ПАМЯТКА ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
материал на тему

 Екатерина Берегова

Памятка разработана с целью обеспечения качественной работы по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, для организации эффективногого методического сопровождения данной деятельности в учреждении дополнительного образования.

Памятка предназначена педагогам дополнительного образования, методистам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_programmam.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

г. Хабаровска

«Центр развития творчества детей и юношества»

ПАМЯТКА

ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

Хабаровск, 2017

Памятка разработана с целью обеспечения качественной работы по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, для организации эффективногого методического сопровождения данной деятельности в учреждении дополнительного образования.

Памятка предназначена педагогам дополнительного образования, методистам.

Авторы-составители:

Берегова Екатерина Валерьевна,

заведующий НМиИО,

Колесникова Светлана Валерьевна,

методист

Муниципальное автономное   учреждение

дополнительного образования  г. Хабаровск

«Центр развития творчества детей и юношества»

680001, г. Хабаровск,

Ул. Монтажная – 40

Тел. 53-89-50

e-mail: crtdiu54@mail.ru

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Концепция развития дополнительного образования детей;

- Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Устав МАУ ДО «ЦРТДиЮ»;

- Положение по проектированию и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

- Методические рекоментации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, ФИРО Москва 2015 г.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

 В тексте Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная программа определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий», представленных «в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (гл. 1, ст. 2, п. 9).

Отдельно определяются дополнительные общеобразовательные программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 12, п. 4), специфика которых заключается в делении на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 10, ст. 75, п. 2). 

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» закреплено:

  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6);
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (п.7);
  • занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (п. 9);
  • особенности организации образовательного процесса для обучающихся детей с ОВЗ и детей-инвалидов (п.п. 18-22).

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 Федеральным Законом № 273-ФЗ закреплено деление дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (гл. 10, ст. 75, п. 2).

В приложении к Письму Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (текст 2006 года)  представлена классификация программ дополнительного образования детей:

по степени авторства:

–   типовая (примерная) - утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;

  • модифицированная  (или адаптированная) - измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;
  • экспериментальная - целью данной программы является изменения содержания организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий;
  • авторская -  программа разработана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.

по уровню усвоения:

общекультурный, 

  • углубленный,
  • профессионально-ориентированный уровень;

по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности:

интегрированная,

  • комплексная,
  • модульная,
  • уровневая.

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

ТИТУЛЬНЫЙ  ЛИСТ

(см. Приложение 1)

  • наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);
  • наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);
  • дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;
  • гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);
  • название программы;
  • адресат программы (возраст участников программы);
  • срок реализации программы;
  • ФИО, должность разработчика(-ов) программы;
  • Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Этот раздел направлен на отражение общей характеристики программы:

  • Направленность программы – техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
  • Актуальность программы (программы обусловлена тем, что в настоящее время..., программы объясняется...) – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени;
  • Цель (Обучить... (чему), Сформировать (какие) умения (какой) деятельности, Воспитать (какое) отношение к (чему) - это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.
  • Задачи делятся на:
  • личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
  • метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
  • образовательные (предметные) – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами (поэтапными, промежуточными) и удовлетворять следующим требованиям:

  • предполагать получение конкретного результата (формулироваться глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п.);
  • быть направлены на изменения в детях (их знаниях, умениях, отношениях и т.п.), а не в окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.);
  • относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ребенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения;
  • быть реальными с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые расчитывается программа рассчитывается программа.

                                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА  

  • Отличительные особенности программы – основные идеи (работающие на повышение результативности), отличающие программу от существующих.
  • Адресат программы – краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики.
  • Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы. 
  • Формы обучения – перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать (очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.).
  • Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Учебный план (УП) (см. Приложение 2) содержит следующие обязательные элементы - перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5).
  • Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика). При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
  • содержание составляется согласно УП;
  • формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;
  • необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);
  • материал следует излагать назывными предложениями;
  • содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;
  • в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и  т.п.);
  • в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

  • Ожидаемые результаты освоения программы (Обучающийся будет знать:… Обучающийся будет уметь:…

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:… Обучающийся способен проявлять следующие отношения:…)

Если программа рассчитана на несколько лет (этапов, уровней, модулей), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены на каждый год (этап, уровень, модуль) реализации программы.

  • Способы проверки результатов освоения программы - разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Перечисляются согласно учебному плану и учебно-тематическому плану.

В этой части необходимо сформулировать:

  • требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);
  • компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы.

Формы и методы контроля должны соответствовать специфике системы дополнительного образования: конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фестивали, отчетные концерты конференции и т.п.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

  • Календарный учебный график (см. Приложение 2) – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая:
  • количество учебных недель,
  • количество учебных дней,
  • продолжительность каникул,
  • даты начала и окончания учебных периодов/этапов.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

- материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);

- дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.;

- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

- кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

При составлении списка литературы необходимо учитывать:

  • основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии;
  • наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.

Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОО ПРОГРАММЫ

Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, 14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А-4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Каждый лист ДООП нумеруется. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

Обязательно!!! Приложения также оформляются с титульным листом.

Приложение 1

Муниципальное автономное   учреждение

дополнительного образования  г. Хабаровск

«Центр развития творчества детей и юношества»

РАССМОТРЕНО

на научно-методическом  совете  МАУ ДО « ЦРТДиЮ»

Протокол №  

  «___» ___________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАУ ДО «ЦРТДиЮ»

________Н.Г. Гуревич

«___» _________ 2017 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

 «БРЕЙК-ДАНС»

(танец)

Возраст обучающихся – 11-17 лет

Срок реализации – 4 года

 

                                                              Автор - составитель:

                                                              Ж.А. Бухарова,

                                                                      педагог дополнительного образования

Хабаровск

2017

Приложение 2

Приложение 3

  • Методы обучения - словесный, наглядный практический;  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).
  • Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.
  • Формы организации образовательного процесса -  индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.
  • Формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Методическая разработка на тему "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса робототехники"

Рабочая программа по реализации робототехники в школе будет являться инновационном продуктом, потому что дает возможность одаренным детям развить свои таланты и способности на более глубоком уровне. В...

«Требования к оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

«Требования к оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»...

Филиппова Ирина Павловна , педагог дополнительного образования "Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Экономика и финансы"

Филиппова Ирина Павловна, педагог дополнительного образованияМетодическая разработка к дополнительной общеобразовательной программе "Экономика и финансы",  по теме "Налоги"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Тетрадь представляет собой методические рекомендации для педагогов по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для учреждения дополнительного образован...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Создание программы предполагает ответственный и трудоемкий процесс, который требует специальной подготовки и кропотливой работы.Грамотное оформление программы придает данному документу определенную юр...

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Настоящее Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирует проектирование и формирован...