Доклад на тему «Духовная безопасность молодого поколения»
материал (10 класс) на тему

Калоша Елена Николаевна

Духовная безопасность – одна из актуальных проблем нашего времени, одна

из главнейших для человека, семьи. Эта проблема тесно связана с Церковью, деятельностью религиозных организаций. Безопасность в этой сфере является важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной. Духовность – это основа практически всего, что имеет отношение к самореализации личности

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnaya_bezopasnost_molodogo_pokoleniya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Русский мыслитель Иван Аксаков более ста лет назад пророчески писал: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, становится регрессом, цивилизация заканчивается одичанием».

И сегодня одна из главных проблем, которая несет угрозу национальной безопасности России,- духовное состояние общества, особенно подрастающего поколения. Все здравомыслящие люди ощущают ненормальность современной жизни: традиционные нормы нравственности представляются скучными, немодными, а зло наоборот привлекательным и современным. Ниша воспитанности подрастающего поколения совершенно не заполнена.

Духовная безопасность – одна из актуальных проблем нашего времени, одна

из главнейших для человека, семьи. Эта проблема тесно связана с Церковью, деятельностью религиозных организаций. Безопасность в этой сфере является важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной. Духовность – это основа практически всего, что имеет отношение к самореализации личности

Духовность — это состояние духовного человека, у которого определенный тип поведения, определенный образ мыслей и руководствуется он другими мотивами. Духовность Православной Церкви — не абстрактная религиозная

жизнь, поскольку Церковь есть Тело Богочеловека Христа.

По учению Апостола Павла, духовный человек четко отличается от душевного. Духовным является тот человек, который

имеет в себе действие Святого Духа, тогда как душевным челове-

ком является тот, у кого есть душа и тело, но кто не стяжал Свято-

го Духа, дающего жизнь душе. «Душевный человек не принимает

того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и

не может разуметь, потому что о Всем надобно судить духовно. Но

духовный судит о всем, а о нем судить никто не может».Согласно Апостолу Павлу, духовный человек — это тот,

кто стал сыном Божиим по благодати.

В своем докладе я выделяю два аспекта духовной безопасности детей:

1 Влияние интернета.

Современный ребенок живет в мире постоянно увеличивающихся темпов роста информации. Изменились формы и методы распространения информации. Главная роль теперь принадлежит глобальным сетям. В Интернете на ребенка оказывать влияние может любой человек, политическая партия, группы людей, организации; нет никаких ограничений по территории влияния, времени. Средства влияния и возможности виртуального воздействия постоянно усиливаются и усложняются. 

Результаты влияния информации на здоровье ребенка, в том числе на его духовную жизнь, нравственность, непредсказуемы. С одной стороны, постоянно увеличиваются возможности для творческой и интересной жизни, саморазвития, с другой стороны, информационные потоки так огромны, что ребенок не всегда успевает обработать и запомнить даже полезную информацию. Дети и подростки легко могут найти или создать уникальную среду для виртуального общения и так же легко стать жертвами манипуляторов, подвергаться разного рода насилию. Информационные перегрузки приводят многих людей, в том числе и детей, к стрессам, депрессиям.

Многие дети с раннего возраста начинают играть в различные компьютерные игры, далеко не всегда развивающего характера,  в которых используются самые фантастические виртуальные образы, как позитивные так и негативные. Надо сказать, что использование виртуальных образов ребёнком в отсутствие фундамента телесного, душевного и духовного здоровья  (а в детском возрасте идет только закладка и формирование этого фундамента) приводят к следующим последствиям:

а)  нарушению восприятия живого образа, нарастанию неумелости в деятельности в обычных условиях, восприятию мира в "искусственном" масштабе вне связи с реальным временем и пространством.

б)  путанию реального и виртуального мира. До 6-7 лет у детей отсутствует механизм различения обыденной и виртуальной реальности, ребёнок продолжает виртуальный поединок наяву, ставит себя выше своих родителей, не может приспособиться к своему реальному "Я".

Кроме того, до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии. Только после 12 лет дети имеют возможность хотя бы частично научиться разделять реальности  виртуальную и действительную.

в)  заражению сознания "информационной инфекцией", то есть агрессивными натуралистическими образами, приводящими к телесному "отравлению". Виртуально убивая и подавляя, ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства, собственной злости и безнаказанности. Привычная человеческая шкала ценностей переворачивается, извращается восприятие ребёнком окружающего мира. 

г)  задержке психического развития за счёт длительного восприятия жёстких, негибких, предзаданных форм изображения (так же как и при использовании роботизированных игрушек).

д)   затруднению восприятия ребёнком себя: изменению сознания, воли, личности, эмоций, телодвижений (моторная неловкость, неестественность телодвижений). У ребёнка развивается невнимательность, неусидчивость, "витание в облаках"; нарастает, как снежный ком, неуспеваемость. Часто это сопровождается повышенной утомляемостью, раздражительностью, нарушением памяти и мышления.

е)   включению ребёнком в свой образ чужого образа, отождествление себя с ним.

Виртуальные образы привлекают внимание ребёнка и создают психологическую зависимость за счёт искусственной стимуляции, перевозбуждения нервной системы. Это приводит к дисгармонии мозговых ритмов и гипервозбудимости детей.

Компьютерные игры психиатры всего мира считают наркотиком нового поколения, уводящим ребёнка из мира настоящего в мир иллюзий. Вырастая, он будет тратить своё свободное время на компьютерные игры в ущерб настоящей реальной жизни.

И, к сожалению, все чаще и чаще мы говорим о компьютерной зависимости.

  1. Второй аспект обеспечения духовной безопасности – преподавание основ православной культуры

Православная культура должна быть для ребенка не просто системой знаний, отвлеченных идей, но живых, запоминающихся образов, а в мотивационном аспекте - интересным и радостным знакомством с красотой православной культуры.

На первом этапе определим некоторые методические принципы и приемы работы с младшими школьниками.

Первым назовем принцип минимизации, принцип меры и соответствия выбранной темы уровню восприятия детьми тех или иных понятий, образов, исходя из возможностей ребенка в этом возрасте принять и осознать, прочувствовать то, о чем говорит учитель.

 Вряд ли стоит на первом этапе говорить с детьми о догматических понятиях: Бог, Троица. Первая встреча с детьми. Знакомство. Кого как зовут. «А вы знаете, что каждое имя что-то значит? У каждого из нас есть небесный покровитель. Посмотрим Святцы, узнаем, когда у кого день ангела, именины». Это значимо, доступно, близко и понятно детям.

С этим принципом минимизации тесно связан другой принцип -

актуализации. Очень важно среди изобилия тем выбрать ту, которая созвучна интересам сегодняшних детей.

Что заботит их? Что, в конечном итоге, повысит мотивацию обучения? Принцип освоения религиозного, культурно-исторического наследия родного края.

 Так называет этот подход православный психолог и педагог священник Борис Владимирович. Ничипоров. Почему улица называется

Якиманка? Воздвиженка? А переулок Трехсвятский? Откуда

такие фамилии: Успенский, Вознесенский, Рождественский, Покровский, Троицкий? И много других «почему» возникает у наших школьников.

История храма, история родного города, история чтимых святынь, где религиозная тематика переплетается с краеведческой. Начать с того, что находится близко, рядом. Более подробно, видимо, позднее остановимся на

том, как реализуется принцип актуализации в конкретном уроке,

Современным детям нужна не осведомленность, а живой контакт, который

может взволновать, вдохновить, нужна не просто история, но сопереживание.

Поэтому следующее методическое условие успешного

преподавания - эмоциональность, образность, неординарность.

Например, разговор о сотворении мира стоит начать с предложения детям внимательно посмотреть вокруг

 Приношу на урок арбуз,  или груши и яблоки, словом, любой фрукт, но арбуз более впечатляет. Разве не чудо, что из маленького семечка вырастает такой плод?

А соты? Эти пчелиные домики. Кто научил этих мушек строить такие ровные, красивые ячейки? И многое другое. Предлагаю детям принести свое чудо- кто-то камушек с берега моря, кто-то ракушку, кто-то – осенний кленовый лист. Посмотрите вокруг, даже в городе, как все красиво, премудро устроено. А уж бабочки, птицы и рыбки - давайте нарисуем. Через эмоциональное восприятие красоты Божьего мира - переходим к теме сотворения мира. А арбуз и семечки запомнятся навсегда.

Изучение православной культуры тесно связано с образно-эмоциональным восприятием, умением видеть изображение, слышать музыку. Чтобы дети полнее восприняли православную культуру, учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики получили яркое, образное представление о теме урока.

В этом помогает музыка, изобразительное искусство, художественная литература.

Принцип разнообразия видов деятельности на уроке. Монолог

учителя должен составлять не более 10 минут, причем и во время этого монолога ученики должны быть озадачены вопросом, заданием, иначе они будут играть в крестики-нолики.

Использование современных технических средств помогает

разнообразить урок (работа с видеофильмами, слайд-фильмами, кинофильмами).

Дети привыкли к видеоряду, поэтому  часто на ОПК я показываю православные мультфильмы, видеофильмы-притчи, презентации.

Мультфильмов на православную тематику не так уж и много, но они настолько богаты по содержанию, что дают возможность возвращаться к ним вновь и вновь, на разных уроках.

 Вот, например, прекрасный мультфильм «Святой преподобный Серафим Саровский — чудотворец» можно показать, когда проходишь темы «Монастырь», «Милосердие и сострадание», «Золотое правило нравственности», «Зачем творить добро?», «Проповедь Христа»

. Для темы «Икона» подходит мультфильм «Путеводительница»,

 для «Православной молитвы» — мультфильм «Отче наш»,

для темы «Зачем творить добро?» — замечательный мультфильм «Удивительный ужин в Сочельник».

Когда рассказываешь о христианской семье (или о совести и раскаянии), отлично подойдет мультфильм «Сказание о Петре и Февронии»;

о чуде — «Московская легенда о Василии Блаженном»,

Хороший материал для обсуждения с детьми дают такие мультфильмы, как «Твой крест», х/ф «Щенок».

 Просматривая фильм-притчу, дети как будто сами участвуют в нем, и иногда даже моделируют счастливый конец.

О внеклассных занятиях и

внешкольных мероприятиях учитель также должен подумать.

Принцип обратной связи, условно назовем его так. Очень важно

услышать детей. Внимательно отнестись к откликам на ту или иную тему.

Младший школьный возраст с его непосредственностью восприятия, доверия к учителю позволяет быть искренним и мудрым. На вопрос учителя, почему многие люди не верят в Бога, мальчик ответил: «Они просто невнимательны». Будем прислушиваться к детям и кое-чему учиться у них.

Какими требованиям следует руководствоваться при

подготовке учителя православной культуры.

 Он должен положительно оценивать православную культуру как

содержательный компонент мировой культуры.

 Он должен знать ее традиции в истории становления России.

 Он должен обладать общей культурологической подготовкой.

 Главное - он должен любить детей, любить свой предмет, стремится к

тому, чтобы каждый урок православной культуры был погружением ребенка в мир красоты и радость

Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».

Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании Родины - это зависит от нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:" Духовно-нравственное воспитание подростков"

Задача каждого педагога направить ребёнка, помочь разобраться,посеять зерно, которое обязательно прорастёт....

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание школьников"

Цель педагога – сохранение духовно-нравственного здоровья детей....

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"...

Доклад на тему "Духовно – нравственное воспитание средствами изобразительного искусства"

Этот материал представляет опыт работы по теме Духовно - нравственое развитие на уроках изобразительного искуства и во внеурочной деятельности. Доклад содержит задачи морально-нравственных ориент...

Доклад на тему «Духовная культура осетин»

Язык осетин.Уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются через алан, (как их называли армянский историки) кавказцы-осетины. Оба диалекта осетинского язык...

Доклад на тему: «Духовно- нравственное воспитание - любовь к малой родине».

В данном докладе описывается о духовно-нравственном воспитании....