педагогический совет УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – ОСНОВАПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Галина Юрьевна Типличенко

Педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx34 КБ
Office presentation icon pedsovet.ppt220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т е м а: УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – ОСНОВАПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Цели: обобщить опыт работы учителей школы по мотивации деятельности учащихся на уроке и созданию условий для ее реализации; определить методы, формы и приемы формирования учебной мотивации обучающихся.

Формирование учебной мотивации школьников

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекающие» приемы на уроках – игры, слайды и т.д.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

И так начнем с определения понятия мотив, мотивация, учебная мотивация? 

В основе всех побудителей поведения лежат потребности. Потребность побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение потребности. Она является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней.

Мотив – любая внутренняя движущая сила поведения и деятельности.

Мотив — это побуждение к действию.

Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя эту деятельность.

Потребность–мотив–цель: (хочу) (интересуюсь) (умею).

Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется.

Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность» (Немое Р. Психология. М.: Просвещение, 1995).

Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Учебная мотивация – это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.

С позиций личностного смысла учебной деятельности учебные мотивы могут быть разделены на две большие группы: познавательные и социальные.  

         Познавательные (содержательные) мотивы – это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности.

Познавательные мотивы (не читать, указывать на слайд)

- потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания;

- познавательный интерес, т.е. интерес к знаниям и способам его добывания;

- мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности;

- мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности;

- мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д.

- мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний — методам научного познания;

- мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда;

- мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии.

Данные мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.

Социальные мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности.

Социальные (не читать, указывать на слайд)

- мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми;

- мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания);

- стремление быть полезным обществу;

- чувство ответственности перед родителями, учителем;

- чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности;

- стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет;

- попытка самоутверждения - в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе и т.д.;

- в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении);

- яркие положительные эмоции могут служить самостоятельными побудителями к учению.

Этот мотив – основа самовоспитания, самосовершенствования.

Есть и другой вариант классификации мотивов, характеризующий отношение к самой деятельности. Здесь мы различаем внешние и внутренние мотивы.

Внутренние

- мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату;

- стремление развить какие-либо умения, качества;

- интерес к процессу решения,

- интерес к поиску наиболее рационального способа,

- к результату процесса и т.д.

Внешние

- проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности,

- действует из-за давления родных, учителей и т.д

- желание получить хорошую отметку,

- желание показать умение решать задачи,

- добиться похвалы учителя и т.д.

Теперь перечислим педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности:

• содержание учебного материала; от того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.

• организация учебной деятельности;

• стиль педагогической деятельности учителя;

• коллективные, групповые формы учебной деятельности;

• оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

Мотивация учебной деятельности на уроке.

При подготовке к уроку, в работе над учебным планом , учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться. Как наилучшим образом спланировать виды деятельности на уроке? Необходимо всегда иметь ввиду, что без создания определённого мотива ученик не может включиться в ту или иную деятельность осознанно. И поэтому учителю сегодня необходимо разрабатывать пути создания мотивационных этапов учебной деятельности и реализовывать их на практике. В рамках любого урока сохраняется основная структура организации мотивации учения, которая согласована с деятельностью учащихся на уроке и представляет собой завершённый цикл:
      Приступая к разработке урока, учитель определяет цели каждого этапа и способы его организации.

          1 этап. Мотивация начала работы: проводится в начале урока и занимает по времени 3-5 минут. Его цель: показать ученикам необходимость изучения данной темы, преимущества данного материала, поднять интерес и привлечь внимание детей, т.е. включить их в активную познавательную деятельность.

          2 этап. Мотивация хода выполнения работы: его цель подкрепить и усилить исходную мотивацию, вызвать интерес к способам решения поставленных задач и их сопоставлению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Необходимо, чтобы на этом этапе выбор способа мотивации согласовывался с решением общеучебных и предметных целей и задач урока.

           3 этап. Мотивация завершения работы: задачей данного этапа является выход каждого ученика из деятельности с положительным опытом, а также формирование в конце урока положительной установки на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Главным принципом здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с дифференцированной  отметкой самого учителя, причём она может быть как положительной так и отрицательной. Особое внимание нужно обратить внимание на то, чтобы возникло и укрепилось устойчивое желание к дальнейшему изучению предмета.

   Перейдём к третьему этапу.

Мотивация завершения работы, на мой взгляд, наиболее значима так как работает на перспективу. Важно найти такие методические приёмы, которые бы обеспечили дальнейшую самостоятельную деятельность ученика. Для этого нужно сделать эффективным завершение урока и продумать интересное домашнее задание, которое позволило бы ученику проявить своё отношение к предмету, изучаемому материалу, свои знания в наиболее выгодном для него свете.

Роль игры в повышении учебной мотивации

Учебная мотивация играет огромную роль в организации учебной деятельности. Ведь успешность обучения на 70-80% зависит от её сформированности у школьников. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников очень актуальна. При диагностировании очень часто выявляется, что у воспитанников школьного возраста не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению или же они находятся на низком уровне. А ведь каждый педагог, родитель хочет, чтобы его ребенок, за которого он в ответе, хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.

И я задалась вопросом: как сделать так, чтобы повысить интерес к учебе и учебный процесс сделать более эффективным для педагогически запущен- ных детей?

Работая над этой задачей, я пришла к выводу, что огромную роль в повышении учебной мотивации играет развитие познавательных, социальных, позиционных мотивов.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В педагогике существует множество различных методов, форм, способов, приемов по повышению учебной мотивации. Но, на мой взгляд, более эффективный вид деятельности для повышения учебной мотивации у воспитанников является использование игр.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели сливались воедино и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому игра может быть использована при усвоении любого материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый воспитанник получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ученику получить собственный опыт. При отборе дидактических игр, прежде всего, необходимо преследовать коррекционные цели и учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста. Основная коррекционная задача педагога в том, чтобы сформировать у детей поисковые способы при выполнении задания, и тем самым стимулировать развитие познавательных интересов и повышения учебной мотивации. Игры и упражнения, в которых ребёнок действует путём проб и премирования, развивают у него внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность, что она будет способствовать формированию у воспитанника умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане. Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у воспитанника положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность педагога, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание работать вместе и добиваться положительного результата.

Роль педагога в дидактической игре двойственная: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса, она представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к обучению.

Принимая участие в игре, ребята убеждаются в том, что общение друг с другом и педагогом это интересно и познавательно. Робкие, неуверенные в себе ребята учатся преодолевать барьер неуверенности. В играх ученики овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Если, ученик, в каком-то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации, следовательно, усиливается стремление к учебе, к приобретению знаний, к самосовершенствованию.

Развитие социальных мотивов.На мотивацию школьников активно влияют отношения с окружающими. Поэтому учителю необходимо организовать в классе социальное сотрудничество. Мотивы социального сотрудничества выражаются прежде всего в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимодействия с учителями, товарищами, совершенствовать их. Для развития данных мотивов наиболее полезна совместная работа (коллективная, групповая). Чтобы в совместной деятельности не было детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить ответственность между ними. Весьма эффективными в повышении мотивации являются соревнования между детьми. Но соревнования надо использовать очень осторожно, так как они часто порождают зависть, чувство униженности, высокомерие и превосходство. Более полезны групповые соревнования.

Социальные мотивы позитивно направляют активность детей только в классах с позитивными групповыми нормами в учёбе. Если в классе бытуют ярлыки типа: «подлиза-отличник», «зубрила»,  «ботаник», то хорошие ученики стесняются показывать свои знания, избегают публичных выступлений, либо противопоставляют себя классу. Изменение групповых норм – трудная, но необходимая задача учителя,  особенно – классного руководителя. В любом случае при существовании тех или иных норм класса, их нельзя не учитывать.

Ученики должны воспринимать класс как приятное и надёжное, психологически безопасное место. Для этого необходимо обеспечить для отстающих учеников помощь и возможность исправить ситуацию. Нельзя допускать критики одного ученика в присутствии других, нельзя порождать в классе изгоев или «любимчиков».

Хотите мотивировать детей – найдите общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощряйте добрые начинания каждого, хвалите за достигнутые цели и стремление к учёбе. Вовлекайте всех ребят в работу. Никто не должен быть забыт на уроке. Для каждого ребёнка и учителя урок должен пролетать как одно приятное мгновение. 

Эмоциональный компонент мотивации учения. Эмоции сами по себе имеют, несомненно, мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и её организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками, отсутствием конфликтов, активным участием в жизни класса и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом – всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательное отношение к предмету, увлечённость им. Ученик при этом живёт в атмосфере эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения. Всеми силами школе, учителю следует заботиться о создании положительного эмоционального климата.  

Рассмотрев все аспекты создания мотивации обучения, мы можем сделать вывод, о том что успешность и насыщенность процесса приобретения знаний в школе зависит от того, насколько налажено взаимодействие учителя и ученика, а также практическое применение разработок в этой области. Все, описанные выше методы мотивации окажутся действенны на практике, только если учитель действительно ставит своей задачей привить детям желание узнавать больше о предмете обучения, если он стремится создать все условия, чтобы преподаваемый предмет стал для ребенка полезным и интересным. Повышение показателей обученности и воспитанности детей возможно только при осознании ими взаимосвязи между хорошей учебой и повышением собственной значимости, успехом в современном мире.

Нетрадиционный урок, как средство мотивации познавательной деятельности

Деловая игра

Практическая работа №1 «Создание мотивации на уроках» (включить слайд №4)

-Уважаемые коллеги, мы разбили вас на группы, которые будут выполнять данную практическую работу  с точки зрения той категории, к которой вас отнесли. Пожалуйста, постарайтесь поставить себя на место этой категории людей и выполнить данную практическую работу с точки зрения данной категории.

Итак, групп у нас 6. Это - «Администрация», «Родители», «Учащиеся», «Учителя начальной школы», «Учителя среднего звена», «Учителя старшего звена». Работа пойдет по схеме кейс-технологий.

Кейс №1. Задание для началки: Дети 2 «д» плохо владеют русской речью, не любят уроки русского языка. Смотивируйте их на то, чтобы они посещали ваши уроки с желанием хорошо работать.

Кейс №2. Задание для среднего звена: Ученики 7 «е» не любят урок физики, посещают его вынужденно. Оценки за четверть практически у 89% «3».  Попробуйте их смотивировать на то, чтобы они с интересом ходили на занятия и в дальнейшем могли повысить уровень качества своих знаний.

Кейс №3. Задание для старшего звена: Ученики 11 «В» не любят урок алгебры. Учат его только потому, что надо сдавать ЕГЭ. Вам необходимо заинтересовать их так, чтобы они не ходили на этот  урок как на повинность.

Кейс №4. Задание для родителей: Ваш ребенок не хочет идти в школу, каждый раз придумывает причины, чтобы остаться дома. Заинтересуйте его так, чтобы он с удовольствием посещал школу каждый день.

Кейс №5. Задание для учащихся: Ваш одноклассник плохо учится, мешает вам на уроках, потому что ему неинтересно. Вас такая ситуация не устраивает. Пожалуйста, смотивируйте вашего одноклассника на успех. Сделайте так, чтобы он полюбил учебу.

Кейс №6. Задание для администрации: Один из ваших учителей ходит на работу как на Голгофу. Попробуйте смотивировать  его так, чтобы без привлечения дополнительных  денежных  расходов с вашей стороны этот учитель начал работать с небывалым  энтузиазмом.

IV. Проект постановления педсовета.

Для повышения мотивации учащихся предлагаем:

1.Обеспечивать у учащихся ощущения продвижения вперёд, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложных заданий и заслуженно оценивать результат деятельности.

2.Использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление.

3. Организовывать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение класса к предмету и учебе в целом;

4. Самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным  в их успехах, стараться  заслужить  авторитет у учащихся.

5. Видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у ученика интересы.

6. Привлекать родителей учащихся для совместного контроля.

№1 Правила

Предотвращение конфликта и спасение ситуации

  • Не начинать с категорических требований.
  • Предоставлять выбор.
  • Предлагать действия, в которых взрослый может оказаться желанным помощником.
  • Искать поводы для взаимного соревнования.
  • Превратить задание в игру с неожиданным концом.

№2 Памятка

Учитель – личность

  • Учитель учит внешним видом, делом, словом.
  • Требуешь от детей – будь образцом во всем.
  • Не кричи, а учи!
  • Познай каждого ученика.
  • Учитель учится всегда.
  • Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
  • Помни истоки свои, учи детей любить отчий край.
  • Дети – зеркало нравственной жизни взрослых.

№3 Памятка

Начни урок как песню

  • Начинай урок со звонком.
  • Радуйся встрече с классом.
  • Организуй погружение в свой предмет.
  • Используй доску как информационное табло.
  • Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
  • Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.
  • Снимай трудности, предотвращай ошибки.
  • Слушай внимательно ответы, не перебивай.
  • Люби детей и себя.

        

Кейс №1. Задание для началки: Дети 2 «д» плохо владеют русской речью, не любят уроки русского языка. Смотивируйте их на то, чтобы они посещали ваши уроки с желанием хорошо работать.

Кейс №2. Задание для среднего звена: Ученики 7 «е» не любят урок физики, посещают его вынужденно. Оценки за четверть практически у 89% «3».  Попробуйте их смотивировать на то, чтобы они с интересом ходили на занятия и в дальнейшем могли повысить уровень качества своих знаний.

Кейс №3. Задание для старшего звена: Ученики 11 «В» не любят урок алгебры. Учат его только потому, что надо сдавать ЕГЭ. Вам необходимо заинтересовать их так, чтобы они не ходили на этот  урок как на повинность.

Кейс №4. Задание для родителей: Ваш ребенок не хочет идти в школу, каждый раз придумывает причины, чтобы остаться дома. Заинтересуйте его так, чтобы он с удовольствием посещал школу каждый день.

Кейс №5. Задание для учащихся: Ваш одноклассник плохо учится, мешает вам на уроках, потому что ему неинтересно. Вас такая ситуация не устраивает. Пожалуйста, смотивируйте вашего одноклассника на успех. Сделайте так, чтобы он полюбил учебу.

Кейс №6. Задание для администрации: Один из ваших учителей ходит на работу как на Голгофу. Попробуйте смотивировать  его так, чтобы без привлечения дополнительных  денежных  расходов с вашей стороны этот учитель начал работать с небывалым  энтузиазмом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебная мотивация-основа повышения качества обучения школьников «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» Конфуций

Слайд 2

Мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Слайд 3

Учебная мотивация – частный вид мотивации , включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний

Слайд 4

Классификация мотивов: Отношение к самой деятельности ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ мотивы, связаны с деятельностью мотивы, не связаны с деятельностью

Слайд 5

Внутренние: - мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату; - стремление развить какие-либо умения, качества; - интерес к процессу решения; - интерес к поиску наиболее рационального способа, к результату процесса и т.д.

Слайд 6

Внешние: - проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности, - действует из-за давления родных, учителей и т.д. - желание получить хорошую отметку, - желание показать умение решать задачи, - добиться похвалы учителя и т.д.

Слайд 7

Классификация мотивов: С позиций личностного смысла учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности

Слайд 8

Познавательные мотивы: - потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания; -познавательный интерес , т.е. интерес к знаниям и способам его добывания; мотив достижения , реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности; -мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности; - мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д. - мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний — методам научного познания; - мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда; - мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии. - мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.

Слайд 9

Социальные мотивы- основа самовоспитания, самосовершенствования : - мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми; - мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания). - стремление быть полезным обществу, - чувство ответственности перед родителями, учителем. - чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности - стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, полу­чить их одобрение, заслужить авторитет. - попытка самоутверждения — в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, до­минировать в группе или классе и т.д. - желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении);. - яркие положительные эмоции могут служить самостоятельными побудителями к учению.

Слайд 10

В мотивации учения важную роль играют: Содержание учебного материала организация учебной деятельности: формы, методы, приемы

Слайд 11

Мотивация учебной деятельности на уроке 1 этап. Мотивация начала работы 2 этап. Мотивация хода выполнения работы 3 этап. Мотивация завершения работы

Слайд 12

Мотивация начала урока Проблемный эксперимент Проблемный вопрос Вывод-ошибка, парадокс Фрагменты из художественной литературы Высказывания ученных Задачи, ребусы, шарады Использование игр, игрушек

Слайд 13

Мотивация хода выполнения работы Проблемное изложение нового материала Практические занятия Составление логических структурных схем и обобщающих таблиц Нетрадиционные формы проведения уроков и их элементы

Слайд 14

Мотивация завершения работы Творческие задания Составление вопросов, задач Уровневые задания Программированный опрос Задачи-парадоксы, задачи с ошибкой Домашние сочинения

Слайд 15

Из опыта работы: Магкаева Ж.С. Учитель 1 А класса Роль игры в мотивации учебной деятельности

Слайд 16

Из опыта работы: Татонова А.Б. учитель английского языка Развитие социальных и эмоциональных мотивов

Слайд 17

Из опыта работы: Леонтьева Л.Н. учитель русского языка и литературы Нетрадиционный урок, как средство мотивации познавательной деятельности

Слайд 18

Проект « Формирование мотивации ученика»

Слайд 19

1 группа: Смысл учения. Мотив учения Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий, игровых технологий; Создание ситуации успеха; Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Эмоциональная речь учителя; Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; Оценка деятельности ученика по процессу достижения конечного результата.

Слайд 20

2 группа «Постановка целей» Выбор средств, адекватных цели; Учет возрастных особенностей школьников; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Слайд 21

3 группа «Эмоции» Эмоциональная речь учителя; Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; Создание ситуации успеха; Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Вера учителя в возможности ученика; Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Оценка деятельности ученика по процессу достижения конечного результат; Применение поощрения ; Формирование адекватной самооценки учащихся; Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

Слайд 22

4 группа « Интерес» Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Нестандартная форма проведения уроков, использование игровых технологий; Применение поощрения; Создание ситуации успеха; Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Учет возрастных особенностей школьников;

Слайд 23

Учителям : - правильно подбирать уровень сложных заданий и заслуженно оценивать результат деятельности, с целью обеспечения у учащихся ощущения продвижения вперёд, переживания успеха в деятельности; - использовать активные формы и методы работы в урочной и неурочной деятельности с целью мотивации ученика к учению; -организовывать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к учебному предмету и учебе в целом; - правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах; -осуществлять индивидуальный подход к ученику, мотивировать его, опираясь на имеющиеся интересы; - привлекать родителей для совместной мотивации учащихся к учебной деятельности; - взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося; - на заседаниях МО рассмотреть вопрос об обобщении опыта учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы по проблеме учебной мотивации Решение педсовета:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к проведению педагогического совета "Учебная мотивация как средство повышения качества образования"

Презентация  "Учебная мотивация как средство повышения каечства образования" поможет провести пегогичексий совет на важную для любой организации тему....

Педагогический совет "Учебная мотивация как необходимое условие успешности обучения"

Материал содержит сценарий педагогического совета, презентацию, советы молодым педагогам, раздаточный материал и варианты похвалы ученика...

Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2011 год. Преемственность обучения. Качество обученности математики в средней и старшей школе.

Начальная школа у обучающихся формирует знания, умения, навыки, мышление, которые необходимы будут в освоении программы в средней школе. Средняя школа продолжает развивать накопленный запас знаний в н...

Использование информационных технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности как средство повышения учебной мотивации и качества обучения.

В статье сделан обзор  условий для формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...