Беседа для подростков "ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ"
материал на тему

Цель – формирование умения ставить цели в жизни, понимание предназначения человека, приходящего в мир для добра и созидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorogu_osilit_idushchiy.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Хромой путник может обогнать скакуна
на лошади, если знает, куда идти.

Ф.Бэкон.

Беседа для подростков

Цель – формирование умения ставить цели в жизни, понимание предназначения человека, приходящего в мир для добра и созидания.

Писатель Бернард Шоу сказал: “Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям”.

Как стать Человеком? Что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать Человеком?

Не зря жизнь человека похожа на дорогу. День за днем, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в детстве.

Сейчас у вас переходный возраст, возраст самоопределения. Вам необходимо выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям, собственные требования к себе и окружающим.

Перед человеком, которому предстоит стать личностью, вопросов много. На какие-то вы будете отвечать в течение всей жизни, на некоторые мы ответим сегодня. Итак, готовы к ответам?

Что в жизни для меня самое главное? Кем бы я хотел стать? Что для меня является ценностью в жизни? Есть ли у меня верные друзья? Чего бы я хотел достичь? Зачем людям моя жизнь? Хорошо ли окружающим со мной?

В чем мое предназначение?

(Ответы детей)

Чтобы жизнь сложилась, человек состоялся как личность – нужно знать свое предназначение, знать, чем ты хотел бы заниматься, какую профессию выберешь, как будешь жить. Мыслитель Ф.Бэкон сказал: “Хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает, куда идти”. В романе “Дата Туташхиа” эта мысль выражена так: “…И было человеку дано: совесть, дабы он сим изобличил свои недостатки. Сила, дабы он мог преодолевать их. Ум и доброта на благо себе и присным своим, ибо только то благо, что идет на пользу ближним”. А Лев Николаевич Толстой писал: “Имей цель своей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, дня и часу, и для минуты, жертвуя низшие силы высшим”

Заслуженный деятель культуры Д.С.Лихачев целью жизни считал добро: “В чем самая большая цель в жизни? В увеличении добра в окружающем. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только из головы… главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.”

Мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты для себя (метод ранжирования). Выпишите для себя 5 самых главных приоритетов.

(на ватмане написано: образование, семья, здоровье, творчество, труд, мир, развлечение, любовь, успех, деньги, свобода.

Перед русским богатырем Ильей Муромцем тоже был выбор:

…Едет он, близко ли… далеко ли… и доезжает он до горы. Лежит плита – камень, на этом камне подпись подписана и надпись подрезана:

А во ту дороженьку ехать – богату быть,
Во другу ехать – женату быть.
Да во третью-то ехать – убиту быть.
Да поехал в ту дорогу, еде убиту быть.
Да наехал на дороге-то станицу разбойников.
…Да разбил он станицу разбойников,
Да разбойников, подорожников.
…Да и та была дорожка прочищена.
Да поехал он большою дорогою…
Повстречался он с коварной королевичной…
Выпускал из глубокого погреба
Ее пленников: царей, королевичей.
А душечке королевичне срубил по плеч буйну голову.
…Да и та была дорожка прочищена.
Наставляет добрый молодец своего коня
И во тую ли дороженьку, где богату быть.
Во чистом поле собрал злато-серебро,
И раздавал злато-серебро по сиротам да бесприютным.
….И очищена эта дорожка прямоезжая.

О чьем счастье, благополучии заботился Илья Муромец? Почему?

(Ответы)

Мудрость наших предков, заложенная в былине, такова: выбирая цель жизни, старайся принести не только себе, но и другим пользу.

Вероника Тушнова писала: 
Человек живет совсем немного – 
Несколько десятков лет и зим,
Каждый час, отмеривая строго
Сердцем человеческим своим.

Ребята, учитывали ли вы это, когда выбирали приоритеты на своем жизненном пути?

Давайте определим, какие задачи стоят перед вами, исходя их этих приоритетов. Сформулируйте ближнюю, среднюю, дальнюю задачи:

Через 5 лет я буду…
Через 10 лет я буду…
Через 50 лет я буду…

Разные трудности будут на вашем пути, но все нужно преодолеть. Нельзя отчаиваться, бояться трудностей. Послушайте притчу о двух птицах.

Две птицы летели в небесном просторе и вдруг попали в воздушный поток.

Одна испугалась, сложила крылья, прижала к груди голову и отдалась на волю проведения. Сильная воздушная струя подхватила обмякшее тело, закрутила в своем круговороте и понесла на скалы. Разлетелись перья в разные стороны, как символ безволия. Другая же птица распрямила крылья, вытянула голову, расправила грудь и полетела навстречу ветру. Когда воздушная круговерть осталась позади, она почувствовала силу в крыльях и уверенность в душе, и поняла она, что теперь она может лететь даже к солнцу. В минуты трудных испытаний нельзя складывать крылья – судьба не жалует слабых, она разбивает их при первой возможности нужно расправлять крылья и лететь навстречу буре! Тогда буря под натиском силы разобьется о каменную волю и разлетится слабыми перьями воздушных потоков!

Роберт Рождественский писал: “ У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по свое серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить?..”

Хочется, чтобы вы выбор свой делали исходя из таких понятий, как благо окружающих тебя людей, доброта, любовь, честность, благородство. И тогда ваш выбор будет правильным!

И тогда вы осилите дорогу жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорогу осилит идущий

Эссе о роли семьи и школы в формировании у ребенка национального самосознания и отношении к родному языку....

Дорогу осилит идущий

Эссе о роли семь и школы в формировании национального самосознания...

статья "Дорогу осилит идущий!"

Взаимодействие педагогического коллектива и методической службы школы-интерната было организовано в форме практикума, который проводился во второй половине дня. На повестку были вынесены 2 теоре...

Классный час "Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий"

Классный час  о применении математики в жизни....

КВН «По просторам математики», для 5 - го класса. КВН проходит под девизом: «Дорогу осилить идущий, а математику – мыслящий».

Этот КВН проводится  в 5 классах (между параллелями) в конце недели математики на математическом вечере, где подводится итог недели. Математический вечер начинается с КВН.  Учащимся в начале...

Туристический слет школы "Дорогу осилит идущий"

Разработка туристического слета, осуществленного в сентябре 2014 года. В слете принимали участие ученики 5-11 классов....

Проект «Дорогу осилит идущий!» (программирование профессиональной ориентации и самоопределения в социуме воспитанников МСКОУ «Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»)

Проект характеризует стратегические ориентиры, приоритеты и технологии развития школы-интерната в направлении профориентационной деятельности и перспектив дальнейшего трудоустройства выпускников...