Программа педагога дополнительного образования
консультация на тему

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._solodovnikova_2017-2018_kvilling.docx43.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению декоративно-прикладному искусству I года обучения разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей модифицированной программы «Природа и фантазия», художественной направленности.

        Цель  программы – создание условий для развития личности детей, средствами декоративно-прикладного искусства. Педагогическая поддержка развития творческих способностей растущей и развивающейся личности ребёнка через изучение техники квиллинг.

        Программа предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;

- формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике квиллинг;

-  закреплять умения  обращения с простейшими орудиями труда;

- учить создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.

Развивающие:

- развитие психических процессов (память, внимание, глазомер, мелкая моторика рук, образное и логическое мышление) детей;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей на основе знаний, умений и навыков;

- развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, способности к творческому подходу в реализации задуманного;

- расширение запаса знаний о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов;

-  развитие сенсорных и умственных способностей;

- развитие пространственного воображения;

- развитие самостоятельности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;

- воспитание трудолюбия и коммуникативности учащихся;

- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

- воспитание  бережного отношения к инструментам, приспособлениям, материалам;

- воспитание  терпения, усидчивости, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма;

- воспитание любви к искусству, декоративно-прикладному творчеству.

Программа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста (6-12 лет), не имеющих специальных знаний и навыков. Программа рассчитана на 1 год обучения. В соответствии с Уставом МБУДО «Юность» и нормами СанПин 2.4.4.1251- 03 режим работы для одного года обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа, 144 часа в год. Наполняемость учебной группы первого года обучения 15 человек. Состав группы может быть как одновозрастной, так и разновозрастный, как однополый, так и разнополый.

Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нём.

Программа имеет следующие отличительные особенности:

- Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.

- Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учётом возрастных особенностей детей.

- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.

- Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, аппликация). Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении открыток, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей до моделирования и конструирования авторских поделок.

Обучение способствует развитию ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет дифференцировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

При проведении учебных занятий активно используются технологии          дифференцированного, игрового обучения, творческие задания дают возможность неуспевающему вместе с основной группой ребят ученику подобрать индивидуальный темп выполнения работы или, наоборот, экономить время. Использование игровых заданий повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу первого года обучения дети должны

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Историю возникновения квиллинга.

Основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг.

Использовать материал для выполнения изделий в технике квиллинг по назначению.

Основные приёмы выполнения изделий в технике квиллинг.

Выполнять изделия в технике квиллинг.

Основные материалы при работе в технике квиллинг, формы, сочетание цветов.

Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.

Основы эстетического вкуса и художественного воображения.

Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

Название и технику складывания простейших базовых форм квиллинга.

Уметь выполнять следующие операции:

  • разметка по линейке;
  • умение сравнивать с образцом;
  • уметь скручивать бумагу;
  • создавать объёмные поделки.

Самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий

Контролировать правильность выполнения работы.

Оценка и контроль результатов

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

1 год обучения

Первое полугодие

Приобретение знаний, умений, навыков в технике квиллинг. Изготовление фигурок, основой которых являются «простейшие» базовые формы.

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам.

Второе полугодие

Приобретение знаний, умений, навыков при изготовлении изделий  в технике квиллинг. Изготовление сюжетной и объёмной  поделки.

Беседа, в ходе которой происходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в итоговой выставке. Участие в итоговой выставке за год. Диагностические процедуры

В результате обучения по данной программе учащиеся:

- научатся различным приемам работы с бумагой;

- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

- научатся следовать устным инструкциям;

- создавать изделия квиллинга, пользуясь образцами;

- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- познакомятся с искусством бумагокручения;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

У учащихся детского объединения, осваивающих содержание дополнительной общеобразовательной программы по изучению декоративно-прикладного творчества формируются такие компетенции как:

  • личностные (самоопределение, нравственно-этическая ориентация),
  • познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, ребёнок познаёт мир декоративно- прикладного творчества),
  • коммуникативные (владение навыками работы в группе; планирование сотрудничества; знание и соблюдение традиций, этикета; передача знаний основ декоративно-прикладного творчества другим учащимся объединения);
  • ценностно-смысловые компетенции – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, связанный с декоративно-прикладным творчеством, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, понимать мир природы, общества и человека; способности ставить цели, понимать смысл своих действий;
  • информационные компетенции - при помощи информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию связанную с декоративно-прикладным искусством, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • концепции личного самосовершенствования – способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности культуры); способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения); владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Разделы программы и темы занятий.

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1.1

Введение в образовательную программу.

Цели и задачи

обучения по программе.

Организация рабочего места.

Инструктаж по технике безопасности.

Диагностика (тестирование).

2

2

-

Тестирование

2.

Квиллинг. «Бумажное чудо»

142

8

134

Устный опрос

2.1.

Изучение нового вида искусства - квиллинг.

2

2

-

Устный опрос

2.2.- 2.32

Изготовление поделок по технике бумагокручение.

62

-

62

Индивидуальная

и коллективная

работа.

Выставка.

2.33

Выставка индивидуальных и коллективных работ.

2

2

-

Выставка

2.34-

2.49

Изготовление поделок по технике бумагокручение.

32

-

32

Индивидуальная

 и коллективная

работа.

Выставка.

2.50

Выставка индивидуальных и коллективных работ.

2

2

-

Выставка

2.51-2.70

Изготовление поделок по технике бумагокручение.

40

-

40

Индивидуальная

 и коллективная

работа.

Выставка.

2.71

Итоговое занятие: аукцион знаний.

2

2

-

Выставка. Тестирование.

ИТОГО:

144

10

134

Содержание рабочей программы

1 год  обучения с детьми 6-12 лет

  1. Введение в образовательную программу (2часа).

1.1 Цели и задачи обучения по программе. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Знакомство с содержанием курса, со структурой занятий, с формами и методами занятий. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.

Форма занятия: Интегрированное занятие, основанное  на меж предметныхсвязях; тренинги знакомства, общения, эрудиции.

Приемы и методы: объяснительно-иллюстрированные, словестные.

Дидактический материал: инструкция ТБ.

Форма подведения итогов: инструктаж по ТБ.

  1. Квиллинг. «Бумажное чудо» (142 часа).

2.1 Изучение нового вида искусства - квиллинг.

Теория: Рассказ о новом виде искусства – квиллинг. Приёмы выполнения поделок. Материалы для занятий. Подбор цветной бумаги.

Форма занятий: лекция, беседа.

Приемы и методы: объяснительно-иллюстрированный, словестный.

Дидактический материал: инструкция по ТБ, наглядные пособия, схемы изготовления изделий.

Оборудование: цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга, линейка.

Форма подведения итогов: тестирование по ТБ.

2.2 Изготовление поделки по технике бумагокручение: «Улитки».

Практика: Изготовление поделки: «Улитки».

Форма занятий: занятие - творчество.

Приемы и методы: объяснительно-иллюстрированный, практический.

Дидактический материал: наглядные пособия, схемы изготовления изделий.

Оборудование: цветная бумага, картон, клей, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга, линейка.

Форма подведения итогов: работа с сигнальными карточками.

Список использованной литературы

Список литературы для педагогов

  1. Букина С. Букин М. Квиллинг.Шаг вперед. –Ростов-на-Дону, «Феникс»,2011.
  2. Букина С.  Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011.
  3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. – М.:   Эксмо,2009.
  4. Моуд Элизабет: Волшебный квиллинг. Лучшие проекты. – Л.: Панорама, 2001.
  5. Селезнёва Е.В. Цветы и игрушки из скрученной бумаги: Квиллинг для малышей. – М.: Феникс, 2003.

Список литературы для детей

  1. Селезнёва Е.В. Цветы и игрушки из скрученной бумаги: Квиллинг для малышей. – М.: Феникс, 2003
  2. Моуд Элизабет: Волшебный квиллинг. Лучшие проекты. – Л.: Панорама, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой.

Презентация: "Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой"...

Программа педагога дополнительного образования по настольному теннису

Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис» модифицированная  физкультурно-спортивной направленности....

рабочая программа педагога дополнительного образования

Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного курса дополнительного образования детского объединения, основывающийся на примерной, ...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по хореографии Муратовой Миляуши Зуфаровны

Актуальность программы «Танцевальная мозаика».Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его га...

Рабочая программа педагога дополнительного образования

Программа по английскому языку для детей младшего школьного возраста...

Методические рекомендации «Составление дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагога дополнительного образования» (практические советы методиста)

Для педагога, работающего в системе дополнительного образования, очень важно научиться составлять дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу детского объединения, которым он руководи...