материал для Уставного урока "граждане России: голосуем и избираемся!
методическая разработка (8 класс) на тему

материалы  (конспект урока, презентация. тексты заданий и т.п. для Уставного урока "Граждане России: голосуем и избираемся!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Граждане России: голосуем и избираемся!»

(8–9 классы).

Цель урока

Получение учениками знаний о принципах и процедуре современных выборов.

Понимание важности и ответственности шага, связанного с участием в политических выборах; понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.

Ожидаемые результаты

В области знаний:

Учащиеся познакомятся с основами избирательного права в РФ, принципами избирательного права в демократическом обществе.

Учащиеся получат представление об основных этапах избирательного процесса и видах избирательного права.

| В области умений:

Учащиеся в ходе учебного занятия смогут проанализировать конкретные ситуации избирательной кампании.

Приобретут навыки работы с текстовой информацией.

В области опыта:

Учащиеся получат опыт участия в обсуждении, опыт встреч (коммуникации) с депутатами

В области отношений, ценностей, внутренних установок:

Ученики могут задуматься и высказать свое отношение по вопросам значимости выборов как демократического института и важности активной гражданской позиции в реализации избирательного права для успешной модернизации страны.

Ход урока

  Актуализация 6-7 мин.

Перед занятием учитель раскладывает на рабочие столы учащихся карточки с заданиями. В начале занятия учитель предлагает ученикам занять рабочее место за тем столом, на котором находится планшет с ответом на задание, содержащееся в карточке. Всего 4 варианта карточек, в количестве, соответствующем численности учащихся. На каждой карточке — один вариант задания. Учащимся предлагается 4 варианта ответа. Ответы написаны крупными буквами на планшетах, расставленных в рабочих зонах класса.

Получив карточку, ученик должен пройти по классу, найти подходящий ему ответ и разместиться в той зоне, где этот ответ расположен. То же делают остальные. Так учащиеся формируют четыре рабочие группы. В карточках даны подсказки, выделенные прописными буквами, для тех, кто затрудняется с выполнением задания. Учитель может обратить на это внимание учащихся, не справившихся с заданием, и постараться добиться от них самостоятельного поиска ответа.

Карточка 1

Как называются ЛЮДИ, которые СОЗДАЮТ ЗАКОНЫ, чтобы в стране или в крае был порядок, чтобы люди работали и жили в безопасности? Этих людей ИЗБИРАЮТ ГРАЖДАНЕ. В России ИМИ МОЖНО СТАТЬ с 21 года, в Италии и США — с 25, а в Турции — с 30 лет.

Ответ на планшете: (депутаты)

Карточка 2

ЭТО ГРАЖДАНИН страны, имеющий ПРАВО ВЫБИРАТЬ президента, депутата, мэра города, и т. д. В России это право получают граждане, когда им исполняется 18 лет, в Японии и Швейцарии — 20 лет, на Кубе и в Бразилии — 16 лет.

Ответ на планшете: (избиратель)

Карточка 3

Как называется  ЛЮДИ, цель которых ПОБУДИТЬ избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Во время этой деятельности они РАСКЛЕИВАЮТ плакаты с портретами кандидатов РАЗДАЮТ листовки, организуют встречи кандидатов с избирателями. (Агитаторы)

Карточка 4

Это коллегиальный ОРГАН, который создают для ПОДГОТОВКИ, организации и ПРОВЕДЕНИЯ выборов. Сюда приходят люди, чтобы ГОЛОСОВАТЬ. Как называется этот орган?

Ответ на планшете: (избирательная комиссия)

После того, как учащиеся разделились на группы, учитель приветствует всех и проверяет выполнение задания, поощряет детей за правильные ответы, объясняет, что эти слова важны для сегодняшнего урока. Предлагает ребятам выяснить, чем объединяются все эти термины.

- Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. В начале сентября в школах Красноярского края в

7-11 классах проводится Уставный урок. Этот  урок проводится с целью гражданского образования детей и молодежи. У нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- ребята, объясните, почему вы сели именно так? Маша, почему ты сидишь в этой группе?

ДЕТИ объясняют:  зачитывают вопросы с карточки и дают ответы

- скажите в вашей группе  всех такой вопрос, никто не ошибся?

(проверяем все группы)

- в какой важной деятельности участвуют все эти люди, каким словом можно объединить все эти термины? (выборы)

Верно, поэтому тема нашего урока связана с выборами и звучит  так:  «Граждане России: голосуем и избираемся!»

Слайд1

- Скажите, что такое выборы? (дети дают ответы)

-  взгляните на экран и проверьте свои ответы

Слайд2

Выборы – способ формирования органов государства и органов местного самоуправления с помощью голосования. Реализация гражданами своего избирательного права является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Слайд 3

Избирательное право – это политическое право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

- 18 сентября 2016 года в единый день голосования граждане России будут голосовать, т.е. осуществят свое право на власть как народ – избирать:

    депутатов Государственной Думы

    депутатов Законодательного Собрания Красноярского края

    депутатов местного самоуправления в некоторых муниципальных территориях (назаровский район)

Посмотрите на таблички которые стоят у вас на столах

- какую роль играют все эти люди в выборах? (дети дают ответы)

-Давайте обратимся к документам, все ли вы назвали. У вас на столах лежат материалы,   с которыми вам нужно познакомиться, а затем представитель от группы кратко расскажет о роли каждого.  У вас 10 мин

Часть 2. Работа с информационными материалами (10 минут) и представление (8 мин)

В этой части занятия школьники знакомятся с механизмом участия в выборах, со стадиями избирательного процесса. Учащиеся, работая в группах, анализируют информацию с точки зрения определенной ролевой позиции избирателя, кандидата в депутаты, члена избирательной комиссии, агитатора за кандидата в депутаты. Именно эти ролевые позиции являются ключевыми при проведении избирательной компании. Итогом второй части является выполнение логических заданий, в ходе которого учащиеся закрепляют и обобщают информацию. Класс делится на несколько групп (в зависимости от количества человек в классе).

Задание для группы № 1.

Вы избиратель. Вам предстоит голосование. Как правильно реализовать свое избирательное право? Для этого познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы:

1. Где избиратель может узнать о кандидатах?

2. Где происходит голосование? Какова продолжительность голосования?

3. Что такое избирательный бюллетень и где его можно получить?

4. Можно ли проголосовать вне избирательного участка?

5. Где и когда можно узнать результаты выборов?

По результатам своей работы подготовьте выступление для класса.

Задание для группы №2.

Вы член избирательной комиссии. Вам необходимо зарегистрировать избирателей и провести голосование. Чтобы не нарушить избирательное право граждан, познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие виды избирательных комиссий существуют?

2. Какой орган власти назначает выборы?

3. Кто может быть включен в списки избирателей?

4. Какие требования предъявляются к образованию избирательного участка?

5. Как происходит подсчет голосов? Кто может присутствовать при подсчете голосов?

По результатам своей работы подготовьте выступление для класса.

Задание для группы № 3.

Представьте себе, что на предстоящих выборах вам предстоит агитировать за кандидата в депутаты. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не нарушить закон, познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое агитация?

2. Кто имеет или не имеет право проводить агитацию?

3. Имеете ли вы право проводить агитацию?

4. Когда можно начинать и нужно заканчивать агитацию и почему?

5. Какие средства можно использовать для агитации?

По результатам своей работы подготовьте выступление для класса.

Задание для группы № 4.

В будущем вы решили связать свою жизнь с политикой и стать кандидатом в депутаты. Познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы:

1. Кто может быть кандидатом в депутаты в представительные органы власти?

2. Существуют ли ограничения для выдвижения кандидатов?

3. Кто может выдвинуть в кандидаты депутата?

4. Какие шаги нужно предпринять, чтобы стать кандидатом в депутаты?

5. Какие сведения кандидат в депутаты должен о себе предоставить?

По результатам своей работы подготовьте выступление для класса. 

Выступления представителей от групп (8 мин)

После представления работы групп, учащиеся выполняют задания на закрепление и обобщение материала и фронтально обсуждают результаты.

Если вы внимательно слушали выступающих, то сможете решить мои задачи: 4 мин

Обобщающие задания для учащихся: (на слайде)

1. Расставьте в логической последовательности стадии избирательного процесса:

1) Голосование, подведение итогов, их опубликование.

2) Выдвижение кандидатов и их регистрация.

3) Назначение выборов.

4) Составление списков избирателей. Образование избирательных участков и округов.

5) Предвыборная агитация.

Ответ 3–4-2–5-1 Назначение выборов. Составление списков избирателей. Образование избирательных участков и округов. Выдвижение кандидатов и их регистрация. Предвыборная агитация. Голосование, подведение итогов, их опубликование.

2. Уберите лишнее в ряду и объясните свой выбор:

1) 18 лет, 21 год, 55лет, 35 лет

2) Президент РФ, Государственная Дума РФ, Законодательное Собрание Красноярского края, Правительство РФ.

3) Ящик для бюллетеней, кабина для заполнения бюллетеней, избирательный бюллетень, предвыборная листовка

Ответы:

1) В первом ряду лишним является возраст 55 лет. 18 лет — гражданин начинает пользоваться активным избирательным правом; 21 год — гражданин может быть избран депутатом в законодательный и представительный орган РФ — Государственную Думу, Законодательное Собрание Красноярского края; 35 лет — гражданин может быть избран Президентом Российской Федерации. 55 лет — возраст, не являющийся определяющим для избирательного права.

2) Во втором ряду лишнее слово — Правительство. Президент РФ, Государственная Дума РФ, Законодательное Собрание Красноярского края — органы власти, избираемые гражданами Российской Федерации. Правительство — назначаемый орган власти.

3) В третьем ряду лишнее слово — предвыборная листовка. Ящик для бюллетеней, кабина для заполнения бюллетеней, избирательный бюллетень — термины, относящиеся к стадии голосования, листовка же используется на стадии предвыборной агитации избирательного процесса.

- Молодцы, разобрались. На выборах действуют принципы избирательного права. Давайте познакомимся с ними и решим несколько конфликтных ситуаций, которые вполне могли бы случиться на избирательных участках. На  столах лежат памятки с принципами избирательного права. А теперь вытяните задания.

Часть 3. Анализ ситуаций (17-20 минут)

Учащиеся, работая в группах, соотносят принципы избирательного права и реальные ситуации. Определяют нарушение принципов избирательного права.

- Мы познакомились, как действуют группы людей во время избирательной кампании. Во время этой деятельности очень важно уметь работать в команде,  и роль каждого и каждой группы в изб. кампании важна. Давайте посмотрим,  как действуют участники избирательной кампании в жизни.

Первыми вступают в бой за голоса избирателей – агитаторы

Группа «агитаторы»  встает, поднимает портрет кандидата и агитирует: «Мы призываем вас поддержать нашего кандитата в депутаты школьного парламента Шмило Олега Алексеевича. Он достойный человек, не раз доказывал, своими делами, что болеет за наш город. Поддержи на выборах Шмило Олега Алексеевича!» (и дети раздают листовки с портретом  кандидата всем)

- Никто лучше самого кандидата не расскажет о себе, своей работе и планах. Слово Кандидату в депутаты.

Встает кандидат в депутаты: «Я, Шмило Олег Алексеевич, призываю всех граждан края проявить свою гражданскую позицию и проголосовать за меня. Я обещаю защищать интересы граждан города Назарово и достойно работать. Я вас не подведу»

- Но окончательное решение будут принимать избиратели. Давайте посмотрим, какие ситуации могут происходить на избирательных участках в день голосования. Ваша задача: проанализировать ситуацию, соотнести её с принципами избирательного права и определить, нарушен ли принцип избирательного права. Свой ответ аргументируйте.

Задание для учащихся:

1. Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче.

2. Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права.

3. Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной ситуации. Свой ответ аргументируйте.

Ребята обыгрывают ситуации.

Принципы избирательного права выводятся на экран и раздаются группам

Слайд

Принципы избирательного права:

1. Принцип всеобщего избирательного права. Он заключается в предоставлении права голосовать независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.

2. Принцип равного избирательного права. Это означает, что каждый избиратель, независимо от своего возраста, личностных качеств, имущественного, должностного и иного положения, наделяется всего лишь одним голосом. 

3. Принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы. Так выбираются президент, депутаты. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальными лицами или органами.

4. Тайное голосование. Этот принцип означает, что при голосовании исключается какой-либо контроль за волеизъявлением гражданина. Достигается это как усилиями самого гражданина (он должен голосовать лично и не передоверять это другим лицам), так и организаторами выборов (бюллетени для голосования они должны отдавать только в руки самих избирателей при предъявлении паспорта, для их заполнения предоставляются специально оборудованные кабинки, после заполнения бюллетени опускаются в опломбированные ящики). 

5. Принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это. За неучастие в выборах на него не налагается также никакой юридической ответственности.

Ситуация 1

Автор:

Гражданин Сидоров в день выборов депутатов Государственной Думы РФ….

Сидоров

Здравствуйте. Я ранее проживал по этому адресу, но всего неделю назад переехал на новую квартиру, выписался из прежней. Я хочу проголосовать на этом избирательном участке, выдайте мне бюллетень.

Каковы действия избирательной комиссии? У вас 15 секунд для обсуждения

Ответ: нарушение принципов избирательного права отсутствует в данной ситуации. Наоборот, разрешив голосовать по месту старой прописки, избирательная комиссия нарушила бы принцип равного избирательного права. Каждый избиратель наделяется всего лишь одним голосом.

Ситуация 2

Автор:

Гражданка Федорова в день выборов…

Федорова:

- Здравствуй, дочка. Вот мой паспорт, а вот маво мужа. Он не может прийти, в больнице лежит. Ты дай мне два бюллетеня, я за себя и за него проголосую, он мне сказал за кого галочку поставить….

Что должен сделать член избирательной комиссии в этой ситуации? У вас 15 секунд для обсуждения.

Ответ: если член избирательной комиссии выдаст 2 бюллетеня, то будет нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.

Ситуация 3

Автор:

Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое количество желающих проголосовать…..

Избиратель:

- Уважаемые, избиратели, чтобы не толпиться и быстрей проголосовать,  заходите  в кабинку для голосования всей семьей. Вы же  родственники, вам  нечего скрывать друг от друга.

Как должен поступить председатель избирательной комиссии? У вас 15 секунд для обсуждения

Ответ: если разрешит, то будет нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен голосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.

 

Ситуация 4

Автор:

Гражданин Жилин  поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и….

Член избирательной комиссии:

- Гражданин Жилин, почему Вы до сих пор не пришли на избирательный участок?  Почему Вы проявляете гражданскую пассивность? Потом будете сожалеть. Что выбрали не того депутата. Быстро голосуйте, пока есть время.

Прав ли член избирательной комиссии? У вас 15 секунд для обсуждения

Ответ: нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это. 

- Каковы действия избирательной комиссии?

Председатель избирательной комиссии вскрывает урну, все считают  бюллетени, и подводит итог:

-  Избирательная комиссия сообщает, по итогам избирательной кампании всеобщие, прямые, равные выборы 2016 года признать состоявшимися.

Часть 4. Рефлексия (5 -10 минут)

- Ребята, скажите, а вы можете принимать участие в голосовании  в этом году? Почему? (нет 18 лет). У нас  на занятии присутствуют гости, которые активно принимают участие в выборах уже давно. Поэтому я хочу предоставить  слово особенному гостю,

 главе города Назарово, а так же председателю Городского Совета депутатов

Слово предоставляется руководителю  администрации города Назарово 

 Руководителю Управления образования 

- Ребята вы хотите задать вопросы нашим гостям?

учащиеся готовят вопросы для гостей. Вопросы – авторские (известно, кто из учеников задает какой вопрос). Вопросы от взрослых также возможны (не более третьей части от общего количества). Вопросы передаются гостям заранее. Возможность вопросов экспромтом обсуждается с гостями заранее. Важно, чтобы ученики получили опыт участия в подобных мероприятиях, поняли значимость постановки вопросов и работы с ответами на них.

Возможные вопросы:

Как Вы прошли стадии Закона о выборах?

Какие вопросы (проблемы) общественной жизни Вы предлагали решить в ходе своей предвыборной агитации?

Какие проблемы и трудности встречаются Вам в ходе Вашей работы?

Какие просьбы, задания  были получены от избирателей? Что сделали?

Чего из намеченного как депутат не сделали  и почему?

Какие пункты программы Вам удалось реализовать в ходе Вашей работы депутатом?

Какими качествами должен обладать народный избранник?

Почему пошли во власть, как победили, что преодолели?

С какими вопросами и как часто обращаются к Вам избиратели? И т.д.

Основной вывод:

Ребята, вы познакомились с процедурой организации и проведения выборов, с основными принципами избирательного права. Я очень надеюсь, что этот урок не прошел даром, вы достаточно умело, грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете свою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для вас, и для меня, и для общества и государства в целом. Это процесс формирования вашей гражданской позиции. Вы граждане своей страны. Какой будет ваша жизнь и судьба Родины, зависит не только от того, научитесь ли вы жить в обществе, но и от того, будете ли вы активно участвовать в его создании. Будущее начинается сегодня. И сегодня вы можете сказать своим родителям: «18 сентября  -  мы идем на выборы!»    

Выборы – это величайшее изобретение человечества. Ведь выборы являются реальной возможностью реализации гражданской позиции, механизмом реализации принципов демократии в обществе.

    Сущность и значение выборов проявляются во множестве аспектов: они являются конституционно-закреплённым институтом непосредственного народовластия, определяют формирование органов народного представительства, выступают средством активизации населения, устанавливают опосредованную обратную связь между гражданами и выборными должностными лицами в РФ. «Социальная функция выборов состоит и в том, что они являются эффективным инструментом политической самоорганизации граждан. Массовость, регулярность избирательных кампаний, актуальность обсуждаемых вопросов обусловливают их возможности как каналов косвенного влияния граждан на политический процесс в государстве.» (Из кн. Красинского В.В.) Выборы имеют важное значение и для обеспечения стабильности существующей политической системы РФ и, с учетом этого, влияют на обеспечение национальной безопасности.

       



Предварительный просмотр:

Карточка 1

Как называются ЛЮДИ, которые СОЗДАЮТ ЗАКОНЫ, чтобы в стране или в крае был порядок, чтобы люди работали и жили в безопасности? Этих людей ИЗБИРАЮТ ГРАЖДАНЕ. В России ИМИ МОЖНО СТАТЬ с 21 года, в Италии и США — с 25, а в Турции — с 30 лет.

Карточка 1

Как называются ЛЮДИ, которые СОЗДАЮТ ЗАКОНЫ, чтобы в стране или в крае был порядок, чтобы люди работали и жили в безопасности? Этих людей ИЗБИРАЮТ ГРАЖДАНЕ. В России ИМИ МОЖНО СТАТЬ с 21 года, в Италии и США — с 25, а в Турции — с 30 лет.

Карточка 1

Как называются ЛЮДИ, которые СОЗДАЮТ ЗАКОНЫ, чтобы в стране или в крае был порядок, чтобы люди работали и жили в безопасности? Этих людей ИЗБИРАЮТ ГРАЖДАНЕ. В России ИМИ МОЖНО СТАТЬ с 21 года, в Италии и США — с 25, а в Турции — с 30 лет.

Карточка 1

Как называются ЛЮДИ, которые СОЗДАЮТ ЗАКОНЫ, чтобы в стране или в крае был порядок, чтобы люди работали и жили в безопасности? Этих людей ИЗБИРАЮТ ГРАЖДАНЕ. В России ИМИ МОЖНО СТАТЬ с 21 года, в Италии и США — с 25, а в Турции — с 30 лет.

Карточка 1

Как называются ЛЮДИ, которые СОЗДАЮТ ЗАКОНЫ, чтобы в стране или в крае был порядок, чтобы люди работали и жили в безопасности? Этих людей ИЗБИРАЮТ ГРАЖДАНЕ. В России ИМИ МОЖНО СТАТЬ с 21 года, в Италии и США — с 25, а в Турции — с 30 лет.

Карточка 1

Как называются ЛЮДИ, которые СОЗДАЮТ ЗАКОНЫ, чтобы в стране или в крае был порядок, чтобы люди работали и жили в безопасности? Этих людей ИЗБИРАЮТ ГРАЖДАНЕ. В России ИМИ МОЖНО СТАТЬ с 21 года, в Италии и США — с 25, а в Турции — с 30 лет.

Карточка 2

ЭТО ГРАЖДАНИН страны, имеющий ПРАВО ВЫБИРАТЬ президента, депутата, мэра города, и т. д. В России это право получают граждане, когда им исполняется 18 лет, в Японии и Швейцарии — 20 лет, на Кубе и в Бразилии — 16 лет.

Карточка 2

ЭТО ГРАЖДАНИН страны, имеющий ПРАВО ВЫБИРАТЬ президента, депутата, мэра города, и т. д. В России это право получают граждане, когда им исполняется 18 лет, в Японии и Швейцарии — 20 лет, на Кубе и в Бразилии — 16 лет.

Карточка 2

ЭТО ГРАЖДАНИН страны, имеющий ПРАВО ВЫБИРАТЬ президента, депутата, мэра города, и т. д. В России это право получают граждане, когда им исполняется 18 лет, в Японии и Швейцарии — 20 лет, на Кубе и в Бразилии — 16 лет.

Карточка 2

ЭТО ГРАЖДАНИН страны, имеющий ПРАВО ВЫБИРАТЬ президента, депутата, мэра города, и т. д. В России это право получают граждане, когда им исполняется 18 лет, в Японии и Швейцарии — 20 лет, на Кубе и в Бразилии — 16 лет.

Карточка 2

ЭТО ГРАЖДАНИН страны, имеющий ПРАВО ВЫБИРАТЬ президента, депутата, мэра города, и т. д. В России это право получают граждане, когда им исполняется 18 лет, в Японии и Швейцарии — 20 лет, на Кубе и в Бразилии — 16 лет.

Карточка 2

ЭТО ГРАЖДАНИН страны, имеющий ПРАВО ВЫБИРАТЬ президента, депутата, мэра города, и т. д. В России это право получают граждане, когда им исполняется 18 лет, в Японии и Швейцарии — 20 лет, на Кубе и в Бразилии — 16 лет.

Карточка 3

Как называют  ЛЮДЕЙ, целью  которых является  ПОБУДИТЬ избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Во время этой деятельности они РАСКЛЕИВАЮТ плакаты с портретами кандидатов РАЗДАЮТ листовки, организуют встречи кандидатов с избирателями.

Карточка 3

Как называют  ЛЮДЕЙ, целью  которых является  ПОБУДИТЬ избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Во время этой деятельности они РАСКЛЕИВАЮТ плакаты с портретами кандидатов РАЗДАЮТ листовки, организуют встречи кандидатов с избирателями.

Карточка 3

Как называют  ЛЮДЕЙ, целью  которых является  ПОБУДИТЬ избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Во время этой деятельности они РАСКЛЕИВАЮТ плакаты с портретами кандидатов РАЗДАЮТ листовки, организуют встречи кандидатов с избирателями.

Карточка 3

Как называют  ЛЮДЕЙ, целью  которых является  ПОБУДИТЬ избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Во время этой деятельности они РАСКЛЕИВАЮТ плакаты с портретами кандидатов РАЗДАЮТ листовки, организуют встречи кандидатов с избирателями.

Карточка 3

Как называют  ЛЮДЕЙ, целью  которых является  ПОБУДИТЬ избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Во время этой деятельности они РАСКЛЕИВАЮТ плакаты с портретами кандидатов РАЗДАЮТ листовки, организуют встречи кандидатов с избирателями.

Карточка 3

Как называют  ЛЮДЕЙ, целью  которых является  ПОБУДИТЬ избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Во время этой деятельности они РАСКЛЕИВАЮТ плакаты с портретами кандидатов РАЗДАЮТ листовки, организуют встречи кандидатов с избирателями.

Карточка 4

Это коллегиальный ОРГАН, который создают для ПОДГОТОВКИ, организации и ПРОВЕДЕНИЯ выборов. Сюда приходят люди, чтобы ГОЛОСОВАТЬ Как называется этот орган?

Карточка 4

Это коллегиальный ОРГАН, который создают для ПОДГОТОВКИ, организации и ПРОВЕДЕНИЯ выборов. Сюда приходят люди, чтобы ГОЛОСОВАТЬ Как называется этот орган?

Карточка 4

Это коллегиальный ОРГАН, который создают для ПОДГОТОВКИ, организации и ПРОВЕДЕНИЯ выборов. Сюда приходят люди, чтобы ГОЛОСОВАТЬ Как называется этот орган?

Карточка 4

Это коллегиальный ОРГАН, который создают для ПОДГОТОВКИ, организации и ПРОВЕДЕНИЯ выборов. Сюда приходят люди, чтобы ГОЛОСОВАТЬ Как называется этот орган?

Карточка 4

Это коллегиальный ОРГАН, который создают для ПОДГОТОВКИ, организации и ПРОВЕДЕНИЯ выборов. Сюда приходят люди, чтобы ГОЛОСОВАТЬ Как называется этот орган?

Карточка 4

Это коллегиальный ОРГАН, который создают для ПОДГОТОВКИ, организации и ПРОВЕДЕНИЯ выборов. Сюда приходят люди, чтобы ГОЛОСОВАТЬ Как называется этот орган?

Задание для группы № 1.

Вы избиратель. Вам предстоит голосование. Как правильно реализовать свое избирательное право? Для этого познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы:

1. Где избиратель может узнать о кандидатах?

2. Где происходит голосование? Какова продолжительность голосования?

3. Что такое избирательный бюллетень и где его можно получить?

4. Можно ли проголосовать вне избирательного участка?

5. Где и когда можно узнать результаты выборов?

По результатам своей работы подготовьте выступление для класса.

Информационные материалы для учащихся.

       В помещении для голосования на каждом избирательном участке оборудован информационный стенд, на котором размещены списки кандидатов, включающие биографические данные зарегистрированных кандидатов, сведения о доходах и об имуществе кандидатов, информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, сведения о судимостях кандидата.

       Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт на избирательном участке. Избирательный бюллетень — это документ для тайного голосования. Избирательный бюллетень содержит различные варианты вынесенного на голосование решения.

       Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.           Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.

       Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем.

       Избиратель, который не может самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, вправе проголосовать вне помещения для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение избирателя подтверждается письменным заявлением.

Задание для группы №2.

Вы член избирательной комиссии. Вам необходимо зарегистрировать избирателей и провести голосование. Чтобы не нарушить избирательное право граждан, познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие виды избирательных комиссий существуют?

2. Какой орган власти назначает выборы?

3. Кто может быть включен в списки избирателей?

4. Какие требования предъявляются к образованию избирательного участка?

5. Как происходит подсчет голосов? Кто может присутствовать при подсчете голосов?

По результатам своей работы подготовьте выступление для класса.

Информационные материалы для учащихся.

       Выборы Президента РФ назначает - Совет Федерации, выборы депутатов Государственной Думы — Президент РФ. Важен и срок назначения выборов. Он не может быть меньше трех месяцев до голосования, поскольку необходимо провести подготовительные мероприятия и дать возможность гражданам познакомиться с кандидатами. Для голосования выбирается один из выходных дней (воскресенье).

     Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ, Центризбирком), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) комиссии, участковые комиссии. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством Центральной избирательной комиссии РФ.

      Регистрации в качестве избирателей подлежат все граждане, достигшие 18 лет. Она раз в полгода производится по месту жительства (постоянного или временного) органом местного самоуправления. На основании данных о каждом проживающем избирательной комиссией составляются списки избирателей. Гражданин может быть включен в список только на одном избирательном участке, в противном случае избирателей у нас будет больше, чем граждан. Любой гражданин может прийти в участковую избирательную комиссию и выяснить, не забыли ли его включить в список. При обнаружении неточностей, ошибок, пробелов избиратель вправе заявить об этом в участковую избирательную комиссию.

     После того как выяснено, сколько имеется избирателей, образовываются избирательные участки. Дело в том, что на каждом из них не должно быть более 3000 человек, иначе в день выборов в помещении избирательного участка будет столпотворение. Участки объединяются в избирательные округа, для формирования которых выдвигаются свои требования по численности избирателей, но главное, чтобы они были по численности равными. Голосование на выборах проводится в один из выходных дней. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения, через средства массовой информации. Каждый избиратель голосует лично. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики.

      Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. После подсчета голосов избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования. Открытость и гласность процедуры подведения итогов заключается, в том числе, в присутствии на всех процедурах подсчета голосов и подведения итогов голосования, наряду с членами комиссии, общественных наблюдателей.

Задание для группы № 3.

Представьте себе, что на предстоящих выборах вам предстоит агитировать за кандидата в депутаты. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не нарушить закон, познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое агитация?

2. Кто имеет или не имеет право проводить агитацию?

3. Имеете ли вы право проводить агитацию?

4. Когда можно начинать и нужно заканчивать агитацию и почему?

5. Какие средства можно использовать для агитации?

По результатам своей работы подготовьте выступление для класса.

Информационные материалы для учащихся.

      Предвыборная агитация — это деятельность, цель которой побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Можно агитировать и против голосования вообще. Кто может агитировать? В принципе, такое право дается любым гражданам, достигшим 18 лет, и организациям. Но, понятно, активно этим занимаются сами кандидаты и политические партии. Однако есть ограничения, касающиеся субъектов агитационной деятельности.

Так, агитационные действия запрещены:

 военнослужащим (у них много своих обязанностей по защите государства, и если они будут отвлекаться на агитацию, то некому будет защищать его границы);

государственным органам и государственным служащим (они должны служить всему обществу и быть политически нейтральными, поскольку они существуют на налоги, которые уплачивают все граждане, независимо от политической ориентации);

членам избирательных комиссий (агитация за кого-либо, естественно, может породить сомнения в их объективности, а в результате легитимность (законность) выборов будет сведена на нет);

иностранным гражданам (чаще всего они не располагают необходимой информацией и могут ввести граждан в заблуждение);

представителям СМИ (они должны выполнять основную свою функцию — информирование граждан, а не вести агитацию);

     Для агитации подходят далеко не все средства. Понятно, что наиболее эффективно можно подать кандидата в нужном свете с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания).

     Но СМИ могут использовать для агитации  только сами кандидаты и политические партии. Можно также проводить собрания и другие агитационные мероприятия (например, концерты, митинги, шествия, публичные дискуссии, лекции, беседы). Можно распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. Все это можно делать только при выполнении двух условий: 1) с согласия самого кандидата и 2) за счет избирательного фонда кандидата, предельные размеры которого ограничиваются законом. Сделано это для того, чтобы хоть как-то обеспечить равенство кандидатов в избирательной гонке.

 Законом устанавливается срок агитации: она начинается со дня выдвижения кандидатов, списка кандидатов, а агитация в средствах массовой информации начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается за сутки до выборов. В избирательном процессе от агитации зависит многое. Вот почему порой здесь допускаются злоупотребления. Наиболее часто встречается подкуп избирателей (вручение подарков, денежных средств, льготная распродажа товаров, предоставление каких-либо услуг бесплатно или на льготных условиях, а равно обещание сделать это).  Эти действия не законны и влекут за собой ответственность.

Задание для группы № 4.

В будущем вы решили связать свою жизнь с политикой и стать кандидатом в депутаты. Познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы:

1. Кто может быть кандидатом в депутаты в представительные органы власти?

2. Существуют ли ограничения для выдвижения кандидатов?

3. Кто может выдвинуть в кандидаты депутата?

4. Какие шаги нужно предпринять, чтобы стать кандидатом в депутаты?

5. Какие сведения кандидат в депутаты должен о себе предоставить?

По результатам своей работы подготовьте выступление для класса. 

Информационные материалы для учащихся.

     Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин Российской Федерации, независимо от того, где он проживает и достигший на день голосования 21 года.     Правом быть избранным депутатом Законодательного Собрания края обладают граждане, имеющие право голоса на краевых выборах, не ограниченные в своей дееспособности, достигшие ко дню данных выборов 21 года.

     Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы на различные должности реализуется не одинаково. В целом таким правом пользуются граждане (включая самовыдвижение) и политические партии. Партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов и иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. В противном случае политическая партия не подлежит государственной регистрации, а значит, не вправе выдвигать своих кандидатов. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.

      Кандидат должен подать заявление о своем желании баллотироваться на выборах, где помимо данных о себе он обязан указать сведения о размере и источниках доходов, об имуществе и вкладах в банках. Избиратели должны знать то, с чем кандидат пришел во власть и с чем он из нее выйдет, чтобы затем решить, не использовал ли он ее в своих целях. Эти данные проверяются и доводятся до сведения избирателей. В случае самовыдвижения кандидат обязан собрать подписи в свою поддержку (так, для кандидата в Президенты РФ надо собрать 2 млн подписей).

       Если все требования выполнены, то ЦИК РФ (Центральная Избирательная Комиссия РФ) производит регистрацию кандидата и выдает ему удостоверение. Но кандидату могут и отказать в регистрации, если: 

представлен неполный набор документов;

грубо нарушен порядок сбора подписей;

представлены недостоверные данные о личности кандидата;

нарушены правила финансирования предвыборной кампании кандидата;

обнаружены злоупотребления свободой средств массовой информации (например, пропаганда войны, национальной розни и др.);

имеются другие нарушения.



Предварительный просмотр:

Ситуация 1

Гражданин Сидоров в день выборов депутатов Государственной Думы РФ….

Здравствуйте. Я ранее проживал по этому адресу, но всего неделю назад переехал на новую квартиру, выписался из прежней. Я хочу проголосовать на этом избирательном участке, выдайте мне бюллетень.

Каковы действия избирательной комиссии?

Ответ: нарушение принципов избирательного права отсутствует в данной ситуации. Наоборот, разрешив голосовать по месту старой прописки, избирательная комиссия нарушила бы принцип равного избирательного права. Каждый избиратель наделяется всего лишь одним голосом.

Ситуация 2

Гражданка Федорова в день выборов…

- Здравствуй, дочка. Вот мой паспорт, а вот маво мужа. Он не может прийти, в больнице лежит. Ты дай мне два бюллетеня, я за себя и за него проголосую, он мне сказал за кого галочку поставить.

Что должен сделать член избирательной комиссии в этой ситуации?

Ответ: нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.

Ситуация 3

Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое количество желающих проголосовать…..

- Дорогие, избиратели, чтобы не толпиться и быстрей проголосовать,  заходите  в кабинку для голосования всей семьей. Вы же  родственники, вам  нечего скрывать друг от друга.

Как должен поступить председатель избирательной комиссии?

Ответ: нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен голосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.

 

Ситуация 4

Гражданин Жилин  поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и….

- Гражданин Жилин, поему Вы до сих пор не пришли на избирательный участок?. Почему Вы проявляете гражданскую пассивность?. Потом будете сожалеть. Что выбрали не того депутата. Быстро голосуйте, пока есть время.

Прав ли член избирательной комиссии?

Ответ: нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это. 

Председатель избирательной комиссии вскрывает урну, считает  бюллетени и подводит итог:

-  Избирательная комиссия сообщает, по итогам избирательной кампании всеобщие, прямые, равные выборы 2016 года признать состоявшимися .

Задание для учащихся:

1. Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче.

2. Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права.

3. Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной ситуации.

Свой ответ аргументируйте.

Принципы избирательного права:

1. Принцип всеобщего избирательного права. Он заключается в предоставлении права голосовать независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.

2. Принцип равного избирательного права. Это означает, что каждый избиратель, независимо от своего возраста, личностных качеств, имущественного, должностного и иного положения, наделяется всего лишь одним голосом. 

3. Принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы. Так выбираются президент, депутаты. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальными лицами или органами.

4. Тайное голосование. Этот принцип означает, что при голосовании исключается какой-либо контроль за волеизъявлением гражданина. Достигается это как усилиями самого гражданина (он должен голосовать лично и не передоверять это другим лицам), так и организаторами выборов (бюллетени для голосования они должны отдавать только в руки самих избирателей при предъявлении паспорта, для их заполнения предоставляются специально оборудованные кабинки, после заполнения бюллетени опускаются в опломбированные ящики). 

5. Принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это. За неучастие в выборах на него не налагается также никакой юридической ответственности.

Задание для учащихся:

1. Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче.

2. Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права.

3. Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной ситуации.

Свой ответ аргументируйте.

Принципы избирательного права:

1. Принцип всеобщего избирательного права. Он заключается в предоставлении права голосовать независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.

2. Принцип равного избирательного права. Это означает, что каждый избиратель, независимо от своего возраста, личностных качеств, имущественного, должностного и иного положения, наделяется всего лишь одним голосом. 

3. Принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы. Так выбираются президент, депутаты. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальными лицами или органами.

4. Тайное голосование. Этот принцип означает, что при голосовании исключается какой-либо контроль за волеизъявлением гражданина. Достигается это как усилиями самого гражданина (он должен голосовать лично и не передоверять это другим лицам), так и организаторами выборов (бюллетени для голосования они должны отдавать только в руки самих избирателей при предъявлении паспорта, для их заполнения предоставляются специально оборудованные кабинки, после заполнения бюллетени опускаются в опломбированные ящики). 

5. Принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это. За неучастие в выборах на него не налагается также никакой юридической ответственности.

http://4.bp.blogspot.com/-gB7fTMGXrEs/T1UCtVOKEvI/AAAAAAAAAE8/t-jQ1LpJbeo/s1600/bulleten_cic.jpg



Предварительный просмотр:

Избиратели

Депутаты

Агитаторы

Избирательная комиссия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прообраз иконы Казанской Божьей матери в жизни женщин России»

Классный час проведен в 5-А классе перед праздником "4 ноября- День Единства и Согласия"...

Материал по кулинарии "Традиции России"

Материал по кулинарии "Традиции России"...

Дополнительный материал к уроку истории России 9 класс «СССР в 1930-е гг. Культурная революция»

Дополнительный материал к региональному компоненту истории России (9 класс ) по теме«СССР в 1930-е гг. Культурная революция». Рассказывает о особенностях реализации программы большевиков по  ликв...

"Икона Божией Матери «Владимирская» в истории России" Воспитательное мероприятие или урок в 10 классе.

   « Россия называется храмом Богоматери, местом, преимущественно избранным Ею для пребывания на земле. Почти все русские города и веси посвящены Ей через свои главные храмы, воздвига...

Проверочный материал к теме: «Границы России» по географии для 8 класса

Проверочный материал к теме :"Границы России" по географии для 8 класса рассчитан на 5-7 минут в начале урока.Цель создания данного материала: проверка ранее пройденного материала перед дальнейшим изу...

Раздаточный материал к урокам истории России в 9 классе.

Материал содержит карточки с заданиями по истории России 20 века для самостоятельной работы учащихся на уроке на основе учебника....

Раздаточный материал к урокам истории России в 7 классе.

Материал содержит карточки с заданиями по истории России 18 века для самостоятельной работы учащихся на уроке на основе учебника....