Картотека дидактических (словесных)игр и упражнений. в подготовительной группе
картотека на тему

Буренок Елена Васильевна

Картотека дидактических  (словесных)игр и упражнений.

в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических  (словесных)игр и упражнений.

в подготовительной группе

Дид. игра «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

Дид. игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дид. игра «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дид игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Дид. игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Дид. игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

Дид. игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Дид. игра «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].

1.Игры, воспитывающие умение выделять существительные, главные признаки предметов, явлений.

 Прежде чем приступить к этим играм рекомендуется провести беседу. Взрослый рассказывает детям, что людей окружает много предметов, что предметы бывают сходные и отличаются друг от друга. Каждый предмет имеет свою форму, цвет, он для чего-то нужен человеку и т.д. Предметы как бы сами рассказывают о себе. После того, как вы убедились, что дети поняли, как нужно описывать характерные признаки предметов, он предлагает игру «Отгадай-ка»

«Отгадай-ка»

Цель игры. Обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нём существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Напомнить детям, как они рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предложить:  « Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Каждый из вас будет выполнять роль какого-либо предмета. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете - не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате» . После небольшой паузы  кладём предмет (камешек, ленточка, мячик) на колени любому

Играющему. Ребёнок встаёт и даёт описание предмета, а затем передаёт предмет тому, кто будет отгадывать. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою

загадку. Во время игры следим за тем, чтобы дети, при описании предметов, называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Можно задавать наводящий вопрос:  « Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не стоит. Надо дать возможность ребёнку самому припомнить предмет, его характерные признаки. Например: « Блестящий, с носиком, в нём кипячёная вода (Чайник)».

  Описание подобных  игр «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Что это за птица?», «Да - нет» можно найти в книге «Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко.

2. Игры, воспитывающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения. Перед игрой проводим беседу. В беседе он напоминает о том, что предметы, окружающие людей, они очень разнообразны, в них есть различия и сходства.

«Похож – не похож»

Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию предметы.

Ход игры. Напоминаем детям перед началом игры, как описывали два предметы и находили различия и сходства. Предлагаем детям загадать предметы, вспомнить, чем они отличаются и чем похожи  -  рассказать нам, а мы угадаем.

 Даётся время на то, что бы дети подумали. Выбирается загадывающий. Примеры загадок: « Два цветка, один с белыми лепестками и жёлтой серединкой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой на клумбе»(ромашка и роза).« Ползли два жука. Один маленький, красненький, с чёрными точечками, а другой большой. Коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно» (божья коровка и майский жук) Загадывающий, после небольшой паузы передаёт эстафету другому. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку.

 Игры «в небылицы»

В процессе этих игр у детей развивается связная, образная речь, воспитывается понимание юмора, умение самому шутить. Произведение с небылицами следует  сначала прочитать детям, познакомить с занимательным содержанием. При проведении игры не стоит брать всё произведение, а его часть. Опыт проведения игр показывает, что дети могут запоминать и называть  6-7 небылиц, содержащихся в тексте. Игры могут носить название « Кто больше заметит небылиц?» или «Придумай небылицу». Для начала нужно самому объяснить, что такое небылица – это выдумка, то, чего не бывает в жизни. Например, небылицы из знакомых сказок: « Красная Шапочка не могла живой выйти из брюха волка», «Рыбка не умеет делать чудеса».  Небылицы можно привести из произведений Л.Станчева «Это правда или нет?», К.Чуковского «Путаница» и «Радость», З.Александровой «Шутка», абхазская сказка «Табун», белорусская сказка «Пан и сказочник», Братья Гримм «В стране небывалой».

3.Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

                «Отвечай быстро»

Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы ( по цвету, форме, качеству), быстро отвечать.

Ход игры. Объясняем правила игры: «В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч.» Ребёнок ловит мяч и называет предмет этого цвета. После того, как он правильно ответит, он сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь из играющих.

Можно один и тот же цвет загадывать несколько раз, так как предметов одинакового цвета много. Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Например: «деревянный», «каменный». В следующий раз за основной признак берется форма.

«Кто больше?»Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активировать словарь, воспитывать умение быстро действовать.

Ход игры. Перед игрой провести беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия». «Вот сейчас поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий». Я назову профессию, а вы вспомните действия человека этой профессии». Говорим слово «врач». Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарства, делает уколы, операции». Кто больше назовет действий, тот выигрывает.

4.Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание.

«Подбери слово»

Цель игры: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Ход игры: Предлагаем детям послушать небольшое стихотворение и заметить, какие слова звучат в нём похоже:

                        Там котик усатый

                        По садику бродит,

                        А козлик рогатый

                        За котиком ходит.

Слова «усатый», «рогатый», «бродит», «ходит» выделяются интонацией.

Дети называют слова: «усатый» и «рогатый», «бродит» и «ходит».  «Правильно, дети, эти слова звучат похоже, они рифмуются, - говорит взрослый. – А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Подбери слово». Я буду называть какое-либо слово, а вы должны будете подобрать рифмующееся слово.» Заранее подбираем слова, которые легко рифмуются.

Если ребёнок называет слово, которое не рифмуется, воспитатель предлагает послушать, как звучат оба слова, и предлагает подобрать другое.

После такой игры у детей появляется желание сочинять стихи.

«Наоборот»

Цель игры: Воспитывать у детей быстроту мышления.

Ход игры: Дети с взрослым садятся на стулья в кружок. Взрослый произносит слово и, бросая кому-нибудь из детей мяч , называет имя ребёнка; то должен сказать слово, противоположное по смыслу. «Вперёд» - «назад»( направо – налево, вверх- вниз, далеко- близко, высоко-низко, над- под, внутри – снаружи, дальше -ближе). Можно произносить не только наречия, но и глаголы: «далёкий – близкий»( верхний – нижний, правый – левый, завязывать – развязывать, намочить – высушить и др.) Если ребёнок затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

 

По данному разделу так же предлагаются игры : «Испорченный телефон», «Летает –не летает», «Краски», «Семья»,  «И я», « Где мы Были, мы не скажем», «Фанты», « Наоборот», «Добавь слог», «Дополни предложение», « Скажи слово  с нужным звуком», « «Было –будет», «Узнай по голосу».

ПриложениеЭто считалочки, которые помогают выбрать ведущего в игре. Некоторые считалочки длинные, некоторые короткие.

  -Заяц белый,

Куда бегал?

-В лес зелёный!

-Что там делал?

-Лыко драл!

-Куда клал?

-Под колоду!

-Кто украл?

-Родион!

-Выйди вон!

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

А потом ложились спать.

Начинай считать опять.

В лес дремучий я пойду,

Зайца серого найду,

Принесу его домой,

Будет этот зайчик мой.

Мы по лестнице бежим

И считаем этажи.

Раз – этаж, два – этаж,

Три, четыре – мы в квартире.

Серый зайка

Вырвал травку,

Положил её под лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот и вон пойдёт.

Я куплю себе дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди!

Мы играем – ты води!

Использовано пособие для воспитателя детского сада «Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко.

ВедущаяПоскорее, поскорее все

идите в зал.
Начинаем, начинаем наш осенний бал!
Идут по кругу и останавливаются в кругу.

Ребенок – У каждого времени года особенный

 запах и цвет.
Но так совершенна природа, что в целом

её краше нет.

Ребенок – Вот осень. Туманные дали, бушует

кругом листопад.
И с запахом светлой печали опавшие листьяшуршат.

Ребенок – Листопад, листопад,

листья желтые летят.
Желтый клён, желтый бук,

желтый в небе солнца круг.

Ребенок – Желтый двор, желтый дом,

 вся земля

 желта кругом,
Желтизна, желтизна, значит,

осень – не весна

Ребенок – Ходит осень по садам,

ходит, улыбается,
Точно в сказке, тут и там

все цвета меняются!

Ребенок – Между летом и зимой

всё впадает в сон:
Засыхает зверобой, опадает клен.
Дуб морозцем опалён,

спать сурки идут…
Люди этот самый сон осенью зовут.
Да, Сентябрь, Октябрь,

Ноябрь – настоящий сон:
В первых буквах этих слов зашифрован он

(Выходят Сентябрь, Октябрь и НоЯбрь))

Сентябрь – Внимание, внимание!

Сегодня государыня наша Осень

приглашает всех

своих подданных на праздник.

Октябрь – Внимание, внимание!

 Всем Ванюшкам и Катюшкам!
Всем Андрюшкам и Танюшкам!

 Строгий приказ: веселиться, плясать,

Играми, песнями Осень встречать!

 Ноябрь – Внимание, внимание!

На праздник веселый прибыла

 сама государыня наша Осень!

Встречайте!

  ВЫХОД И ТАНЕЦ ОСЕНИ

Осень – Зовут меня все Осень

золотая, прошла я по полям и

 по лесам.
Всех с праздником осенним

поздравляю! 
Как хорошо, как весело всем нам!
К вам друзья сюда спешила,

золотила все кругом, 
Землю листьями укрыла.

Праздник принесла к вам в дом!
Весело у вас, ребята, встрече

с вами очень рада.

Ребенок – На гроздья рябинки

дождинка упала, 
Листочек кленовый дрожит

над землей.
Ах, осень, опять ты врасплох

 нас застала
И снова надела наряд золотой.

Ребенок – Приносишь с собой

ты печальную скрипку,
Чтоб грустный мотив над полями

 звучал.
Но мы тебя, Осень, встречаем

с улыбкой
И всех приглашаем на праздничный

Мы праздник песней открываем – 
и этой песней Осень прославляем!

 ПЕСНЯ «АХ, КАКАЯ ОСЕНЬ!»

Сентябрь – Дорогая царица Осень,

мы сыны твои любимые, я – Сентябрь,

 братец Октябрь и братец Ноябрь,

решили сегодня потешить, повеселить

 тебя да показать, на что мы способны.
Октябрь – У каждого из нас есть

помощники верные.
Ноябрь – Дозволь же, царица, начать

 наш праздник.

Осень – Дозволяю начать праздник!
Повеселимся же сегодня вволю! А то

придумал кто-то, что осень – унылая пора!

 Танец с осенними ветками

Проказница Осень»

 Осень: Начинай-ка ты, Сентябрь –

чародей, сынок мой любимый,

 шаловливый. Представь нам

своих помощников.
Сентябрь –  Как обычно, в это

 время года нужно делать на зиму запас.

  В огороде всё уже

поспело, мы посмотрим, как дела у нас.

 Дети выходят и становятся возле домика,

1-й:Посудачим обо всём: у кого

 красивей дом, Всё ли у людей

в порядке возле

дома и на грядке.

2-й:Молодец – сосед Егор!

 У него в цветах весь двор!

      У Егора дом большой,

дом бревенчатый, резной!

3-й: А Марьяна –то. Марьяна!

 Снова встала очень рано.

 В огороде спину гнёт пять

часов уж напролёт!

4-й: (поворачивается к мальчику,

 сидящему на скамье возле домика):

 Эй. Иван, тебе привет! Что скучаешь?

 Дела нет?

Иван: Всем почтенье и привет!

 И взаправду дела нет.

   Я всё лето отдыхал и на

 грядках загорал.

  Вот теперь на них и пусто-

 нет ни лука, ни капусты.

4-й:  Ты б пример с Данилы

брал-знатный урожай собрал!

  Наперёд Данила знай – так

ведёт себя лентяй.

 Инсценировка « Гости ходят в огород»

Осень – Вот собрали урожай –

 потом только отдыхай!

Сентябрь: Эй, за мной, за мной,

 ребята! Вот вам вёдра и лопата!

  В огород мы пойдём, урожай  соберём!

 Игра «Репка»

Осень: Как убрали огород

 разбежался весь народ.
Молодец, сынок Сентябрь.

Славные у тебя помощники.

А теперь пришел твой черед,

сын мой второй, Октябрь золотой!

Покажи свое уменье и представь

свои творенья!

Октябрь –
Красные рябины, жёлтые березы
На ветру листвою весело шумят.
Как в ладошки хлопают золотые клёны.
Радуется осени наш сад.

Танец « Осенние листья» с полотнами

Осень: Кто со звоном шёл по крыше?

(дождик)

Ребёнок
Разве дождик - это плохо?
Ты надень лишь сапоги,
И не только по дорогам,
А по лужицам беги.

Ребёнок.
Как приятно под дождем
Шептаться с зонтиком вдвоем
Можно даже зонтик взять
Песню спеть и станцевать.

 Песня « Дождик» и оркестр
Осень – Спасибо, сынок Октябрь!

И твои помощники мне очень

понравились. А теперь твоя очередь,

 сын мой серьезный, Ноябрь морозный.

Ноябрь – Уж небо осенью дышало, уж

реже солнышко блистало, 
Короче становился день
Уж не представляю, чем тебя, царица порадовать.

Сама знаешь, тоскливая пора – поздняя осень.
Сможем ли мы полюбить вот такую Осень –

холодную и дождливую? Что хорошего в дожде

 и холоде? Только чихать! Только болеть! Ходить

с мокрыми ногами и с синими носами!

Ведущая Ребята несмотря на то, что очень холодно

 нам из Африки пришло письмо и принёс его почтальон

.Игра «Почтальон»

Осень: И для внука и для внучки

 вяжет бабушка носочки,

Чтоб в любые холода веселилась

детвора!

Танец в носочках «Полечка для Олечки»
Ведущая – Не забывай, Ноябрь, что поздней

осенью празднует наша страна свой праздник

 – день народного единства.
Ребенок - В день четвертый ноября выходной

 у нас не зря. 
Праздник, пир, увеселенья – День народа

единенья!
Наша матушка Россия как и прежде будет

 сильной. Праздник – день патриотизма, славься,

гордая Отчизна!
Осень – Славно мы попраздновали сегодня

. Спасибо за то, что пришли сегодня на наш

чудесный праздник в сказочном осеннем

 царстве. Низкий всем поклон!

Ведущая.Давайте ещё раз улыбнёмся

красавице Осени, ведь она так прекрасна.

 До свидания, Осень!Спасибо тебе, что

пришла на наш праздник.И нам, ребята,

пора праздник заканчивать. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию навыков ориентировки в большом пространстве через систему специальных игр и упражнений в подготовительной группе.

Перспективное планирование по развитию навыков ориентировки в большом пространстве через систему специальных игр и упражнений в подготовительной группе....

Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы

Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы...

Картотека подвижных игр в подготовительной группе

Картотека подвижных игр для детей 6 – 7 летИгра занимает важное место в жизни ребёнка. В процессе игры дети познают предметы и их свойства, окружающее пространство. В игре дети получают полезную инфор...

Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей старшей и подготовительной группы

Методические разработки музыкально-ритмических игр направлены на развитие: эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения. Музыкальное сопровождение учит детей быт...

Картотека пальчиковых игр и упражнений в подготовительной группе.

Картотека пальчиковых игр и упражнений в подготовительной группе. Игрушки«Шарик»Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положени...

Картотека игр по развитию речи воспитанников из старшей и подготовительной группы детского сада, с применением наглядно-дидактического пособия «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича

В картотеке представлены увлекательные игры, способствующие развитию речи воспитанников 5-7 лет. Все игры проводятся с применением наглядно-дидактического пособия "Фиолетовый лес" В.В. Воско...