Образовательная программа
методическая разработка на тему

Бычкова Екатерина Станиславовна

образовательная программа по пердмету "Хоровое сольфеджио"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_horovoe_solfedzhio.doc570.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Педагогическим Советом

Протокол  № _________

от «_____» _________________20____г.                  

УТВЕРЖДЕНА

Приказом №______ от 20____г.

Директор ГБОУ гимназия № 642

«Земля и Вселенная»

________________Трошкеев П.А.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ХОРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО»

Возраст учащихся: 7-14

Срок реализации: 5 лет

Разработчик(и)  -

Педагог дополнительного образования

Бычкова Екатерина Станиславовна

Санкт – Петербург

1. Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной программы по предмету «Хоровое сольфеджио»: социально-педагогическая.

Уровень освоения программы: базовый.

Актуальность: хоровое пение одна из древнейших, наиболее широких и общедоступных форм художественной деятельности людей. Хор - это творческий коллектив, дающий жизнь музыкальным произведениям, исполняющий их, раскрывающий их смысл для слушателей. Исполнительский художественный процесс в хоре тесно связан с музыкальным слухом, с определенной слуховой настройкой. При этом хоровой коллектив состоит из певцов различных по уровню подготовки, по природным данным, развитие и гибкость которых далеко не всегда одинаковы. Основным методом «Хорового сольфеджио» является сольфеджирование полным составом хора. Особое значение хоровое сольфеджио приобретает в школьном хоре. Как правило, уровень музыкальной подготовки детей сильно различается. Некоторые дети вообще никогда не занимались музыкой, а другие – занимаются в музыкальной школе. Именно хоровое сольфеджио помогает объединению таких разных детей, в первую очередь на основе уроков-игр, которые хорошо развивают общую музыкальную грамотность. В хоровом сольфеджио также используются методические приемы системы относительной сольмизации (ручные знаки, ритмические упражнения и т. д.). Задача хорового сольфеджио заключается в том, чтобы научить нотной грамоте, интонированию ребенка, который никогда раньше с этим не сталкивался. Для того, чтобы для детей это было не слишком сложно, материал должен быть максимально интересно подобран, ведь существует множество дидактических музыкальных игр, облегчающих процесс обучения сольфеджио. 

    Программа курса хорового сольфеджио, как и хорового класса, рассчитана на пять лет. Имеется ввиду, что в течении года будет проведена работа по воспитанию слуха музыканта. Несомненно, важным является воспитание чувства ритма, а именно воспитание свободы ритмо-творчества. На занятиях хоровым сольфеджио вырабатывается умение найти метрическую пульсацию, соотношение длительностей. На каждом занятии рекомендуется отводить этому особое внимание.

    Воспитание мелодического слуха на предмете хоровое сольфеджио является самой сложной формой работы. Хоровая звучность, хоровой аккорд складывается из хоровых партий, и, прежде чем он зазвучит, происходит работа над мелодическим строем. Огромную роль в правильном мелодическом строении играет развитый мелодический слух учащегося, важными компонентами которого является: чувства лада, интервальный слух, ритмическое чувство.

Адресат программы: 7-14 лет.

Цель и задачи: воспитание высокой слуховой активности и умение самостоятельно петь любую партию в хоровом и ансамблевом исполнении и подготовка слуха к исполнению хоровой концертной программы разных жанров и стилей, координация слуха и исполнения.

        Задачи:

Обучающие.

 

  • обучить детей навыкам многоголосного пения, умению держать свой голос в хоре;
  •  более глубоко и детально прорабатывать на практике темы, изучаемые на предмете «хоровое сольфеджио»;
  • обучить детей анализу и грамотной работе с хоровыми партитурами, способствовать максимально быстрому и качественному разучиванию детьми хоровых партий;
  • формировать комплекс знаний, умений и навыков, направленных на развитие у обучающихся музыкального слуха и памяти;

Развивающие.

  • развить мелодический и гармонический слух;
  • развить ладофункциональный слух;
  • развить чувства ритма;
  • научить понимать и ощущать аккордовый строй;
  • уметь настраиваться на лад по камертону;
  • организовать эстетическую культуру слуха.

Воспитательные.

  • воспитать у детей любовь к музыке на уроках хорового сольфеджио;
  • раскрыть творческий потенциал ребенка при помощи вокально-хоровых упражнений;
  • способствовать созданию у детей удовольствия, эмоционально приподнятого чувства от музицирования, от совместного действия;
  • добиваться самостоятельности детей в музыкальной деятельности, способности выдвигать свои идеи, умения включаться в совместное творчество.

Условия реализации программы:

  •  Образовательное учреждение; Гимназия «642 «Земля и Вселенная», хоровая студия «ГАММА»
  •  количество обучающихся: (1-й год обучения - не менее 15 человек; 2-й год обучения - не менее 12 человек; 3-й год обучения - не менее 10 человек).
  • возможность зачисления учащихся в старшие группы обучения возможно, если они пройдут прослушивание, которое покажет их музыкальные данные.
  • необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы: фортепиано (синтезатор), проектор, раздаточный материал для развития ритма, интонации и т. д.
  • срок реализации программы – 5 лет, 36 часов в год (режим занятий: 1 раз в неделю по 1 ак. часу);

Планируемые результаты:

  • Личностные: мотивация к познанию и творчеству и теоретическим сведениям по предмету хоровое сольфеджио, формирования интереса к занятиям, эмоциональная вовлечённость в образовательный процесс, способность оценивать свои возможности и навыки, коммуникабельность;
  • Метапредметные: умение организовать свою деятельность; умение видеть главное и работать с информацией (поиск нужной информации, её переработка и использование); способность аргументировать собственное мнение и уважать чужое).
  • Предметные:
  1. сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса,
  2. сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности.
  3. первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии; умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  4. умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
  5. вокально-интонационные навыки; знание основных элементов музыкального языка (понятий звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция); первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала; умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения.

2. Учебный план

2.1. Учебный план 1 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Формирование вокальных навыков.

3

1

2

прослушивание

2.

Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.

6

2

4

прослушивание

3.

Метроритмическое освоение изучаемого материала.

6

2

4

ритмический диктант

4.

Теоретические сведения.

11

4

7

тестирование, опрос

5.

Слуховой анализ.

3

1

2

слуховой диктант

6.

Диктант.

4

1

3

7.

Импровизация.

3

1

2

Умение гармонически верно закончить произведение

Итого:

36

12

24

2.2. Учебный план 2 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.

7

1

6

прослушивание

2.

Метроритмическое освоение изучаемого материала.

5

1

4

Прослушивание, ритмический диктант

3.

Теоретические сведения.

9

3

6

Тест, опрос, срез знаний

4.

Слуховой анализ.

5

1

4

Умение определить на слух

5.

Диктант.

7

1

6

Грамотное написание и оформление диктанта

6.

Импровизация.

3

1

2

Сочинение мелодии на два такта

Итого:

36

12

24

2.3. Учебный план 3 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.

7

1

10

прослушивание

2.

Метроритмическое освоение изучаемого материала.

5

1

2

Прослушивание, ритмический диктант

3.

Теоретические сведения.

9

1

6

Тест, опрос, срез знаний

4.

Слуховой анализ.

5

1

7

Умение определить на слух

5.

Диктант.

7

1

4

Грамотное написание и оформление диктанта

6.

Импровизация.

3

1

1

Сочинение мелодии на четыре такта.

Итого:

36

6

30

2.4. Учебный план 4 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.

13

1

12

прослушивание

2.

Метроритмическое освоение изучаемого материала.

5

1

4

Прослушивание, ритмический диктант

3.

Теоретические сведения.

7

1

6

Тест, опрос, срез знаний

4.

Слуховой анализ.

5

1

4

Умение определить на слух

5.

Диктант.

5

1

4

Грамотное написание и оформление диктанта

6.

Импровизация.

1

0.5

0.5

Сочинение мелодии на 8 тактов.

Итого:

36

5.5

30.5

2.5. Учебный план 5 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.

13

1

12

прослушивание

2.

Метроритмическое освоение изучаемого материала.

3

1

2

Прослушивание, ритмический диктант

3.

Теоретические сведения.

7

2

5

Тест, опрос, срез знаний

4.

Слуховой анализ.

5

1

4

Умение определить на слух

5.

Диктант.

5

1

4

Грамотное написание и оформление диктанта

6.

Импровизация.

3

0.5

2.5

Сочинение небольшого произведения.

Итого:

36

6.5

29.5

  1. Рабочая программа

  1. Рабочая программа первого года обучения
  • Особенности 1-го года обучения: дети первого обучения приходят без музыкальной подготовки, весь учебный процесс выстраивается в учебно-игровой форме
  • Задачи 1-го года обучения; знакомство с нотами и их написанием; научиться читать с листа маленькие попевки и мелодии; освоить можорный и минорный лад
  • Ожидаемые результаты 1-го года обучения; умение распределять дыхание на всю фразу, петь по руке дирижёра; чистое исполнение пения в унисон; -знание написания нот, записывание и пение знакомых попевок нотами; умение различить на слух мажорный и минорный лады; умение воспроизвести заданный ритмический рисунок; знание длительностей;

Содержание

1-го года обучения

Раздел 1. Формирование вокальных навыков

Теория. Правильное положение корпуса, спокойный, без напряжения вдох, свободно открытый рот, не зажатая челюсть, верное формирование гласных, четкое произношение согласных в слове.

Практика. Пение естественным, звонким, легким, напевным звуком при правильной

певческой установке. Выработка равномерного дыхания и умения распределять его на музыкальную фразу.

Раздел 2. Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.

Теория: Осознание чистоты интонации. Запись звуковысотных и метроритмических

соотношений.

Практика: Слуховое осознание чистоты интонации. Пение несложных песен с сопровождением и подбор выученных песен от разных звуков (например: Эрнесакс. “Едет, едет паровоз”, русск. нар. песня “Как под горкой, под горой”, словен. нар. песня “Белка пела и плясала” и др.).Поступенное движение по диатонике к тонике на гармониях Т, Д (в восходящем инисходящем движении).Поступенное движение по диатонике с повторением звуков.Движение по звукам трезвучия.Пение попевок, направленных на развитие ощущения тяготений всех диатонических ступеней в мажоре и миноре (типа V—I; II—I; VII—I; III—II—I; IV—III—I; VI—V—I)

Раздел 3. Метроритмическое освоение изучаемого материала.

Теория: Осознание равномерности долей метрической пульсации. Осознание суммирования и дробления долей метрической пульсации.

Практика: Воспроизведение основных долей метрической пульсации. Воспроизведение более сложных ритмических соотношений путем сольмизации (чтение примеров с названием звуков без их интонирования)

Раздел 4. Теоретические сведения.

Теория: Знакомство с клавиатурой и регистрами. Названия звуков. Нотный стан, скрипичный и басовый ключи. Ступени в тональности устойчивые и неустойчивые, вводные звуки. Знакомство с длительностями и ритмическими группами. Паузы: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая. Размеры 2/4, ¾.

Практика: Умение строить трезвучия от звука (в восходящем и нисходящем движении).

Построение терций от звука вверх и вниз. Умение строить другие интервалы от звука без тоновой величины.

Раздел 5. Слуховой анализ.

Теория: Осознанное определение на слух различных мелодических оборотов, включающих в себя поступенные ходы, повторность звуков, движения по звукам трезвучий, терцовых ходов в мелодии.

Практика: Определение ступеней в тональности. Определение диссонирующих интервалов (секунды, септимы), консонирующих (терции, сексты), а также кварты, квинты.

Определение на слух мажорного иминорного трезвучий. Определение сильных и слабых долей. Осознанное определение ритмического рисунка через ритмические слоги.

Раздел 6. Диктант.

Теория: знание и умение графической записи на нотоносце. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей и ключевых знаков, обозначение размера, тактовой черты и т. д.).

Практика: В устной форме: повторение мелодического рисунка на нейтральный слог, а ритмического путем отстукивания; повторение знакомых мелодий с ритмическими слогами; пропевание диктуемых мелодий с ритмическими слогами; пропевание знакомых мелодий с названием звуков; проигрывание знакомых мелодий на инструменте. В письменной форме: запись мелодий, предварительно пропетых; выставление конкретного ритмического рисунка в примерах с зафиксированной метрической пульсацией; самостоятельное выставление метрической пульсации; звуковысотное оформление данного ритмического рисунка; проверочный диктант (объем 2—4 такта) Размер: 2/4, 3/4 .

Раздел 7. Импровизация.

Практика: Допеть до конца фразу до Т (на любой слог). Простучать окончание. Допеть фразу (предложение) на нейтральный слог или с названием нот. Доиграть на инструменте.

Календарно-тематический план

1-го года обучения, группа № ____

п/п

Название раздела, темы

Дата по плану

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие. Знакомство учащихся с планом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности.

сентябрь

1

2.

Певческая установка. Осанка, правильное положение корпуса, головы. Знакомство с клавиатурой, звуком,

регистрами, октавами, нотами. Скрипичный ключ.

1

3

Певческая установка. Осанка, правильное положение корпуса, головы. Знакомство с клавиатурой, звуком,

регистрами, октавами, нотами. Скрипичный ключ.

1

4.

Четвертная длительность. Запись нот первой октавы.

1

5.

Четвертная длительность. Запись нот первой октавы.

1

6.

Восьмая длительность. Работа с нотами первой октавы.

1

7.

Восьмая длительность. Работа с нотами первой октавы.

1

8.

Лад. Мажор. Минор.

1

9.

Лад. Мажор. Минор.

ноябрь

1

10.

Тоника. Гамма. Ступени.

1

11.

Тоника. Гамма. Ступени.

1

12.

Сильная и слабая доли.

1

13.

Сильная и слабая доли.

1

14.

Половинная длительность. Устойчивые и неустойчивые ступени

декабрь

1

15.

Половинная длительность. Устойчивые и неустойчивые ступени

1

16.

Тоническое трезвучие. Аккорд

1

17.

Тоническое трезвучие. Аккорд

январь

1

18.

Двухдольный размер. Такт и тактовая черта.

1

19.

Двухдольный размер. Такт и тактовая черта.

1

20.

Интервал. ( ч.1-ч.5)

1

21.

Интервал.( м.6-ч.8)

февраль

1

22.

Работа с интервалами.

1

23.

Работа с интервалами.

1

24.

Пауза. Затакт.

1

25.

Пауза. Затакт.

март

1

26

Диез. Бемоль. Тон-полутон.

1

27

Диез. Бемоль. Тон-полутон.

1

28

Тональность до-мажор.

1

29

Тональность до- мажор.

апрель

1

30

Гамма.

1

31

Гамма.

1

32

Трёхдольный размер.

1

33

Трёхдольный размер.

1

34

Закрепление пройденного материала.

май

1

35

Закрепление пройденного материала.

1

36

Итоговая работа.

1

Всего часов в год:

36

  1. Рабочая программа второго года обучения
  • Особенности 2-го года обучения: дети второго года обучения уже знакомы с нотами, могут читать с листа коротенькие попевки, они ознакомлены с правилами пения на уроке, выстроен чистый унисон.
  • Задачи 2-го года обучения; на второй год обучения дети должны уметь петь гаммы, знать ступени лада и хорошо в них ориентироваться, готовы писать слуховой и ритмический диктант в размере 2/4, первое знакомство с интервалами.
  • Ожидаемые результаты 2-го года обучения; умение распределять дыхание на всю фразу, петь по руке дирижёра; чистое исполнение пения в унисон; -знание написания нот, записывание и пение знакомых попевок нотами; умение различить на слух мажорный и минорный лады; умение воспроизвести заданный ритмический рисунок; знание длительностей; пение гамм с названием ступеней, написание ритмического и мелодического диктанта в размере 2/4.

Содержание

2-го года обучения

Раздел 1. Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.

Теория: Осознание чистоты интонации. Запись звуковысотных и метроритмических

соотношений.

Практика: Слуховое осознание чистоты интонации. Пение несложных песен с сопровождением и подбор выученных песен от разных звуков (например: Эрнесакс. “Едет, едет паровоз”, русск. нар. песня “Как под горкой, под горой”, словен. нар. песня “Белка пела и плясала” и др.).Поступенное движение по диатонике к тонике на гармониях Т, Д (в восходящем инисходящем движении).Поступенное движение по диатонике с повторением звуков.Движение по звукам трезвучия.Пение попевок, направленных на развитие ощущения тяготений всех диатонических ступеней в мажоре и миноре (типа V—I; II—I; VII—I; III—II—I; IV—III—I; VI—V—I). Пение больших и малых терций, чистых кварт, квинт в тональности и от звука. Пение знакомых интервалов двухголосно.Вычленение звуков из пройденных интервалов, аккордов.Интонирование примеров с более сложным ритмическим рисунком (в тональностях до 3 знаков включительно).

Раздел 2. Метроритмическое освоение изучаемого материала.

Теория: Осознание равномерности долей метрической пульсации. Осознание суммирования и дробления долей метрической пульсации.

Практика: Воспроизведение основных долей метрической пульсации. Воспроизведение более сложных ритмических соотношений путем сольмизации (чтение примеров с названием звуков без их интонирования). Сольмизация примеров в более быстром темпе (на основе пройденного материала).

Раздел 3. Теоретические сведения.

Теория: Знакомство с клавиатурой и регистрами. Названия звуков. Нотный стан, скрипичный и басовый ключи. Ступени в тональности устойчивые и неустойчивые, вводные звуки. Знакомство с длительностями и ритмическими группами. Паузы: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая. Размеры 2/4, ¾.

Практика: Умение строить трезвучия от звука (в восходящем и нисходящем движении).

Построение терций от звука вверх и вниз. Умение строить другие интервалы от звука без тоновой величины. Построение мажорного и минорного трезвучия от звука в восходящем и нисходящем движении.

Раздел 4. Слуховой анализ.

Теория: Осознанное определение на слух различных мелодических оборотов, включающих в себя поступенные ходы, повторность звуков, движения по звукам трезвучий, терцовых ходов в мелодии.

Практика: Определение ступеней в тональности. Определение диссонирующих интервалов (секунды, септимы), консонирующих (терции, сексты), а также кварты, квинты.

Определение на слух мажорного иминорного трезвучий. Определение сильных и слабых долей. Осознанное определение ритмического рисунка через ритмические слоги. Определение звуков в тональности.

Раздел 5. Диктант.

Теория: знание и умение графической записи на нотоносце. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей и ключевых знаков, обозначение размера, тактовой черты и т. д.).

Практика: В устной форме: повторение мелодического рисунка на нейтральный слог, а ритмического путем отстукивания; повторение знакомых мелодий с ритмическими слогами; пропевание диктуемых мелодий с ритмическими слогами; пропевание знакомых мелодий с названием звуков; проигрывание знакомых мелодий на инструменте. В письменной форме: запись мелодий, предварительно пропетых; выставление конкретного ритмического рисунка в примерах с зафиксированной метрической пульсацией; самостоятельное выставление метрической пульсации; звуковысотное оформление данного ритмического рисунка; проверочный диктант (объем 2—4 такта) Размер: 2/4, 3/4 .

Раздел 6. Импровизация.

Практика: Допеть до конца фразу до Т (на любой слог). Простучать окончание. Допеть фразу (предложение) на нейтральный слог или с названием нот. Доиграть на инструменте. Сочинить фразы, предложения (в устных и письменных диктантах).

Календарно-тематический план

2-го года обучения, группа №   _____

п/п

Название раздела, темы

Дата по плану

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие. Знакомство учащихся с планом работы объединения. Инструктаж по технике безопасности.

сентябрь

1

2.

Певческая установка. Осанка, правильное положение корпуса, головы. Знакомство с клавиатурой, звуком,

регистрами, октавами, нотами. Скрипичный ключ.

1

3

Певческая установка. Осанка, правильное положение корпуса, головы. Знакомство с клавиатурой, звуком,

регистрами, октавами, нотами. Скрипичный ключ.

1

4.

Четвертная длительность. Запись нот первой октавы.

1

5.

Четвертная длительность. Запись нот первой октавы.

1

6.

Восьмая длительность. Работа с нотами первой октавы.

1

7.

Восьмая длительность. Работа с нотами первой октавы.

1

8.

Лад. Мажор. Минор.

1

9.

Лад. Мажор. Минор.

ноябрь

1

10.

Тоника. Гамма. Ступени.

1

11.

Тоника. Гамма. Ступени.

1

12.

Сильная и слабая доли.

1

13.

Сильная и слабая доли.

1

14.

Половинная длительность. Устойчивые и неустойчивые ступени

декабрь

1

15.

Половинная длительность. Устойчивые и неустойчивые ступени

1

16.

Тоническое трезвучие. Аккорд

1

17.

Тоническое трезвучие. Аккорд

январь

1

18.

Двухдольный размер. Такт и тактовая черта.

1

19.

Двухдольный размер. Такт и тактовая черта.

1

20.

Интервал. ( ч.1-ч.5)

1

21.

Интервал.( м.6-ч.8)

февраль

1

22.

Работа с интервалами.

1

23.

Работа с интервалами.

1

24.

Пауза. Затакт.

1

25.

Пауза. Затакт.

март

1

26

Диез. Бемоль. Тон-полутон.

1

27

Диез. Бемоль. Тон-полутон.

1

28

Тональность до-мажор.

1

29

Тональность до- мажор.

апрель

1

30

Гамма.

1

31

Гамма.

1

32

Трёхдольный размер.

1

33

Трёхдольный размер.

1

34

Закрепление пройденного материала.

май

1

35

Закрепление пройденного материала.

1

36

Итоговая работа.

1

Всего часов в год:

36

  1. Рабочая программа третьего года обучения
  • Особенности 3-го года обучения: дети третьего года обучения уже знакомы с нотами, могут читать с листа коротенькие попевки, они ознакомлены с правилами пения на уроке, выстроен чистый унисон.
  • Задачи 3-го года обучения; на третий год обучения дети должны уметь петь гаммы до двух знаков альтерации, знать ступени лада и хорошо в них ориентироваться, готовы писать слуховой и ритмический диктант в размере 2/4, 3/4, определяют на слух интервалы
  • Ожидаемые результаты 3-го года обучения; умение распределять дыхание на всю фразу, петь по руке дирижёра; чистое исполнение пения в унисон; -знание написания нот, записывание и пение знакомых попевок нотами; умение различить на слух мажорный и минорный лады; умение воспроизвести заданный ритмический рисунок; знание длительностей; пение гамм с названием ступеней, написание ритмического и мелодического диктанта в размере 2/4, ¾, уже могут сочинить маленькие попевки самостоятельно.

Содержание

3-го года обучения

Раздел 1. Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.

Теория: Осознание чистоты интонации. Запись звуковысотных и метроритмических

соотношений.

Практика: Слуховое осознание чистоты интонации. Пение несложных песен с сопровождением и подбор выученных песен от разных звуков (например: Эрнесакс. “Едет, едет паровоз”, русск. нар. песня “Как под горкой, под горой”, словен. нар. песня “Белка пела и плясала” и др.). Поступенное движение по диатонике к тонике на гармониях Т, Д (в восходящем инисходящем движении). Поступенное движение по диатонике с повторением звуков. Движение по звукам трезвучия. Пение попевок, направленных на развитие ощущения тяготений всех диатонических ступеней в мажоре и миноре (типа V—I; II—I; VII—I; III—II—I; IV—III—I; VI—V—I). Пение больших и малых терций, чистых кварт, квинт в тональности и от звука. Пение знакомых интервалов двухголосно. Вычленение звуков из пройденных интервалов, аккордов. Интонирование примеров с более сложным ритмическим рисунком (в тональностях до 3 знаков включительно).

Раздел 2. Метроритмическое освоение изучаемого материала.

Теория: Осознание равномерности долей метрической пульсации. Осознание суммирования и дробления долей метрической пульсации.

Практика: Воспроизведение основных долей метрической пульсации. Воспроизведение более сложных ритмических соотношений путем сольмизации (чтение примеров с названием звуков без их интонирования). Сольмизация примеров в более быстром темпе (на основе пройденного материала).

Раздел 3. Теоретические сведения.

Теория: Знакомство с клавиатурой и регистрами. Названия звуков. Нотный стан, скрипичный и басовый ключи. Ступени в тональности устойчивые и неустойчивые, вводные звуки. Знакомство с длительностями и ритмическими группами. Паузы: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая. Размеры 2/4, ¾.

Практика: Умение строить трезвучия от звука (в восходящем и нисходящем движении).

Построение терций от звука вверх и вниз. Умение строить другие интервалы от звука без тоновой величины. Построение мажорного и минорного трезвучия от звука в восходящем и нисходящем движении.

Раздел 4. Слуховой анализ.

Теория: Осознанное определение на слух различных мелодических оборотов, включающих в себя поступенные ходы, повторность звуков, движения по звукам трезвучий, терцовых ходов в мелодии.

Практика: Определение ступеней в тональности. Определение диссонирующих интервалов (секунды, септимы), консонирующих (терции, сексты), а также кварты, квинты.

Определение на слух мажорного иминорного трезвучий. Определение сильных и слабых долей. Осознанное определение ритмического рисунка через ритмические слоги. Определение звуков в тональности.

Раздел 5. Диктант.

Теория: знание и умение графической записи на нотоносце. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей и ключевых знаков, обозначение размера, тактовой черты и т. д.).

Практика: В устной форме: повторение мелодического рисунка на нейтральный слог, а ритмического путем отстукивания; повторение знакомых мелодий с ритмическими слогами; пропевание диктуемых мелодий с ритмическими слогами; пропевание знакомых мелодий с названием звуков; проигрывание знакомых мелодий на инструменте. В письменной форме: запись мелодий, предварительно пропетых; выставление конкретного ритмического рисунка в примерах с зафиксированной метрической пульсацией; самостоятельное выставление метрической пульсации; звуковысотное оформление данного ритмического рисунка; проверочный диктант (объем 2—4 такта) Размер: 2/4, 3/4 .

Раздел 6. Импровизация.

Практика: Допеть до конца фразу до Т (на любой слог). Простучать окончание. Допеть фразу (предложение) на нейтральный слог или с названием нот. Доиграть на инструменте. Сочинить фразы, предложения (в устных и письменных диктантах).

Календарно-тематический план

3-го года обучения, группа №____

п/п

Название раздела, темы

Дата по плану

Кол-во

часов

1.

Вводный инструктаж по ПДД, ТБ

Организация музыкальных интересов

сентябрь

1

2.

Знакомство с нотами. Разучивание песни нотами. Ритмические упражнения.

1

3

Понятие о ритме. Продолжение знакомства с нотками. Длительности

1

4.

Понятие о ритме. Продолжение знакомства с нотками. Понятие о длительности

1

5.

Викторина по выученным нотам. Работа над ритмом. Чтение по нотам.

октябрь

1

6.

 Работа над музыкальным материалом, распевки, разучивание мелодии, ритма

1

7.

Работа над музыкальным материалом, распевки, разучивание мелодии, ритма

1

8.

Гамма. Чтение по нотам.

1

9.

Работа над содержанием исполняемых произведений, паузы, ритм.

ноябрь

1

10.

Организационно-педагогическая работа

1

11.

Повторный инструктаж по ПДД, ТБ

Воспитательно-познавательное мероприятие.

Развивающие игры.

1

12.

Пауза. Ритм. Длительность.

1

13.

Лад, тональность, тон.

1

14.

Познавательная работа. Чтение нот по нотам.

декабрь

1

15.

Звуки основа музыкальной фразы. Мотив.

1

16.

Слуховая викторина. Работа над ритмом и чтение с листа.

1

17.

Повторение пройденного материала.

январь

1

18.

1

19.

Повторный инструктаж по ПДД, ТБ

Организация музыкальных интересов. Воспитательно-познавательное мероприятие

1

20.

Повторение пройденного материала.

1

21.

Метр. Понятие о сильной и слабой доле. Такт.

февраль

1

22.

Продолжаем тему метр. Понятие о сильной и слабой доле.

1

23.

Работа с текстом. Распевка по нотам, чтение с листа.

1

24.

 Понятие о размере.

1

25.

Понятие о размере

март

1

26

Вводный инструктаж по ПДД, ТБ

Организация музыкальных интересов

1

27

Знакомство с нотами. Разучивание песни нотами. Ритмические упражнения.

1

28

Понятие о ритме. Продолжение знакомства с нотками. Длительности

1

29

Понятие о ритме. Продолжение знакомства с нотками. Понятие о длительности

апрель

1

30

Викторина по выученным нотам. Работа над ритмом. Чтение по нотам.

1

31

 Работа над музыкальным материалом, распевки, разучивание мелодии, ритма

1

32

Работа над музыкальным материалом, распевки, разучивание мелодии, ритма

1

33

Гамма. Чтение по нотам.

1

34

Работа над содержанием исполняемых произведений, паузы, ритм.

май

1

35

Организационно-педагогическая работа

1

36

Повторный инструктаж по ПДД, ТБ

Воспитательно-познавательное мероприятие.

Развивающие игры.

1

Всего часов в год:

36

  1. Рабочая программа четвертого года обучения
  • Особенности 4-го года обучения: дети третьего года обучения уже знакомы с нотами, могут читать с листа коротенькие попевки, они ознакомлены с правилами пения на уроке, выстроен чистый унисон, они хорошо читают с листа нотные партии, выстроено двухголосие и канон.
  • Задачи 4-го года обучения; на четвертый год обучения дети должны уметь петь гаммы до трех знаков альтерации, знать ступени лада и хорошо в них ориентироваться, готовы писать слуховой и ритмический диктант в размере 2/4, 3/4, 4/4 ,определяют на слух интервалы, пишут ритмический и слуховой диктант до двух предложений.
  • Ожидаемые результаты 4-го года обучения; умение распределять дыхание на всю фразу, петь по руке дирижёра; чистое исполнение пения в унисон; -знание написания нот, записывание и пение знакомых попевок нотами; умение различить на слух мажорный и минорный лады; умение воспроизвести заданный ритмический рисунок; знание длительностей; пение гамм с названием ступеней, написание ритмического и мелодического диктанта в размере 2/4, ¾, 4/4, сочиняют мелодии до двух предлождений.

Содержание

4-го года обучения

Раздел 1. Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.

Теория: Осознание чистоты интонации. Запись звуковысотных и метроритмических

соотношений.

Практика: Слуховое осознание чистоты интонации. Пение несложных песен с сопровождением и подбор выученных песен от разных звуков (например: Эрнесакс. “Едет, едет паровоз”, русск. нар. песня “Как под горкой, под горой”, словен. нар. песня “Белка пела и плясала” и др.).Поступенное движение по диатонике к тонике на гармониях Т, Д (в восходящем инисходящем движении).Поступенное движение по диатонике с повторением звуков.Движение по звукам трезвучия.Пение попевок, направленных на развитие ощущения тяготений всех диатонических ступеней в мажоре и миноре (типа V—I; II—I; VII—I; III—II—I; IV—III—I; VI—V—I). Пение больших и малых терций, чистых кварт, квинт в тональности и от звука. Пение знакомых интервалов двухголосно.Вычленение звуков из пройденных интервалов, аккордов.Интонирование примеров с более сложным ритмическим рисунком (в тональностях до 3 знаков включительно).

Раздел 2. Метроритмическое освоение изучаемого материала.

Теория: Осознание равномерности долей метрической пульсации. Осознание суммирования и дробления долей метрической пульсации.

Практика: Воспроизведение основных долей метрической пульсации. Воспроизведение более сложных ритмических соотношений путем сольмизации (чтение примеров с названием звуков без их интонирования). Сольмизация примеров в более быстром темпе (на основе пройденного материала).

Раздел 3. Теоретические сведения.

Теория: Знакомство с клавиатурой и регистрами. Названия звуков. Нотный стан, скрипичный и басовый ключи. Ступени в тональности устойчивые и неустойчивые, вводные звуки. Знакомство с длительностями и ритмическими группами. Паузы: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая. Размеры 2/4, ¾.

Практика: Умение строить трезвучия от звука (в восходящем и нисходящем движении).

Построение терций от звука вверх и вниз. Умение строить другие интервалы от звука без тоновой величины. Построение мажорного и минорного трезвучия от звука в восходящем и нисходящем движении.

Раздел 4. Слуховой анализ.

Теория: Осознанное определение на слух различных мелодических оборотов, включающих в себя поступенные ходы, повторность звуков, движения по звукам трезвучий, терцовых ходов в мелодии.

Практика: Определение ступеней в тональности. Определение диссонирующих интервалов (секунды, септимы), консонирующих (терции, сексты), а также кварты, квинты.

Определение на слух мажорного иминорного трезвучий. Определение сильных и слабых долей. Осознанное определение ритмического рисунка через ритмические слоги. Определение звуков в тональности.

Раздел 5. Диктант.

Теория: знание и умение графической записи на нотоносце. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей и ключевых знаков, обозначение размера, тактовой черты и т. д.).

Практика: В устной форме: повторение мелодического рисунка на нейтральный слог, а ритмического путем отстукивания; повторение знакомых мелодий с ритмическими слогами; пропевание диктуемых мелодий с ритмическими слогами; пропевание знакомых мелодий с названием звуков; проигрывание знакомых мелодий на инструменте. В письменной форме: запись мелодий, предварительно пропетых; выставление конкретного ритмического рисунка в примерах с зафиксированной метрической пульсацией; самостоятельное выставление метрической пульсации; звуковысотное оформление данного ритмического рисунка; проверочный диктант (объем 2—4 такта) Размер: 2/4, 3/4 .

Раздел 6. Импровизация.

Практика: Допеть до конца фразу до Т (на любой слог). Простучать окончание. Допеть фразу (предложение) на нейтральный слог или с названием нот. Доиграть на инструменте. Сочинить фразы, предложения (в устных и письменных диктантах)

  1. Рабочая программа первого года обучения
  • Особенности 5-го года обучения: дети третьего года обучения уже знакомы с нотами, могут читать с листа, они ознакомлены с правилами пения на уроке, выстроен чистый унисон, они хорошо читают с листа нотные партии, выстроено двухголосие и канон.
  • Задачи 5-го года обучения; на  пятый год обучения дети должны уметь петь гаммы до 5 знаков альтерации, знать ступени лада и хорошо в них ориентироваться, готовы писать слуховой и ритмический диктант в размере 2/4, 3/4, 4/4 ,определяют на слух интервалы, пишут ритмический и слуховой диктант до двух предложений.
  • Ожидаемые результаты 5-го года обучения; умение распределять дыхание на всю фразу, петь по руке дирижёра; чистое исполнение пения в унисон; -знание написания нот, записывание и пение знакомых попевок нотами; умение различить на слух мажорный и минорный лады; умение воспроизвести заданный ритмический рисунок; знание длительностей; пение гамм с названием ступеней, написание ритмического и мелодического диктанта в размере 2/4, ¾, 4/4, сочиняют мелодии до двух предлождений.

Календарно-тематический план

4-го года обучения, группа №__

п/п

Название раздела, темы

Дата по плану

Кол-во

часов

1.

Вводный инструктаж по ПДД, ТБ

Организация музыкальных интересов

сентябрь

1

2.

Знакомство с нотами. Разучивание песни нотами. Ритмические упражнения.

1

3

Понятие о ритме. Продолжение знакомства с нотками. Длительности

1

4.

Понятие о ритме. Продолжение знакомства с нотками. Понятие о длительности

1

5.

Викторина по выученным нотам. Работа над ритмом. Чтение по нотам.

октябрь

1

6.

 Работа над музыкальным материалом, распевки, разучивание мелодии, ритма

1

7.

Работа над музыкальным материалом, распевки, разучивание мелодии, ритма

1

8.

Гамма. Чтение по нотам.

1

9.

Работа над содержанием исполняемых произведений, паузы, ритм.

ноябрь

1

10.

Организационно-педагогическая работа

1

11.

Повторный инструктаж по ПДД, ТБ

Воспитательно-познавательное мероприятие.

Развивающие игры.

1

12.

Пауза. Ритм. Длительность.

1

13.

Лад, тональность, тон.

1

14.

Познавательная работа. Чтение нот по нотам.

декабрь

1

15.

Звуки основа музыкальной фразы. Мотив.

1

16.

Слуховая викторина. Работа над ритмом и чтение с листа.

1

17.

Повторение пройденного материала.

январь

1

18.

1

19.

Повторный инструктаж по ПДД, ТБ

Организация музыкальных интересов. Воспитательно-познавательное мероприятие

1

20.

Повторение пройденного материала.

1

21.

Метр. Понятие о сильной и слабой доле. Такт.

февраль

1

22.

Продолжаем тему метр. Понятие о сильной и слабой доле.

1

23.

Работа с текстом. Распевка по нотам, чтение с листа.

1

24.

 Понятие о размере.

1

25.

Понятие о размере

март

1

26

Слуховой анализ. Ритм.

1

27

Тон, полутон.

1

28

Знакомство с интервалами

1

29

Продолжаем знакомиься с интервалами

апрель

1

30

Организационно-педагогическая работа

1

31

Повторный инструктаж поПДД, ТБ

Организация музыкальных интересов. Разучивание произведений, работа с текстом

1

32

Пение по нотам. Ритмические занятия. Слуховой анализ.

1

33

Разучивание произведений, работа с текстом

Работа над содержанием исполняемых произведений

1

34

Текущий контроль успеваемости.

май

1

35

Работа с нотами. Ритмический и гармонический анализ.

1

36

Вокальная работа

Работа над музыкальным материалом, распевки, разучивание мелодий, ритмического рисунка

1

Всего часов в год:

36

Содержание

5-го года обучения

Раздел 1. Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.

Теория: Осознание чистоты интонации. Запись звуковысотных и метроритмических

соотношений.

Практика: Слуховое осознание чистоты интонации. Пение несложных песен с сопровождением и подбор выученных песен от разных звуков (например: Эрнесакс. “Едет, едет паровоз”, русск. нар. песня “Как под горкой, под горой”, словен. нар. песня “Белка пела и плясала” и др.).Поступенное движение по диатонике к тонике на гармониях Т, Д (в восходящем инисходящем движении).Поступенное движение по диатонике с повторением звуков.Движение по звукам трезвучия.Пение попевок, направленных на развитие ощущения тяготений всех диатонических ступеней в мажоре и миноре (типа V—I; II—I; VII—I; III—II—I; IV—III—I; VI—V—I). Пение больших и малых терций, чистых кварт, квинт в тональности и от звука. Пение знакомых интервалов двухголосно.Вычленение звуков из пройденных интервалов, аккордов.Интонирование примеров с более сложным ритмическим рисунком (в тональностях до 3 знаков включительно). Пение тонического, субдоминантового, доминантового трезвучий в мажорных и минорных тональностях. Пение от звука в восходящем и нисходящем движении мажорного и минорного трезвучий,

секстаккорда, квартсекстаккорда.

Раздел 2. Метроритмическое освоение изучаемого материала.

Теория: Осознание равномерности долей метрической пульсации. Осознание суммирования и дробления долей метрической пульсации.

Практика: Воспроизведение основных долей метрической пульсации. Воспроизведение более сложных ритмических соотношений путем сольмизации (чтение примеров с названием звуков без их интонирования). Сольмизация примеров в более быстром темпе (на основе пройденного материала).

Раздел 3. Теоретические сведения.

Теория. Ступени в тональности устойчивые и неустойчивые, вводные звуки. Знакомство с длительностями и ритмическими группами. Паузы: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая. Размеры 2/4, ¾. Знакомство с основными функциональными группами (Т, S, Д).Осознание строения мажорного и минорного секстаккорда и квартсекстаккорда. Осознание строения тонического, субдоминантового, доминантового трезвучий в мажорных и минорных тональностях.

Практика: Умение строить трезвучия от звука (в восходящем и нисходящем движении).

Построение терций от звука вверх и вниз. Умение строить другие интервалы от звука без тоновой величины. Построение мажорного и минорного трезвучия от звука в восходящем и нисходящем движении.

Раздел 4. Слуховой анализ.

Теория: Осознанное определение на слух различных мелодических оборотов, включающих в себя поступенные ходы, повторность звуков, движения по звукам трезвучий, терцовых ходов в мелодии.

Практика: Определение ступеней в тональности. Определение диссонирующих интервалов (секунды, септимы), консонирующих (терции, сексты), а также кварты, квинты.

Определение на слух мажорного иминорного трезвучий. Определение сильных и слабых долей. Осознанное определение ритмического рисунка через ритмические слоги. Определение звуков в тональности.

Раздел 5. Диктант.

Теория: знание и умение графической записи на нотоносце. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей и ключевых знаков, обозначение размера, тактовой черты и т. д.).

Практика: В устной форме: повторение мелодического рисунка на нейтральный слог, а ритмического путем отстукивания; повторение знакомых мелодий с ритмическими слогами; пропевание диктуемых мелодий с ритмическими слогами; пропевание знакомых мелодий с названием звуков; проигрывание знакомых мелодий на инструменте. В письменной форме: запись мелодий, предварительно пропетых; выставление конкретного ритмического рисунка в примерах с зафиксированной метрической пульсацией; самостоятельное выставление метрической пульсации; звуковысотное оформление данного ритмического рисунка; проверочный диктант (объем 2—4 такта) Размер: 2/4, 3/4 .

Раздел 6. Импровизация.

Практика: Допеть до конца фразу до Т (на любой слог). Простучать окончание. Допеть фразу (предложение) на нейтральный слог или с названием нот. Доиграть на инструменте. Сочинить фразы, предложения (в устных и письменных диктантах).

Календарно-тематический план

5-го года обучения, группа №____

п/п

Название раздела, темы

Дата по плану

Кол-во

часов

1.

Вводный инструктаж по ПДД, ТБ

Организация музыкальных интересов

сентябрь

1

2.

Знакомство с нотами. Разучивание песни нотами. Ритмические упражнения.

1

3

Понятие о ритме. Продолжение знакомства с нотками. Длительности

1

4.

Понятие о ритме. Продолжение знакомства с нотками. Понятие о длительности

1

5.

Викторина по выученным нотам. Работа над ритмом. Чтение по нотам.

октябрь

1

6.

 Работа над музыкальным материалом, распевки, разучивание мелодии, ритма

1

7.

Работа над музыкальным материалом, распевки, разучивание мелодии, ритма

1

8.

Гамма. Чтение по нотам.

1

9.

Работа над содержанием исполняемых произведений, паузы, ритм.

ноябрь

1

10.

Организационно-педагогическая работа

1

11.

Повторный инструктаж по ПДД, ТБ

Воспитательно-познавательное мероприятие.

Развивающие игры.

1

12.

Пауза. Ритм. Длительность.

1

13.

Лад, тональность, тон.

1

14.

Познавательная работа. Чтение нот по нотам.

декабрь

1

15.

Звуки основа музыкальной фразы. Мотив.

1

16.

Слуховая викторина. Работа над ритмом и чтение с листа.

1

17.

Повторение пройденного материала.

январь

1

18.

1

19.

Повторный инструктаж по ПДД, ТБ

Организация музыкальных интересов. Воспитательно-познавательное мероприятие

1

20.

Повторение пройденного материала.

1

21.

Метр. Понятие о сильной и слабой доле. Такт.

февраль

1

22.

Продолжаем тему метр. Понятие о сильной и слабой доле.

1

23.

Работа с текстом. Распевка по нотам, чтение с листа.

1

24.

 Понятие о размере.

1

25.

Понятие о размере

март

1

26

Слуховой анализ. Ритм.

1

27

Тон, полутон.

1

28

Знакомство с интервалами

1

29

Продолжаем знакомиься с интервалами

апрель

1

30

Организационно-педагогическая работа

1

31

Повторный инструктаж поПДД, ТБ

Организация музыкальных интересов. Разучивание произведений, работа с текстом

1

32

Пение по нотам. Ритмические занятия. Слуховой анализ.

1

33

Разучивание произведений, работа с текстом

Работа над содержанием исполняемых произведений

1

34

Текущий контроль успеваемости.

май

1

35

Работа с нотами. Ритмический и гармонический анализ.

1

36

Вокальная работа

Работа над музыкальным материалом, распевки, разучивание мелодий, ритмического рисунка

1

Всего часов в год:

36

  1. Оценочные и методические материалы

4.1. УМК: педагогические методики и технологии.

Направление работы

Содержание занятий по дисциплине «хоровое сольфеджио».

Хоровое сольфеджио проходит один раз в неделю 45 минут. Занятие проходит в группе по 10-15 человек.

Оборудование класса: фортепиано, доска, проектор, музыкальный центр, различные музыкальные материалы для занятия.

Методы и приемы работы:

  • правильное соотношение нескольких видов деятельности на занятии (музыкально-дидактические игры, сольмизация, пение по нотам, музыкально-слушательская деятельность, работа в группах и парами);
  • целостность занятия (выстроенность всего занятия в соответствии с главной идеей и задачами);
  • поддержание дружественной атмосферы в коллективе.

Формы работы на занятиях

Методика включает следующие формы работы:

  • вокально-интонационные упражнения;
  • «слуховые» упражнения;
  • ритмические упражнения;
  • письменные формы работы (мелодический и ритмический диктант);
  • музыкально-дидактические игры.
  1. Интонация, развитие слуха и голоса

В вокальной педагогике существует множество видов работы над интонацией:

  • метод относительной сольмизации;
  • метод сравнения;
  • репродуктивный метод.

Задачи:

  1. выстраивание унисона;
  2. освоение ступеней лада, связанных с ними ладовых интонаций;
  3. определение на слух:

Виды слуховых упражнений.

На определение звуковысотности (интервальные соотношения – пение попевок А. Яковлева, Б. Рачиной). (приложение №1)

        Знакомство со звуковысотными соотношениями в игровой форме – Б. Рачина предлагает использовать попевки, русские народные песни – это формирует правильную певческую позицию, помогает в работе над звукообразованием.

        Знакомство с интервалами способствует формированию звуковысотного слуха, гармонического слуха и навыков правильного интонирования. Интервалы вводятся постепенно, на первом году обучения дети поют и слушают секунду, кварту, квинту, терцию.

Для знакомства с интервалами использовались игровые упражнения В. Кирюшина, где имена сказочных персонажей созвучны музыкальным терминам и связаны с их качественными характеристиками (секунда – еж). Данные упражнения формируют не только звуковысотный слух, так же способствуют правильному интонированию:

 определять движение мелодии рукой ↑↓; (игра «Какой звук выше – первый или второй?») играется два звука: один низкий, другой высокий, дети выясняют какой из сыгранных звуков был высокий, а какой низкий. Эту игру следует проводить в течении первых двух лет обучения, она хорошо развивает слух, подготавливая его к интервалам;

 умение определить регистр (игра «Низко-высоко»). В данной игре выясняется эмоциональное содержание пьес, звуки называются низкими (темные, тяжелые) и высокими (легкие, звонкие). Можно так же показывать движение рукой ↑↓. Как только дети без ошибок определяют высоту звуков нужно ввести понятие регистр, и дальше пользоваться только этим термином. Музыкальные произведения для игры: Л. Бетховен «Немецкий танец», А. Бородин Симфония №2 (Г.П.), М. Глинка «Марш Черномора», «Жаворонок», Э. Григ «В пещере горного короля», К. Сен-Санс «Слоны» из цикла «Карнавал животных»;

 умение определить лад (игра «Солнышко-туча») на столе у каждого ребенка лежат карточки с изображением солнышка и тучки, в зависимости от того, какой лад звучит, дети поднимают нужную карточку;

                              

 устный музыкальный диктант «Найди интонацию»: на фортепиано играется мелодия, детям дана задача найти в этой мелодии знакомую интонацию (м.3, б.3); (игра «Нотки») на столе у каждого ребенка лежат карточки с названиями нот, ноты написаны разными цветами, каждый цвет соответствует магнитикам на доске, дается задание выстроить мелодию, которая записана на доске, ориентируясь по цветам учащийся выставляет карточки в таком же порядке, затем эта музыкальная фраза пропивается группами или по одному.

  1. Нотописание

Прежде чем начитать писать в нотных тетрадях, следует выяснить вместе с детьми, что такое ноты, где они пишутся, что такое нотный стан и скрипичный ключ. С младшими школьниками лучше всего все изучать наглядно, через картинки и разные музыкальные игры. В первом полугодии достаточно освоить нотный стан, скрипичный ключ и 4 ноты, которые записываются на линейках (до, ми, соль, си). Для того чтобы выучить что такое нотный стан, сколько он имеет линеек, надо:

 представить нотный стан в виде домика у которого пять этажей, лучше всего будет подписать этажи, так как, зачатую, дети начинают считать линейки сверху вниз;

 показать, что нотный стан имеет пять линеек, точно также, как и на руке у нас пять пальцев, тем самым они смогут быстро находить нужную нотку, не имея перед глазами сам нотный стан;

                         

 важно сказать, что ноты пишутся чисто и красиво. Сначала рисуется головка в виде кружочка, затем сверху вниз приставьте с правой стороны головки палочку. Скрипичный ключ лучше всего писать поэтапно, при этом сказав, что ключ начинается писаться со второй линейки, как и нотка соль, поэтому скрипичный ключ еще имеет название ключ «соль»;

                                                     

 ноты можно учить с помощью музыкальных ребусов, используя ноту, название которой входит в состав слова (МИмоза, ДОм, СИрень и т.д.), при этом нота записана, что заставляет ребенка подумать какая нота это написана, а рядом недостающий слог. Дети очень любят такие задания, их так же можно задавать и как домашнее задание, тем самым они быстрее запоминают ноты. Во втором полугодии следует приступить к изучению остальных нот, так как дети за это время уже выучили ноты, которые пишутся на линейках, поэтому им будет легче усвоить ноты, которые пишутся между линеек.

  1. Развитие метроритмического слуха

В первой четверти освоение понятия «ритм» следует начать с соотношения четверти и двух восьмых, ознакомить со слоговыми названиями (ТА, ТИ-ТИ). Для этого хорошо подходит игра «Столбики воротца» (приложение №2), где Ι - это четверть, а Π – это восьмушки. Учитель прохлопывает ритмический рисунок в ладоши, а ученики выкладывают фигуры по этому ритму, на начальном этапе это должны быть коротенькие ритмические рисунки. Далее они усложняются. Еще одна интересная игра на развитие внимательности, памяти и ритма: «Испорченный телефон». Дети строятся друг за другом, первому стоящему учитель тихо прохлопывает ритмический рисунок по спине, тот в свою очередь передает ее следующему, тот кто испортит телефон встает в конец строя.

На втором году обучения эти игры могут усложняться, например, к игре «Столбики воротца» могут добавляться карточки с нотами, которые подставляются под ритм. Так же можно вводить ритмический диктант в записи, только длительностями.

  1. Развитие гармонического слуха

Гармонический слух – довольно сложное явление. Он воспитывается во взаимодействии с другими видами музыкального слуха. На начальном этапе развития гармонического слуха следует начать с определения консонанса и диссонанса, научить детей различать эти два понятия. Так же есть игра «Сколько звуков слышу я», в первой четверти играется один или три звука, во второй четверти прибавляется два или четыре звука, задача детей определить сколько же звуков играется.

  1. Сольфеджирование

Умение чисто интонировать – сложный навык, который связан с формированием и развитием музыкально-слуховых представлений звуковысотности. Способность пользоваться музыкально-слуховыми представлениями в хоровой деятельности воспитывается при умении сольфеджировать по нотам. Именно сольфеджирование развивает навык сознательного интонирования. В процессе пения по нотам самостоятельно корректируется звучание в правильном интонационном направлении.

Б. Рачина в своей книге предлагает следующий алгоритм:

1. Анализ метроритмической структуры: в него входит определение размера, чтение ритма, определение количества фраз.

2. Чтение по нотам: с какого звука началось, на каком закончилось.

3. Интонационный анализ: определение тоники, лада, тональности, определение знакомых интонаций.

4. Слуховая настройка на нужную тональность, в ходе которой пропеваются наиболее трудные интонации.

5. Сольфеджиорование в ритме без поддержки инструмента, с поправками и замечаниями.

Этот алгоритм также используется при пении по нотам и в работе со старшими детьми. Примерами для сольфеджирования на начальном обучении должны быть попевки, которые дети в дальнейшем обязательно используют на уроках как распевки. (приложение №4)

  1. Музыкальный диктант

Музыкальный диктант одна из важных и сложных форм работы на уроке хоровое сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, восприятие мелодии, учит записывать услышанное.

Цель музыкального диктанта:

  • воспитание навыков переноса услышанных музыкальных образов в слуховые представления и закрепления их в нотной записи.

Задачи:

  • закреплять связь видимого с услышанным;
  • развивать музыкальную память и внутренний слух;
  •  быть средством для закрепления теории и практики учащихся.

В работе с музыкальным диктантом важнейшим условием является выбор музыкального материала. Музыкальным материалом для диктанта должны служить мелодии из специальных сборников диктантов, мелодии, сочиненные педагогом, а также музыкально-художественный материал. Отбирая материал для диктанта, педагог должен заботиться о том, чтобы музыка была яркой, выразительной и ясной по форме. Подбор такого музыкального материала помогает учащимся запомнить мелодию диктанта, расширяет кругозор учащихся. Для того чтобы учащийся мог грамотно записать на бумаге то, что он слышал, надо, чтобы исполнение было совершенным. Также диктантом можно заниматься на карточках (приложение №4). Следует исполнять пример грамотно и точно. Время для записи всего диктанта устанавливается педагогом, в зависимости от класса. В 1 классе, где записываются несложные мелодии, это обычно 5 – 10 минут, а во 2-3 классе, где трудность диктантов увеличиваются - 15 – 20 минут.

  1. Импровизация

На уроках хорового сольфеджио используются различные виды музыкального творчества. Доминирует, несомненно, различные виды вокальной импровизации.

«Вокальная импровизация – самостоятельная музыкальная деятельность, позволяющая каждому ребенку реализовать свои личностные потенции. Любая импровизация сиюминутна, создается в процессе исполнения, точно повторить ее обычно невозможно» [5. С. 46].

В детском творчестве самое важное не результат, а процесс, а импровизация дает огромною возможность погрузить ребенка в процесс творчества, тем самым влиять на становление личности.

Успешность в этой области достигается системой постепенного усложнения форм работы, не стоит торопиться, а лучше качественно освоить каждый этап этой музыкальной деятельности.

В первый год обучения импровизация должна быть скрытой, например, попросить ребенка спеть свое имя. Или воспользоваться музыкальным диалогом, задать ребенку вопрос, пропев его, ребенок должен тоже ответить, пропев. Постепенно по мере усвоения импровизацию нужно усложнять, прибавить к ней исполнение в определенном жанре (колыбельная, вальс и т.д.).

Импровизация может быть не только вокальной, а также ритмической и мелодической. В первое полугодие это сочинение маленьких ритмических рисунков используя игру «Столбики воротца», постепенно можно сопоставлять ритм со стихотворениями.

  1. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку.

Задачи:

  • создавать комфортное эмоциональное состояние на занятии;
  • вызывать эмоциональный отклик на музыку;
  • формировать потребность в ежедневном общении с музыкой;
  • обеспечить детям необходимые условия для творческого процесса и самореализации.

В условиях организации вокально-хоровых занятий педагогу следует учитывать желание детей заниматься музыкальным исполнительством и содействовать приобщению их к искусству, проявляя особое внимание к каждому ребенку и индивидуальный подход в музыкальном воспитании. Целью работы с детьми в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника, формирование певческой культуры, эмоционально-ценностного отношения к миру.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет несколько разновидностей: наглядно – слуховой (показ педагогом вокального произведения, прослушивание); наглядно-зрительный (показ иллюстраций); наглядно-двигательный (использование движений рук, пластическое и мануальное интонирование).

Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему творчеству.

Словесный метод – к нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог и др. В музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

Практический метод – это формирование у учащихся умения понимать, оценивать и анализировать средства художественной выразительности произведений, а также умения применить эти знания на практике, в частности, в процессе пения. В процессе вокально-хорового воспитания важно использовать метод сравнения и сопоставления, а также прием контрастного сопоставления – сравнение двух и более различных образов, выявление их сходств и различий.

Система контроля результативности обучения может быть представлена следующей таблицей:

Система контроля результативности обучения 

Периодичность контроля

Формы и средства контроля

Выявление результатов

обучения

Начальная

диагностика

Начало учебного года (сентябрь)

прослушивание, диагностические игры;

Промежуточная диагностика

Середина учебного года (декабрь-январь)

прослушивание, опрос, тестирование, проверка памяти, диагностические игры;

Итоговая 

диагностика

Конец учебного года (май)

прослушивание, опрос, тестирование, проверка памяти, диагностические игры; музыкальная отзывчивость на музыку

Фиксация результатов обучения

Начальная фиксация

Начало учебного года (сентябрь)

обработанные результаты тестирования (диагностические таблицы)

Промежуточная фиксация

Середина учебного года (декабрь-январь)

обработанные результаты тестирования (диагностические таблицы)

Итоговая фиксация

Конец учебного года (май)

обработанные результаты тестирования (диагностические таблицы),  протоколы, ведомости, аудио-, фото-, видеоматериалы, отзывы (детей и родителей);

Предъявление результатов обучения

Уровень мероприятия

Приблизительная дата мероприятия

Форма предъявления результатов обучения

В начале учебного  года

Районный, Городской, Всероссийский (выбрать подходящее)

Октябрь-ноябрь

Участие в

В середине учебного  года

Районный, Городской, Всероссийский (выбрать подходящее)

Декабрь-февраль

В конце учебного  года

Районный, Городской, Всероссийский (выбрать подходящее)

Март-май

  1. Информационные источники, используемые при реализации программы

(список используемой литературы, ссылки на интернет - ресурсы):

  • для педагога;

  1. Курина, Г. В. Детское хоровое сольфеджио: Учеб. пособие д/ДМШ. 1 –2 кл. / Г. В.Курина. – СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2015. – 76 с. (Сер. «Хоровое сольфеджио. Интенсивный курс».).
  2. Литвинова, Т. Тембровое сольфеджио: Учебное пособие для развития тембрового слуха. / Т. Литвинова. – СПб.: Союз художников, 2013. – 139 с.  
  3. Лобанов, М. А. Этно-сольфеджио. На материале традиционной песни русской деревни: Уч. пособие для ст. кл. ДМШ и средних специальных уч. заведений [Текст] / М. А. Лобанов. – СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2012. – 80 с.
  4. Рачина, Б. С. Распевание в детском хоре. 210 упр.: Учебно-метод. пособие. / Б. С. Рачина. – СПб.: Композитор, 2016. – 104 с.
  5. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2015 – 543 с. – (Учебная серия).
  6. Стулова Г. П. Хоровое пение в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Вып. 3 / Г. П. Стулова. – М.: ООО 8«Издательство Ритм», 2013. – 180 с.
  7. Хоровое сольфеджио по методике Георгия Струве [Текст] / под. ред. И. В. Рогановой. – СПБ. : Композитор, 2014. – 88 с., нот. – (в помощь хормейстеру).

  • для обучающихся;

  1. Кирюшин, В. В. Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного музыкального слуха, мышления и памяти [Текст] / В. В. Кирюшин. – М.: СамИздат, 2007. – 62 с.
  2. Рачина, Б. С. Путешествие в страну музыки/Сольфеджио и хрестоматия песенного репертуара/Оформл. обл. А. С. Андреева. – СПб.: ГУПМ, «Мим-Экспресс», 2007 – 88 с. – (Учебная серия ).
  3. М. Котляревская-Крафт, И. Москалькова, Л. Батхан. Сольфеджио для подготовительных отделений детских музыкальных школ. М.- СПб. «Музыка», 1995 г.
  4. Ю. Фролова. Сольфеджио. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2008 г.
  • цифровое обеспечение и сайты.

              http://сольфеджио.онлайн/

              https://metaschool.ru/ 

  1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего

учебных

недель

Количество учебных

часов

Режим занятий

36

36

1 час, 1 раз в неделю

36

36

1 час, 1 раз в неделю

36

36

1 час, 1 раз в неделю

36

36

1 час, 1 раз в неделю

36

36

1 час, 1 раз в неделю

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...