Выступление "Реабилитационные возможности оригами в работе с детьми с ОВЗ."
материал на тему

Садриева Светлана Владимировна

      Арт-терапия – естественная, древнейшая форма изменения психологического и эмоционального состояния, которой пользуются многие (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, сосредоточиться, успокоиться. Для этого не обязательно быть художником – достаточной взять ручку, карандаш или краски и начать рисовать. Искусству арт-терапии принадлежит роль естественного проводника симптомов или переживаний, и всё это не зависит от пола возраста, чувств болезни, переживаний.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Реабилитационные возможности оригами в работе с детьми с ОВЗ.

Педагог дополнительного образования МАУО «Надежда», г.Нижнекамск.

Садриева Светлана Владимировна

                                          «Под рукой оживает бумага,

Под рукой оживают цветы,

Будто волей искусного мага,

Оригами – бумага - мечты…

Так и жизнь без мечты - лишь бумага,

И судьба без мечты - суета,

А сложив день фигурой без страха,

В мир приходит мечты красота!»

В.Н. Напреенко (ж-л "Оригами" № 11 (1-98))

К сожалению, рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является  реальностью наших дней. Человек – существо общественное. Поэтому жить в обществе и быть свободным от общества он не может. Как же научить жить в современном мире и найти свое место тем, кто имеет особенности в развитии?

Только будучи субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе человек становится полноценным членом общества. Это и есть реабилитация и (или) абилитация.    

  Воспитание и обучение детей и подростков с ограниченными возможностями с учетом формирования начальных профессиональных навыков – одно из условий социализации их в обществе.

  Задача педагога, исходя из индивидуальных интеллектуальных и физических возможностей ребенка, помочь сориентироваться в мире профессий. Занятия в творческих объединениях дополнительного образования помогают получить допрофессиональные и начальные профессиональные навыки и умения.  

      Арт-терапия – естественная, древнейшая форма изменения психологического и эмоционального состояния, которой пользуются многие (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, сосредоточиться, успокоиться. Для этого не обязательно быть художником – достаточной взять ручку, карандаш или краски и начать рисовать. Искусству арт-терапии принадлежит роль естественного проводника симптомов или переживаний, и всё это не зависит от пола возраста, чувств болезни, переживаний.  

       В план работы творческого объединения включён блок по изучению техники складывания «оригами». Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку?  

Многочисленные исследования педагогических и медицинских работников  свидетельствуют о том, что занятия ручным трудом улучшают качество жизни  детей с ОВЗ (НОДА).

Причин успеха занятий оригами, как разновидности занятий ручным трудом много:

  - материал.  Бумага наиболее доступный материал для творчества. С бумагой  можно делать многое: смять, разорвать, рисовать на ней, склеивать, складывать.

- освоить технику оригами довольно легко, в любом возрасте по принципу «от простого к сложному». В оригами  огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который малыши учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам.  В нем есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступенек и любое их количество.

- результат труда достигается  быстро;

- «ситуация успеха»– если складывать поделку аккуратно и точно в соответствии со схемой, она обязательно получится красивой;

       - есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, добавлять элемент творчества;
      - устраняется барьер между взрослым и ребенком, возникает атмосфера доверия;

- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных клинических случаях бывает единственно возможным;  
       - оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других  арт-терапевтических  направлений:  сказкотерапию, игротерапию (обыгрывание как процесса изготовления изделия, так и конечного результата), терапию цветом (используется разноцветная  бумага);

-многократный  повтор и ритмичность при складывании модульного оригами уравновешивают психическое состояние ребёнка;

- форма некоторых фигур (кусудами, многогранники, каркасные структуры) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект. 

        Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта, при помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели.

       На протяжении нескольких лет работы с детьми сложился определённый алгоритм:

- знакомство с условными знаками, со схемами;

- знакомство с базовыми формами;

- рисование эскизов;

- поэтапное изготовление игрушки;

- выполнение работы.

     Подбирается материал, который удобен для создания определённой фигурки. Эта маленькая исследовательская деятельность проявляется в том, что дети из предложенного материала (картон, салфетки, гофрированная, писчая, обёрточная бумага и т. д.) выбирают удобную. Работая со схемами, познают  элементы геометрии, черчения. Подбирая бумагу по цвету, у детей развивается художественный вкус. Ручной труд способствует развитию мыслительной деятельности. Оригами способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления.) Смена внимания предупреждает локальные перенапряжения и переутомления ребёнка при насыщенной разнообразной моторной и мысленной работе.

    Основное место на занятиях отводится практической работе. Такие виды работ развивают творческое мышление, фантазию детей, позволяют на практике проверить свои силы в декоративно-прикладном творчестве.

      Работы учащихся принимают участие в городских, региональных и республиканских выставках и конкурсах наравне со здоровыми  сверстниками. Такие выставки и конкурсы способствуют ознакомлению широкого круга окружающих с искусством оригами, представляют собой наглядную популяризацию деятельности объединения, воспитанию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, позволяют создать дополнительную ситуацию успеха для ребёнка с ОВЗ.

     Для создания социокультурного пространства в семье и повышения педагогической культуры родителей, проводится следующая работа: индивидуальные беседы и занятия, практикумы, занятия по сотворчеству детей и родителей, посещение родителями выставок работ учащихся, экскурсии учащихся и их родителей в городской музей на экспозиции декоративно-прикладного искусства.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особыми возможностями здоровья.

Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения....

Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Для  коррекции  у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков,  умения выражать  свои...

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...

«Использование оригами в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В данном выступлении обсуждается влияние оригами на учащихся в воспитательно-образовательной деятельности....

Техника оригами в работе логопеда с детьми ОВЗ

В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями речи. Известно, что использование в логопедической практике р...