Программа кружка «Вокальное пение»
материал на тему

Куркина Ирина Викторовна

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности,в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-слуховые     представления звуковысотных отношений». (Н.А. Ветлугина) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.vok_.kruzhka_ivanova.docx50.17 КБ

Предварительный просмотр:

Вокальное пение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА–ДЕТСКИЙ САД

Программа утверждена

на педагогическом совете

МАДОУ ЦРР–детский сад г.Покачи

Протокол №____________

От «______»____________2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАДОУ ЦРР–детский сад

________________________

Шкрадюк Т.В..

“___” ___________2016г.

Программа

кружка «Вокальное пение»

Музыкальные руководители:

                                        Иванова Жанна Петровна,

Куркина Ирина Викторовна

ПОКАЧИ

2016 год

Пояснительная записка

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности,в процессе

которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-слуховые            

                                                представления звуковысотных отношений». (Н.А. Ветлугина)

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой таких жизненно важных систем, как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

            Программа по вокальному пению разработана на основе Программы  по  музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Гармония»  (авторы К.В.Тарасова, Т. В.Нестеренко, Т.Г.Рубан, М.А.Трубникова) и предназначена  для детей  6-7 лет. Занятия кружке «Вокальное пение» проводятся с октября по май: 4 занятия в месяц, 32 занятия в год.

Основная форма работы –  занятия.

Продолжительность занятия с детьми – 30 минут. Занятия проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей – 10 человек.

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству.
  2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
  3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  4. Развитие умений различать звуки по высоте;
  5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
  6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
  7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
  8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.

        Возрастные особенности слуха и голоса детей 6-7 лет.

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение других детей. У детей     7-го года жизни появляется способность  активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.

               Общее развитие на седьмом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до-ре2). Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон;
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
  • тембровыми подгруппами;
  • при включении в хор солистов;
  • пение под фонограмму;
  • пение а капелла.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии, и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений;
  • активная концертная деятельность детей;
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице;
  • атрибуты для занятий (ДМИ, музыкально – дидактические игры, пособия);
  • звуковоспроизводящая аппаратура («чистые» записи музыкального материала, микрофон);
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Необходимо бережно относиться к детскому голосу. Проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.      

        Навык артикуляции включает:

  • выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
  • постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
  • умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
  • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

  • гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
  • гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
  • «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

  • слуховой самоконтроль;
  • слуховое внимание;
  • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
  • представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

  • выразительностью мимики лица;
  • выражением глаз;
  • выразительностью движения и жестов;
  • тембровой окраской голоса:
  • динамическими оттенками и особенностью фразировки;
  • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка покусывая его от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом в одну, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки более высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед–вправо–назад–влево–вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный, прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

  • спеть песню с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «бом» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • использовать элементы дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется а капелла);
  • образные упражнения;
  • вопросы;
  • оценка качества исполнение песни.


Примерный учебный план

Содержание

Количество занятий

Восприятие музыки

5

Артикуляция, выразительная дикция

7

Освоение техники распределения дыхания

5

Расширение певческого диапазона, чистота интонирования

5

Эмоционально-выразительное исполнение

10

Итого:

32

Примерное распределение материала по пению на год

Репертуар

Количество занятий

Русские  народные песни  

 (с музыкальным сопровождением )

3

Русские народные  песни

(без музыкального сопровождения)

3

Детские эстрадные песни

(с фортепианным сопровождением)

4

Детские эстрадные песни

(под фонограмму)

6

Песни из мультфильмов

(с фортепианным сопровождением)

4

Песни из мультфильмов

(под фонограмму)

4

Упражнения и попевки

8

Всего:

32

                                   

Ожидаемый результат

          Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг друга.

Дагностика уровня развития певческих умений

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/балл

0

н

с

в

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с  (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

Список детей кружка «Вокальная студия»

№п/п

Ф.И. ребенка

Возрастная группа

1.

Гаджиалиева Милана

Старший дошкольный возраст «Одуванчик» (6-7лет)

2.

Долбунова Полина

Старший дошкольный возраст «Одуванчик» (6-7лет)

3.

Ильченко Маргарита

Старший дошкольный возраст «Одуванчик» (6-7лет)

4.

Колосова Анастасия

Старший дошкольный возраст «Одуванчик» (6-7лет)

5.

Нургалиева Анастасия

Старший дошкольный возраст «Одуванчик» (6-7лет)

6.

Погребняк Алена

Старший дошкольный возраст «Одуванчик» (6-7лет)

7.

Полищук Анастасия

Старший дошкольный возраст «Одуванчик» (6-7лет)

8.

Шадрина Валерия

Старший дошкольный возраст «Одуванчик» (6-7лет)

9.

Стрешной Константин

Старший дошкольный возраст «Одуванчик» (6-7лет)

10.

Ткачук Егор

Старший дошкольный возраст «Одуванчик» (6-7лет)

11.

Смирнов Андрей

Старший дошкольный возраст «Одуванчик» (6-7лет)

12.

Алексеев Данил

Старший дошкольный возраст «Ромашка» (6-7лет)

13.

Андреева Кристина

Старший дошкольный возраст «Ромашка» (6-7 лет)

14.

Автюхова Арина

Старший дошкольный возраст «Ромашка» (6-7 лет)

15.

Куркина Анна

Старший дошкольный возраст «Ромашка» (6-7 лет)

16.

Левковский Дмитрий

Старший дошкольный возраст «Ромашка» (6-7 лет)

17.

Малышкин Миша

Старший дошкольный возраст «Ромашка» (6-7 лет)

18.

Новичков Артур

Старший дошкольный возраст «Ромашка» (6-7 лет)

19.

Постол Дмитрий

Старший дошкольный возраст «Ромашка» (6-7 лет)

20.

Щепина Мария

Старший дошкольный возраст «Ромашка» (6-7 лет)

21.

Гасанагаева Эвелина

Старший дошкольный возраст «Ромашка» (6-7 лет)



                                                  ЛИТЕРАТУРА

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
  3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
  5. Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
  6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1997. - 112 с.
  7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
  8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
  9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
  10. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
  11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
  14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
  15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
  16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  17. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
  18. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
  19. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
  20. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса//  

      Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

  1. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
  2. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  3. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы

       певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка вокального пения "Веселые нотки"

Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эс...

Искусство вокального пения

Образовательная программа по музыке...

программа кружка вокальное пение

программа кружка "Вокальное пение" в школе...

Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ средствами вокального пения

Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ средствами вокального пения решает много задач, в том числе и коррекция волевой сферы, памяти, речи....

Программа кружка по музыке "Вокальное пение" младшая группа

Программа кружка по музыке "Вокальное пение" младшая группа...

Программа кружка по музыке "Вокальное пение" средняя группа

Программа кружка по музыке "Вокальное пение" средняя группа...