Мастер-класс "Формирование УУД школьников через дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины"
опыты и эксперименты на тему

Сидорова Елена Александровна

.В данной работе представлено выступление на мастер-классе по теме  "Формирование УУД школьников через дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины" (19.11.14)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_uud.rar345.47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД школьников через дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины

Развитие науки и техники, появление современных информационных технологий привели к резкому увеличению объемов информации. В этих условиях перед образованием стоит задача подготовки человека к эффективной работе с большим информационным потоком.  Условия жизни в XXI веке значительно изменились:

- в 2010 году новой информации создано больше, чем в за предыдущие 5000 лет.

- объем технической информации удваивается каждые два года.

- за 4 года обучение бакалавров их знания устареют дважды.

- 10 наиболее востребованных профессий в 2011 году не существовало в 2004.

Поэтому обучать по-прежнему, по традиционной формуле «Послушай- повтори- выполни- получи отметку», сегодня в рамках нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта невозможно. Основополагающим тезисом современного образовательного подхода является рассмотрение окружающего мира – объекта познания учащихся-  как системой организации: любые его объекты могут быть представлены как системы. Если рассматривать и именно под таким углом зрения (как системы), то способом изучения этих объектов неизбежно становится системный подход. Содержанием такой деятельности является разделение ее на основный части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в учебные действия преобразует его в системно- деятельностный.

Актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, т.е. формирование универсальных учебные действия.

Формирование УУД осуществляется не только в учебной деятельности, но и так же в реализации разных направлений внеурочной деятельности.

4 слайд В современной школе очень популярны дистанционные, заочные мероприятия: олимпиады, конкурсы, викторины, проводимые для детей разного возраста.     Дистанционные  мероприятия  по английскому языку являются важным элементом в системе обучения иностранному языку, и занимают всё большую роль в модернизации  современного образования. Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Нет сомнения в том, что дистанционное обучение английскому языку открывает новые возможности в обучении и самообучении, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, индивидуализации их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Большая доля дистанционного обучения приходится на участие в предметных олимпиадах, которые дают возможность развития своих способностей и позволяют расширить кругозор и знания учащихся.

Участвуя в дистанционных мероприятиях организаторы ставят перед собой следующие  задачи:

-пропаганда научных  знаний и развитие интереса к научной деятельности;

-создание необходимых условий для выявления одаренных детей;

-активизация работы внеклассной и внешкольной работы с учащимися;

-оказание помощи ученикам в профессиональном самоопределении.

Задачи, которые ставят перед собой участники дистанционных мероприятий:

- показать не только высокий уровень овладения программным материалом, но и творческий подход к выполнению предлагаемых заданий;

- начитанность;

- в ряде случаев – языковое чутье, языковую догадку.

      Наиболее существенный вклад в подготовку и осуществление мероприятий вносят учителя, которые организуют и проводят их. Это требует от учителя и глубокого знания своего предмета, и осведомленности в организационных вопросах проведения мероприятий, и владения методикой подготовки школьников к этой особой форме.

Участвуя в одном или нескольких конкурсах способствует формированию и получению  результатов всех видов УУД у учащихся.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД:  

Личностные:

1) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе устойчивой мотивации к обучению;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,  учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Регулятивные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;                      

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки.

Коммуникативные:

  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  2. работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  3. формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Познавательные:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Обучающиеся нашей школы активно участвуют в различных образовательных событиях регионального и всероссийского уровнях, целями которых является развитие информационной компетентности школьников,  творческих и исследовательских способностей детей,  стимулирование интереса обучающихся к предметам, поощрение детского творчества. (Зачитать)

Результаты деятельности школьников во внеурочное время за три года (5-7 классы)

Кол-во участников

Кол-во победителей

2011-2012

10

2

2012- 2014

23

3

2013-2014

38

17

Задания конкурсов, олимпиад, викторин, реализуемые программы по внеурочной деятельности направлены на активизацию зоны ближайшего развития ребенка. Активное участие обучающихся во внеурочной деятельности, их трудолюбие целеустремленность приводят к заслуженным победам. Наши дети  имеют дипломы.

Ребята с удовольствием участвуют в тех мероприятиях, где задания интересные, увлекательные, иллюстрированные. Ребенку важен результат: участвовал, трудился – получил в награду диплом или другой документ, который вызовет у него гордость и радость.  В  то же время, авторы-разработчики понимают, что задания должны вызывать  небольшое затруднение у ребенка, заставлять его думать, размышлять, искать нужную информацию в разных источниках, тем самым приучая его трудиться. А это значит, у ребенка формируются универсальные учебные действия, в том числе, конечно,  познавательные. Ведь задания по английскому языку в основном составлены на проверку и развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей, осуществления сравнения, классификации,  анализа объектов и синтеза.

Можно выявить следующие преимущества дистанционных  олимпиад и конкурсов:

1. Доступность. В   олимпиадах, конкурсах  могут участвовать школьники с любым уровнем подготовки,  не только хорошисты и отличники, но и ученики, имеющие тройки по итогам учебной деятельности.  Потому что  наши дети участвуют не только интеллектуальных конкурсах, таких как «Ученик года», олимпиады, но и в  различных творческих конкурсах . Это и конкурсы сочинений, рисунков, исследовательских работ, поделок, фотографий, стихотворений, даже рецептов. То, что доступно школьнику, то, что он может сделать самостоятельно.

2. Каждый ученик: и одарённый, и обычный - чувствует свою значимость и востребованность. Это также помогает   ребенку раскрыться, проявить свои способности, повысить самооценку.   В результате работы ученик получает собственное приращение в своих глазах одноклассников, учителей и родителей.

Он может зайти на сайт, найти себя, посмотреть свою работу. Также, и наверное, это является самым важным моментом для ребенка – это награда за участие в олимпиаде: диплом победителя, призера, лауреата, сертификат участника, диплом победителя в определенной номинации. Которую он получает торжественно, на общешкольной линейке.

3. Пополнение личного портфолио ученика.

4. Дистанционные мероприятия формируют настойчивость, мотивируют активность ученика, а также завоевать награды и получить дипломы или свидетельства.

5. Дистанционные мероприятия    помогают углубить и расширить знания по школьному предмету, различным темам и разделам.  Протяженный во времени дистанционный конкурс учит ребенка  искать, «добыть» информацию, обдумать решение. Что очень важно по новым ФГОС.

6. Дистанционная мероприятия дает возможность создать психологический комфорт для всех участников олимпиады, находящихся в привычной для себя школьной (или даже домашней) обстановке, не вызывающей дополнительной стрессовой нагрузки.  

7. Дистанционные мероприятия выявляют скрытые возможности и таланты учащихся.    Мы знаем, что одаренные дети выделяются яркой познавательной активностью и хотят участвовать везде.  Ярким положительным моментом дистанционных олимпиад является мотивация ребенка. 

Проблемы организации и проведения дистанционных олимпиад

1. Сложности со стороны детей в оформлении работ, так как необходимо соблюдать определенные требования. Не все дети, в силу своего возраста,  владеют компьютером. Некоторые его не имеют. Им необходима помощь. Чтобы не отбить желание, приходится объяснять, помогать, сканировать, фотографировать работы, проверять оформление, делать заявки, оплачивать участие через банк (но есть возможность использовать электронные кошельки, которые значительно экономят время), иногда и печатать. Самым  время затратным процессом является отправка работ.  

2. Некорректные задания. Встречаются задания уже с заведомо неправильным ответом. Это говорит о низком качестве работы разработчиков олимпиады.

3.Кроме того, существует финансовая проблема. Дистанционные олимпиады обычно проводят платно. Стоимость их невелика, но если ребёнок захочет поучаствовать не в одной олимпиаде (они действительно все интересные!), а в нескольких, то это достаточно накладно.  

4.Получение сертификатов, дипломов.   Электронный сертификат получаешь быстрее и стоит дешевле, но где брать бумагу, чтобы распечатать?

Для чего мы это делаем?

  • выявление и поддержка способных и одаренных детей;
  •  раскрытие их  индивидуальности, творческого и системного  

  мышления;

  • создание условий для их оптимального развития.

В итоге ученик, с одной стороны, выходит за рамки учебного предмета, у него формируется единый образ познаваемого, раскрывается его взаимосвязь с другими объектами окружающего мира, а с другой стороны, складывается мировоззрение, основанное на стремлении достичь истины. Кроме интеграции знаний, происходит интеграция методов и способов познания, а также способов действия – исследовательских умений, при помощи которых младший школьник познаёт окружающую действительность.

Будем  помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.  Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому  ребенку от рождения.

Рассмотрим, какие виды упражнений встречаются в дистанционных мероприятиях, и какие УУД они развивают (Приложение 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Английский, 5 класс

*Внимание! На все вопросы возможен только один правильный ответ.

Выберите правильный вариант:

1.

A) The Romans first came to Britain in 4000 B.C.

B) The Romans first came to Britain in 400 A.D

C) The Romans first came to Britain in 1400 B.C.

D) The Romans first came to Britain in 1400.

2.

A) In 1066 there was the Great Fire of London.

B) In 1966 there was the Great Fire of London.

C) In 666 there was the Great Fire of London.

D) In 1666 there was the Great Fire of London.

3.

A) The Great Fire of London destroyed 80 per cent of houses. 

B) The Great Fire of London has destroyed 80 per cent of houses. 

C) The Great Fire of London destroyed 80 per cent's of houses.

D) The Great Fire of London didn’t destroy 80 per cent of houses.

4.

A) Guy Fawks’s day is celebrated on the 7th of November.

B) Guy Fawks’s day is celebrated on the 15th of November.

C) Guy Fawks’s day is celebrated  on the 5th of November.

D) Guy Fawks’s day is celebrated on the 25th of November.

5.

A) The Great Fire of London started on the 2nd of September in 1666.

B) The Great Fire of London started in the 12nd of September in 1666.

C) The Great Fire of London started on the 22nd of September at 1666.

D) The Great Fire of London started at the 28nd of September in 1666.

6.

A) Hyde park is a home for London Zoo.

B) Regent’s park is a home for London Zoo.

C)  Kensington garden is a home for London Zoo.

D) St.James’  park is a home for London Zoo.

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

Олимпиада по английскому языку  5  класс «Вот задачка»

       1. Выберите правильный ответ:   We'll go for a walk if it….rain.

       а) don’t,     б) doesn’t,      в) will,       г) -.

       2. Приставка  re  означает повторение действия, приближаясь по значению к приставке:

       а) пере,    б) при,     в) про,      г) все перечисленные.

       3. Объясните значение слова  literature:

       а) общество,      б) словесность,      в) словарь,      г) словарный.

       4. Напишите цифрами дату «in eighteen eighty»:

       а) 1880,      б) 880,       в) 1800,       г) 800.

       5. Слово, с каким окончанием являются герундием:

       а) er,     б) ing,     в) y,      г) e.

       6. Выберите правильный ответ:   This is…film   l’ve ever seen.

       а) bad,      б) worse,      в) will,       г) the worst.

      7. Укажите сравнительную степень наречия от других корней:

      а) nearer,     б) more solidly,      в) badly,      г) more.

      8. Найдите антоним к слову easy:

      а) dug,      б) dust,       в) difficult,     г) duty.

      9. Выберите правильный ответ:   I think this book is….interesting than that one.

       а) more,      б) most,      в) much,       г) the worst.

 

     10. Предлоги-наречия   off,  on :

      а) противоположны по значению,

      б) сходны,

Личностные УУД :

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

XI Международная дистанционная олимпиада «Эрудит»

Английский язык

5 класс

2.  FOOD IDIOMS (10 баллов)

Соедини английские «пищевые» идиомы с их русскими эквивалентами

1. the  apple  of one’s eye  

2. couch potato

3. cry over spilled milk

4. as cool as a cucumber

5. pie in the sky

6. packed in like sardines

7. big cheese

8. as easy as duck soup

9. not for all the tea in China

10. as like as two peas

a) важная персона

b) проще пареной репы

с) как две капли воды

d) как сельди в бочке

e) ни за какие коврижки

f) спокойный как удав

g) чья-то радость

h) малоподвижный человек

i) несбыточная мечта

j) сожалеть о случившимся

3. FOOD QUIZ (15 баллов)

Выбери правильный вариант ответа из предложенных

1. The rice dish paella comes from … .

a)  Italy     b) Greece   c) Spain

2. Dairy products are made from …

a) milk    b) meat     c) vegetables          

3. Another name for “maize” is …

a) mayonnaise    b) cabbage    c) corn

4. Vegetarians don’t eat …

a) lamb    b) lettuce   c) lemon

5. Lemons taste …

a) spicy     b) sweet     c) sour  

6. There is … lemonade in the bottle.

a) a few     b) a little    c) a lot

7. There aren’t … eggs in the fridge.

a) some      b) any      c) no

8. How … olive oil do we need?

a) much      b) many      c) old

9. Two … of milk and … of chocolate, please. – That’s ₤ 2.50, please.

a)  tubs, a bag      b)  tins, a jar          c) cartons, a bar      

10. People in many countries eat rice or noodles with …

a) chipmunks     b) chopsticks    c) magic sticks

11. People make jack-o-lanterns from …

a) pumpkins      b) turnips     c) eggplants    

12. People in Morocco often eat …

a) sushi      b) pelmeni     c) couscous

13. Dried plums are called ….

a) prune     b) raisins       c) sweetmeat

14. I’m …. . Is there anything to eat?

a) starving     b) sleeping       c) smiling

15. You need to … potatoes and onions for a potato salad.

a) pour and slice   b) peel and chop      c) cut and toast

4. THE HISTORY OF PIZZA (12 баллов)

Расшифруй текст, состоящий из 12 предложений,  и узнай,  как в Италии появилась пицца Маргарита.

Thefirstpizzawaslikeflatbreadwithsomeoliveoilandhoneyontopalongtimeagotherewerenotomatoesinitalywhentomatoesfirstcametoitalyrichpeopledidnoteatthemtheythoughttomatoeswerepoisonoushoweverpoorpeoplelikedtomatoesandtheyputthemontheirpizzaspizzasweresoldinthestreetsuntil1830whentheworld’sfirstpizzeriawasopenedinnaplesin1889italy’sroyalcouplequeenmargheritaandkingumbertoItravelledaroundtheirkingdomwhentheycametonapleschefrafaelleespositobakedthreepizzasforthequeenoneofthemresembledtheitalianflagwithredtomatoeswhitemozarellaandgreenbasilontopqueenmargheritatriedthatpizzaandlovedityoucanstilleatthispizzatodayinanypizzarestaurantwecallitpizzamargherita!

А теперь прочитай утверждения и отметь верные утверждения буквой T, а неверные – буквой F (6 баллов)

1 The first pizza had cheese and green peppers on top.

2 Rich people thought tomatoes could kill them. 

3 There were no pizzerias in Naples until 1830.

4 Chef Esposito created a pizza which looked like the Italian flag.

5 Queen Margherita’s favourite pizza had red, yellow and green toppings.

6 Pizza “Margherita” is still popular today.

5. FUN FOOD RAP (15 баллов)

Представь, что ты – известный рэп-исполнитель.  Сочини свой собственный речитатив про еду в стиле «рэп» (VEGETABLE RAP,  FRUIT RAP,  FAST FOOD RAP, HEALTHY FOOD RAP, VEGETARIAN RAP  и т.д.).

Придумай рифму, поработай над стилем и добавь юмора! Твой речитатив должен содержать не менее 8 строк. Оформление и любые творческие находки приветствуются.

GOOD LUCK!

          Исходя из изложенной информации можно сделать выводы, что дистанционные олимпиады, конкурсы и викторины могут развивать все виду УУД (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация, участие и проведение дистанционных олимпиад, игр, конкурсов

Из опыта работы по теме "Дистанционное обучение"...

Исследовательская работа "Организация внеурочной работы через олимпиады, конкурсы профессионального мастерства и демонстрационные показы"

В работе исследованы основные задачи внеурочной деятельности и организационные модели внеурочной деятельности по профессии "Парикмахер"...

Организация работы по подготовке учащихся к дистанционным олимпиадам и конкурсам как способ развития их способностей

В статье описан опыт работы по организации участия школьников в разнообразных дистанционных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах по информатике....

Олимпиады, конкурсы, викторины для школьников и дошкольников.

Требуются учителя-составители авторских олимпиад (5-11 классы). www.konkurs-pobeda.com - Всероссийские дистанционные мероприятия для школьников и дошкольников. Информацию о себе просим присы...

Достижения учеников.Грамоты и дипломы. Свидетельства и дипломы Международного конкурса " Олимпис".Дипломы победителей V Всероссийской дистанционной олимпиады с международным участием «РОСТКОНКУРС и олимпиады Учи. ру

Достижения учеников.Грамоты и дипломы. Свидетельстваи дипломы     Международного конкурса " Олимпис". Дипломы победителей V Всероссийской дистанционной олимпиады с междун...

Выявление одаренных детей через участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Выявление одаренных детей через участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах...