Ереси иудействующих. Гностики. Ириней Лионский и его труды против гностицизма. Манихейцы. Антитринитарии. Монархиан-ство динамистическое и модалистическое.

Арианство. Первый Вселенский Собор. Арианство после Никейского Собора. Юлиан Отступник и его «Эдикт о терпимости».

Аполлинарианство, македонианство. Второй Вселенский Собор.

Несторианство и пелагианство. Третий Вселенский Собор. Августин Блаженный против Пелагия.

Монофизитство. «Разбойничий» собор 449 г. Четвёртый Вселенский Собор. Отношения Церквей к Халкидонскому Вселенскому Собору.

Император Юстиниан Великий. Кодекс Юстиниана. Церковно-государственная политика Юстиниана. «Эдикт о трёх главах». Пятый Вселенский Собор.

Латеранский собор 649 г. Подвиги исповедничества и мученичества Максима Исповедника и папы Римского Мартина.

Задачи Шестого Вселенского Собора. Трулльский Собор. «Кормчая книга».

Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор.

Константинопольский Поместный Собор и Торжество Православия.

Отделение Церквей в эпоху Вселенских Соборов. Армяно-Григорианская Церковь. Святой равноапостольный Григорий Просветитель. Коптская Церковь. Абиссинская монофизитская Церковь. Маронитские общины. Общины несториан. Общины яковитов.

Писатели и отцы Церкви. IV век - золотой век святоотеческой письменности. Афанасий Алексан-дрийский. Вселенские отцы Церкви. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Распространение христианства в Грузии. Святая равноапостольная Нина.

Возникновение монашества. Основные разновидности монашества: отшельничество (анахоретство) и общежительные монастыри (киновии). Антоний Великий - основатель отшельничества. Родоначальник общежительных монастырей - Пахомий Великий. Преподобный Симеон Столпник. Святой Савва Освященный. Иоанн Дамаскин. Главная цель монашества - восстановление полноты богообщения. Понятие аскетизма.

Афон - удел Пресвятой Богородицы. Монашество и монастыри на Афоне.

Монашество на Западе. Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Бенедикт Нурсийский. Монашеские ордены. Святой Бонифаций.

Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» — 2 ч.

Объективные предпосылки отделения Римской Церкви. Субъективные факторы отделения. «Римский папа» - появление термина в III—IV вв. Привилегированное положение римского епископа, претендента на почётное и юридическое первенство среди всех христианских епископов.

Латинизация и христианизация европейских народов с V века. Развитие «латинского» направления в христианстве. Особенности римского богослужения.

Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры Римской Церковью. Разделение Римской империи на Западную и Восточную, упадок императорской власти на Западе. Отделение католической Церкви в 1054 году. Смерть Льва IX. Булла с анафемой. Ответ Михаила Керуллария.

ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА 8 Основные пособия

  1.  Бородина А. В. Основы православной культуры: Христианство: IV-XI вв. Учебное пособие для 8 класса. - М., 2014.

Демонстрационные, контрольно-измерительные материалы и справочная литература

  1.  Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5-9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). - Изд. 3-е.-М., 2012.
  2.  Бородина А. В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам. (5-9 классы). - М., 2014.
  3.  Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. - Изд. 3-е. - М., 2014.

9 класс

РАЗДЕЛ 9 «ХРИСТИАНСТВО В XI-XXI вв.» - 34 часа

Тема 1. «РАСЦВЕТ И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» -9ч

Расцвет Византии с конца IX в. до начала XIII в. Византия - важнейший исторический центр развития христианства.

Расцвет средневековой Византии. Развитие культуры и искусства Византии с конца IX в. до начала XIII в. Становление иконописных традиций. Восточный обряд и особенности Византийской цивилизации.

Закат Византийской империи. Последствия крестовых походов через Византию и Четвёртого крестового похода против Константинополя.

Освобождение Константинополя при Михаиле VIII Палеологе. Эпоха Палеологов. Третий расцвет византийской культуры. Монастырь Хора. Феофан Грек.

Религиозные споры. Зилоты и «политики». Патриарх Арсений и его почитатели и последователи.

Унии и стояние в вере. Причины подписания уний. Лионская уния в 1274 г. Последствия Лионской унии. Флорентийская уния в 1439 г. Геннадий Схоларий.

Исихазм. Фессалоникийский архиепископ Григорий Палама - главный представитель исихастского направления.

Тема 2. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

ДО ПРОТЕСТАНТИЗМА» —4 ч.

Распространение Римско-католической Церкви на юге Западной Европы. Крестовые походы и их последствия.

Развитие религиозной мысли в Западной Европе в XV-XVI вв. Церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола. Идеи гуманизма в западной культуре.

Католическое церковное искусство.

Тема 3. «ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРАДИЦИЯ» — 5ч

Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической Церкви, подрыв христианской идеи спасения.

«95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1543). Отлучение от Церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера.

Официальная протестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г. Шпейере. Другие лидеры ранней Реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.

Консервативное крыло Реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере». Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.

Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеранские Церкви. Кальвинистские и реформаторские Церкви. Методические Церкви XVIII в. Англиканская Церковь.

«Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы. Церковь учеников Христа. Церковь Святости.

Сближение и смешивание консервативного и радикального течений с XVII в. Распространение протестантизма среди народов Северной Европы, Северной Америки и по всему миру. Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских Церквей по деноминациям.

Множество различных независимых христианских движений, Церквей, общин и сект как своеобразие протестантизма.

Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных языков. Перенос религиозной протестантской множественности в Новый Свет в ходе европейской иммиграции в Америку.

Формирование протестантских Церквей на основе религиозных принципов: 1) единственный источник вероучения - Сведенное Писание, отрицание авторитета Священного Предания; 2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога; 3) признание только двух таинств: Крещения и Причащения; 4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; отказ от икон, статуй, мощей, алтаря; 5) отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным; 6) отрицание единой иерархии Церкви и верховной власти Римского папы.

Возникновение новых протестантских общин. Мормоны и пятидесятники. Религиозно-нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация.

Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее - на философию либерализма, в XX веке - на развитие экзистенциализма и диалектической теологии.

Активное участие протестантских Церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм. Протестантизм восточного обряда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие современного обновленчества. Тоталитарные секты.

Протестантские храмы. Богослужение. Искусство протестантского Запада.

Тема 4. «КАТОЛИЦИЗМ ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ» — 5 ч.

Кризис Римско-католической Церкви в результате Реформации.

Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже.

Возникновение ордена иезуитов.

Тридентский собор 1545-1563 гг. Контрреформация.

Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г., принцип «чьё правление, того и религия».

Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римско- католической Церкви в XIX веке. I Ватиканский собор 1869-1870 гг. Возникновение самостоятельной старокатолической Церкви.

Последствия Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Прекращение самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан.

Распространение Римско-католической Церкви в Америке, Австралии и др. регионах как результат миссионерства и колониальной экспансии XIX-XX вв.

Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь Церкви элементов местных культур и обычаев.

Напряжение между латинским центром и неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962-1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римско-католической Церкви папой Павлом VI (1963-1978).

Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма.

Римско-католическая Церковь как иерархическая религиозно-политическая, социально-экономическая структура. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу. Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства.

Униатские Церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского.

Тема 5. «ПРАВОСЛАВИЕ:

СВЯТАЯ РУСЬ - ПРЕЕМНИЦА ВИЗАНТИИ» — 10 ч.

Предание о посещении св. апостолом Андреем Первозванным русских земель. Первые христианские общины и храмы на территории России. Русы и Русь. Крещения русов до князя Владимира. Крещение Руси в 986-988 гг. Москва - Третий Рим.

Католическое миссионерство на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214-1219). Борьба северной Руси за верность православию. Отношения Русской Церкви с Римско-католической после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном. Попытки ввести католичество в России в Смутное время.

Установление Патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление Патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым Патриархом Московским и всея Руси.

В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство католических храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского-государства за организацией латинских и униатских церквей. Церковь греческого (восточного) обряда на территории России.

Реформы Патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г. Старообрядчество в современном мире. Синодальный период Русской Православной Церкви.

Обновленческое движение начала XX в. Восстановление Патриаршества на Поместном соборе в августе 1917 - сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». «Показательные процессы» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин). «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского). Святые мученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православная Церковь в эмиграции. Русская Зарубежная Церковь. Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Возрождение церковной жизни в России к концу XX века.

ИТОГОВЫЙ УРОК —1ч.

. Тематическое распределение часов.

5 класс

Программа

Рабочая программа

1

Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ»

4

4

2

Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК - ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА

6

6

3

Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» -

6

6

4

Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК»

18

18

ИТОГО

34

34

6 класс

Программа

Рабочая программа

1

ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

1

1

2

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ»

6

6

3

Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» -

8

8

4

Тема 3. «ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ»

7

7

5

Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО»

10

10

6

Тема 5. «АГИОГРАФИЯ»

3

3

Итого

34

34

7 класс

Программа

Рабочая программа

1

Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ»

3

3

2

Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА»

5

5

3

Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» -

3

3

4

Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО»

6

6

5

Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ»

2

2

6

Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ»

11

11

7

Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч.

8

Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО»

2

2

9

ИТОГОВЫЙ УРОК «Истоки и особенности христианского церковного искусства» —

1

1

итого

34

34

8класс

Программа

Рабочая программа

1

Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ»

3

3

2

Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» -

28

28

3

Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ»

2

2

4

ИТОГОВЫЙ УРОК

1

1

итого

34

34

9класс

Программа

Рабочая программа

1

Тема 1. «РАСЦВЕТ И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» -

9

9

2

Тема 2. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

ДО ПРОТЕСТАНТИЗМА»

4

4

3

Тема 3. «ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРАДИЦИЯ» —

5

5

4

Тема 4. «КАТОЛИЦИЗМ ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ»

5

5

5

Тема 5 «ПРАВОСЛАВИЕ:

СВЯТАЯ РУСЬ - ПРЕЕМНИЦА ВИЗАНТИИ» —

10

10

6

ИТОГОВЫЙ УРОК —

1

1

итого

34

34



Темы

Кол-во

часов

    Даты    проведение

(по плану)

Даты проведение пофакту)

Оборудование

УУД

Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ»

4

Книга, презентация

1

Назначение языка. Внешняя и внутренняя речь. Духовность и язык. Священное Писание о языке. Язык и речь.

1

2

Взаимосвязь: речь — интеллект — воспитание. Философы и народная мудрость о языке, слове, речи.

1

3

Происхождение языков. Библейская концепция происхождения языка. Научные гипотезы происхождения языка. Религия и языки.

1

4

Многообразие языков. Язык и религия - факторы единства и своеобразия. Пророческие, апостольские, святоотеческий языки

1

Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК - ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА»

6

5

Сила и красота русского языка.

1

6

Писатели о красоте, богатстве и неисчерпаемых возможностях русского языка

1

7

Русский язык в поэзии. Писание в нашей речи Священное.

1

8

Формы духовной мудрости в речи

1

9

Крылатые выражения из Старого Завета и Нового Завета в русском языке и их значение.

1

10

Словарный запас русского языка. Духовная русская лексика.

1

Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

6

11

История русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык как язык-посредник. А.С. Пушкин о роли греческого языка в судьбе русского языка. Грецизмы.

12

Грецизмы. Латинизмы. Церковнославянский язык в истории славянских народов и русской культуре

13

Понятие литературного языка. Славянизмы и русизмы. Высокий литературный стиль

14

Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл. Византия. Первые миссионерские путешествия святых братьев Мефодия и Кирилла. Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла.

15

Славянские народы. Славянские языки. История создания славянской письменности. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. Назначение славянской азбуки.

16

Кончина и прославление святых равноапостольных учителей словенских Мефодия и Кирилла. Почитание свв. Мефодия и Кирилла в мире и в России. Кирилица, глагогица и русский алфавит. Судьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в мире.

Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» —

18

17

Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит.

18

Назначение церковнославянского языка.

19

Для чего изучают церковнославянский язык сегодня.

20

Гражданская азбука и основные изменения в ней.

21

Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции древнеславянского - церковнославянского -

22

Современный русский алфавит. Правила чтения по-церковнославянски. Буквы ер и ерь.

23

Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я.

Буквы иже и и. Буквы он и омега.

24

Буквы зело и земля. Буквы ферт и фита.

Буквы ук и ижица. Буквы кси, пси, от.

Понятие о Псалтири и псалмах.

25

Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов русскими поэтам Надстрочные знаки.

26

Титла. Ударение тупое (тяжёлое) и ударение острое. Облечённое ударение. Придыхание, ерок.

27

Знаки препинания.

Читаем по-церковнославянски и переводим. Прописные буквы в церковно- славянском языке.

28

Евангельские притчи. Символ веры. Звательный падеж. Молитвы на церковнославянское языке

29

Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять заповедей Божиих; Спаситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства.

30

Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен и тысяч. Чтение по-церковнославянски.

31

Главные православные праздники: Светлое Христово Воскресение и двунадесятые праздники. Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых праздниках и тропари праздникам.

32

Рождество Пресвятой Богородицы: Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы.

33

Рождество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим.

34

Воскресение Господне - праздников Праздник, Пасха Христова. Вознесение Господне. Пят идеен t ница. Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Честного Креста Господин.



Предварительный просмотр:

Темы

Кол-во

часов

    Даты    проведение

(по плану)

Даты проведение пофакту)

Оборудование

УУД

Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ»

4

1

Назначение языка. Внешняя и внутренняя речь. Духовность и язык. Священное Писание о языке. Язык и речь.

1

Книга, презентация

Понимать взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;

-освоивать разные способы решения проблем творческого и поискового характера;

2

Взаимосвязь: речь — интеллект — воспитание. Философы и народная мудрость о языке, слове, речи.

1

Книга, презентация

Понимать религиозно-философские основания православной культуры;

Активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

3

Происхождение языков. Библейская концепция происхождения языка. Научные гипотезы происхождения языка. Религия и языки.

1

Книга, презентация

Иметь ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию

4

Многообразие языков. Язык и религия - факторы единства и своеобразия. Пророческие, апостольские, святоотеческий языки

1

Книга, презентация

  • Иметь представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;

 

Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК - ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА»

6

5

Сила и красота русского языка.

1

Книга, презентация

иметь представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

 

6

Писатели о красоте, богатстве и неисчерпаемых возможностях русского языка

1

Книга, презентация

знать основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории

7

Русский язык в поэзии. Писание в нашей речи Священное.

1

Книга, презентация

Иметь  представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

8

Формы духовной мудрости в речи

1

Книга, презентация

Иметь  знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России

9

Крылатые выражения из Старого Завета и Нового Завета в русском языке и их значение.

1

Книга, презентация

Иметь  знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт;

10

Словарный запас русского языка. Духовная русская лексика.

1

Книга, презентация

  • иметь представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

6

11

История русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык как язык-посредник. А.С. Пушкин о роли греческого языка в судьбе русского языка. Грецизмы.

Книга, презентация

Иметь  представление о духовных основах русского (государственного) языка, его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия

12

Грецизмы. Латинизмы. Церковнославянский язык в истории славянских народов и русской культуре

13

Понятие литературного языка. Славянизмы и русизмы. Высокий литературный стиль

Книга, презентация

14

Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл. Византия. Первые миссионерские путешествия святых братьев Мефодия и Кирилла. Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла.

Книга, презентация

15

Славянские народы. Славянские языки. История создания славянской письменности. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. Назначение славянской азбуки.

Книга, презентация

  • Овладевать навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;
  •  Владеть духовной и историко-культурологической лексикой;
  •  Овладеть основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

16

Кончина и прославление святых равноапостольных учителей словенских Мефодия и Кирилла. Почитание свв. Мефодия и Кирилла в мире и в России. Кирилица, глагогица и русский алфавит. Судьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в мире.

Книга, презентация

Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» —

18

17

Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит.

Книга, презентация

Овладевать  в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическими, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке.

18

Назначение церковнославянского языка.

Книга, презентация

19

Для чего изучают церковнославянский язык сегодня.

Книга, презентация

20

Гражданская азбука и основные изменения в ней.

Книга, презентация

21

Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции древнеславянского - церковнославянского -

Книга, презентация

22

Современный русский алфавит. Правила чтения по-церковнославянски. Буквы ер и ерь.

Книга, презентация

23

Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я.

Буквы иже и и. Буквы он и омега.

Книга, презентация

24

Буквы зело и земля. Буквы ферт и фита.

Буквы ук и ижица. Буквы кси, пси, от.

Понятие о Псалтири и псалмах.

Книга, презентация

овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

25

Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов русскими поэтам Надстрочные знаки.

Книга, презентация

 Знание о Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков.

26

Титла. Ударение тупое (тяжёлое) и ударение острое. Облечённое ударение. Придыхание, ерок.

Книга, презентация

Сохранять имеющиеся  до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;

27

Знаки препинания.

Читаем по-церковнославянски и переводим. Прописные буквы в церковно- славянском языке.

Книга, презентация

иметь представление о духовных основах русского (государственного) языка, его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения .;

28

Евангельские притчи. Символ веры. Звательный падеж. Молитвы на церковнославянское языке

Книга, презентация

знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоратив¬но-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книго-печатание, гимнография, золотое шитье и др.);

29

Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять заповедей Божиих; Спаситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства.

Книга, презентация

Овладевать навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;

Владеть духовной и историко-культурологической лексикой;

 Овладевать основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

30

Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен и тысяч. Чтение по-церковнославянски.

Книга, презентация

иметь представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

знать основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории;

31

Главные православные праздники: Светлое Христово Воскресение и двунадесятые праздники. Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых праздниках и тропари праздникам.

Книга, презентация

знать основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;

иметь представления о таинствах Церкви;-пониматьрелигиозно-философские основания православной культуры;

32

Рождество Пресвятой Богородицы: Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы.

Книга, презентация

знать основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования; овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

33

Рождество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим.

Книга, презентация

знать основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования; знать  историю формирования отечественной культуры;

34

Воскресение Господне - праздников Праздник, Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидеен t ница. Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Честного Креста Господин.

Книга, презентация

знать основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования; понимать  религиозно-философские основания православной культуры



Предварительный просмотр:

Темы

Кол-во

часов

    Даты    проведение

(по плану)

Даты проведение пофакту)

Оборудование

УУД

Тема 1. «РАСЦВЕТ И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» -

9

1

Расцвет Византии с конца IX в. до начала XIII в. Византия - важнейший исторический центр развития христианства.

1

Книга, презентация

Понимать взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;

-освоивать разные способы решения проблем творческого и поискового характера;

2

Расцвет средневековой Византии. Развитие культуры и искусства Византии с конца IX в. до начала XIII в.

1

Книга, презентация

Понимать религиозно-философские основания православной культуры;

Активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

3

Становление иконописных традиций. Восточный обряд и особенности Византийской цивилизации.

1

Книга, презентация

Иметь ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию

4

Закат Византийской империи. Последствия крестовых походов через Византию и Четвёртого крестового похода против Константинополя.

1

Книга, презентация

  • Иметь представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, значение роли культуры Византии в контексте мировой истории.

5

Освобождение Константинополя при Михаиле VIII Палеологе. Эпоха Палеологов. Третий расцвет византийской культуры. Монастырь Хора. Феофан Грек.

1

Книга, презентация

иметь представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

 

6

Религиозные споры. Зилоты и «политики». Патриарх Арсений и его почитатели и последователи.

1

Книга, презентация

знать основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте мировой истории

7

Унии и стояние в вере. Причины подписания уний.

1

Книга, презентация

Иметь  представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

8

Последствия Лионской унии. Флорентийская уния в 1439 г. Геннадий Схоларий.

1

Книга, презентация

Иметь  знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в мире, о её роли в становлении государственности, формировании отечественной культуры.

9

Исихазм. Фессалоникийский архиепископ Григорий Палама - главный представитель исихастского направления.

1

Книга, презентация

Иметь  знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт;

Тема 2. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

ДО ПРОТЕСТАНТИЗМА»

4

10

Распространение Римско-католической Церкви на юге Западной Европы. Крестовые походы и их последствия.

1

Книга, презентация

  • иметь представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

11

Развитие религиозной мысли в Западной Европе в XV-XVI вв.

1

Книга, презентация

Иметь  представление о духовных основах религиозной мысли запада, его истории, о языке как культурном достоянии мировой истории, языке

12

. Церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов.

1

13

Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола. Идеи гуманизма в западной культуре.

Католическое церковное искусство.

1

Книга, презентация

Тема 3. «ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРАДИЦИЯ» —

5

богослужения  

Развитие Церкви на западе литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории .

Развитие реформации на западе, учение М. Лютера и Ж. Кальвина. Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.

14

Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической Церкви, подрыв христианской идеи спасения.

«95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1543). Отлучение от Церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера.

Официальная протестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г. Шпейере. Другие лидеры ранней Реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.

Консервативное крыло Реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере». Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.

Книга, презентация

15

Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеранские Церкви. Кальвинистские и реформаторские Церкви. Методические Церкви XVIII в. Англиканская Церковь.

«Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы. Церковь учеников Христа. Церковь Святости.

Сближение и смешивание консервативного и радикального течений с XVII в. Распространение протестантизма среди народов Северной Европы, Северной Америки и по всему миру. Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских Церквей по деноминациям.

Множество различных независимых христианских движений, Церквей, общин и сект как своеобразие протестантизма.

Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных языков. Перенос религиозной протестантской множественности в Новый Свет в ходе европейской иммиграции в Америку.

Книга, презентация

  • Овладевать навыками чтения и понимания церковнославянских текстов протестанских вероучений.
  •  Владеть духовной и историко-культурологической лексикой;

 Овладеть основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения; овладевать основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестантизме);

16

Формирование протестантских Церквей на основе религиозных принципов: 1) единственный источник вероучения - Сведенное Писание, отрицание авторитета Священного Предания; 2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога; 3) признание только двух таинств: Крещения и Причащения; 4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; отказ от икон, статуй, мощей, алтаря; 5) отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным; 6) отрицание единой иерархии Церкви и верховной власти Римского папы.

Книга, презентация

Понимать  религиозно-философские основания религиозной  культуры;

-         знатьт  особенности религиозной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоратив¬но-прикладном искусстве .

17

Возникновение новых протестантских общин. Мормоны и пятидесятники. Религиозно-нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация.

Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее - на философию либерализма, в XX веке - на развитие экзистенциализма и диалектической теологии.

Книга, презентация

  • Овладевать  в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
  •  Владеть нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  •  Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

18

Активное участие протестантских Церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм. Протестантизм восточного обряда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие современного обновленчества. Тоталитарные секты.

Протестантские храмы. Богослужение. Искусство протестантского Запада.

Книга, презентация

Тема 4. «КАТОЛИЦИЗМ ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ»

5

перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическими, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском

19

Кризис Римско-католической Церкви в результате Реформации.

Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже.

Возникновение ордена иезуитов.

Тридентский собор 1545-1563 гг. Контрреформация.

Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г., принцип «чьё правление, того и религия».

Книга, презентация

20

Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римско- католической Церкви в XIX веке. I Ватиканский собор 1869-1870 гг. Возникновение самостоятельной старокатолической Церкви.

Последствия Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Прекращение самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан.

Книга, презентация

  • Обладать нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
  •  Обладать такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

21

Распространение Римско-католической Церкви в Америке, Австралии и др. регионах как результат миссионерства и колониальной экспансии XIX-XX вв.

Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь Церкви элементов местных культур и обычаев.

Книга, презентация

  • Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
  •  Понимать взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
  •  уметь видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;

22

Напряжение между латинским центром и неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962-1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римско-католической Церкви папой Павлом VI (1963-1978).

Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма.

Книга, презентация

  • Уважительно относиться к святыням;
  •  Уметь учиться, нравственно относящийся к знаниям.
  •  Быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • Быть  способным к творческому труду;
  •  бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

23

Римско-католическая Церковь как иерархическая религиозно-политическая, социально-экономическая структура. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу. Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства.

Униатские Церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского

Книга, презентация

Тема 5 «ПРАВОСЛАВИЕ:

СВЯТАЯ РУСЬ - ПРЕЕМНИЦА ВИЗАНТИИ» —

10

24

Предание о посещении св. апостолом Андреем Первозванным русских земель. Первые христианские общины и храмы на территории России. Русы и Русь. Крещения русов до князя Владимира. Крещение Руси в 986-988 гг. Москва - Третий Рим.

Книга, презентация

овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

25

Католическое миссионерство на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214-1219). Борьба северной Руси за верность православию

Книга, презентация

 Знание о  Римской церкви на Руси.

26

Отношения Русской Церкви с Римско-католической после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном. Попытки ввести католичество в России в Смутное время.

Книга, презентация

Сохранять имеющиеся  до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;

27

Установление Патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление Патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым Патриархом Московским и всея Руси.

Книга, презентация

иметь представление о духовных основах государственности   Руси, еу истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения .;

28

В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство католических храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского-государства за организацией латинских и униатских церквей. Церковь греческого (восточного) обряда на территории России.

Книга, презентация

Знать  особенности православной культуры петровских времен, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоратив¬но-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книго-печатание, гимнография, золотое шитье и др.);

29

Реформы Патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь.

Книга, презентация

Овладевать навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;

Владеть духовной и историко-культурологической лексикой;

 Овладевать основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

30

Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г. Старообрядчество в современном мире. Синодальный период Русской Православной Церкви.

Книга, презентация

иметь представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

знать основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории;

31

Обновленческое движение начала XX в. Восстановление Патриаршества на Поместном соборе в августе 1917 - сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Сергия» (Страгородского

Книга, презентация

знать основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;

иметь представления о  возобновлении Церкви;-понимать религиозно-философские основания православной культуры;

32

«Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». «Показательные процессы» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин). «Декларация митрополита

Книга, презентация

знать основные   церковные документы  их происхождение и особенности, овладевать  основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

33

Святые мученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православная Церковь в эмиграции. Русская Зарубежная Церковь. Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Возрождение церковной жизни в России к концу XX века.

Книга, презентация

знать основных православных святых и мучеников,  знать   их житие и роль в отечественной культуре;

ИТОГОВЫЙ УРОК —

1

34

Значение курса в жизни каждого

Книга, презентация

  • Иметь  навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  •  Иметь представления о традиционных нравственных установках;

 понимать  религиозно-философские основания православной культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...