образовательные технологии
материал на тему

Рябкина Елена Павловна

Использование образовательных технологий, направленных на реализацию  системно - деятельностного подхода в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.2.1._ispolzovanie_sovremennyh.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.

    Работая по Стандартам второго поколения, мы должны перестроить свой урок. Ученику не дается готовый материал, а создается такая ситуация на уроке, где ребёнок должен сам: сам задать и ответить на вопрос: "Зачем ему это надо? Зачем ему этот материал?"; сам, сталкиваясь с проблемой, находить пути её решения и средства, с помощью чего он их достигнет. Учитель на уроке выступает уже в роли помощника, наталкивая на ту или иную деятельность.

    Поэтому современные уроки могут содержать постановку проблемы; возможные пути её решения, чтобы ученик сам определялся с дальнейшими действиями; схемы, классификацию понятий, задания на соотнесение; задания, действия и условия, которые заставляли бы учащегося мыслить.

    Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса. Китайская мудрость гласит: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю". Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков.

              Перечислю основные технологии, которые содержатся в моей педагогической системе.

      Осуществляю системно-деятельностный подход и проживание учебного материала. Дети хотят учиться, только осознавая, как это делается. Учу действовать, перевожу ученика из объекта преподавания в субъект обучения. Создаю условия, предъявляю требования, при которых ученики  будут преодолевать трудности, прилагать максимум усилий для создания человеческого в человеке. Только это обеспечивает выделку его возможностей, самоактуализацию. Мои ученики знают структуру учебной деятельности: 1) мотивацию, 2) целеполагание, 3) учебные действия, 3) контроль, 4) рефлексию. Владеют общеучебными способами деятельности, общими поисковыми навыками. Учу переносить умения и навыки в новую ситуацию, комбинировать известные способы деятельности. Стараюсь сложное и непонятное сделать простым и ясным, громоздкое - компактным, распределённое и рассредоточенное - концентрированным, фрагментарное - цельным.  

      Опорные конспекты в виде блок-схем, граф-схем, логико-смысловых моделей и когнитивных карт помогают в усвоении абстрактного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи между объектами, запоминать, воспроизводить и оценивать информацию. Создание логических схем помогает учащимся увидеть изучаемую тему в системе, представить её элементы и взаимосвязи. Ребёнок учится мыслительным операциям. Он классифицирует, анализирует, синтезирует, сравнивает, обобщает и т. п.

     Алгоритмическое освоение умений позволяет индивидуально применять способы выполнения действий, обеспечиваемых совокупностью приёмов и мыслительных операций.  Это позволяет 100 % учеников осваивать учебную программу.

Л. С. Выготский доказал, что мышление развивается при условии развития речи. Для этой цели применяю технологию учебного диалога. Происходит реабилитация детей с отклонениями, восстановление каких-либо утраченных способностей, функций, формируется положительная "Я-концепция". У продвинутых детей участие в диалоге формирует способность к самостоятельным оценочным суждениям по существу проблемы, способность к успешному общению в любое время и с любым социальным партнёром. Именно в обучающем диалоге происходит осознание собственных позиций в речевом взаимодействии, разных видов общения и приёмов самовыражения. Организую тренинг уверенного поведения при деловом общении в диалоге, когда стимулирую не столько достижения конечной цели и скорость получения результатов, сколько уверенное участие в диалоге. Учебный диалог пронизывает все мои уроки.

    Для активизации учебно-познавательной деятельности использую приемы продуктивной деятельности, в частности проектные обучающие технологии, позволяющие учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле (подробное описание в разделе "Описание системы работы по применению проектных технологий ").  Дети представляют  продукт собственного труда на уроках и в рамках предметных недель по технологии. Данный метод позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает учащемуся возможность развить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, что в целом повышает интерес школьников. Предлагаю задания исследовательского характера, которые вызывают усиленный интерес и приводят к глубокому и прочному усвоению материала. Практические задания использую как источник новых  знаний.

   Технология  развития критического мышления  в моей работе связана с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики "открывали" новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

   Технология разноуровневого обучения облегчает организацию занятия в классе, создает условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, "сильные" ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом.  

   Тестовые технологии  я использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Тематические тесты очень удобно проводить после изучения всей темы. В результате тестирования можно увидеть, насколько качественно, полно, осознанно ученик овладел материалом.

    На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность.

    Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровьесберегающие технологии.

    Как учитель, я должен на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому:

- на уроках соблюдаю требования САНПиНа;

- на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

- чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная - двигательная;

- использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности; предлагаемые упражнения для физминутки органически вплетаются в канву урока;

- на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "здоровый образ жизни", "правильное питание", "экология";

- осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

    На сегодняшний день информационно - коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. ИКТ использую для поиска, обработки, структурирования информации и для современных способов оформления  исследовательских материалов;  на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН; формирую информационную культуру школьников.

   Использование ИКТ на уроках технологии  мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; Использование информационных технологий ориентирую,  главным образом, на самостоятельную работу учащихся, что делает процесс обучения технологии интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

   Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

   Применяю презентации и во внеурочной деятельности. На современном этапе ни одно мероприятие не обходится без сопровождения материала в виде слайдов. Учащиеся осуществляют поиск необходимой информации для конкурсов, рефератов по внеурочной деятельности, при самостоятельной работе над созданием проекта, презентации.

    Для самоконтроля  и на уроках самостоятельной работы по технологии  использую контролирующие программы в виде онлайн-тестов. При этом можно не только пройти тест, но и сразу узнать результаты, обратить внимание на ошибки и западающие темы. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.

    Результатом применения современных технологий на уроках является повышение квалификации самого учителя, то есть меня, вовлечение большего количества учащихся в активную деятельность, активизирует внимание учащихся, усиливают их мотивацию, возрастает интерес учеников к предмету, развивает воображение и фантазию, а с этим и повышается эффективность урока.

   Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что мои ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, во всероссийских конкурсах, в мероприятиях внеурочной деятельности, снижен процент пропусков занятий по болезни, а также процент уровня тревожности у учащихся. Все это служит залогом глубоких и прочных знаний по предмету и предопределяет развитие личности учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...