Конспект занятия "Дорогами добра и толерантности"
материал (8 класс) на тему

Каламбет Татьяна Павловна

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Выселковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

 

 

 

 

 

Конспект занятия

с использованием

применением коррекционных

технологий

для детей школьного возраста

«Дорогами добра и толерантности».

 

 

 

 

 

Выполнила: социальный педагог

Каламбет Т.П.

 

 

 

 

ст. Березанская

2017 год

Цель: 

- познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Задачи:

- развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей;

- коррекция внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

- воспитывать чувства коллективизма, сплочённости;

- способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Предварительная работа: беседы «Как вы понимаете добро и зло», «Толерантен ли ты», просмотр видеороликов.

Ход занятия.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Наше занятие мы проведём в дружественной доброжелательной обстановке, под девизом:

Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Слайд 1-2.

- Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. 
- На нашем занятии вы узнаете: что такое толерантность, научитесь различать толерантную личность от интолерантной, попытаетесь понять: каких качеств вам не достаёт, чтобы быть подлинно толерантными людьми.

Слайд 3 -4.

- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Слайд 5.

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

- Подросток. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы или, когда просто поехал в другую местность?

(ответы).

- Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

- В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым условиям жизни. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

- Что означает слово толерантность? (ответы несовершеннолетние).

Слайд 6.

- ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость, умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

Слайд 7.

·                     в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

·                     во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

·                     в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

·                     в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

·                     в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

·                     в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

- Какое из определений вам нравится более всего? (Ответы).

- А что объединяет эти определения? (Ответы).

Слайд 8.

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например,

 

image

 

 

 

- Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Рассказ “Перед вами две дороги. Выбирайте...” (музыка)

Слайд 9.

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь, что, я.... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

- Почему молодой человек отказался помочь?

- Как бы вы поступили в этом случае?

- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Слайд 10.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности: Слайд 11-15.

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, понимание и принятие, чуткость, любознательность, агрессивность.

Слайд 16.

Толерантная личность

Терпение

Чувство юмора

Уважение мнения других

и т.д.

Интолерантная личность

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

и т.д.

Упражнение “Волшебная лавка”

Педагог даёт несовершеннолетним возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Педагог просит несовершеннолетних представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию.

Педагог выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

- Что же такое толерантность?

Учащиеся делают вывод самостоятельно.

Слайд 17.

- В конце мне хочется сказать, что наша группа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Слайд 18.Спасибо за понимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_beregi_sebya_i_svoih_blizkih.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальный педагог ГКУ СО КК « Выселковский СРЦН» Каламбет Татьяна Павловна Береги себя и своих близких

Слайд 2

Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ – САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности . Здоровье - это сокровище, которое нужно сохранять ежедневно. Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком. Хорошее здоровье - основа долгой, счастливой и полноценной жизни, и особенно это важно для сегодняшних детей.

Слайд 3

ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического психологического социального благополучия

Слайд 4

«Девять десятых нашего счастья зависит от того, насколько здоровый образ жизни мы ведем» Счастливым хочет быть каждый из нас. В последнее время понятие здоровый образ жизни становится все более актуальным, ведь изменение типа нагрузок («сидячий образ жизни»), увеличение рисков экологического, техногенного, политического, военного и психологического характера только провоцируют негативные сдвиги в состоянии нашего здоровья. Исследования ученых показали, что если бы каждый человек придерживался 10 основных правил здорового образа жизни, то жили бы мы не менее 100 лет. Эти 10 советов разработаны международной группой психологов, врачей и диетологов. Артур Шопенгауэр

Слайд 5

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни… Факторами риска для здоровья являются: избыточная масса тела, гиподинамия (малоподвижность), нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение.

Слайд 6

Вредная привычка - это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека. Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли. Привычное действие – это и есть привычка . Что такое вредная привычка? ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, КАК МЯГКИЕ КРЕСЛА – СЕСТЬ ЛЕГКО, А ВСТАТЬ ТРУДНО

Слайд 7

Алкоголизм Создает множество проблем. Делает зависимым. Разрушает организм. Лишает семьи. Создает проблемы с законом. Приводит к ранней смерти. Пьянство есть упражнение в безумии . Пифаг ор АЛКОГОЛИЗМ - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков.

Слайд 8

замедленные рефлексы и реакция на внешние раздражители; снижение остроты мышления; провалы памяти; нарушение функций головного мозга и нервной системы; сердечнососудистые заболевания; цирроз печени; пониженное питание; повышенный риск несчастных случаев; потеря сознания; кома. ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЛКОГОЛИЗМА:

Слайд 9

ДОПОЛНИТЕ ПОСЛОВИЦУ Пьяному море по колено, а лужа по … Что у трезвого на уме,у пьяного на … С хмелем познаться , с честь ю … Пить до дна – не видать … языке уши РАССТАТЬСЯ ДОБРА

Слайд 10

Горящая сигарета – это маленький химический завод, выпускающий более 4000 разных химических соединений, 43 из которых являются канцерогенами, то есть вызывающими рак, и более 400 других токсичных веществ, включая никотин. Табакокурение

Слайд 11

Основным действующим веществом в табачном дыме является никотин . Это яд растительного происхождения нервнопаралитического действия, способный нарушать основные моторные возможности организма, в первую очередь - дыхание, сокращение сердечной мышцы и мышечной активности в целом. Кролик погибает от 1/4 капли никотина Собака погибает от 1\2 капли никотина Человек погибает от 2-3 капель никотина

Слайд 12

СТАТИСТИКА В России сегодня курят 70 млн. человек, а ежегодно умирает от курения 400 тыс.человек, 10 % средств, расходуемых на здравоохранение идут на борьбу с болезнями, связанными с хроническим отравлением табачным дымом.

Слайд 13

Бронхит, эмфизит , рак Инфаркт Болезни желудка и 12-типерстной кишки Болезни, связанные с курением :

Слайд 14

Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других. Н.А. Семашко

Слайд 15

Многие считают курение привычкой, полагая, что бросить курить очень просто… Что это всего лишь вопрос волевого усилия. Угроза здоровью человека, которую формирует столь модная привычка, уже настолько очевидна, что вызывает серьезную озабоченность в разных направлениях медицины . Медики считают, что курение это не просто привязанность, а также определенная форма наркотической зависимости.

Слайд 16

НАРКОМАНИЯ Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна. В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз. Наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия .

Слайд 18

НАРКОМАНИЯ - ЭТО СМЕРТЬ ! СПИД Гепатит Смерть Потомство Повреждение мозга Передозировка ЗАВИСИМОСТЬ

Слайд 19

1. Что такое вредная привычка? 2. В табачном дыму содержится аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество, вызывающее привыкание к курению. 3.Сколько процентов вредных веществ получает пассивный курильщик? (Никотин) (50%) 4. Что такое алкоголизм? АЛКОГОЛИЗМ - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Это автоматически повторяющееся вредоносное действие с точки зрения общественного блага. ВИКТОРИНА

Слайд 20

БЕРЕГИ СЕБЯ

Слайд 22

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ Теоретический материал Братилова , Т. И. В семье наркозависимый. Что делать? / Т. И. Братилова , О.П. Починюк . – Изд. 2-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2006. – 224 с. Маюров , А. Н. Уроки культуры здоровья. Алкоголь – шаг в пропасть: учебное пособие для учителя / А. Н. Маюров . – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 208 с. Не унесённые дымом. Здоровье рекомендует: Как защитить детей от пагубной привычки. Советуют лучшие отечественные медики, психологи, социальные педагоги. Журнал «Здоровье, 2002, № 3 Иллюстрации http://dailypix.ru/tags/%C2%FF%F7%E5%F1%EB%E0%E2%E0/ http://www.zwalls.ru/download/6306/2048x2048/ http://ipola.ru/rubric/3999985/friends/friends/profile/page3.html http://content4y.info/cartoon/3469-jarkie-risunki.html http://www.chitalnya.ru/board/2013-08-11/p23/ http://ps-warez.ru/ymor/page/5 http://mir-factov.ucoz.ru/load/eda/top_10_samye_vrednye_produkty/2 http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/2092 http://forum24776.ru/viewtopic.php?id=65&p=5 http://blogowp.ru/kakova-cena-schastya/ http://svekra.ru/profile/jdmak/created/comments/page157/ http://heathscora.blogspot.com/2012/12/blog-post_4429.htm http://www.knews.kg/society/26416_aleksandr_zelichenko_v_kyirgyizstane_net_tochnyih_dannyih_o_kolichestve_potrebiteley_narkotikov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра и толерантности

Урок рекомендую проводить классным руководителям, психологам. По своему содержанию предназначен для начальной школы и среднего и звена. Рассматриваются понятия толерантности и добра....

План-конспект урока "Что такое толерантность?"

В настоящее время мы очень часто слышим слово "толерантность". Что же оно означает?...

Конспект урока по развитию толерантности

Актуальной темой современного образования является воспитание  толерантного отношения школьников  к людям с ограниченными возможностями здоровья, привлечения внимания к проблемам данной кате...

Классный час "Добро, милосердие, толерантность"

Черкасова П. А. Воспитание добра, милосердия и толерантности // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 939-941.Вопрос воспитания добра, милосердия и толерантности, волновали обществ...

Круглый стол План-конспект занятия «Добрые отношения между нами», презентация "Добро и зло"

Круглый столПлан-конспект занятия «Добрые отношения между нами»,  презентация "Добро и зло"...

«Мир добра и толерантности»

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развити в средней группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Алёнушка»....