Проект "Пасха светлая"
проект на тему

Краснопеева Марина Николаевна

Краткосрочный для детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pasha_svetlaya.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Светлая Пасха»

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: познавательно – творческий.

Цель проекта: - Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «ПасхаСветлое Христово Воскресенье». - Возрождение традиций народной культуры.

Результат проекта: получение новых знаний, творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.

Актуальность проблемы:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста»«от сердца к сердцу».

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы.

Мы, взрослые, должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Задачи проекта по образовательным областям:

«Познавательное развитие»:

Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.

Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.

Развивать интерес к русской национальной культуре.

Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

«Речевое развитие»:

Содействовать расширению и активизации словаря дошкольников;

Расширять читательский интерес детей, помогать правильному восприятию литературного текста, организовывать творческую деятельность на его основе.

«Социально – коммуникативное развитие»:

Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.

Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.

«Художественно – эстетическое развитие»:

Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.

Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.

«Физическое развитие»:

Содействовать развитию двигательной координации, мелкой мускулатуры рук.

Задачи работы с родителями:

Ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.

Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.

Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности, материалы для праздника).

Побуждение к совместной деятельности с детьми по теме проекта.

Подготовительный этап:

Выставка открыток, принесённых из дома,

Беседа на тему «Что такое пасха

Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»

Основной этап:

использовались различные виды совместной интегрированной деятельности по реализации образовательных областей.

«Познавательное развитие»:

Рассматривание старинных и современных открыток к празднику «Светлая Пасха»,

Игры – эксперименты «Яйцо в бутылке»«Колумбово яйцо»«Варёное или сырое?»«Послушное яйцо».

Рассказ воспитателя «Подарки от Курочки Рябы».

«Речевое развитие»:

Придумывание сказки «Сказка о пасхальном яйце»,

Чтение стихотворения Л. Шишкиной «Апрель»,

Свободное общение,

Обсуждение – выбор самой красивой и интересной открытки, самого красивого яйца,

«Социально-коммуникативное развитие»:

Сюжетно-ролевая игра «Семья»,

Беседа об этических нормах – поздравление с праздником, дарение подарков,

Дидактические игры: - «Узор из мозаики»,

«Найди одинаковые»,

«Художественно-эстетическое развитие»:

Рисование «Пасхальный натюрморт»,

Аппликация «Пасхальное яйцо» 

Аппликация «Открытка к празднику» .

 «Физическое развитие»:

Игры – эстафеты.

Заключительный этап:

  • Выставка творческих работ детей – открытки, изготовленные руками детей.
  • Игры – эстафеты, хороводные игры.
  • Развлечение «Пасха светлая!».
  • Консультация для родителей «Пасхальные традиции и игры».

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Беседа на тему «Что такое пасха

Цель беседы: - Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

Ход беседы:

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу«Раскрасил сам».

16 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов, Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа, Великая Суббота (день печали, и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальнойсветлой, святой. Люди ходили друг к другу в гости. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.

Беседа «Почему мы красим яйца?»

Цель беседы: - Развивать познавательную активность детей; - Формировать представления детей о народных праздниках, о традициях и обычаях.

Ход беседы: - Сегодня я вам расскажу – почему мы красим яйца. Послушайте мой рассказ: - «Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народеПасха - это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо. - Кто же вылупляется из яйца? (ответы детей). Призадумалось яйцо: - Кто же я, в конце концов? Лебедь, утка, или я, ядовитая змея? - А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему? - Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

Ожидаемый результат:

У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.

Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.

Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.

Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.

Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.

Результат проекта: Творческие работы детей

Игры – эксперименты

Цель игр – экспериментов: - Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление; - Развивать любознательность, стремление к открытиям; - Развивать способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути её решения.

«КОЛУМБОВО ЯЙЦО»

«ЯЙЦО В БУТЫЛКЕ»

«МЯГКАЯ СКОРЛУПА»

«ВАРЁНОЕ ИЛИ СЫРОЕ?»

Совместная творческая деятельность с детьми «Пасхальный натюрморт»

Цель: - Расширять читательский интерес детей, помогать правильному восприятию литературного текста, организовывать творческую деятельность на его основе.

Ход деятельности: - Апрель – месяц важный, как король. Много светлых праздников он дарит людям!

Веточки вербы, красивая ваза, пасхальный кулич, расписные яйца, ленточки – получился красивый натюрморт (воспитатель составляет натюрморт). Почки вербы – жёлтые, серебристые, как капельки дождика и солнечных лучиков. Всех Весна согреет своим теплом!

И я предлагаю послушать стихотворение Л. Шишкиной «Апрель» (чтение стихотворения).

- А теперь я вам предлагаю нарисовать свой пасхальный натюрморт (дети выполняют задание – рисуют пасхальный натюрморт).

- Молодцы! Какие чудесные работы у вас получились!

Это интересно знать!

Пасха – Светлое Христово Воскресение – древний христианский праздник, основной в христианском богослужебном годе. Пасха отмечается всеми христианами мира. Богословы называют её «царём дней»«праздником из праздников» и «торжеством из торжеств». Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но ив широким бытованием в народной среде представлений о весеннем пробуждении природы. Человек должен встретить Пасху обновлённым духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой следует навести порядок в доме, отбросить все дурные мысли, забыть зло и обиды.

Конспект  развлечения  для детей 5-6 лет «Светлая пасха!»

Автор: Краснопеева Марина Николаевна.

Тема: «Светлая пасха!»

Цель:  1. Приобщить детей к культуре, традициям и обычаям празднования Светлой Пасхи;

            2. Создать праздничное настроение у детей.

Материалы: Эмблемы разрисованных  яиц из картона для каждого ребёнка («писанки», «крапинки», «крашенки»), краски, кисточки, вода, заготовки для рисования (три макета яиц из бумаги), горка для катания яиц.

Предварительная работа: Разучить стихотворения с детьми. Подготовить с родителями праздничный стол, раскрасить яйца.

Ход развлечения:

Ведущий: Ребята, здравствуйте! А вы знаете какой праздники бывают весной?

Дети:

Ведущий: Подсказка, в этот день принято красить яйца!

Дети:

Ведущий: Многие жители России считают праздник Пасхи, день Воскресенья Христова – великим днём. В этот день принято красить яйца, печь куличи, одеваться нарядно, биться яйцами, катать их с горки. Если знакомые встречались в этот день ,то говорили друг другу «Христос воскрес!» и отвечали «Воистину воскресе!», обнимались и целовались в знак радостного события.

Чтения стихотворений:

1 ребёнок:

Вот и солнце ярче!

И весна настала,

Птицы прилетели –

Жизнь прекрасней стала!

2 ребёнок:

Убрались мы с мамой,

В доме ни пылинки!

Радостно на сердце –

Ни одной слезинки!

3 ребёнок:

Ну, а мы куличики

С разноцветной крошкой,

Вынули из печки –

Прямо на окошко!

4 ребёнок:

Яйца мы раскрасили –

Целая гора!

Будем , будем биться –

С самого утра!

Ведущий: Правильно сказали ребята,  к Светлой Пасхе очень тщательно  готовятся: пекут куличи и красят яйца, расписывая их всеми цветами радуги!

Яйца, окрашенные в один цвет, называются – «крашенки»,  если нарисовать на них какие-нибудь узоры, это будут уже -  «писанки». А если яйца раскрашены пятнами – их называют – «крапинки».

Яйцо  является символом жизни, любви и надежды! Сейчас мы с вами поделимся на команды. У каждого из вас есть картонное яичко с рисунком. У кого рисунок в крапинку, - в одну команду.  У кого рисунок с узорами – в  другую. И третья команда – у кого яйца окрашены одним цветом!

(Дети делятся на команды)

Ведущий: Подойдите к столу. У нас с вами есть три заготовки, похожие на большие куриные яйца, краски и кисточки. Задача каждой команды ,разукрасить заготовки так же как и ваши маленькие картонные эмблемы яиц  («крашенки», «писанки»,  «крапинки») .

(Дети выполняют)

Какие красивые работы у вас получились! Молодцы ребята!

Ребята , а вы знаете, что в Пасхальное Воскресенье во многих церквях нашей страны  раздаётся колокольный звон. Особенный, торжественный! Этот звон называется  «Пасхальный Благовест»! (фонограмма колокольного звона).

Дети читают стихи:

1 ребёнок:

Звенят, звенят колокола!

И к миру призывают…

С молитвой, с самого утра –

Все беды пропадают!

2 ребёнок:

Звенят, звенят колокола,

О сострадании к людям…

Пусть тот кто твёрдо на ногах,

О слабых не забудет!

3 ребёнок:

Звенят, звенят колокола,

К терпенью призывают…

И вера в доброе всегда –

От горя сберегает!

Ведущий: Молодцы ребята! А вы знаете  как раньше в деревнях Пасху праздновали? (фоном звучат русские народные весёлые песни).

1 ребёнок: (весело, задорно) А ну ка! Все ребята и девчата собирайтесь! Пойдём по селу, будем всех поздравлять!

Все: С Христовым воскресеньем! С Пасхою!

Ведущий: А мы и яички приготовили  заранее! Целое лукошко накрасили! А давайте поиграем немного!

Игры:

  1. «Горка» (дети катают крашенные  яички с самодельной нарядной горки, чьё яйцо дальше всех укатится , тот и победил).
  2. «Круть-верть» (дети по команде раскручивают яйца, чьё дольше всех крутится, тот и победил).
  3. «Битки»  (дети играют парами и бьются яйцами по очереди, у кого яйцо треснет тот и проиграл).

Ведущий: Как мы с вами уже говорили ,что не только яйца красили к праздничному Пасхальному столу, но и пекли вкусные и ароматные куличи и угощались. Вот и я приглашаю всех вас к нашему праздничному столу, отведать выпечку Пасхальную, да угощенья разные!

(Чаепитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Пасха - светлое Христово Воскресение"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов Оно способствует формированию знаний уч-ся об истории возникновения христианского праздника – Пасхи, о традициях празднования его на Руси, о...

Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны

Электронное портфолио учителя английского языка Бурдоновой Светланы Викторовны...

Светлое Христово Воскресение

Данный материал знакомит учащихся 5-7 классов с русскими традициями. Классный час проводился в 6 классе. Ребята готовили к этому празднику рисунки, изготавливали пасхальные яички , куличики. ...

Сценарий "От улыбки хмурый день светлей"

ОТ УЛЫБКИ ХМУРЫЙ ДЕНЬ СВЕТЛЕЙ...Цель: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.Пр...

Литературная гостиная "Грустит романс тревожно и светло"

Прозвучала песня «Возвращение романса». Ею мы начинаем вечер, посвященный русскому романсу. Давайте, друзья, сегодня, «с двадцатым веком временно простясь», окунёмся в прекрасный мир русской поэзии и ...

Персональная запись Григорьевой Анастасии (руководитель Глухова Светлана Анатольевна) на Международной детской Доске почёта

Воспитанница МБОУ  ДОД "Янтиковская детская школа искусств" - Григорьева Анастасия (руководитель Глухова Светлана Анатольевна) за свои победы на конкурсах разного уровня решение...