Элективный курс "Графика чертежа"
рабочая программа (7 класс) на тему

Чернова Надежда Анатольевна

Рабочая программа элективного курса по черчению "Графика чертежа" Рассчитана на 1 год обучения в 7 классе, 34 учебных часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_cherchenie_7_klass.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Грязенятская  основная школа»

Рассмотрено

Руководитель ШМО  учителей гуманитарного цикла

_________/Иванькова Н.А./

Протокол №1

 от 28 августа 2015г.

Согласовано

Заместитель директора школы

_________/ Орлова М.В./

28 августа 2015 г.

Утверждено приказом директора МБОУ «Грязенятская основная школа»

№67 от 31 августа 2015г.

Директор школы

___________/ Рысева А.П./

Рабочая программа

элективного курса

«Графика чертежа»

7 класс

Срок реализации Программы: 1 год

Учитель изобразительного искусства

Чернова Надежда Анатольевна

(высшая квалификационная категория)

 

д.Грязенять

Год разработки Программы: 2015

Рассмотрено на заседании  

Педагогического совета школы,  

пр.  № 1от  «31» августа 2015г.

Пояснительная записка

        Общеобразовательный предмет «Черчение» постоянно претерпевает изменения, которые определены социальными процессами, происходящими в обществе. Обновляется, пересматривается графическая подготовка школьников с информационных и культурологических позиций.

Современные требования, предъявляемые к выпускнику общеобразовательной школы, обусловливает необходимость усиления графического образования, являющегося частью общего образования современного человека. Каждый выпускник школы должен иметь представление о классических и современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания графических изображений, иметь общее представление о проектной деятельности.

         Сегодня наш регион, как и вся страна остро нуждается в притоке  образованных людей в промышленность, в том числе в инженерах, конструкторах, высококвалифицированных рабочих. Техническая грамотность молодёжи – гарантия того, что наша страна возродится как крупная промышленная держава.

           Возникает противоречие между заказом государства и реальными возможностями школы. Необходимость создания программы элективного курса обусловлена тем, что для учащихся нужно дополнительное время на освоение графических знаний. Ведь на изучение предмета «Черчение» учебным планом предусмотрен всего 1 час в 8 классе. В имеющейся программе общеобразовательной школы даются основные понятия по предмету черчения, но этого материала недостаточно для отработки графических навыков, умения читать чертежи, развивать творческие способности обучающихся. По итогам 2014-15 учебного года 100% выпускников поступили в Рославльский железнодорожный техникум, где владение графическими знаниями необходимо. В 2015-16 учебном году в 7 классе 83% обучающихся – мальчики, которые, вероятнее всего выберут для дальнейшего обучения технические учебные заведения.

        В основу данной программы легла программа для общеобразовательных учреждений «Черчение», авторов Ботвинникова А.Д., Вышнепольского И.С., Москва, Просвещение, 2011 год., авторской программы Романовой Л.Ю. «Геометрическое черчение» г.Казань, Республика Татарстан.       В настоящую программу включены основополагающие темы и разделы курса «Черчение» и новые разделы: «Проект», «Занимательное черчение». На изучение разделов  «Геометрические построения» и «Изображение плоской фигуры» отводится большее количество часов с целью лучшего овладения учащимися навыков работы с чертежными инструментами, для свободного использования различных геометрических построений для изображения плоских деталей и фигур. В разделе «Шрифт» - предусмотрено не только знакомство с чертежным, но и с художественным шрифтом. А также практические задания по составлению нового шрифта свободного стиля (можно с различным эмоциональной окраской или другим акцентом).

      Новизна программы заключается и в том, что она предусматривает выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ по темам курса.  Все это позволит учащимся 7 класса плавно перейти от курса «Изобразительное искусство» к «Черчению» через связующую нить – графику. Элективный курс «Графика чертежа» изучает графический язык общечеловеческого общения, основанного на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах и правилах выполнения, чтения некоторых видов графических изображений. Должное внимание уделяется освещению исторических объектов появления графического языка, совершенствованию его методов, развитию систем, составляющих его. А также способствует более эффективно и целенаправленно развивать наглядно-образное мышление, имеющее важное значение в любом творческом процессе, и приобретать необходимые графические навыки, позволяющие учащимся свободно предъявлять свои идеи при выполнении творческих заданий, на создание образов реального мира, построение новых, конструирования, реконструкцию, преобразования.

Цель программы: Изучить графический язык общения, передачу и хранение информации о предметном мире с помощью отображения ее на плоскости и правилах считывания.

Задачи:

1.Формировать у подростков интерес к предмету                                                                                                                                 2. Развивать наблюдательность, память, общеобразовательный кругозор при выполнении и чтении чертежей деталей,  способности к динамическим пространственным преобразованиям.                                                                                                                                   3. Формировать образное пространственное мышление, самостоятельный подход к решению различных задач; развивать конструкторские, технические способности обучающихся.

4. Формировать умение применять графические знания  для решения прикладных задач.

Ценностные ориентиры программы:

Ожидаемые результаты

Научатся:

Отличать изображение плоской фигуры от изображения объемного тела;

Воссоздавать образ предмета по его описанию;

Выполнять геометрические построения, связанные с делением отрезка, угла, окружности на равные части, построение сопряжений.

Правильно пользоваться чертёжными принадлежностями

Узнают:

Название основных геометрических тел и их элементов;

Основные правила оформления чертежей.

Назначение линий чертежа

Поймут:

Своеобразие языка графики и смогут пользоваться им для передачи определенной графической информации.

Учебно-тематический план

Раздел

Всего часов

В том числе

теории

практики

1

Человек и графика. Виды графических изображений.

1

1

-

2

Чертёжные принадлежности.

Отработка приёмов работы

2

0,5

1,5

3

Правила оформления чертежей. Линии чертежа.

2

0,5

1,5

4

Шрифты.

2

0,5

1,5

5

Чертёж плоской фигуры

3

-

3

6

Геометрические построения

4

0,5

3,5

Анализ геометрической формы

2

-

2

7

Развёртки

8

0,5

2,5 + 5(проект)

8

Планы

6

2

4(проект)

9

Занимательное черчение

4

-

4

Итого

34

5,5

28,5

Календарно-тематическое планирование

Тема

Формируемые УУД

Дата

план

факт

1

Человек и графика. Виды графических изображений.

Рассматривать и сравнивать чертежи, эскизы, технические рисунки.

Формулировать  понятия: чертеж, эскиз, схема, технический рисунок, развертка

07.09

2

Чертёжные принадлежности.

Отработка приёмов работы на формате А-4

Отрабатывать  приемы работы чертежными инструментами.

 Формировать     навыки оформления чертежей.

Формулировать  понятия: типы линий, рамка, основная надпись, формат.

14.09

3

Правила оформления чертежей. ЕСКД, ГОСТ.

Гр.р.№1Вычерчивание рамки чертежа и основной надписи.

Вычерчивать рамку  основной надписи.

Отрабатывать  приемы работы чертежными инструментами.

21.09

4

Линии чертежа. Назначение линий.

Осваивать приемы работы чертежными инструментами.

Развивать умения и навыки при выполнении оформления  чертежа и  начертания типов линий

28.09

5

Гр.р.№2.Вычерчивание узора в квадрате с использованием линий различного вида.

Применять полученные знания на практике.

Подходить творчески к решению задания

05.10

6

Шрифты. Отработка навыков написания чертежным шрифтом

Изучать  правила выполнения букв и цифр, чертежного шрифта

Формировать навыки  начертания букв и цифр чертежного шрифта.

12.10

7

Заполнение рамки основной надписи

Закреплять полученные знания, применять их на практике

19.10

8

Гр.р.№ 3.Чертёж плоской фигуры. Композиция чертежа.

Отрабатывать приемы  работы чертежными инструментами. Учиться правильной композиции

26.10

9

Правила нанесения размеров на чертеже

Изучать правила нанесения размеров на чертежах, с применением и обозначением масштабов.

09.11

10

Чертёж детали, симметричной относительно 2-х плоскостей симметрии. Работа по индивидуальным картам.

Анализировать форму, делать выводы, определять алгоритм действия

16.11

11

Геометрические построения. Деление окружности на части.

Решать поставленную задачу по аналогии

23.11

12

Геометрические построения. Сопряжение.

Выполнять задание, используя ранее полученные знания

30.11

13

Гр.р.№4. Составление узора в круге (с использованием графических построений и деления окружности на равные части).

Решать задачу творчески, планировать деятельность, предвидеть результат труда

07.12

14

Гр.р.№5. Построение чертежа вазы с использованием способов сопряжения.

Выполнять задание, используя ранее полученные знания

14.12

15

Плоские и объёмные геометрические формы.

Сравнивать, делать выводы, давать определения

21.12

16

Анализ геометрического строения детали.

Анализировать форму, сопоставлять, образно мыслить

28.12

17

Развёртки геометрических тел

Решать пространственные задачи

11.01

18

Гр.р.№6 Построение развёртки прямоугольной призмы

Работать самостоятельно, согласно алгоритму

18.01

19

Построение развёртки объекта комбинированной формы по рисунку.

Анализировать, делать выводы, работать с учебником

25.01

20

Проект «Подарочная упаковка». Технический рисунок. Эскизы.

Осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу

01.02

21

Гр.р.№7. Чертёж развёртки подарочной упаковки.

Осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу

08.02

22

Работа над проектом в материале.

Осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу

15.02

23

Работа над проектом. Графика в дизайне.

Осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу

29.02

24

Презентация проекта.

Презентовать результаты своего труда

07.03

25

Занимательное черчение. Оптические иллюзии

Развивать воображение и наблюдательность

14.03

26

Логика в черчении

Развивать логическое мышление

28.03

27

Проволочная головоломка

Развивать логическое мышление

04.04

28

Конструкторская смекалка

Развивать логическое мышление, конструировать форму

11.04

29

План, как вид графических изображений.

Развивать образное мышление, анализировать, делать выводы, работать с учебником

18.04

30

Чтение чертежа.

Работать с чертежом, работать в парах

25.04

31

Проект «Школьный двор»

Применять знания на практике,осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу

16.05

32

Работа над проектом. Условности и обозначения.

Осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу

23.05

33

Работа над проектом. Выполнение чертежа.

Осваивать самостоятельную проектную деятельность, творчески решать задачу

34

Защита проекта.

Высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения


Перечень учебно-методического обеспечения.

Методическая литература:

Для учителя

             1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений.   М, Просвещение, 2014г.

2. Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.

3.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

4. CD – диск «Комплекс уроков по черчению. 8 класс»

Для учащихся

 1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений.  М.: Просвещение , 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расчетные формулы для построения чертежа прямой юбки. Построение чертежа прямой юбки.

Предмет: ТЕХНОЛОГИЯ Методика проведения уроков Класс: 6 Раздел: Проектирование и изготовление швейного изделия Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 6 классе в рамках модуля «И...

Методическая разработка по теме: «Принципы построения чертежа основы поясных изделий. Построение базисной сетки чертежа основы прямой юбки на типовую фигуру».

Правила и последовательность построения прямой юбки. Методическая разработка по предмету  "Коструирование и моделирование изделий одежды в соответствии с эскизом"....

Программа элективного курса по технологии "Сборочный чертеж"

Элективный курс «Сборочный чертеж» предусмотрен для тех ребят, которые хотят углубить свои знания , полученные на занятиях по программе «Проекционное черчение». Обучающиеся не только получат нов...

Технологическая карта по теме Архитектурно-строительные чертежи. Графическая работа «Линии чертежа».

Данная карта урока составлена для учащихся 5 класса по направлению "Индустриальные технологии" раздел "Черчение"....

Чтение сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Презентация составлена для учащихся 9 классов при изучении темы "Сборочные чертежи". В презентации представлено несколько сборочных чертежей для устного чтения сборочных чертежей, а так же о...

«Чтение и выполнение чертежа детали. Пр. р. № 5. Выполнение чертежа детали изделия. "

План урока по технологии для мальчиков 6 класса "Чтение и выполнение чертежа детали. Практическая работа №5. Выполнение чертежа детали изделия."...

Тесст по теме "История чертежа в России. Техника выполнения чертежей и правила их оформления"

Тест разработан по учебнику А.Д.Ботвинникова, В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольского "Черчение 9 класс"...