Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы
презентация к уроку на тему

Резникова Любовь Александровна

Данная презентация ознакомит преподавателей  с технологией, основанной на создании учебной ситуации на уроках русского языка и литературы, а также пояснит, чем отличается технология от методики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы

Слайд 2

Технология (греч. techne - «умение», «мастерство», «искусство» и logos – «учение», «наука») дословно - наука о мастерстве ( Толковый словарь русского языка ) Чем отличается технология от методики? МЕТОДИКА МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ?

Слайд 3

Чем отличается технология от методики? « … идеальная технология обладает жёстко определённой системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментальностью . Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а, следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели , т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью » (В.И. Загвязинский )

Слайд 4

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством . Искусство основано на интуиции, технология - на науке . (В.П. Беспалько) «Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству» концентрированным выражением которого и является технология ( И.П. Подласый )

Слайд 5

Образовательные технологии Технология Основной вид деятельности Технологический инструментарий Технология проблемного обучения поисково-исследовательская проблемный вопрос, проблемная задача, проблемно-познавательная задача Технология развивающего обучения учебно-познавательная учебная задача, учебная ситуация Технология развития критического мышления аналитическая кластер, «ИНСЕРТ», текст, синквейн Технология интерактивного обучения коллективно-распределительная диалог, полилог , сотрудничество Технология личностно-ориентированного образования субъектная деятельность, общение, отношения, ценности Технология модульного обучения самостоятельная учебная работа модульная программа Технология проектного обучения проектная проект

Слайд 6

Технология, основанная на создании учебной ситуации на уроках русского языка и литературы

Слайд 7

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – особое психическое состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда последний не может достичь цели (объяснить явление, решить задачу и т.д.) известными ему способами и вынужден искать новые пути и способы. ПРОТИВОРЕЧИЕ У Ч И Т Е Л Ь У Ч Е Н И К

Слайд 8

Приёмы создания проблемной ситуации Осознание противоречия Формулировка проблемы 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения - Что вас удивило? Что интересного заметили? На что обратили внимание? Как можно сформулировать главный вопрос урока? (Какой возникает вопрос?) Какая будет тема урока? 2. Столкнуть противоположные мнения учащихся вопросом или практическим заданием? Почему возникли разные точки зрения, мнения? Почему предложили разные решения одного задания?

Слайд 9

Постановка проблемы Учитель Ученики Предъявление первого факта Предъявление второго факта Побуждение к осознанию Формулировка проблемы Кто главный герой рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»? Слово «бирюк» устаревшее, что оно означает? А вам самим понравился Бирюк? Что вас удивляет? Какое возникает противоречие? Какой возникает вопрос? Как можно сформулировать главный вопрос урока? Тему урока? Лесник, которого все называют «Бирюк». Угрюмый, нелюдимый, злой человек. Да, нам он понравился. Бирюк нам понравился , но само слово обозначает плохие качества. Почему нам понравился Бирюк? Образ Бирюка. Пример 1. Урок литературы в 7-м классе по теме «Образ Бирюка»

Слайд 10

Пример 2 . Урок литературы в 7-м классе по теме «Душевная красота главного героя А.П. Платонова «Юшка»» Постановка проблемы Учитель Ученики Предъявление первого факта Предъявление второго факта Побуждение к осознанию Формулировка проблемы Кто главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка»? А что обозначает слово «Юшка»? Вам понравился главный герой? Чем? Что вас удивляет в этом человеке? Какое возникает противоречие? Какой у вас возникает вопрос? Как можно сформулировать главный вопрос урока или его тему? Больной, неприглядный старик. Юшка – просторечное название крови. - Да. Он добрый, трудолюбивый. - Его внешний вид не соответствует его душевным качествам. Как в таких трудных жизненных условиях Юшка не озлобился, остался добрым, душевным трудолюбивым человеком. Душевная красота главного героя А.П. Платонова в рассказе «Юшка».

Слайд 11

Создание проблемных ситуаций Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? 1) СКАЗАТЬ – I спряжения 2) СКАЖЕТЕ – будущее время 3) СКАЖИТЕ – приказ, просьба Определите морфемный состав форм глагола: ска´ж - ЕТЕ скаж – и´ - ТЕ 11

Слайд 12

СИТУАЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ 1) Цели – виды деятельности Выберите из предложенного списка виды деятельности, которые необходимо выполнить на уроке? 2)«Продолжи предложение» Сформулируйте цели-задачи урока по теме, используя следующие слова: - Повторить … Узнать …. Научиться …. 3) Карточки с дидактическими единицами распределить на две группы: 1) знаем 2) умеем Оставшиеся карточки помогают сформулировать задачи урока

Слайд 13

Урок русского языка в 5 классе по теме «Прямое и переносное значение слова» Учитель Ученики Запишем предложение: Поэт С. Наровчатов писал: « Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык». Как вы понимаете это высказывание? Как вы понимаете значение слова «богаче»? Посмотрите на слайд. Что вы можете сказать о слове «богатый»? Как вы мне это докажете? Что обозначает сокращённое «перен.» около четвёртого значения слова «богатый»? Кто из вас может ответить на этот вопрос? Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? Для этого обратимся к учебнику русского языка стр. 157, параграф 66. Язык развивался вместе с развитием общества, не оставался неизменным . В языке появлялись новые слова, поговорки, пословицы. Что оно многозначное. Значения слова записаны в нескольких словарных статьях. Мы пока этого не знаем, а можем только догадываться. Узнать, что обозначает сокращённое слово «перен.» и в связи с этим сформулировать тему урока.

Слайд 14

14 Богатый : 1. Обладающий большим имуществом, деньгами, очень зажиточный. Богатый фермер. 2. Дорого стоящий, роскошный. Богатая обстановка. 3. Содержащий в себе много чего-нибудь ценного. Богатый урожай. 4. Перен. Содержащий много ценных качеств. Богатый голос.

Слайд 15

Урок русского языка в 5 классе по теме «Синонимы» Учитель Ученики Винни-Пух не знает слова "провизия". А вы слышали такое слово? Что оно означает? Как ещё можно назвать еду? Что общего у всех этих слов? А как же называются такие слова? Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? Как мы должны поступить дальше? Где мы будем искать ответ на возникший вопрос? Для этого вы должны разгадать кроссворд и в выделенных клетках по вертикали прочитаете тему сегодняшнего урока. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Где и когда мы сможем применить полученные знания? Еда. Продовольствие, провиант, продукты, снедь. Значение, часть речи. - Мы этого пока не знаем. Мы должны узнать, как называются слова, у которых одинаковое значение , и эти слова одной части речи. Синонимы. В сочинениях.

Слайд 16

л е к С и к а о м о н И м ы п е р е Н о с н о е п р я м О е о д н О з н а ч Н ы е э п И т е т М е т а ф о р а м н о г о з н а ч н Ы е Кроссворд Впиши в клетки по горизонтали слова, и ты прочтёшь в выделенных клетках тему сегодняшнего урока Как называется раздел русского языка, который мы изучаем? (Лексика) Как называются с лова , одинаковые по звучанию и написанию , но разные по значению ( Омонимы ). В каком значении употреблено словосочетание «золотые руки»? ( В переносном) Кроме переносного значения ещё какое значение может иметь слово? (Прямое) Как называются слова, имеющие одно лексическое значение, называются (Однозначными) Какое выразительное средство в словосочетании «Красная девица»? (Эпитет) А с каким новым выразительным средством мы познакомились на предыдущем уроке? (Метафора) Как называются слова, имеющие несколько лексических значений (Многозначные слова). Карточки с заданием лежат на каждом столе.

Слайд 17

СИТУАЦИЯ ОТКРЫТИЯ группировка сравнение «Третий (четвёртый) лишний» - Какое слово лишнее и почему? ИРА, АНЯ, КИРИЛЛ - Что объединяет эти слова?

Слайд 18

Текст – это высказывание на определенную тему. К тексту можно подобрать заголовок. В тексте есть основная мысль. В тексте может быть нарушен порядок предложений. Текст может быть большим и маленьким. В тексте все предложения связаны между собой грамматически. В тексте есть смысл. - Ребята, найдите неверное утверждение Шарика! Урок развития речи в 5 классе по теме: «Как связываются предложения в тексте».

Слайд 19

Я понял! В тесте нельзя нарушать порядок предложений! - Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.

Слайд 20

Тема урока: Проблемный вопрос: - Я хочу научиться связывать предложения в тексте. - А я хочу запомнить, что для этого нужно знать. Как связываются предложения в тексте? «Как связываются предложения в тексте».

Слайд 21

СИТУАЦИЯ СРАВНЕНИЯ Деятельность учителя Деятельность учащихся Сравнить склонение прилагательных и причастий ( Русский яз. 7 кл . Тема: Склонение причастий.) Сравнить образы двух полководцев в В.О. войне 1812 года: М.И. Кутузова и Наполеона Бонапарта ( Литература. 10 кл . Л.Н. Толстой «Война и мир»). Сравнить образы К.П.Троекурова и А.Г. Дубровского. Отметить сходство в их судьбе и различие. Сделать вывод. Склоняют словосочетание: развевающийся синий шарф. Сравнивают окончания прилагательных и причастий и делают вывод, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Находят цитаты в тексте (по вариантам: 1 вар. – образ Кутузова, 2 вар. – образ Наполеона), заполняют таблицу, делают выводы. Письменно в тетрадях заполняют таблицу, отмечают сходство и различие образов.

Слайд 22

- Какими нам представляются мальчики, Саша и Митя ?

Слайд 23

СИТУАЦИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ Деятельность учителя Деятельность учащихся Что помогло Васютке выжить, выйти из леса? Используя текст рассказа « Васюткино озеро» В.П. Астафьева , подберите необходимые факты, свидетельствующие о смелости, терпении и смекалке Васютки . Примеры: Знание законов тайги: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». (Развёл костёр, постоянно поддерживал огонь в костре, испёк глухаря, чтобы утолить голод). Постоянно разговаривает вслух сам с собой, чтобы пересилить страх Всё это помогло выжить Васютке .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования по теме «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС».

Тема самообразования «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС».  Цель самообразования: обеспечить не...

Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы по ФГОС ООО.

Описание современных педагогических технологий, описание работы по ним, примеры по работе различных технологий....

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях школы-интерната"

Доклад "Применение новых  образовательных технологий в  преподавании русского языка и литературы с целью повышения познавательной активности обучающихся с ОВЗ"....

План работы по теме самообразования "Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы.»

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...