Программа педагога дополнительного образования
консультация на тему
Программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению декоративно-прикладному искусству I года обучения разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей модифицированной программы «Природа и фантазия», художественной направленности.
Цель программы – создание условий для развития личности детей, средствами декоративно-прикладного искусства. Педагогическая поддержка развития творческих способностей растущей и развивающейся личности ребёнка через изучение техники квиллинг.
Программа предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике квиллинг;
- закреплять умения обращения с простейшими орудиями труда;
- учить создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.
Развивающие:
- развитие психических процессов (память, внимание, глазомер, мелкая моторика рук, образное и логическое мышление) детей;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей на основе знаний, умений и навыков;
- развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, способности к творческому подходу в реализации задуманного;
- расширение запаса знаний о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов;
- развитие сенсорных и умственных способностей;
- развитие пространственного воображения;
- развитие самостоятельности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;
- воспитание трудолюбия и коммуникативности учащихся;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- воспитание бережного отношения к инструментам, приспособлениям, материалам;
- воспитание терпения, усидчивости, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма;
- воспитание любви к искусству, декоративно-прикладному творчеству.
Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста (6-12 лет), не имеющих специальных знаний и навыков. Программа рассчитана на 1 год обучения. В соответствии с Уставом МБУДО «Юность» и нормами СанПин 2.4.4.1251- 03 режим работы для одного года обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа, 144 часа в год. Наполняемость учебной группы первого года обучения 15 человек. Состав группы может быть как одновозрастной, так и разновозрастный, как однополый, так и разнополый.
Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нём.
Программа имеет следующие отличительные особенности:
- Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
- Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учётом возрастных особенностей детей.
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
- Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, аппликация). Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении открыток, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей до моделирования и конструирования авторских поделок.
Обучение способствует развитию ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет дифференцировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
При проведении учебных занятий активно используются технологии дифференцированного, игрового обучения, творческие задания дают возможность неуспевающему вместе с основной группой ребят ученику подобрать индивидуальный темп выполнения работы или, наоборот, экономить время. Использование игровых заданий повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу первого года обучения дети должны | |
Знать (теория) | Уметь (практика) |
Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем. | Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. |
Историю возникновения квиллинга. | |
Основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг. | Использовать материал для выполнения изделий в технике квиллинг по назначению. |
Основные приёмы выполнения изделий в технике квиллинг. | Выполнять изделия в технике квиллинг. |
Основные материалы при работе в технике квиллинг, формы, сочетание цветов. | Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет. |
Основы эстетического вкуса и художественного воображения. | Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку. |
Название и технику складывания простейших базовых форм квиллинга. | Уметь выполнять следующие операции:
|
Самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий | |
Контролировать правильность выполнения работы. |
Оценка и контроль результатов
Сроки | Виды деятельности | Формы контроля и оценки результатов |
1 год обучения | ||
Первое полугодие | Приобретение знаний, умений, навыков в технике квиллинг. Изготовление фигурок, основой которых являются «простейшие» базовые формы. | Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. |
Второе полугодие | Приобретение знаний, умений, навыков при изготовлении изделий в технике квиллинг. Изготовление сюжетной и объёмной поделки. | Беседа, в ходе которой происходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в итоговой выставке. Участие в итоговой выставке за год. Диагностические процедуры |
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- научатся следовать устным инструкциям;
- создавать изделия квиллинга, пользуясь образцами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с искусством бумагокручения;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
У учащихся детского объединения, осваивающих содержание дополнительной общеобразовательной программы по изучению декоративно-прикладного творчества формируются такие компетенции как:
- личностные (самоопределение, нравственно-этическая ориентация),
- познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, ребёнок познаёт мир декоративно- прикладного творчества),
- коммуникативные (владение навыками работы в группе; планирование сотрудничества; знание и соблюдение традиций, этикета; передача знаний основ декоративно-прикладного творчества другим учащимся объединения);
- ценностно-смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, связанный с декоративно-прикладным творчеством, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, понимать мир природы, общества и человека; способности ставить цели, понимать смысл своих действий;
- информационные компетенции - при помощи информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию связанную с декоративно-прикладным искусством, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- концепции личного самосовершенствования – способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности культуры); способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения); владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Разделы программы и темы занятий. | Всего часов | В том числе | ||
Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля | |||
1.1 | Введение в образовательную программу. Цели и задачи обучения по программе. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика (тестирование). | 2 | 2 | - | Тестирование |
2. | Квиллинг. «Бумажное чудо» | 142 | 8 | 134 | Устный опрос |
2.1. | Изучение нового вида искусства - квиллинг. | 2 | 2 | - | Устный опрос |
2.2.- 2.32 | Изготовление поделок по технике бумагокручение. | 62 | - | 62 | Индивидуальная и коллективная работа. Выставка. |
2.33 | Выставка индивидуальных и коллективных работ. | 2 | 2 | - | Выставка |
2.34- 2.49 | Изготовление поделок по технике бумагокручение. | 32 | - | 32 | Индивидуальная и коллективная работа. Выставка. |
2.50 | Выставка индивидуальных и коллективных работ. | 2 | 2 | - | Выставка |
2.51-2.70 | Изготовление поделок по технике бумагокручение. | 40 | - | 40 | Индивидуальная и коллективная работа. Выставка. |
2.71 | Итоговое занятие: аукцион знаний. | 2 | 2 | - | Выставка. Тестирование. |
ИТОГО: | 144 | 10 | 134 |
Содержание рабочей программы
1 год обучения с детьми 6-12 лет
- Введение в образовательную программу (2часа).
1.1 Цели и задачи обучения по программе. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Знакомство с содержанием курса, со структурой занятий, с формами и методами занятий. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
Форма занятия: Интегрированное занятие, основанное на меж предметныхсвязях; тренинги знакомства, общения, эрудиции.
Приемы и методы: объяснительно-иллюстрированные, словестные.
Дидактический материал: инструкция ТБ.
Форма подведения итогов: инструктаж по ТБ.
- Квиллинг. «Бумажное чудо» (142 часа).
2.1 Изучение нового вида искусства - квиллинг.
Теория: Рассказ о новом виде искусства – квиллинг. Приёмы выполнения поделок. Материалы для занятий. Подбор цветной бумаги.
Форма занятий: лекция, беседа.
Приемы и методы: объяснительно-иллюстрированный, словестный.
Дидактический материал: инструкция по ТБ, наглядные пособия, схемы изготовления изделий.
Оборудование: цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга, линейка.
Форма подведения итогов: тестирование по ТБ.
2.2 Изготовление поделки по технике бумагокручение: «Улитки».
Практика: Изготовление поделки: «Улитки».
Форма занятий: занятие - творчество.
Приемы и методы: объяснительно-иллюстрированный, практический.
Дидактический материал: наглядные пособия, схемы изготовления изделий.
Оборудование: цветная бумага, картон, клей, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга, линейка.
Форма подведения итогов: работа с сигнальными карточками.
Список использованной литературы
Список литературы для педагогов
- Букина С. Букин М. Квиллинг.Шаг вперед. –Ростов-на-Дону, «Феникс»,2011.
- Букина С. Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011.
- Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. – М.: Эксмо,2009.
- Моуд Элизабет: Волшебный квиллинг. Лучшие проекты. – Л.: Панорама, 2001.
- Селезнёва Е.В. Цветы и игрушки из скрученной бумаги: Квиллинг для малышей. – М.: Феникс, 2003.
Список литературы для детей
- Селезнёва Е.В. Цветы и игрушки из скрученной бумаги: Квиллинг для малышей. – М.: Феникс, 2003
- Моуд Элизабет: Волшебный квиллинг. Лучшие проекты. – Л.: Панорама, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173074-1357456737.jpg)
Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой.
Презентация: "Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-341276-1384184530.jpg)
Программа педагога дополнительного образования по настольному теннису
Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис» модифицированная физкультурно-спортивной направленности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-359038-1385975662.jpg)
рабочая программа педагога дополнительного образования
Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного курса дополнительного образования детского объединения, основывающийся на примерной, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/18/picture-505101-1526641048.jpg)
Рабочая программа педагога дополнительного образования по хореографии Муратовой Миляуши Зуфаровны
Актуальность программы «Танцевальная мозаика».Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его га...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-935889-1517135838.jpg)
Рабочая программа педагога дополнительного образования
Программа по английскому языку для детей младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/11/picture-49343-1652266563.jpg)
Программа саморазвития центра. и Рабочие общеразвивающие программы педагога дополнительного образования
Печатный материал: программы разработанные педагогом...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/07/picture-643559-1494187725.jpg)
Методические рекомендации «Составление дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагога дополнительного образования» (практические советы методиста)
Для педагога, работающего в системе дополнительного образования, очень важно научиться составлять дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу детского объединения, которым он руководи...