Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья
материал

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.получение детьми с ОВЗ качественного общего профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, адаптации о обеспечения полноценного участия в житзни общества,эффенкьтивной самореализации в различных  видах профессиональной и социальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

 

  Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья                    на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение   детьми                   с ограниченными возможностями здоровья качественного общего                             профессионального образования является одним из основных                                и неотъемлемых условий их успешной социализации, адаптации                              и обеспечения  полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.    

  Проблема специального образования и на современном этапе  является актуальнейшей, т.к. до сих пор наблюдаются  массовые нарушения конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и отсутствие прогресса в течение длительного времени в её решении.  Остро стоит  задача - оптимизировать систему специального образования в целях адекватного её развития. И в первую очередь с этой целью следует разработать оптимальную нормативно-правовую базу                    специального образования на федеральном и региональных уровнях, уровне образовательной организации.

  Права детей с ограниченными возможностями здоровья закреплены                 на различных уровнях  в следующих нормативных документах:

Международный уровень    (Международные нормативно-правовые акты)

  • Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН                 от 20 ноября 1959 года);
  • Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года);
  • Декларации о правах умственно отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи  ООН от 20 декабря 1971 года);
  •  Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);
  • Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи  ООН от 30 сентября 1990 года);
  •  Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96).
  • Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка  Испания,  7-10 июня 1994 года.                                                                            
  • признает «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования»;
  • декларирует право лиц, имеющих особые потребности в области образования, на обучение в обычных школах, «которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей»;
  • призывает принять «принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе…»;

 Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями:

  • разработаны в качестве общего руководства для планирования действий в области образования лиц с особыми потребностями, опираются на национальный опыт участвующих стран, а также резолюции, рекомендации, стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов;
  • каждый человек с каким-либо умственным или физическим недостатком имеет право выразить свои пожелания в отношении своего образования в той мере, в которой это может быть точно установлено;
  • родители пользуются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними консультировались относительно форм образования, которые в лучшей степени удовлетворяли бы потребностям, обстоятельствам или чаяниям их детей;
  • обучение следует соответствующим образом адаптировать                              к потребностям детей, а не подгонять детей к заранее устоявшимся предположениям относительно организации и характера учебного процесса;
  • в рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования;
  • службы поддержки имеют решающее значение для успешного проведения в жизнь политики в области инклюзивного образования.

Федеральный уровень

(Законодательно-правовые акты Российской Федерации)

  • Основным документом, регламентирующим деятельность всех взрослых, взаимодействующих с детьми, всех специалистов образовательных организаций, является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.  Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года. Именно положения Конвенции лежат в основе всех нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность системы образования.
  • Конвенция о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, подписана 24 сентября 2008 года. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав детей-инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни в обществе лиц с ОВЗ.
  • Гарантии прав детей с ОВЗ на получение образования закреплены                      в Конституции Российской Федерации. 

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей                   с ограниченными возможностями здоровья. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в:

  • Семейном кодексе Российской Федерации;
  • Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
  • Федеральном законе  «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года;
  • Федеральном законе   РФ от 29 декабря 2012года  № 273-ФЗ                         «Об образовании   в Российской Федерации»;
  • Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральном законе  от 21 ноября 2011 года   N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
  • Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ                                      «О государственной социальной помощи»;  
  • Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий                          государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов;  
  • Федеральном  законе  от 02 июля 1992 года (в ред. от 21.07.1998 г.)             № 3185-1  «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • Федеральном  законе «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принятый Госдумой 25 апреля 2012 года и одобренный Советом Федерации 27 апреля 2012 года;    
  • Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 года  №  617               «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети  с ОВЗ»;
  • Письмо МО РФ от 26 апреля 2001года  № 29/152 4-6  «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями)»;
  • Письмо МО РФ от 24 января 2003 года  № 01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью»;
  • Письмо МО РФ от 18 апреля 2008 года  № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья  и детьми-инвалидами».    

Региональный уровень

(Законодательно-правовые  документы региона области)

  • Закон Оренбургской области от 6 сентября  2013 года     № 1698/506-V-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области" (Принят Законодательным собранием Оренбургской области 21 августа 2013 г.)
  • Закон Оренбургской области от 30 августа 2012 года  N 1066/310-V-ОЗ "Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области"
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 года  № 642-пп «Об областной целевой программе «Дети Оренбуржья»                           на   2011 - 2013 годы»;
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 29 августа 2012 года N 740-пп « Об утверждении областной целевой программы "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы.
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 года №1253-п «Об организации медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников в государственных казенных образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении».
  • Постановление Правительство Оренбургской области от 28 июня 2013 года № 553-пп  «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014–2020 годы. 
  • Письмо министерства образования Оренбургской области от                               25 сентября 2013 года № 01-23/5702 «Об организации учебного процесса в интернатных учреждениях и специальных (коррекционных) школах»

Локальные акты образовательной организации.

     Правовую основу деятельности  образовательной организации составляют не только нормативные документы федерального и регионального уровня,   но и локальные акты. Причем только грамотно составленные  локальные акты имеют юридическую силу.

      В соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном её Уставом (ч.1 ст.30 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации») образовательная организация разрабатывает и принимает локальные нормативные акты, содержащие  нормы, регулирующие  образовательные отношения (ч.1.ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок  и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч.2.ст.28  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Разработка локальных актов, регулирующих образовательные отношения, является обязательной для каждой образовательной организации. Локальный акт образовательного организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации  и регулирующий отношения в рамках данного образовательной организации.        

        Процесс локального правотворчества  проходит несколько стадий:  

- инициативная стадия – возникновение идеи издания локального акта.                    На этой стадии, прежде всего, принимается решение компетентного органа                  о необходимости издания локального акта, о выработке проекта, обосновывается необходимость принятия (изменения, отмены) акта, собирается и анализируется вся имеющаяся информация по данному вопросу (изучаются законодательство, инструктивно-методические материалы, информационные письма и т.д.);

- подготовка проекта локального акта – подготовка текста локального акта.   В содержательном отношении это один из важнейших этапов правотворческого процесса. Подготовленный проект до его обсуждения и согласования должен быть проверен на соответствие законодательству Российский Федерации, а также правилам русского языка;

- обсуждение и согласование проекта локального акта. После разработки проекта локального акта он должен быть обязательно обсужден среди тех категорий участников образовательного процесса, чьи интересы                               он затрагивает.  

      Обязательной процедурой может быть согласование проекта локального акта с органами власти и лицами, не участвующими в его разработке,             но имеющими к разработанному проекту самое непосредственное отношение. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.  Работодатель,  в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (ч.3 ст.30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

 - принятие и утверждение локального акта. Процедура принятия  утверждения локальных актов должна быть регламентирована уставом;

-  введение в действие локального акта, последняя стадия правотворческого процесса. Процедура введения в действие локального акта неразрывно связана  с доведением его содержания до сведения адресатов, так называемое обнародование  локального  акта.                                                                       Существует две традиционные формы  обнародования локальных актов:  

1) ознакомление под роспись;                                                                                        

2) размещение локального акта на сайте образовательной организации                 (ч.1 ст.29 Закона « Об образовании в Российской Федерации»).

В общедоступном месте (п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») в образовательных организациях в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации; правил внутреннего  распорядка учащихся; списки органов государственной власти (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.  Локальный акт должен быть известен всем, чьи права и законные интересы он затрагивает.

Документально оформленный локальный акт имеет установленную форму и реквизиты. Локальные акты образовательного учреждения действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне её. Локальные акты образовательного учреждения издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.

         В деятельности    образовательного учреждения ранее  применялись локальные акты: 

  1. Устав  
  2. Положение о педагогическом совете
  3. Положение о классном руководстве
  4. Положение о логопедическом кабинете
  5. Положение о библиотеке
  6. Положение  об аттестационной комиссии
  7. Положение о методических объединениях
  8. Положение  о  критериях оценки качества труда педагогов
  9. Положение  о материальном стимулировании сотрудников
  10. Положение о системе оплаты труда работников
  11. Положение  о защите персональных данных
  12. Правила внутреннего трудового распорядка
  13. Положение об общем собрании трудового коллектива
  14. Положение о школьном ПМПк
  15. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации
  16. Должностные инструкции сотрудников
  17. Приказы и распоряжения директора  
  18. Правила поведения учащихся
  19. Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса
  20. Правила приема детей в школу
  21. Положение о постановке на внутришкольный учет учащихся и семей
  22. Положение  о   внутришкольном контроле                                                      Исчерпывающего ответа на вопрос о количестве локальных актов

образовательной организации нет, есть некоторый минимальный набор локальных актов, наличие которых является обязательным.

 В настоящее время необходимо привести в соответствии                                с Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации»                     и иными нормативными правовыми  актами, разработанными с целью его реализации, действующие ранее локальные акты и разработать новые, предусмотренные Законом. Образовательные организации должны оперативно реагировать на совершенствование  законодательства путем своевременного внесения поправок в локальные акты, издания локальных актов в новой редакции.

  Среди локальных нормативных  можно выделить две группы:

  • акты, для которых законодательно определена не только сфера                      их применения, но и  их конкретный вид:

- Устав образовательной организации (ст.25 Федерального Закона                        «Об образовании в Российской Федерации»);

- правила    внутреннего      распорядка учащихся (п.1 ч.3.ст.28 Федерального

Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

- коллективный договор;

- образовательная программа (п. 6 ч.3.ст.28 Федерального Закона                       «Об образовании в Российской Федерации»);

- программа развития  (п.7 ч.3.ст.28 Федерального Закона «Об образовании              в Российской Федерации»).

  • акты, для которых законодательно определена лишь сфера                                 их применения:

- локальный акт, регламентирующий порядок  обучения по индивидуальному учебному плану (п. 3  ч.1 ст.34  Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

- локальный акт, регламентирующий право пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (п.21 ч.1 ст.34 Федерального Закона                                  «Об образовании в Российской Федерации»);

- локальный акт, регламентирующий порядок посещения по своему выбору мероприятий, которые проводятся в образовательной организации                             и не предусмотренные учебным планом (ч.4 ст. 34  Федерального Закона                         «Об образовании в Российской Федерации»);

   - локальный акт, регламентирующий порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (ч.6 ст. 45 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

- локальный акт, регламентирующий порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными, методическими                           и научными услугами образовательного учреждения (п.8 ч.3 ст.47  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

 - локальный акт,  закрепляющий нормы профессиональной этики педагогических работников (ч.4 ст.47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);

-  локальный акт, регламентирующий работу комиссии по применения мер дисциплинарного воздействия (приказ Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и  снятия   с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»;  

- локальный акт, регламентирующий порядок обеспечения открытости                   и доступности информации о деятельности образовательной организации                   (ст.29 Закона « Об образовании в Российской Федерации»).

Функция локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям данного образовательной организации с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий.

Деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения регламентируется следующими нормативными документами:                                  - Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года. № 288.

- Постановлением Правительства от марта 2000 г. № 212 «Изменения                      и дополнения, которые вносятся в типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».                          

- Постановлением  Правительства РФ от 18 августа 2008 г. №  617                           «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ОВЗ».

- Приказом МО РФ «Об утверждении форм свидетельств государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения,

- Письмом МО РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений  I - VIII видов» и дополнениями к нему от 26 декабря  2000 г.  № 3.

- Письмом МО РФ от 19 июня 2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой».

На сегодняшний день проблема нормативно-правовой базы в системе специального образования стоящая  весьма остро, должна стать одним                         из базовых механизмов его развития, своеобразным фундаментом.    Большинство положений  Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятые в 1994 году нашли полное воплощение                             в Федеральном  законе от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании                         в Российской Федерации». Хотя во многих региональных  министерствах образования созданы отделы специального образования, имеются дефектологические факультеты, тем не менее  нормативно-правовая база в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья пока еще не нашла должного отражения  в законодательстве   субъектов федерации.              В системе образования  регионов отсутствуют документы нормативно-правового характера о регулировании специального (коррекционного) образования  (региональные законы «О специальном образовании», нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней  коррекционно-педагогической помощи детям                            с отклонениями в развитии,    независимого контроля соблюдения прав детей, слабо решаются вопросы социализации выпускников), что не позволяет реализовывать  перспективные подходы  и задачи государства по развитию системы специального образования в направлении повышения                                 его качественных характеристик, инновационной направленности                                   и конкурентоспособности.      

Список литературы

  1. Федеральный  закон  РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2.  Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - специальном образовании».
  3. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.
  4. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 — 2010 гг.
  5. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 266.
  6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2000.- 367 стр.
  7. Конвенция ООН О правах ребенка.
  8. Декларация прав ребенка.
  9. Декларация о правах умственно отсталых лиц. 
  10. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Ресурсы Центра в обеспечении психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются ресурсы Центра  в обеспечении психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Ресурсы Центра в обеспечении психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются виды помощи детям, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации....

Организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования.

Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования....

Проект «Обеспечение доступности качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - модель внедрения ФГОС ОВЗ (представление опыта работы МАОУ СОШ № 146)

Материал содержит текст выступления на августовском совещании педагогических работников Кировского района г.Екатеринбурга...