Классный час "День народного единства". 9 класс
классный час (9 класс) на тему

Конспект классного часа с викториной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_den_narodnogo_edinstva_9_klass.docx920.14 КБ

Предварительный просмотр:

«День народного единства»

9 класс

Цели: познакомить учащихся с историей праздника; воспитывать любовь к родине на примере подвига и самоотверженности великих граждан России – Минина и Пожарского.

Оформление: эпиграф на доске:

                                                                                       Добрый памятник поставлен

                                                                 Двум героям всей страной

                                                                 В знак того, что был избавлен

                                                                 От бесчестья край родной.

                                                                                        Н. Кончаловская

Ход  классного  часа

I. Вступительное слово учителя.

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны. Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение. Дело в том, что этот день широко отмечался в России до 1917 года. Таким образом, мы можем говорить, что в наши дни этот праздник вернулся и занял достойное место среди других торжественных государственных праздников.

Почему возникла необходимость возродить праздник, отмечавшийся в России в царское время?

В чем сходство ситуации тех лет и сегодняшнего времени?

Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства?

На все эти вопросы и поможет нам ответить наша беседа.

(Звучит фрагмент из  оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».)

-  «А в чем и с кем мы должны объединяться?» - это тема нашей дискуссии. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

П. Беседа об истории праздника.

- Что означает название этого праздника?

- Что вы знаете о событиях, которые легли в основу этого праздника?

Учитель. История этого праздника уходит своими корнями в начало XVII века. Первые годы этого столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания.

1 чтец. 

В Москве был голод этим летом,

К зиме сожрали всех котят.

 Болтали, что перед рассветом

 Гробы по воздуху летят.

Учитель. И во всем обвинили царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти последнего царя из династии Рюриковичей. В стране назревало недовольство правлением Годунова - отца и Годунова - сына (Федора), которому Борис передал всю полноту власти. И тут случилась новая беда - со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича. Федор Годунов был убит, а Лжедмитрий с почестями встречен в Москве.

III. Сообщение о самозванце Лжедмитрий I (см. дополнительный материал).

IV. Литературно-музыкальная композиция.

Учитель. Эти годы получили название Смутное время. Народ поднялся против польских захватчиков, которые чувствовали себя в России, как у себя дома.

1  чтец

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд...

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и огнём. Всё обгорело, вся Москва

До каменной стены –

Дома, деревья и трава

Обуглены, черны.

Учитель. Вскоре с Григорием Отрепьевым было покончено, но на его место пришел другой самозванец - Лжедмитрий II, и снова поляки ведут себя дерзко, с пренебрежением. Народ России, доведенный до отчаяния, берется за оружие. И остановить эту грозную силу уже никто не в силах.

2 чтец     

От москвичей призыв идёт

По городам до волжских вод.

Всю землю нашу охватив,

Дошёл до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика –

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук.

3 чтец

Он весь народ собрал вокруг:

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдём мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей, ни золота, ни серебра!

4 чтец    

А уж паны «благородные»,

Не дождавшись короля,

Еле двигаясь, голодные

Выходили из Кремля. Позабыли честь дворянскую:

И сложили гордость панскую

Перед русским мужиком

5 чтец   

Поволжье Минин призывал,

Он ополченье собирал,

Всех одевал, всех обувал.

 Кормил, поил и снаряжал,

И всех вооружал.

И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвёл,

К Москве, к столице, он повёл.

Та рать от каждого села

Всё прибывала и росла.

6 чтец     

Сюда пришёл Пожарский - князь,

За ним текла людей река,

И, с Мининым объединясь,

Сплотились русские войска.

(Звучит фрагмент оперы М. И. Глинка «Жизнь за царя»)

V.  Сообщение о Минине и Пожарском (см. дополнительный материал).

VI. Беседа об истории праздника.

- Знаешь ли ты из истории, чем закончилось Смутное время в России? (Иностранные интервенты были изгнаны, в России была избрана новая царская династия - Романовы.)

- Когда еще в истории нашего государства народ демонстрировал свое единство против захватчиков? (Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война.)

VII. Статистические данные о современной России.

В современной России тоже была и, может, еще и остается угроза целостности государства. И у этого явления существуют не только экономические, но и национальные причины. Послушайте данные последней переписи населения.

В России проживает 116 млн. русских, это 80 % населения. Впервые в переписных листах отмечено 140 тысяч казаков, а также 6524 помора, но эти этнические группы отнесены к русскому народу. За 1 миллион перевалили еще 6 народов - татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Кстати, армян, азербайджанцев и таджиков в России стало больше; евреев, немцев, украинцев - меньше. Особенно заметно снижение численности у евреев (220 тысяч против 540 тысяч в 1989 году). Зато у малочисленных народов Севера этот показатель вырос на 17 %. Быстро растет в России количество китайцев - их, по официальной статистике, уже 35 тысяч.

Сколько всего национальностей живет в России? Когда-то Сталин, планируя перепись населения, утвердил документ, из которого следовало, что в стране проживает 116 национальностей. По этой причине в переписные листы советского периода многие национальности просто не попадали. Но статья 26 Конституции РФ гарантирует человеку право на свободное самоопределение национальной принадлежности - можно причислить себя к любой группе. В школах сейчас преподается 86 национальных языков, а в 1989 году их было 75. Число национальностей выросло до 160, за 14 лет это число увеличилось на 17 народов, и ни один народ не был потерян. Самыми малочисленными народами остаются орочи и уроки - по 200 человек.

VIII. Дискуссия по теме «В чем проявляется современное единство России? ».

1.  В 90-е годы в России появилось много мигрантов из стран ближнего зарубежья. С какими событиями это было связано?

2.  «Вынужденные переселенцы» - такой статус появился у людей, которые, покинув свои родные места, приехали в города и села России. С какими проблемами столкнулись эти люди, их семьи?

3. Как коренное население относится к переселенцам?

4.  Часто в классе (школе, дворе) возникают конфликты на национальной почве? Считаете ли вы, что к представителям других национальностей следует относиться с пренебрежением?

5. Какую опасность несут национальные распри, конфликты?

6.  Почему в России возникают неофашистские организации? Как вы относитесь к деятельности скинхедов?

7.   В чем причины появления так называемых «гастербайтеров»?

8.  Как в современное время проявляется национальное единство в нашей стране? Приведите примеры.

IX. Викторина, кроссворд, игры.

X. Заключение.

- Пофантазируйте: что бы вы сделали для укрепления национального единства в Стране, окажись вы на месте Президента РФ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ:

О самозванце Лжедмитрии I

20 июня 1605 года Самозванец въехал в столицу. Этот въезд был чрезвычайно великолепен. Бывший дьякон Чудова монастыря Григорий Отрепьев, а ныне - «царевич Дмитрий» старался скрыться под самым пышным нарядом и окружить себя многочисленной свитой. Большую часть ее составляли не русские, а поляки, литовцы и немцы. Польские литаврщики и трубачи, литовские музыканты, ехавшие впереди, заглушали громкой музыкой своей восклицания народа, заглушали даже пение молебна, который служили на Лобном месте, где духовенство московское встретило царя. Такое неуважение к святыне, непривычное для русских, огорчило их, несмотря на общее веселье праздника. Они встревожились еще более, когда вслед за царем и духовенством вошли в Соборную церковь Успения и все иноверцы - поляки, немцы и другие, - тогда еще не было обыкновения позволять иностранцам входить в церковь, а допущение музыки казалось народу еще большим неприличием. С ужасом думали многие: «Наш ли это благочестивый государь позволяет греметь музыке во время молебна и впускает в церковь некрещеных? Видно, что он вырос не на своей православной Руси, а в Польше».

Так рассуждали предки наши, глядя на Самозванца в первые дни его царствования, когда поступки его еще не были слишком безрассудны и он делал много милостей: возвратил из ссылки несчастных бояр, сосланным Борисом, показал особую благосклонность к Романовым, как мнимым родственникам своим, назначил старшего из них, Филарета, митрополитом ростовским, удвоил жалованье чиновникам и войску, велел заплатить все казенные долги Иоаннова царствования, отменил разные пошлины. Но все это было только в первые недели.

После же коронования 21 июня он уже перестал притворяться и явно занимался одними поляками. Будучи обязан Польше своим величием, он предпочтительно любил эту страну и, восхищаясь обычаями и учреждениями ее, непременно хотел ввести их и у нас. Прежде всего, он стал менять порядок нашей старинной Боярской Думы, называл всех сенаторами. Потом учредил новые чиновничьи чины, на которые назначались только поляки.

При этом Григорий Отрепьев унижал русских, обижал подданных своими насмешками, называл их невежами, беспрестанно хвалил одних иностранцев. Смешнее всего ему казалась набожность русских, которую он называл суеверием и старался противоречить ей на каждом шагу. Например, в то время было обыкновение у царей наших, чтобы перед обедом священник благословил и окропил пищу святой водой, - Самозванец не велел делать этого и садился за стол не с молитвою, а с музыкой, дал иезуитам лучшие дома в Москве, позволил им служить латинскую обедню.

Кроме того, он был расточителен и так безрассудно сыпал деньгами на всякие ненужные вещи, что в три месяца издержал более 7 миллионов рублей! Одним словом, добрый народ, сначала с радостью поверивший, что это истинный царевич Дмитрий, начал сомневаться, видя дела его и неуважение дерзких поляков к святыне.

Нашлись люди, которые узнали в царе бывшего дьяка Григория из Чудова монастыря, который был в бегах. Поползли слухи по Москве о самозванстве царя. Мнимый царь, презирая своих подданных, мало обращал внимание на толки их и, выбрав в новые телохранители свои триста немцев, считал себя в полной безопасности, безумно веселился со своими поляками и в сентябре отправил пышное посольство за своей невестой.

Невеста же его - Марина Мнишек - потребовала от Самозванца 800 тысяч рублей, драгоценностей, пышные наряды для путешествия из Польши в Москву не только для Марины, но и для всей ее свиты. Но и это не всё. Бессовестный обманщик сделал еще больше: он почтил невесту свою такой чести, какой не имели и самые лучшие и добродетельные царицы: короновал Марину - эту простую дворянку польскую - венцом Мономаха! На нее надели, как на царей русских крест, бармы и цепь Владимира.

Эта последняя дерзость совершенно обнаружила царя: все увидели, что он не может быть истинным Дмитрием. И в то время, когда самые шумные свадебные праздники один за другим сменялись при дворе, когда гордые паны польские, везде занимая первое место, радовались унижению народа, всегда для них ненавистного, и надеялись скоро завладеть всею Россией, русские, по наружности спокойные и равнодушные, но в душе встревоженные и оскорбленные, тайно советовались о средствах спасти святую веру и отечество.

О Минине и Пожарском

Казалось, конец пришёл русскому государству. Ни верховной власти, ни сильной рати, ни общей казны - ничего не было! Правительства в настоящем смысле уже не существовало. Но был ещё народ. Этот народ, знатные и черные люди, богатые и бедные, разумники и простецы, - все понимали, что творится на Руси страшное, лихое дело, что вера православная и та святыня, которой поклонялись отцы, деды и прадеды, унижена и поругана и всему тому, что созидалось веками и трудом многих поколений, грозит конечная гибель.

Возбуждение было сильное... По всем важнейшим городам зашумели оживлённые сходки, словно воскресли старые веча. Сходились и горожане, и соседние крестьяне для земского совета, чтобы всем миром надумать, как беде пособить. Города стали пересылать друг другу грамоты, побуждали друг друга стать заодно против общих врагов. Во всех грамотах сказывалось сильное общее желание «очистить русскую землю от врага, поругателя святыни, и выбрать себе всею землёю своего царя».

Воодушевление народа росло. Нравственное религиозное возбуждение становилось всё сильнее и сильнее...

Настроение народа было таково, что он готов был всеми силами подняться на борьбу. Нужно было только начало, да нужен был настоящий русский вождь.

В городах Рязанской земли собралось  Первое народное ополчение. В марте 1611 г. оно подошло к столице и начало её осаду. Но отрядам ополчения удалось закрепиться только на окраине города - из-за внутренних разногласий оно вскоре распалось. Теперь его центром стал Нижний Новгород.

В октябре 1611 г. в Нижнем Новгороде получена была грамота из Троицкого монастыря. Её решено было прочесть в соборе. Зазвонили в большой соборный колокол, а день был непраздничный. Народ понял, что неспроста звонят большим звоном, и скоро церковь св. Спаса наполнилась народом. После обедни протопоп Савва обратился к народу с речью:

- Православные христиане, Господа братия, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство; гибнет и православная вера. Горе нам, великое горе, лютое обстояние! Литовские и польские люди в нечестивом совете своём умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую многопрелестную ересь. Кто не восплачется, кто не испустит источники слёз?! Ради грехов наших Господь попустил врагам нашим возноситься. Горе нашим жёнам и детям! Еретики разорили до основания богохранимый град Москву и предали всеядному мечу детей её. Что нам творить? Не утвердиться ли нам на единение и не постоять ли за чистую и непорочную Христову веру и за св. соборную церковь Богородицы и за многоцелебные мощи московских чудотворцев?! А вот грамота властей Живоначальныя Троицы монастыря Сергиева...

Была прочтена грамота, призывающая весь народ на спасение православной веры. Народ умилился. Многие плакали.

-  Горе нам, - говорили в толпе, - гибнет Московское государство.

Когда народ ещё толпился у церкви, к нему держал речь один из земских старост - Кузьма Минин Сухорукий. (Раньше уж он говорил, что ему являлся во сне св. Сергий и приказал «возбудить уснувших».)

- Православные люди! - заговорил он теперь к народу громким голосом. - Коли хотим помочь Московскому государству, не пожалеем достояния нашего... дворы свои продадим, жён и детей заложим и станем челом бить, искать, кто бы вступился за истинную православную веру и стал бы у нас начальником!.. Дело великое совершим, если Бог поможет. Какая будет хвала нам от всей земли... Я знаю: только мы поднимемся на это дело, другие города пристанут к нам, и мы избавимся от врагов.

Горячая речь Минина пришлась по сердцу всем. Сказалось в ней то, что давно было на душе у всех. У многих слёзы полились из глаз.

А Минин продолжал: «Граждане нижегородские! Не раз народ менял соху на меч, и сила его от того возрастала. Захотим помочь Московскому государству - ничего нам не пожалеть, дворы свои продавать, всё отдать... чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»

Начались частые сходки. Кузьма Минин, которого в городе все знали и уважали, всем орудовал, убеждал всех, что надо ополчаться, клич кликать по служилым людям, а в казну на содержание ратных людей собирать со всех третью часть имущества. Желание послужить великому делу было так сильно, что тут же многие стали жертвовать гораздо больше. Сносили со всех сторон и деньги, и драгоценные вещи.

Но прежде чем кликать ратных людей, надо было найти военачальника. Такое «святое дело», какое затевалось, надо было отдать в чистые руки. Стали думать, кого бы из бояр выбрать вождём. Остановились на князе Дмитрии Ивановиче Пожарском.

Послали бить челом Пожарскому. Он отвечал:

- Рад я за православную веру страдать до смерти, а вы изберите из посадских людей такого человека, который был бы со мною у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям.

Стали было нижегородские послы раздумывать, кого бы выбрать, но Пожарский не дал им долго думать.

- Есть у вас в городе, - сказал он, - Кузьма Минин. Он человек бывалый: ему такое дело за обычай!

Весть о том, что нижегородцы поднялись, быстро разносилась, и ратные силы стали собираться к ним отовсюду.

Нелегко в ту пору снарядить как следует войско. Кроме прежнего оружия: копий, секир разного рода, палиц, входили всё больше и больше в употребление турецкие сабли и огнестрельное оружие - ружья и пушки.

Главные силы ополчения выступили из Нижнего Новгорода в феврале 1612 года. Через Кинешму и Кострому они подошли к Ярославлю и вступили в него под звон колоколов. В Ярославле ополчение задержалось на 4 месяца. Шло формирование отрядов. Рядом с русскими в ополчении были украинцы, белорусы, татары, мордва, башкиры, чуваши. Затем ополчение выступило к Москве и подошло к городу в августе 1612 года. В это время к Москве с запада поступило войско гетмана Ходкевича - известного польского полководца.

Сражение за столицу началось 22 августа. Пожарский умело расставил войска, чтобы не допустить соединения Ходкевича с польским гарнизоном. Почти 7 часов продолжалось сражение у стен Кремля, в Белом городе и других районах столицы. Ополченцы отсекли большой обоз противника, пытавшийся придти на помощь осаждённым, которые голодали. Смело и решительно действовали Минин и Пожарский. Ходкевич отступил от Москвы.

Положение польских гарнизонов в Кремле и Китай-городе стало безнадёжным.

«В истории нет подобного примера - говорится в современном дневнике, - писать трудно, что делалось: осаждённые переели лошадей, собак, кошек, мышей, грызли разваренную кожу с обуви... Наконец, когда и этого не хватило, - тогда ели землю, обгрызали в бешенстве себе руки...»

В октябре 1612 года они были вынуждены капитулировать.

В честь победы в Москве был устроен парад. Древняя столица Русского государства освободилась от врагов, но борьба с польскими и шведскими интервентами продолжалась ещё несколько лет.

В ходе освободительной борьбы возросло национальное самосознание русского народа. Народ проявил героизм, патриотизм, его усилиями была защищена независимость страны.

Страна не забыла своих героев. Через 200 лет, скульптор И. П. Мартос создал памятник Минину и Пожарскому, который и поныне украшает Красную площадь в Москве. На памятнике надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Подвиг Ивана Сусанина

4 ноября 2005 года в России в первый раз отметили новый государственный праздник - День народного единства. Он установлен в память о том, как простые   русские  люди спасали страну от Смуты, польской интервенции и развала.

Избрание Романовых на царство обещало всеобщее согласие и успокоение. Земский собор направил послов в Ипатьевский монастырь под Костромой, где находились Михаил Романов и его мать. Предание рассказывает, что один из рыскавших по стране польских отрядов решил захватить Михаила, чтобы освободить русский престол для своего короля. Пробираясь в Кострому, поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать дорогу. Согласно официальной грамоте, он отказался, а по народной легенде, Сусанин согласился, но послал царю предупреждение о грозящей опасности. А тем временем завел поляков в болото, из которого они не сумели выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли от голода и стужи.

Легенда о подвиге Ивана Сусанина послужила сюжетом для оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Поэтически подвиг Ивана Сусанина увековечил замечательный русский поэт-декабрист Кондратий Рылеев:

Склонившись угрюмо до самой земли,

Дебристую стену из сучьев сплели.

Вотще настороже тревожное ухо:

Все в том захолустье и мертво, и глухо...

«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал

«Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. -

Убейте! Замучьте — моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь — я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит».

«Злодей! — закричали враги, закипев, —

Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!

 Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же! — сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем, свистя, засверкали! —

Погибни, предатель! Конец твой настал!»

И твердый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасла Михаила!

Памятник Минину и Пожарскому

На Красной площади в Москве установлен памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Это был первый в истории России памятник, поставленный не царю или полководцу, а народным героям - «гражданину Минину и князю Пожарскому», как написано на постаменте.

Впервые идея создать памятник Минину и Пожарскому возникла в петербургском «Вольном обществе любителей словесности, наук и искусства». Ее подал в 1803 году один из основателей общества известный русский просветитель Василий Попугаев. Эта идея увлекла члена общества скульптора Ивана Петровича Мартоса. С 1804 года начинается длительная работа Мартоса над памятником русским национальным героям Минину и Пожарскому.

Памятник   возводили   на народные деньги, которые собирали по всей стране. Многие тогда жертвовали последние копейки. Торжественное открытие монумента в Москве на Красной площади состоялось 20 февраля 1818 года.

Казанская икона Божией Матери

Во всех православных храмах 4 ноября проходят праздничные богослужения и крестные ходы с Казанскою иконою Божией Матери. Это церковное торжество  в честь широко почитаемой чудотворной иконы установлено в память освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году и потому совпадает с отмечаемым с 2005 года государственным праздником - Днем народного единства.

Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в России. Она была обретена в Казани 8 июля 1 579 года: по легенде девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом в кремлевском Чудовом монастыре по распоряжению поляков он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.

Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в Ярославле Второе русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а вскоре был освобожден и Кремль, в который воины вошли крестным ходом с чудотворным образом в руках.

В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский построил на свои средства деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась во Введенской церкви до возведения Казанского собора. Икона находилась в храме почти 300 лет. В 1920-е годы минувшего столетия храм был варварски уничтожен, а в 1990-е годы восстановлен. Чудотворный образ Казанской иконы хранится ныне в Богоявленском соборе Москвы. Из истории известно, что перед Полтавской битвой перед ней молился Петр I, а в 1812 году Кутузов молитвенно просил Богородицу о победе над французами.

Вставь пропущенное слово

Ребятам предлагается вставить в текст пропущенные слова.

Летом 1611 года_______(Первое) ополчение распалось. Осенью 1611 года по инициативе земского старосты ______(Кузьмы Минина) в Нижнем Новгороде во главе с князем______(Дмитрием Пожарским) началось формирование (Второго) ополчения. Цель ополчения состояла в______(освобождении) Москвы от_______(интервентов) и создании нового ______(правительства). В августе______(1612) года ополчение подошло к Москве и 26октября_______ (освободило) ее. Осенью же 1612 года_______(Сигизмунд III) вновь безуспешно попытался захватить Москву. Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для _______(восстановления) государственной власти и послужило мощным толчком к развертыванию массового ______ (освободительного) движения против интервентов по всей  ______ (стране). В ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для ______(выборов) нового царя. В_______(1613) году Земский собор избрал______(царем) шестнадцатилетнего   _______ (Михаила) Романова.

По вертикали:

1.  Один из руководителей Первого ополчения (Ляпунов).

2.  Фамилия царя, начавшего правление в 1613 году (Романов).

3.  Имя, неразрывно связанное со Смутой (Лжедмит-рий).

4.  Русский царь, находящийся у власти в 1598-1613 годах (Годунов).

5.   Нижегородский  староста,   руководитель  Второго ополчения (Минин).

6. Супруга Лжедмитрия I (Мнишек).

7.   Народный герой, спасший царя Михаила (Сусанин).

8.  Сын Ивана Грозного, имя которого часто упоминалось в годы Смуты (Дмитрий).

9. Польский король, активно вмешивающийся во внутренние дела России (Сигизмунд).

По горизонтали:

10.  Сын польского короля, претендующий на русский престол (Владислав).

11.  Князь, возглавивший Второе ополчение (Пожарский).

12. Патриарх, противник иностранного вмешательства во внутренние дела России (Гермоген).

13. Отец Михаила Романова (Филарет).

14. Глава заговора против Лжедмитрия I (Шуйский). 1 5. Настоящая фамилия Лжедмитрия I (Отрепьев).

Расставь события по порядку

Ученикам предлагаются карточки с событиями периода Смуты.

Задание: разложить карточки в правильной последовательности.

1. Избрание на царство Михаила Романова.

2. Венчание на царство Василия Шуйского.

3. Восстание в Москве, убийство Лжедмитрия I.

4. Второе ополчение и освобождение Москвы.

5. Смерть Бориса Годунова.

6. Венчание на царство Лжедмитрия I.

7.  Семибоярщина, приглашение на русский престол Владислава.

8. Первое ополчение.

9. Появление Лжедмитрия II. Тушинский лагерь.

10.  Пресечение династии Рюриковичей и воцарение Бориса Годунова.

Ответ: 10, 5, 6, 3, 2, 9, 7, 8, 4, 1.

Игра-лото «География Смутного времени»

Эту игру лучше проводить между двумя командами. Каждая команда получает игровой лист, на котором в полях написаны названия юродов. У каждой команды свой игровой лист, города на котором не повторяют города на игровом листе другой команды. У ведущего карточки с характеристикой какого-либо города, по которым надо определить его название. Та команда, у которой на игровом листе присутствует этот город, не называя его, забирает карточку с характеристикой у ведущего и закрывает соответствующее поле на своем игровом листе. Победительницей становится команда, которая быстрее закроет свой игровой лист, не допустив при этом ошибок.

1. Первый русский город, куда направился в 1604 году Лжедмитрий I (Путивль).

2.  Город, вблизи которого находился Ипатьевский монастырь (Кострома).

3. Город, занятый шведами и заявивший о своем отделении от России (Новгород).

4. Город, героическая оборона которого в течение почти 2 лет сковывала основные силы польских войск (Смоленск).

5.  Город, в котором началось формирование Второго ополчения (Нижний Новгород).

6. Резиденция самозванца Лжедмитрия II (Тушино).

I.  В этом городе объявился новый самозванец Лжедмитрий III (Псков).

8. Город, в котором правил Лжедмитрий I (Москва).

9.  Город, жители которого выступили инициаторами создания Первого ополчения (Рязань).

10. Город, в котором был создан временный правительственный орган «Совет всей Земли» (Ярославль).

I1. Место гибели Лжедмитрия II (Калуга).

12. Место загадочной смерти царевича Дмитрия (Углич).

C:\Users\USER\Pictures\2012-02-04\Изображение.JPG

Литература:

1. Балязин, В. Занимательная история России: с древнейших времён до середины XVI в. - М.: Первое сентября, 2001.

2. Балязин, В. Занимательная история России: середина XVI - конец XVII века. - М.: Первое сентября, 2001.

3. Голицын, С. Сказание о земле московской. - М.: Детская литература, 1991.

4. Гончарова, Т. И. Исторические вечера в школе. - М.: Просвещение, 1992.

5. История: 400 знаменитых имён и событий из всеобщей и отечественной истории для школьников / А. И. Немировский и др.; сост. А. И. Самсонов. - М.: Дрофа. 2000.

6. История России с начала XVII до конца XIX века / Милов Л. В., Зырянов П. Н., Боханов А. Н.; ответ, ред. А. Н. Сахаров. - М.: АСТ, 1996.

7. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: дидакт. материалы. 6-7 кл. / Сухов В. В., Морозов А. Ю., Абдулаев Э. Н. и др. - М.: Дрофа, 2000.

8. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. — Т. 1. - СПб.: АЛЬФА, 1993.

9. Пудовина, Е. И. Государственные праздники Российской Федерации.-М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2005.

10. Степанищев. История Отечества: преподавание в школе. - М.: Гардарики, 2001.

11. 100 великих битв. - М.: Вече, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 7-9 класс "4 ноября - День народного единства"

Материал разработан  по теме гражданско-патриотическое воспитание для привития детям любви, гордости и уважения к истории нашей Родины...

Классный час в 7 классе по теме: "День народного единства"

В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их   существовании.             О существовании даже...

Классный час 9 класс "День Народного Единства".

Классный час 9 класс "День Народного Единства"....

Классный час в виде презентации для 5 класса посвященный "Дню народного единства"

День народного единства - сравнительно новый праздник, но огбъединяющий все народы проживающие в России. Отмечается 4 ноября....

Классный час "День Народного единства" 8 класс

Классный час "День Народного единства" 8 класс...

4 ноября – день народного единства. Классный час в 7 классе

4 ноября – день народного единстваКлассный час в 7 классе...

классный час в 6 классе. Тема: День народного единства

Познакомить учащихся с историей установления праздника,  историческими событиями и героями, связанными с этим праздником. Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории с...