8 класс Рабочая программа по учебному предмету « Ремесло»
рабочая программа (8 класс) на тему

Рабочая программа по предмету «Ремесло» для 8 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью на основании нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ);
  • Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;
  • Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990;
  • Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012;
  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5– 9 классы / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013;
  • Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл remeslo_8_kl_or.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному предмету « Ремесло»

для 8 класса

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Ремесло» для 8 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью на основании нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ);
  • Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;
  • Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990;
  • Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012;
  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5– 9 классы / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013;
  • Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 2).

При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания и сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно–ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.

Цель программы: расширение и формирование у учащихся с умеренной умственной отсталостью представлений и знаний об окружающем мире, формирование интереса к трудовой деятельности.

Дидактические задачи программы:

- знакомить детей с видами материалов;

- формирование знаний о свойствах различных материалов и умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств;

- учить правильно действовать в быту, учитывать свойства материала.

Коррекционные задачи:

- обогащать чувственный опыт детей: узнавать на ощупь предметы, их качества в процессе перцептивных действий;

- совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

- стимулировать межанализаторное взаимодействие (рече-двигательную, зрительно-двигательную координацию и др.);

- развивать познавательную функцию рук: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление);

- стимулировать речевую активность детей в процессе выполнения заданий с различными материалами;

- стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний.

Воспитательные задачи:

- формировать у школьников интерес и положительное отношение к трудовым навыкам;

- развивать стремление действовать совместно;

- формировать умение адекватно, бережно и осторожно работать с инструментами и материалами;

- развивать эмоциональный отклик на учебные действия с материалом, обогащать эмоциональный опыт в процессе взаимодействия (обмен впечатлениями, оценивание работы и т.д.);

- формирование у детей интереса к разнообразным видам труда.

Обучение ремеслу является средством активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной обучающимся с умеренной умственной отсталостью. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений. Осознание своей причастности к работе, возможность увидеть плоды своего труда способствуют развитию уверенности в себе, повышению заинтересованности в осуществлении трудовой деятельности и самоуважению.

Целью уроков ремесла является:

- формирование и совершенствование практических умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и дальнейшей интеграции в общество.

Школьный курс по предмету «Ремесло» ставит следующие основные задачи:

  • формирование и совершенствование обще трудовых навыков;
  • формирование у детей положительное отношение и интерес к труду и людям труда;
  • расширение социального опыта учащихся;
  • познание предметного мира учащихся и участие их в созидательной деятельности;
  • привитие навыков культуры поведения;
  • воспитание уважения к труду взрослых;
  • развитие уверенности в себе и самоуважение;
  • корректирование умственных и двигательных дефектов развития в процессе трудовой деятельности.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учениками с умеренной умственной отсталостью отводится ремеслу (трудовому обучению), где они овладевают элементарными трудовыми навыками, у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различения предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.

В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у учащихся воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координация движений.

Учащиеся с умеренной умственной отсталостью обучаются таким видам ручного труда, как элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками, бумагой, природным материалом.

Обучение ремеслу направлено на решение следующих задач:

-воспитание положительных качеств личности учащегося; 

-формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде;

-привитие интереса к труду.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях широко используются различные наглядные средства обучения, практикуется демонстрация учебных кинофильмов.

Занятия по ремеслу тесно связаны с уроками развития речи, математики, изобразительного искусства, СБО, хозяйственно-бытового труда, предметно-практической деятельности. Большое внимание уделяется обогащению словарного запаса учащихся. Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить некоторые упражнения для выполнения с родителями, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.

Все виды работ по предмету «Ремесло» должны осуществляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. Умения и навыки, полученные в процессе обучения должны использоваться на уроках изобразительного искусства, хозяйственно-бытового труда, СБО, ОБЖ, а также в повседневной деятельности.

  1. Описание места учебного предмета «Ремесло» в учебном плане.

Данная программа предназначена для учащихся 8 класса с умеренной умственной отсталостью. Базисным учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки: 

2 часов в неделю

68 часов в год

  1. Описание ценностных ориентиров содержания ремесла.

Одним из результатов обучения ремеслу является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися с умеренной умственной отсталостью системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники по чтению и развитию речи.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков».

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

  1. Планируемые результаты освоения учебной программы.

В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталость сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков, которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

Личностными результатами изучения предмета «Ремесло» являются следующие умения и качества:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные БУД:

  • формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке;
  • формирование умений работать по предложенному плану;
  • формирование умений отличать верно выполненное задание от неверного;
  • формирование умений работать по плану, сверяя свои действия с целью,
  • в диалоге с учителем формирование умений вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные БУД:

  • формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • формирование умений делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
  • формирование умений перерабатывать полученную информацию;

Коммуникативные БУД:

  • формирование умений слушать и понимать высказывания учителя, собеседников;
  • формирование умений совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках хозяйственно-бытового труда и следовать им.
  • формирование умений уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

В сфере личностных БУД должны быть сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);
  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения (учебно-познавательные компетенции);
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
  • ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
  • понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение (социальные компетенции);
  • основы исторической культуры: принятие ценности мира, готовность следовать в своей деятельности нормам морального поведения, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения (общекультурные и социальные компетенции).

В сфере регулятивных БУД должны быть сформированы:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу (учебно-познавательные компетенции);
  • умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);
  • умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме (коммуникативные компетенции);
  • умение с помощью учителя адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);
  • умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции).

В сфере коммуникативных БУД должны быть сформированы:

  • умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);
  • умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);
  • умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции).

  1. Содержание учебного предмета «Ремесло».

8 КЛАСС.

1 четверть (16 ч.)

Работа с фанерой и деревом.

Вводное занятие: беседа о труде и профессиях, особенности уроков труда, требования поведения учащихся на урокахЭлементарные представления о производстве фанеры.. Сравнение учащимися свойств фанеры разных сортов.

Изготовление из фанеры и древесины салфетницы.

Освоение столярных операций в обработке древесины и фанеры.

Упражнения на обведение шаблона: прижимание пальцами одной руки, прерывание обводящего движения другой. Рациональное расположение шаблона. Заготовка для выпиливание из фанера деталей различной формы.

Соединение деталей из фанеры с помощью клея и кисточки.

Изготовление салфетницы с опорой на образец.

Работа выжигателем с опорой на образец.

Отделка готового изделия лаком.

2 четверть (16 ч.)

Работа по изготовлению табурета.

Беседа о свойствах древесины, разнообразии видов, применении. Организация рабочего места, правила безопасной работы.

Знакомство с чертежами по изготовлению детского табурета. Изготовление по чертежу и образцу изделие «детский табурет».

Освоение столярных операций по изготовлению детского табурета (пиление, долбление, строгание,

3 четверть (100 ч.)

Работа с мягкой проволокой и металлоконструктором.

Беседа о свойствах проволоки и металлов. Организация рабочего места, правила безопасной работы.

Изготовление коллекции проволок.

Изготовление пружинок из проволоки.

Накручивание пружинки на палец, карандаш, стержень.

Выполнение комбинированных игрушек: цветок, осьминог, и др.

Закрепление пружинок на пластилиновой основе

Сгибание проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое.

Получение контуров геометрических фигур (рыбка, бабочка, цветок) путём накладывания проволоки на графическое изображение.

Откусывание лишней проволоки кусачками.

Складывание проволоки в несколько слоев с выравниванием каждого слоя по предыдущему

Замыкание контура путем скручивания концов проволоки.

Изготовление поделок из футляров от киндер-сюрпризов с использованием проволоки.

Соединение 3-4 деталей в контуры геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник.

Сборка контура домика из 6 деталей, сборка лопатки, лесенки.

Выполнение стилизованной фигурки «пружинного» человечка, собачки, медведя.

Скручивание проволоки в несколько слоёв.

Беседа: ознакомление с наборами конструкторов. Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Правила безопасной работы.

Завинчивание гайки рукой.

Подбор планок по количеству отверстий.

Соединение деталей винтами и гайками.

Собирание плоских фигур из планок: треугольник, квадрат, домик, лопатка, вилы.

Собирание стульчика, куба, кроватки.

Беседа: фольга, свойства материала, применение.

4 четверть (76 ч.)

Работа с пластилином и глиной.

Беседа о свойствах пластилина и глины, цвета пластилина, применение. Организация рабочего места, правила безопасной работы.

Отщипывание пальцами мелких кусочков и скатывание мелких шаров (вишни, бусы, яички).

Раскатывание столбиков различной толщины и длины в ладонях и на подкладной доске.

Заготовка полосок из столбиков путем сплющивания.

Выполнение пластилинового дерева из столбиков различной толщины и длины. Укрепление древа на подставке.

Изготовление забора, лесенки, елки из столбиков и полосок.

Складывание избушки из пластилиновых «бревен» (столбиков).

Сборка макета «Деревня» с использованием природных материалов (мох, тонкие веточки для плетня, репейник для собачки и т. п.)

Сплетение столбиков (кренделя, сдобы).

Скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).

Вытягивание одного конца столбика (морковь, огурец).

Соединение плоскостных деталей с объемными (рыбка).

Соединение деталей способом примазывания (чашка с ручкой).

Лепка игрушек (ежик, мышка, бабочка) из пластилина с использованием природного материала.

Выполнение елочных игрушек из пластилина шарообразной, конической формы (шарик, снеговик, сосулька) с использованием дополнительных материалов (обрезки фольги и т.п.).

Выполнение елочных игрушек из пластилина шарообразной, конической формы (шарик, снеговик, сосулька и т.п.) с использованием дополнительных материалов (обрезки фольги и т.п.).

Лепка игрушек (снеговик, пирамидка, рыбка, утенок, грибок) с опорой на образец и натуральный предмет.

Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара.

Скатывание столбиков и соединение их концов для получения колец пирамидки.

Изготовлении рыбки путём соединения плоских деталей с объемными.

Изготовлении утенка путём соединения деталей примазыванием.

Лепка по образцу фруктов и овощей круглой, грушевидной форм.

Прикрепление деталей из природного материала к пластилиновой основе.

Обмазывание футляра пластилином. Лепка игрушек (снеговик, пирамидка, рыбка, утенок, грибок) с опорой на образец и натуральный предмет.

Требования к усвоению программы (ожидаемый результат):

Учащиеся должны знать:

- названия и основные свойства материалов;

- названия и назначение инструментов, указанных в программе;

- правила безопасной работы с инструментами.

Учащиеся должны уметь:

- организовывать свою работу по устной инструкции учителя;

- называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;

- давать простейший отчет о выполненной работе (называть изделие и материалы, из которых оно выполнено, определять назначение изделия).

Контроль за усвоением знаний, умений и навыков осуществляется посредством самостоятельных работ. Небольшие самостоятельные работы можно проводить по окончании изучения определенной темы и в конце каждой четверти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету РЕМЕСЛО ( декоративно - прикладное творчество)

Рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта. Срок реализации -5 лет (5 -9классы)...

5 класс Рабочая программа по учебному предмету "Технология" по программе И.А.Сасовой

Рабочая программа ФГОС по технологии для 5 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии автора И.А.Сасовой. Программа рассчитана на 68 часов.Цели программ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...