Рабочая программа по СБО 7 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (7 класс) по теме

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по социально-бытовой ориентации для учащихся 7 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_programma_7.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                                           «_____»__________________________2014г.

Рабочая программа по

социально бытовой ориентировке

на 2014-2015 учебный год

для 7 б класса

(УОД)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                                                      «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2014г.                            зам.директора по УВР________Федотова Т.А.

Руководитель ШМО_______________                               «____»_____________________________2014г.      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 7)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – специальные коррекционные занятия, социально бытовая ориентировка

       Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на  основе  программы С.А.Казаковой, В.В.Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета социально-бытовая ориентировка отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).  

По  учебному плану школы  в 7 классе   отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).  

      Содержание учебной программы по социально-бытовой ориентировке сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет уплотнения  учебных часов на основании индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей. Работа строится концентрически. Материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением, с использованием большого количества заданий практического характера.  Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.

Используемый учебно-методический комплект: 

Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией  В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. –    Сб.1. – 224 с.,

Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003,

Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011,

Справочник выпускника / [С.А.Львова]. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 192 с. (Специальная (коррекционная) образовательная школа  VIII вида).

Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. 7 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 119 с.

Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 87 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2011.- 72 с. 

Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 7 класс. – М.:АРКТИ, 2009.- 48 с. 

Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранные к содержанию уроков  (носят индивидуальный характер),  дидактические задания и упражнения (носят индивидуальный характер).

Программа адресована учащимся 7б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них универсальных учебных действий, способствующих социальной адаптации и улучшения уровня общего развития учащихся Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по СБО, который доступен  учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности  сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.

Данный  учебный предмет важен для семиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий СБО опыт учащихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться  с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.. Настоящая  программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что  способствует коррекции недостатков  психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к социальной адаптации детей. Программа  обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • расширение кругозора детей по всем темам, предлагаемым в программе;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся
  •  развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании,  планировании  работы,  последовательном выполнении практических заданий;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
  • воспитание личностных качеств: аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, трудолюбия, терпения, усидчивости;
  • воспитание экономного и бережного отношения к окружающему;
  • строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
  •  содействие нравственному и трудовому воспитанию;
  • выработка навыков общения с людьми

Интеграция с другими предметами:

чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, природоведение, биология, география, ИЗО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: практические работы, анкетирование, тестирование, беседы по пройденному материалу, ответы на вопросы по результатам экскурсий, зарисовки и записи результатов практической деятельности

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Уроки СБО активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся, социально адаптируют детей.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки самообслуживания, но с учётом своих потенциальных возможностей.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (2 еловека) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление о:

  • значении правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка;
  • назначении индивидуальных предметов личной гигиены;
  • необходимости гигиены одежды;
  • назначении вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожиданий, комната матери и ребёнка);
  • порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, агенстве, заказ);
  • порядке сдачи и получения багажа в камере хранения;
  • о вреде самолечения;
  • том, какое место занимают деньги в нашей жизни;
  • порядке и условиях получения зарплаты, пенсии;
  • том, сколько денег можно иметь на мелкие расходы.

учащиеся должны знать:

  • правила соблюдения личной гигиены подростка (юноши, девушки);
  • правила смены одежды и нательного постельного белья;
  • санитарно-гигиенические правила пользования зубной щёткой, расчёской, мочалкой, душем, ванной, унитазом;
  • особенности стирки цветного и белого белья;
  • правила пользования моющими средствами;
  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;
  • последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т.д.;
  • назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг;
  • правила подготовки вещей к сдаче в чистку;
  • способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;
  • последовательность приготовления блюд;
  • возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;
  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;
  • правила пользования столовыми приборами;
  • различные тихие и подвижные игры;
  • правила поведения при встрече и расставании;
  • правила поведения в гостях
  • рецепты каши, заварки чая, правила варки яиц разного состояния;
  • хранения продуктов и готовой пищи;
  • правила вручения и приёма подарков;
  • последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
  • способы и периодичность ухода за окнами;
  • виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;
  • способы утепления окон;
  • правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытия;
  • правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;
  • правила содержания в доме собаки, кошки, попугая;
  • функции железнодорожного транспорта;
  • виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);
  • .примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния;
  • виды справочных служб;
  • виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа4
  • о назначении промтоварных магазинов;
  • о порядке приобретения товаров;
  • ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов;
  • стоимость отдельных товаров;
  • перечень предметов, посылаемых бандеролью;
  • максимальный вес и стоимость посылаемых предметов;
  • виды и способы упаковки бандеролей;
  • состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники);
  • местные лекарственные растения;
  • правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм;
  • правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины);
  • местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов;
  • названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях;
  • виды выпускаемой продукции;
  • названия рабочих специальностей;
  • говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома;
  • составные части бюджета семьи;
  • заработную плату членов семьи.

Обучающиеся должны уметь:

  • ремонтировать разорванные места одежды, штопать;
  • стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины;
  • гладить одежду и бельё;
  • готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов);
  • готовить третьи блюда;
  • оформлять готовые блюда;
  • сервировать стол к обеду;
  • одевать малышей на прогулку;
  • объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;
  • помогать первоклассникам при уборке игрушек;
  • выбрать подходящую одежду для визита в гости;
  • культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);
  • выбирать подарки;
  • изготавливать простые сувениры;
  • вручать и принимать подарки;
  • убирать жилые помещения;
  • чистить мебель;
  • мыть зеркала и стёкла;
  • утеплять окна;
  • ориентироваться в расписании;
  • приобретать билеты в железнодорожной кассе;
  • обращаться за справкой в справочное бюро вокзала, центральную железнодорожную справочную по телефону, в интернет;
  • приобретать некоторые товары в промтоварном магазине;
  • подсчитывать стоимость покупок;
  • правильно вести себя в магазине;
  • заполнять бланки на отправку бандеролей;
  • составлять опись посылаемых предметов;
  • упаковывать бандероли;
  • пользоваться термометром;
  • готовить настои и отвары из лекарственных растений;
  • обрабатывать раны и накладывать повязки;
  • накладывать временные шины;
  • подсчитывать бюджет семьи;
  • составлять доверенность на получение заработной платы.

Содержание рабочей программы

п/п

Тема

Кол-во вопросов в изучаемых  темах (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

2

0

2

2

ОДЕЖДА

4

0

12

3

ПИТАНИЕ

3

0

12

4

СЕМЬЯ

1

0

4

5

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

2

0

4

6

ЖИЛИЩЕ

4

0

8

7

ТРАНСПОРТ

2

0

4

8

ТОРГОВЛЯ

2

0

4

9

СРЕДСТВА СВЯЗИ

1

0

6

10

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

3

0

6

11

УЧРЕЖДЕНИЯ,ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ

1

0

2

12

ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

3

0

4

итого

28 вопросов

0 часов

68 часов

В связи с тем, что в авторской программе С.А.Казаковой, В.В.Воронковой дано количество вопросов, изучаемых внутри 12 предложенных тем, а сетка рабочих часов на изучении тем не дана. То необходимое количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с  тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...

Рабочая программа по технологии для слабослышащих детей 6 класс

Рабочая программа по технологии разработана для детей с нарушением слуха...

Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью

Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....

рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.

Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...