рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамоты" для дошкольных групп
рабочая программа на тему

Щербакова Цветана Николаевна

Настоящая программа составлена на основе программы дошкольной подготовки по информатике для детей 5-6 лет А. В. Горячева, Н. В. Ключ и программы курса «Развивающая информатика» Е. Н. Челак, Н. К. Конопатовой.

Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_doshkolyatam.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе программы дошкольной подготовки по информатике для детей 5-6 лет А. В. Горячева, Н. В. Ключ и программы курса «Развивающая информатика» Е. Н. Челак, Н. К. Конопатовой.

Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Цель кружковых занятий по ОКГ в дошкольных группах – формировать у детей положительное эмоциональное отношение к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей; развивать познавательные способности дошкольников, в частности, умение рассуждать строго и логически, фантазию и творческое воображение.

Курс «Основы компьютерной грамоты» рассчитан на 2 года обучения. Для проведения занятий в первой четверти курса используется учебное пособие «Все по полочкам» авторов А. В. Горячева, К. И. Гориной, компьютеры не требуются. В дальнейшем для занятий необходима компьютерная поддержка.

Задачи кружка на I год обучения следующие:

  • научить выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • научить обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
  • познакомить с вложенными подмножествами (не вводя термина);
  • научить сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • познакомить с главной функцией (назначением) предметов;
  • научить расставлять события в правильной последовательности;
  • научить описывать свои действия;
  • научить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • познакомить с функцией как действием, применяемым по отношению к разным предметам;
  • научить описывать порядок действий для достижения заданной цели;
  • научить находить ошибки в неправильной последовательности действий;
  • познакомить с основными правилами поведения при работе за компьютером;
  • познакомить с основными возможностями компьютера;
  • научить выполнять комплекс упражнений для глаз;
  • научить выполнять комплекс упражнений для рук (пальцев).

Задачи кружка на II год обучения следующие:

  • познакомить с истинными и ложными высказываниями (не вводя термина);
  • познакомить с отрицанием (не вводя термина);
  • научить формулировать отрицание по аналогии;
  • познакомить с использованием разрешающих и запрещающих знаков;
  • познакомить с логической операцией «И» (не вводя термина);
  • научить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;
  • научить видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
  • научить проводить аналогию между разными предметами;
  • научить находить похожее у разных предметов;
  • научить переносить свойства одного предмета на другие;
  • научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;
  • познакомить с основными частями компьютера и их назначением;

  • формировать навыки работы на компьютере.

Содержание обучения

I год обучения

1. Свойства, признаки и составные части предметов.

Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

2. Действия предметов.

Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

3. Первоначальное изучение возможностей компьютера.

 

II год обучения

  1. Элементы логики.

Истинные и ложные высказывания. Отрицания (слова и фразы «наоборот»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И».

  1. Развитие творческого воображения.

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

  1. Первоначальное изучение возможностей компьютера.

В результате проведения кружковых занятий I года обучения по информатике дошкольники будут уметь:

  • выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • называть главную функцию (назначение) предметов;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
  • применять основные приемы работы с мышью;
  • пользоваться простым меню.

В результате проведения кружковых занятий II года обучения по информатике дошкольники будут уметь:

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
  • формулировать отрицание по аналогии;
  • пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • находить похожее у разных предметов;
  • переносить свойства одного предмета на другие;
  • применять основные приемы работы с мышью;
  • пользоваться клавиатурой (некоторыми служебными клавишами);
  • пользоваться простым меню;
  • создавать простейший рисунок в среде графического редактора.

Методы

  • Словесные методы: рассказ, беседа, эвристическая беседа;
  • Игры: ролевые, компьютерные, дидактические;
  • Наглядные методы: наблюдение за деятельностью учителя или за поведением компьютерной среды;
  • Методы контроля и диагностики: наблюдение, контроль «компьютером», взаимопроверка, диагностическое тестирование.

Программное обеспечение курса

 «Основы компьютерной грамоты»

Для формирования и закрепления начальных умений работы на компьютере используются программы комплекта «КиД/Малыш» (Ассоциация «Компьютер и Детство»), представляющие собой систему развивающих и диагностических компьютерных игр, "Веселая информатика". Программы направлены на развитие у детей фундаментальных психических свойств личности, на развитие творческой активности, способности к  самостоятельной деятельности.

Также на кружковых занятиях по информатике для дошкольников применяются клавиатурные тренажеры, компьютерные раскраски и геометрические конструкторы, компьютерные мозаики, компьютерные энциклопедии и путешествия, обучающие игры серий «Гарфильд: всё обо всём», «Развивай-ка», «Обучение с приключением».

«Баба-Яга: пойди туда, не знаю куда…» (развитие качеств мышления, внимания, памяти, координации), «Баба-Яга: за тридевять земель» (начинаем учить английский язык), «Баба-Яга», «Баба-Яга: школа на курьих ножках» (подготовка к школе) – в эти компьютерные игры дети играют с наибольшим интересом, удовольствием, добиваясь правильного решения.

Работа с различными редакторами (графическим, музыкальным) дает возможность дошкольнику работать с информацией, представленной разными способами, а также способствует формированию понимания необходимости и назначения некоторых программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Компьютерному делопроизводству (НПО)

Данная рабочая учебная программа входит в состав учебного плана профессии «Коммерсант в торговле».Рабочая учебная программа «Компьютерное делопроизводство» является интегрированной и позволяет получит...

рабочая программа факультатива "компьютерная графика" 7кл

рабочая программа факультатива разработана по учебнику Угринович....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ»   для специальности 050501 «Профессиональное обучение» отраслевой специализации «Программное обеспечение ВТ и АС...

Рабочие программы и практические рекомендации в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах по бадминтону.

Программы дополнительного образования по бадминтону 1-4 классы, 5-9 классы, 5-11 классы. Планы-конспекты учебных занятий по бадминтону....

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС

Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...

Рабочая программа "Основы компьютерной графики и дизайна" студия "Инфознайки"

    Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и...

Рабочая программа кружка "Компьютерный дизайн" 5-7 классы

Компьютерная обработка видеосюжетов и компьютерная графика - необычайно интересный и перспективный предмет, одни из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимают...