Рабочая программа по дисциплине "Проектно-исследовательская деятельность" 3 класс
рабочая программа на тему

Добролюбова Елена Викторовна

Рабочая программа по  дисциплине "Проектно-исследовательскаь деятельности" для учащихся с нарушением слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat.docx45.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская  

 деятельность1 час в неделю

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по предмету  «Проектно-исследовательская деятельность» для  3 класса (2 отделения II варианта) составлена  на основе ФГОС НОО, в соответствии с  Законом «Об образовании в РФ»,  с учебным планом и авторской программойобучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».

Содержание  рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений  и  навыков на базовом уровне.

Данная рабочая  программа  имеет общеобразовательную  и коррекционную    направленность.

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Образовательные задачи:

  • формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего  времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения решать творческие задачи.
  • формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Коррекционно-развивающие  задачи:

  • развивать процессы мышления в ходе исследований;
  • развивать речь как средство общения, в естественных условиях;
  • развивать творческие способности детей;
  • обогащать словарь учащихся в процессе работы над проектом;
  • перерабатывать полученную информацию: делать вывод о результате совместной работы всего класса;
  • развитие слухового восприятия через восприятие знакомого речевого материала по темам предмета и развитие произносительной стороны речи.

Воспитательные задачи:

  • формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

  • формирование социально адекватных способов поведения.воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

    В планировании по предмету  заложена обязательная межпредметная связь уроков развития речи и русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира  для лучшего закрепления, уточнения и активизации словаря и формирования у учащихся более полного представления об окружающем мире.

ОСОБЕННОСТИ  УЧАЩИХСЯ  КЛАССА

По результатам диагностики учащихся и педагогических наблюдений целесообразно  выделить группы учащихся по уровню развития речи:

1 группа – Белоглазов Е., Дементьев Т., Деменьшина А., Мусихин А. Словарь детей ограничен: в словаре недостаточное  количество глаголов и прилагательных; преобладают слова-предметы разговорно-обиходного характера; отмечаются затруднения в понимании изменённых форм слов.Дети владеют простой распространенной фразой с  аграмматизмами, которые выражаются в нарушении согласования, управления, неправильном употреблении или опускании предлогов.  Учащиеся умеют читать.

2 группа −Балеевских А., Ахундов А., Цепилова К. Словарный запас резко ограничен. В самостоятельной речи присутствуют слова-предметы, мало слов-действий. Понимание обращенной речи ограничено. В общении используют отдельные слова; простые нераспространенные предложения, состоящие из 2 - 3 слов.Необходимо использование зрительных опор при восприятии нового учебного материала. У Ахундова А. отмечается искажение звуко-слоговой структуры слова. Учащиеся умеют читать.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

С целью повышения эффективности коррекционно – образовательного процесса необходимо применять технологию здоровьесберегающую технологию, через проведение зарядок для глаз и физ. минуток;   технологию проблемного обучения для развития исследовательских навыков; технологию коллективного взаимодействия, через работу в парах или группах.

Исходя из особенностей детей в ходе уроков, широко используются вспомогательные таблички, совместное поэтапное изготовление объектов с обговариванием производимых действий. В связи с этим планируется дополнительное время на формирование речи, используя естественные условия – изготовление различных объектов.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с адаптированной основной образовательной программойНООФГОС общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, учебный курс «Проектно-исследовательская деятельность»   располагается в надпредметнойчасти учебного плана и относится к занятиям коррекционной направленности.  Курс программы составляет  34часа (34 недели по 1 часу в неделю).

IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Формирование ценностных ориентаций должно охватывать все сферы личности младшего школьника:

  • когнитивную, в которой он получает знания о ценностях окружающего мира;
  • эмоциональную, где происходит адекватное формирование отношения к себе, другим, миру (среде) в целом, происходит придание им личностного смысла;
  • деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.

V. PЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

Метапредметные

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-высказываться в устной и письменной формах;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);  

-устанавливать аналогии;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты

получит возможность научиться:

 -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Узнаём» (8 ч)

Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.

«Исследуем» (8ч)

Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.

«Творим» (10ч)

Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.

«Представляем» (8ч) . Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.


VII.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1 триместр

п/п

Тема

Кол.

часов

Сроки

Коррекционная работа

(речевой материал)

Дид.

мат-л

Результаты (х-ка

деятельности

учащихся)

1

2

3

4

5

6

7

1

Кто я? Моя семья.

1

2.09

Как тебя зовут?

В каком месяце ты родился?

В каком городе ты живешь?

Есть ли у тебя друзья?

Сколько человек в твоей семье?

Нарисуй столько листьев на дереве, сколько у тебя человек в семье

Чти- цени

различать понятия «семья», «школьная семья», «семейство растений», «семейство животных»

2

Чем я люблю заниматься. Хобби. Увлечения. Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях.

1

9.09

Хобби- это увлечение, любимое занятие для себя на досуге

участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби»

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

1

16.09

Краткое содержание  сообщения- это и есть тема проекта.

Проект- это то, что получится после того как  поработаешь над темой. Темы проекта могут быть разные.

уметь находить интересные темы

4

Как собирать материал?

Твои помощники. Этап.

1

23.09

Этап- это отдельная часть какой-нибудь работы.

уметь работать в команде

5

Повторение. Давай вспомним.

1

30.09

Что такое хобби?

Что такое этап?

отвечать на вопросы

6

Проблема.

2

7.10

21.10

Проблема- сложный вопрос, задача, которые надо решить.

уметь видеть проблему

7

Гипотеза.  Играем в предположения.

2

28.10

Гипотеза-это то, что надо придумать, чтобы объяснить какие-нибудь явления.

Предположение- догадка.

уметь строить предположения

8

Цель проекта. Задача проекта.

1

4.11

Цель- то, что надо решить.

уметь ставить цель и задачу

9

Выбор нужной информации.

1

11.11

Надо искать и находить только ту информацию, которая нужна для проекта.

работать с текстом, находить нужную информацию

10

Интересные люди - твои помощники.

1

18.11

Почта, школа, ателье, детский сад, парикмахерская, автосервис, театр, тир, библиотека, зоопарк

уметь работать в команде

        

2  триместр

п/п

Тема

Кол.

часов

Сроки

Коррекционная работа

(речевой материал)

Дид.

мат-л

Результаты (х-ка

деятельности

учащихся)

1

2

3

4

5

6

7

1

Продукт проекта.

1

2.12

Продуктом проекта может быть все, что придумано тобой и сделано твоими руками.

Уметь создавать продукт

2

Вид продукта. Макет.

1

9.12

Макет-маленькая модель (поделка) вашего проекта.

Знать значение слова макет и уметь его изготавливать

3

Повторение пройденных проектных понятий.

1

16.12

Хобби, этап, проект, проблема, гипотеза, цель

Знать проектные понятия

4

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

2

23.12

13.01

Витка- специальная карточка с фамилией, званием или другими сведениями о владельце.

Уметь составлять визитку

5

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

2

20,27.01

Мини-сообщение- это краткое изложение основного содержания твоего проекта.

Уметь презентовать свои достижения

6

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

3.02

Пожелания.

  1. Улыбайся!
  2. Выучи мини-сообщение.
  3. Не волнуйся!
  4. Следи за своей речью.

Уметь общаться перед другими учащимися и учителями

7

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.

1

10.02

Сегодня будем окрашивать цветок в разные цвета

Применять полученные знания на практике

8

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала по теме проекта

1

17.02

Для того, чтобы правильно ответить на вопросы слушателей, надо подготовиться :

1.читать побольше литературы

2. смотреть познавательные телепередачи по теме вашего проекта

Уметь отстаивать свою точку зрения

3  триместр

п/п

Тема

Кол.

часов

Сроки

Коррекционная работа

(речевой материал)

Дид.

мат-л

Результаты (х-ка

деятельности

учащихся)

1

2

3

4

5

6

7

1

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

2

3,10.03

Коммуникативная компетентность

2

Повторение. Давай вспомним.

1

17.03

Визитка, текст выступления, вопросы из зала

Знать проектные понятия

3

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.

1

24.03

Для проведения опыта понадобится…

Как проводить опыт?

Знать проектные понятия

4

Игра в ученых. Получение электричества с помощью волос.

2

31.03

7.04

Мы получили электричество с помощью волос.

Уметь применять полученные знания на практике

5

Играем в ученых. Поилка для цветов.

2

21,28.04

Что надо сделать, чтобы цветок не засох?

Уметь применять полученные знания на практике

6

Тест «Чему ты научился?»

1

5.05

 

Уметь правильно использовать проектные понятия

7

Памятка учащегося-проектанта

2

12,19.05

1. выбери тему проекта

2. обоснуй свой выбор

3. согласуй тему с учителем

4. с помощью учителя познакомься с этапами работы

5. сформулируй тему проекта

6. выскажи предположение, которое может стать гипотезой

Знать содержание памятки

8

Оценивание своей работы

1

26.05

Что вам понравилось?

Что вам не понравилось?

Уметь отстаивать свою точку зрения


VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для учителя:

1.     Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.     Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.         

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

1.     Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

  2.     Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечания

Учебно – практическое оборудование

Демонстрационно – раздаточный материал

Оборудование класса

Классная доска для письма

Малая доска для демонстрационного материала

Ученический стул

Ученическая одноместная парта

Учительский стол

Мягкий стул

Шкаф для одежды

Шкаф для книг

Компьютер

Телевизор

Принтер

Колонки

Интерактивная доска

Проектор

1

1

7

7

1

1

2

4

1

1

1

2

1

1

Результаты выполнения рабочей программы:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...