Устный журнал "Этикет. Правила поведения в общественных местах"
классный час (7 класс) на тему

Малунова Екатерина Валерьевна

Груповой урок культуры. Цель которого прививать воспитанникам навыки поведения в соответствии с общепринятыми правилами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия25.3 КБ
PDF icon презентация к занятию396.35 КБ

Предварительный просмотр:

Групповой урок культуры.

Устный журнал.

«Этикет. Правила поведения в общественных местах»

Цель: прививать у воспитанников навыки поведения в соответствии с общепринятыми правилами, формировать морально-нравственные качества личности учащихся, навыков культурного общения учащихся и представление учащихся об основных этических нормах.

Задачи:

- образовательная: обобщить знания учащихся о правилах этикета, о правилах поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.

- развивающая: развитие интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого.

- воспитательная: воспитание самостоятельности, активности, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, умения работать в коллективе.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, приветствую вас на нашем уроке культуры.

Для определения темы урока я предлагаю вам отгадать загадки, при этом записывать первую букву отгадки на доске (цветными мелками):

1) Ты кричал – оно молчало,

Ты молчал – оно кричало. (Эхо)

2) От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит …  (тень)

3) Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

4) Не огонь, а жжется. (Крапива)

5) Зимой и летом –

Одним цветом. (Ель)

6) Какой конь землю пашет,

А сена не ест? (Трактор) [6].

Воспитатель: Итак, у нас получилось слово. Прочитайте. Кто знает, что такое этикет.

Этикет – это установленный, принятый порядок поведения.

Как вы думаете, почему необходимо знать и соблюдать правила этикета?

Теперь мы поговорим о том, как вы знаете правила этикета, и как вы применяете их на практике. Для этого мы разделимся на две команды: команда 6 и 7 класса. Придумайте название своей команды.

Первое задание:

Ответьте на вопросы анкеты, выбрав правильный вариант

1. Красивая походка, осанка, изящные жесты украшают:

А) мужчину;

Б) женщину;

В) как мужчину, так и женщину.

2. Что нужно делать с руками по правилам хорошего тона:

А) надо держать обе руки в карманах;

Б) размахивать ими во время ходьбы или прогулки, энергично жестикулируя;

В) можно опустить руки в карман, чтобы достать необходимое.

3. Сидеть следует:

А) держа ногу на ноге, раскачивая ею или обняв колено руками;

Б) ровно держа спину, не поворачиваясь ею к собеседнику;

В) развалившись как в кресле.

4. Зевать в обществе непростительно. Воспитанный человек:

А) вообще постарается избежать зевка;

Б) зевнёт "внутрь";

В) отвернётся в сторону и зевнёт.

5. С кашлем, как правило, справиться невозможно. При покашливании следует:

А) позволить выйти ему наружу;

Б) повернуть голову в сторону и прикрыть рот рукой;

В) раскашляться в лицо собеседнику.

6. В былые времена любили чихать. В настоящее время мы:

А) чихнём от души, "со вкусом";

Б) отвернёмся;

В) по возможности подавим, поднеся к носу платок.

7. Икота - неприятное явление. Если это всё же началось:

А) зажимая нос левой рукой, пьём воду маленькими глотками или вздыхаем глубоко;

Б) ''подпрыгиваем’’ от души;

В) запиваем лимонадом.

8. Воспитанный человек смеётся:

А) после каждой фразы;

Б) ни с того, ни с сего;

В) только по определённому поводу.

9. В отношении друзей мы нередко испытываем потребность отблагодарить за оказанную услугу.

А) следует поблагодарить «волшебным» словом;

Б) отвернуться и уйти;

В) следует забыть обо всём.

10. Одалживание денег - услуга особого характера. Одалживая деньги:

А) сразу обговариваем срок их возврата (занимающий деньги сам называет срок);

Б) просто даём их и забываем;

В) записываем долг в записную книжку в присутствии человека.

В нашей жизни существуют определенные правила в разных областях жизни

  • речевой этикет;      что это означает?
  • этикет телефонного разговора;     что это означает?
  • этикет в общественных местах;    что это означает?
  • столовый этикет;   что это означает?
  • гостевой этикет;
  • семейный этикет;
  • этикет в тяжелых жизненных ситуациях

Слово этикет происходит от французского слова «étiquette» – надпись, этикетка. Впервые, такими этикетками начали пользоваться при дворе французского короля Людовика 14, которого еще называли Король Солнца. Людовик 14 очень любил порядок во всем, поэтому он и придумал много разных правил поведения при дворе Его Величества. Когда придворные приходили на званые обеды, всем раздавали маленькие карточки, на которых было написано как именно нужно себя вести. Отсюда и пошло слово этикет. А в Россию этикет и этикетные нормы пришли уже в эпоху Петра I.

Воспитатель: Переходим ко второму заданию.

От чего зависит сила “волшебных слов”? Сила “волшебных слов” зависит от того, как вы их скажите. Если  вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаетесь, то будет успех, а если наоборот, резким тоном, отвернувшись в сторону, то хорошего результата не будет.    

Воспитатель: А теперь, мы проверим, как вы знаете «волшебные» слова. Продолжите за мной…

1) Растает даже ледяная  глыба
От слова теплого …   
(“спасибо”)

2)  Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …
(“Добрый день”)

3) Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим: “Извините, …
(“пожалуйста”)

4) И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …
(“До свидания”) 

А теперь, давайте немного отдохнем. Физминутка.

Воспитатель: Третье задание.  Теперь я прочитаю вам несколько ситуаций, и вы скажите, где были допущены ошибки.

    1 ситуация.

Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись. Который из них должен был уступить дорогу другому, если первому мальчику 8 лет, а другому- 11

(уступает дорогу тот, кто вежливее)

    2 ситуация.

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов».

 Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие ошибки он сделал? (мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить). Скажите, пожалуйста, который час?

    3ситуация.

 На улице шли 2 прохожих. Одному было 62 года, а другому 8 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и один большой сверток. Одна из книг упала.

У вас упала книжка! - закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве? – удивился тот.

Конечно, - объяснил  мальчик, – у вас же было 3 книги, + один портфель, плюс один пакет- и того пять вещей, а теперь осталось четыре.

Я вижу, ты хорошо считаешь - сказал прохожий, он с трудом поднял упавшую книгу – однако, есть правила, которых  ты еще не усвоил

(помочь поднять книгу и помочь донести).

Воспитатель: четвертое задание состоит в том, чтоб вы составили пословицу.

«По одёжке встречают, по уму провожают», «Быть чистым ты обязан, не только для себя»

Давайте повесим их на доску.

К какому этикету относятся эти пословицы «Твой внешний вид»

Посмотрите на экран и скажите где изображен опрятный человек, а где нет.

Воспитатель: Вспомните правила, как вести себя при разговоре со взрослыми? Как к старшему нужно обратиться? В комнату входит старший, а вы сидите?

Пятое задание: напишите как можно больше положительных и отрицательных качеств человека в два столбика. Например: благородство, терпеливость, агрессивность, жадность.

Воспитатель: Что значит общественные места?

 (улица, учреждение, кино, театр, магазин, городской транспорт, поезда, самолёты).

Шестое задание: Составьте правила поведения в любом из этих мест.

Итоговое слово воспитателя: Важно ли знать и соблюдать правила этикета? Почему? Кто помнит, от чего зависит сила “волшебных слов”?

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это – основа основ.

На улице, дома, в общественном месте

будь вежлив со всеми, помни о чести

в театре, в трамвае, в читальне, в кино.

Веди себя скромно, прилично, умно.

Я, уверенна, что все вы будете соблюдать все правила поведения о которых мы говорили! Спасибо, вам вы все молодцы!

Литература:

1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1980.
2.
http://festival.1september.ru/articles/594923/ 
3.
http://festival.1september.ru/articles/520717/
4.
http://festival.1september.ru/articles/585746/ 
5.
http://festival.1september.ru/articles/314698/ 
6.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа "Правила поведения в общественных местах"

Знание правил поведения играет огромную роль при общении, при соблюдении этикета в различных общественных местах: театре, кафе, магазинах, учебных заведениях, транспорте и т.д....

Правила поведения в общественных местах

Правила поведения в общественных местах...

Классный час на тему:"Правила поведения в общественных местах".

В материале раскрыты правила поведения в общественных местах и разбор различных жизненных ситуаций....

Классный час: "Правила поведения в общественных местах"

Цели и задачи классного часа— Прививать этические нормы поведения в обществе;— Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности....

Правила поведения в общественных местах

Воспитательное мероприятие...

Классный час :"Правила поведения в общественных местах"

Знакомство с правилами поведения в общественных местах....